НОД экспериментальная деятельность «Снег.Лед.»опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему


Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом

Содержится в разделах:
Экспериментальная деятельность «Искусственный снег»

Наш первый
опыт «Искусственный снег»
Этим летом я увидела в продаже небольшие коробочки с разными
экспериментами от ООО «Простая Наука». Купила детям на пробу и всем понравилось ставить эксперименты. В данном отзыве расскажу, как получить белый, рассыпчатый и теплый снег.
Конспект занятия по экспериментированию «Опыты со снегом и со льдом» в первой младшей группе Конспект занятия по экспериментированию «Опыты со снегом и льдом» «Маленькие волшебники» в первой младшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую.

Экспериментальная деятельность «Снег и лед» Снег – это не только зимние забавы, это – предмет исследования, который таит в себе столько интересного, любопытного и привлекательного. И самое главное – далеко ходить не надо, вот он – предмет исследования, под ногами! Удивительное – рядом! Дети часто задают вопросы: почему.

Статья «Ребёнок-дошкольник — природный исследователь. Экспериментирование со. »

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства снега»

Цель: Ознакомление детей со свойством воды и снега через экспериментальную деятельность. Задачи: 1. Систематизировать представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность.

Экспериментирование малышей со льдом и снегом

Фотоотчет «Экспериментирование малышей со льдом и снегом» Опыт со снегом во второй младшей группе Для эксперимента нам понадобилась емкость, снежколеп (для эстетического вида можно взять любую формочку, для снега. Краски (гуашь) любого цвета, кисточки, снег. Цель: учить.

Источник

Конспект НОД в средней группе по экспериментированию. Свойства снега

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Пирожное из снега».
Автор: Стан Наталья Львовна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г.Усолье Пермский край.


Данный материал будет полезен воспитателям при ознакомлении детей со свойствами снега и при обучении умению моделировать опыт.
Цель: Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность. Задачи: Обучающие: 1. Систематизировать представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность. 2. Упражнять детей в умении моделировать последовательность проведения опыта, через знаковую систему. 3.Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий. 4. Активизировать речь детей через познавательные вопросы. Развивающие: 1. Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность. ( Развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.) Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность. 2. Воспитывать взаимопомощь при проведении опытов. Материалы: Игрушка Лунтик, ящик ощущении, плошка со снегом, формочка, ложечка, лопатка, поднос, салфетка. Карточки схемы (моделирование опыта). Музыкальное сопровождение. Снежинки. Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за снегом, рассматривание снежинок. Знакомство со свойствами снега, игры в снежки. Ход: Введение в игровую ситуацию: /2мин./ В группу приходит Лунтик незаметно для детей и начинает плакать. /дети в это время играют/. Воспитатель спрашивает, дети, кто из вас плачет, что такое, что случилось. Дети начинают смотреть друг на друга и сообщают, что никто из них не плачет, а плач продолжается. Тогда дети и воспитатель начинают ходить по группе и смотреть (искать), кто же плачет. И находят плачущего Лунтика. Дети и воспитатель спрашивают Лунтика: Что случилось? Почему ты плачешь? Лунтик: Я приготовил для своих друзей Кузи, Милы, Пчеленка, угощение: пирожки, пирожное, поставил на стол. И пошёл приглашать друзей к себе в гости, когда мы пришли ко мне домой, то на столе пирожного уже не было. Друзья подумали, что я их обманул, обиделись на меня и ушли. А мне так обидно, я ведь так старался, готовил пирожки, пирожное, а оно куда-то исчезло! Вот я и незнаю, что делать! Затруднения в игровой ситуации: /2мин./ ? Что случилось с лунтиком почему он плачет? (дети рассказывают, что пропало пирожное) ? Дети, а вы как думаете, куда исчезло пирожное? (дети высказывают предположения) ? Дети, а что бы наити пирожное, которое приготовил Лунтик, что нам надо знать? (ответы предположения детей) Воспитатель: Дети, а давайте спросим у Лунтика из чего он приготовил пирожное? (дети спрашивают) Открытие нового знания или способов действия:/4мин/ Лунтик: А вот это моя вам загадка! (вносится ящик ощущении) Дети по очереди опускают руки и на ощупь обследуют «предмет», высказывают мнение, что там может быть. Воспитатель спрашивает: что ты почувствовал, какой предмет на ощупь (холодный, мокрый, может кто-то из детей высказывает предположение, что там снег) Как узнать, что там точно лежит (посмотреть) Воспитатель открывает ящик ощущении и достает снег. ? Что это? (снег) ? На что он похож? (дети перечисляют) ? Значит из чего Лунтик приготовил пирожное? (из снега) ? Дети, может кто-то из вас догадался, почему исчезло пирожное? (ответы предположения детей) Включение нового знания или способа действия: ? Лунтик: А почему оно растаяло? (дети высказывают, что в комнате тепло, поэтому снег и растаял). Воспитатель: А как мы можем проверить, действительно ли пирожное, которое сделал Лунтик растаяло? /приготовить пирожное самим/ Если дети, не высказывают предложения, воспитатель предлагает сделать самим пирожное из снега. ? Какие предметы для изготовления снежного пирожного нам понадобятся? /используется модель руки/ — плошка со снегом, — формочка, — ложечка-лопатка, — поднос, — салфетка. /Дети самостоятельно готовят себе рабочее место/ Воспитатель предлагает детям опорные карты-схемы для моделирование опыта: 1 карточка — взять снег положить в формочку 2 карточка — перевернуть формочку сделать пирожное 3 карточка – поставить в теплое место (схематическое изображение всех карточек) Дети проводят эксперимент, по мере необходимости помогают друг другу. Пока дети выполняют опыт: звучит зимняя мелодия. Физкуль /1 мин./ 1,2,3 повернись и в снежинку превратись С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. Пальчиковая гимнастика «Снежок». /1 мин./ Покажем Лунтику, как мы лепим снежки из снега. Раз, два, три, четыре загибают пальцы, начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили
«лепят», меняя положение ладоней
Круглый, крепкий,
показывают круг, сжимают ладони
Очень гладкий
вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий
грозят пальцем.
Раз-подбросим
смотрят вверх, подбрасываютвоображаемый снежок.
Два-поймаем
приседают, ловят воображаемыйснежок.
Три-уроним
встают, роняют воображаемыйснежок.
И….сломаем
топают.
Лунтик предлагает посмотреть, что произошло с пироженками Дети замечают, что снежные пироженки растаяли и делается вывод: снег тает в тепле и получается вода.
Подготовленный ребенок читает стихотворение П. Воронько «Пирог» Падал снег на порог кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пироги себе пеки Не из снега – из муки! Итог: /3 мин./ Скажите ребята, мы помогли Лунтику понять, куда исчезло его пирожное? (да) А что случилось с пирожками и пирожными, которые приготовил Лунтик? (растаяли) А почему? (в комнате тепло) Значит какой можно сделать вывод? (снег в тепле тает и превращается в воду) Воспитатель: Ну вот Лунтик теперь ты знаешь где твое пирожное, оно растаяло. Дети, а разве можно кушать снег? (нет) Почему? (ответы детей) Лунтик благодарит детей за помощь в поиске снежного пирожного и дарит детям снежинки доброты Лунтик: Это снежинки доброты, они никогда у вас нерастаят, я вам их дарю, чтобы вы с ними играли. Теперь я знаю, куда пропало мое пироженое и пирожки- они растаяли, я больше из снега готовить угощение не буду. Спасибо! А мне пора к друзьям они меня заждались. До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе Интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему: Зима Конспект НОД в средней группе по теме «Воздух» (с элементами развлечения)

Похожие статьи:

Конспект занятия по рисованию в средней группе

Конспект комплексного занятия в средней группе «Весна в деревне»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Чтобы зубки не болели»

Конспект НОД в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД в средней группе по теме: «Вот и кончилось лето»

Опыты со снегом в старшей группе

Наталья Медецкая
Опыты со снегом в старшей группе

Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения опытов со снегом. Благодаря им дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления.

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

— расширять знания детей о зиме;

— в ходе экспериментирования определять свойства снега (белый, не прозрачный, рыхлый, тает в тепле, без запаха)

;

— развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;

— учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

— обогащать словарный запас детей;

— воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Материал для занятия: снег, ёмкость с водой комнатной температуры, ложка, 2 стакана, вата, краски.

Картотека опытов «Снег и лёд»


Цель:

Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе

исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
  • Формировать умения детей наблюдать, делать выводы и умозаключения, а потом на

основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой

деятельности.

  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение, кругозор).
  • Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов.
  • Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и

ответственность за выполняемую работу.

  • Воспитывать активность, желание участвовать в исследовательской деятельности.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
  • Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

Задача:

уточнить представления о снеге и льде.

Содержание опыта:

Приготовить 2 стакана. В один – положить снег,

в другой – лёд. Выяснить, какого цвета снег? Лёд?

Если дети называют: белый, голубой, серый, то показать им эти цвета и сравнить их со льдом.

Результат:

Определили и сравнили цвет снега и льда.

Вывод:

Снег – белый, лёд – прозрачный.

Задача:

подвести детей к понятию «прозрачный».

Содержание опыта:

Приготовить кусок льда и комочек снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и под комок снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и под комок снега. Сравнить, где видно картинку, а где нет. Результат:

Подо льдом цветную картинку видно, а под снегом – нет.

Вывод:

Лёд – прозрачный, а снег – непрозрачный.

Задача:

подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Содержание опыта:

Налить в формочки прозрачную воду. Добавить в них гуашь. В каждой формочке – разная гуашь. Перемешать. Вынести формочки с цветной водой на мороз.

Результат:

Получаются красивые цветные льдинки (скользкие, холодные, твёрдые.) Согреть в руках формочку, чтобы льдинка легче выскочила.

Вывод:

Вода превращается в лёд при низких температурах.

Задача:

подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Содержание опыта:

Принести в ведёрке снег в помещение. Понаблюдать за его таянием. Взять немножко снега на ладошку. Также понаблюдать процесс таяния.

Результат:

Со временем снег тает и превращается в воду.

Вывод:

От любого источника тепла снег тает и превращается в воду.

Задача:

подвести детей к пониманию того, что сосулька тает от любого источника тепла (тёплое помещение, яркие лучи солнца, ладошка.)

Содержание опыта:

Внести сосульку в тёплое помещение. Положить на поднос или ладошку. Понаблюдать, как она тает.

Результат:

Со временем сосулька тает всё больше и больше, превращаясь в воду.

Вывод:

Сосулька тает от любого источника тепла, постепенно превращаясь в воду.

Задача:

подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха.

Содержание опыта:

Предложить детям в морозный день вылепить снежки.

Результат:

Снег легко рассыпается, лепка не получается.

Вывод:

В морозную погоду из снега ничего не лепится, потому что он лёгкий, пушистый, сухой, рассыпчатый.

Задача:

уточнить свойства влажного снега.

Содержание опыта:

Во время оттепели предложить детям слепить из снега снежки.

Результат:

Снег лепится, получаются прекрасные круглые снежки.

Вывод:

Снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой.

Задача:

определить свойства снега и льда.

Содержание опыта:

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? Случайно, желательно на твёрдую поверхность уронить сосульку или постучать по ней. Что с ней произошло?

Результат:

Снег рассыпался, а лёд раскололся.

Вывод:

Снег – сыпучий, рыхлый. Лёд – хрупкий.

Используемый интернет ресурс: https://vostochnsad.ucoz.ru/index/0-25

Ход занятия:

Закружили метели, песни вьюга поёт.

До весенней капели вся природа заснёт.

Холод, песни метели и дорога пуста…

И закованы реки в прочный панцирь из льда.

— о каком времени года это стихотворение?

Д/и «Снежный ком»

. Подберите слова определения
«Зима какая?»
-сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?

Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме.

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)

Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? снеге)

Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.

Вот и мы проведём сегодня несколько опытов, и определим свойства снега.

1. Что такое снег?

Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Опыт 1. «Какой на ощупь»

.

— У нас на столе, в стаканчике лежит комочек снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите снег в руку и скажите, какой он.

Ответы: холодный, белый, лёгкий.

Опыт 2 «Таяние снега«

А теперь посмотрим, что произойдёт со снегом в наших ручках.

Ответ: он растаял и превратился в воду.

Опыт 3 «Определение запаха».

А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега

Опыт №4. «Можно ли окрасить снег

.

Снег можно покрасить обычными пищевыми красителями или красками и понаблюдать, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу.

Опыт 5 «Фильтруем талую воду»

Пропускаем воду полученную из снега через фильтр (вату)

. На вате осталась грязь.

Вывод: В снеге содержится грязь. Поэтому снег и снеговую воду нельзя употреблять в пищу, поскольку они очень грязные.

Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.

-Ребята, вам понравилось быть учеными, исследователями?


Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;. Фотоотчет прогулки в старшей группе «Наблюдение за первым снегом» Цель: Закрепление знаний о снеге, как о сезонном явлении. Привитие любви к природе родного края, бережного отношения к ней. Снег идёт,. Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыты с водой и снегом» Экспериментирование учит детей наблюдать и делать выводы,развивает мышление и внимание. Простые опыты вызывают у детей неподдельный интерес,что. Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за снегом и льдом» Цель: • познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом; • закрепить названия и последовательность зимних месяцев • формировать представление. Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за снегом в феврале» Цели: Формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение. Опыты со снегом, льдом и водой (фотоотчет) Здравствуйте, коллеги! Пока за окнами зима, я решила показать детям, что происходит со снегом в теплом помещении и с водой на морозе. Опыт.

Источник

Игры и опыты со льдом для детей

Второе занятие в нашей «зимней школе» мы посвятим льду. Не нужно проводить это занятие за один день, лучше растянуть на неделю, а то и на две. Итак, приступим!

Что мы знаем о льде? Довольно много! Во-первых, лед – это замерзшая вода. Заморозьте кусочек льда, потрогайте его, какой он? Скользкий, холодный. Прозрачный, твердый. Помните, что снег не тонул в воде? Бросим теперь лед в воду. Лед тоже не тонет! Вспомните про айсберги, именно это свойство льда помогает таким глыбам не тонуть. Можно даже сделать вот такие забавные кораблики (делается он просто: при замораживании кубика льда воткнуть соломинку):

Как лед замерзает. В глубокую емкость налейте воды, через некоторое время проверяйте, как идет процесс замерзания. Где вода будет замерзать в первую очередь, а где в последнюю. Внимательный наблюдатель заметит, что сначала вода замерзнет сверху. Более того, когда вода замерзнет в середине емкости (водоема) будет выпуклость. Дело в том, что в середине вода будет замерзать в последнюю очередь, а вода, охлаждаясь и меняя свой объем, будет подниматься наверх. Попробуйте заморозить другие вещества. Например, молоко. Известно, что при замерзании другие вещества сжимаются и только вода расширяется.

А вот такой опыт мы провели, когда на улице был мороз минус 30. Берем чашку горячей воды и выплескиваем ее, падает уже снег.

Теперь, когда мы заморозили кусочек льда, самое время посыпать его солью. Очень хорошо совместить этот процесс…с рисованием. Попробуйте два вида рисования – гуашью и акварелью, эффект будет разный. Посыпьте лед солью, он начнет таять. А теперь подумайте вместе с ребенком, как человек это научился использовать.

Вода при замерзании расширяется. Об этом мы уже говорили, но можно проверить еще раз. Возьмите пластиковый стаканчик, налейте в него воды и поставьте фломастером отметку об уровне воды. Поставьте в морозилку. Когда будете доставать уже лед, отметьте, где уровень льда. Он будет выше.

Кстати, превращение воды в лед – это колоссальная сила, которая ломает даже камень. Что уж тут говорить про неосторожно забытые на морозе бутылки. Порассуждайте, что еще может сломать вода. Например, трубы (почему водопроводные трубы закапывают в землю).

Теперь от процесса замораживания перейдем к процессу таяния льда. Если вы уже заморозили кусок льда, то посмотрим на него внимательней. Он прозрачный, но не везде. Наверняка в середине вашего куска льда будет мутная область.

Дело в том, что вода замерзает неравномерно. Сначала замерзнет чистая вода (и замерзнет она как мы знаем с краев, серединка замерзнет последней), а все примеси, вся грязь будет замерзать потом и в серединке. То есть вся чистая вода – это наш прозрачный лед. Попробуем отделить его от примесей. Как сделать в куске льда дырку? Подумайте. Самый простой способ – подставить кусок льда под кран с водой, струя горячей воды проделает дырку в нужном месте, смыв все примеси. Останется только разморозить оставшийся прозрачный лед, чтобы получить вкуснейшую талую воду.

Когда лед тает медленнее. А теперь представьте ситуацию – у вас сломался холодильник. Что делать? Как сохранить замороженные продукты? Проведем опыт. Возьмем два куска льда, каждый из которых положим в тарелочку. Первую тарелочку накроем чашкой и укроем чем-нибудь теплым, вторую оставим как есть. Подождем и сравним результаты. Несложно догадаться, где лед тает быстрее. В продолжение темы я предлагаю сделать потрясающие ледяные фонарики. Как сделать такую красоту:

Чтобы сделать ледяные фонарики, нужно в большую емкость с водой, поставить меньшую. И вуаля!

Скачать пару печатных заданий по теме «Лед» можно по этой ссылке.

Книги по теме: «Горячие факты про лед», «Увлекательная физика» Качур Е.

Занимательные опыты со снегом

Наталья Вдовина
Занимательные опыты со снегом

Куда пропал снег?

Наберите немного снега, занесите его в тёплое помещение и положите в глубокую тарелку. Оставьте на некоторое время, пока он не растает. Обратите внимание ребёнка на то, как много снега было изначально и насколько мало воды осталось после. Куда же пропал снег? Дети предполагают, что он испаряется. Но дело не в этом. Молекул воды остаётся столько же. Изменяется только агрегатное состояние. Снег на 95% состоит из воздуха. Снежинки не могут слишком плотно прилегать друг к другу, а потому занимают больше места. А вот в воде между молекулами таких промежутков не остаётся, соответственно, она занимает куда меньший объём. Наглядно это можно показать на примере игрушек. Если их сложить аккуратно, то они будут занимать меньше места, нежели накиданные беспорядочно. Опыт со снегом достаточно простой, но вызывает много удивления у детей. В конце эксперимента можно рассмотреть осадок, который остался в воде. Только что выпавший снег, взятый в лесу, окажется более или менее чистым. Но вот если вы брали его у дороги, то грязи на дне не избежать. Возможно, вид такой воды отобьёт желание ребёнка пробовать снег на вкус.

Какой снег растает быстрее: плотный или рыхлый?

Для этого опыта понадобятся два одинаковых по объёму кусочка снега. Один оставьте рыхлым, а второй сожмите в комок. Положите в две разные тарелки. Какой кусочек быстрее растает? Если ребёнок внимательно понаблюдает за процессом, то увидит, что рыхлый снег превращается в воду быстрее. С чем это связано? Всё дело опять же в расстоянии между снежинками. Там, где снег рыхлый, промежутков больше, а значит, тёплый воздух проникает и внутрь. Второй, плотный кусочек согревается только снаружи, поэтому тает медленней.

Такой эксперимент можно проводить в безветренный день, когда идёт снег. Вам понадобится тёмная ткань или цветная бумага, лупа, фотоаппарат. Поймайте несколько снежинок на бумагу и рассмотрите их в увеличительное стекло. Варежки не подойдут, т. к. снег быстро растает от тепла ваших рук. Затем включите режим макросъёмки на фотоаппарате и сделайте несколько кадров снежинок. Обратите внимание, что они все непохожи друг на друга. Это выяснил ещё учёный Кеннет Либбрехт, который изучал структуру кристалликов и создал самую большую коллекцию фотографий снежинок в мире. Ни одна из них не повторилась. До сих пор его теорию никто не смог опровергнуть. Интересно, а у вас получится найти снежинки-близнецы?

Сколько градусов под снегом?

Воздействие соли на снег

Замерзание мыльного пузыря

Изучайте окружающий мир на примере таких простых и увлекательных экспериментов. Многие из них ребёнок может провести самостоятельно. Опыт – это лучший способ развить интерес к познанию.

Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь» Доброго времени суток, друзья и уважаемые коллеги! В завершении многогранной темы «Арктика и Антарктика» мы решили в группе провести занимательные. Фотоотчёт «Невероятное научное ШОУ» — занимательные опыты для детей В начале осени в наш детский сад «Кораблик» приехали сотрудники научной лаборатории с программой » Невероятное научное шоу». Научное Шоу-это. Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;. Дидактическая игра «Занимательные пуговички» «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов Уже давно. Опыты со снегом, льдом и водой (фотоотчет) Здравствуйте, коллеги! Пока за окнами зима, я решила показать детям, что происходит со снегом в теплом помещении и с водой на морозе. Опыт.

Видеоотчет «Занимательные физические опыты в нашей лаборатории» Доброго времени суток, уважаемые педагоги! Хочу поделиться новостями из нашей лаборатории «Хочу все знать». До конца учебного года, а значит.

Фотоотчет «Занимательные финансы» В дошкольном возрасте немало важную роль играют занятия по финансовой культуре. Будущих налогоплательщик, вкладчиков и заемщиков. Учат различать. Занимательные развивающие задания на занятиях с логопедом Основной задачей логопеда в начальной школе является оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.

Источник

Опыты со снегом и льдом. опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Опыты со снегом и льдом.

Что такое снег (лёд)

Набрать с ребёнком в ведёрко снега (или льда) на улице и принести домой.

На некоторое время оставить в теплом помещении.

Потом обратить внимание на то, что снега не стало, а в ведёрке появилась вода.

Вывод: снег (лёд) – это вода, в твердом состоянии.

Где образуется снег?

Возьмите трехлитровую банку наберите около 3 см. горячей воды. На банку поставьте тарелку со снегом. И ребёнок увидит интересное природное явление. Вода, которая в банке будет подыматься вверх, охлаждается . А со временем она превратится в облако.

Но когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. А так, как воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки.

Вывод: облака – это вода. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок.

Что такое иней?

Возьмите металлический прут и начните на него дуть. Со временем прут покроется инеем. Предложите ребенку провести по инею рукой. Иней осыплется. Спросите ребенка, что же это посыпалось : снег или иней?

Вывод: снег и иней – это одно и то же. Только разница в том, что снег, образуется из воды в облаках, а иней – это вода, которая замерзла на деревьях, на металле, на стекле.

Свойства снега

Предложите ребёнку взять снег в руки и рассказать, какой он на ощупь?

Вывод: снег холодный.

Положить снег на белый лист и сравнить их по цвету.

Положить снег на черный лист и спросить, видна ли бумага?

Вывод: снег белого цвета и непрозрачный.

Предложить ребенку взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Он рассыпается.

Вывод: снег рыхлый.

Сравнение снега и льда?

Занести снег и лёд в теплое помещение.

Общее: это вода, в твёрдом состоянии.

Кладем снег и лед на черный лист бумаги.

Различие: снег белый, а лёд – прозрачный.

Снег сдувается с ладошки, а лёд ломается.

Различие: снег рыхлый , а лед хрупкий.

Какую пользу приносит снег для растений?

Для опыта берем на прогулку две бутылки с одинаково тёплой водой. Одну бутылку оставляем на открытом воздухе, а вторую закапываем в снег. Через некоторое время сравниваем температуру воды в бутылках.

Вывод: вода в бутылке теплее. Значит снег защищает растения от холода.

Почему снег легче песка?

В одно ведерко набрать песок, а в другое снег. Сравнить их по весу.

Рассмотреть «хлопья» снега на черной бумаге. Обратить внимание, что «хлопья» снега – это несколько снежинок сцепленных вместе.

Вывод: снег легче песка, потому что он пушистый.

Что же находится в снегу между снежинками?

Предложить детям набрать снег в ведёрко, стараясь его не мять. Потом предложить утоптать его. Что случилось со снегом? Он уменьшился в объёме.

Вывод: в снегу между снежинками есть воздух.

Какую пользу приносит снег людям?

Обратить внимание детей, что после того, как прошёл снег дышать легче. Потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы. И воздух становиться чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.

Вывод: снег чистит воздух.

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Слепить с ребёнком из снега Деда Мороза и Снегурочку. И занести их в теплое помещение. Снегурочку окутать в меховую одежду, а Деда Мороза оставить так стоять. Понаблюдать, кто раньше растает. Раньше растает Дед Мороз.

Вывод: Деду Морозу и Снегурке нужны шубы, чтобы не растаять. Снег быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а одежда защищает не только от холода, но и от тепла.

Я уверена, если вы проделаете подобные опыты с детьми. Вы не только умственно разовьёте своего ребёнка. Но и Ваши с ним отношения намного будут теплее и ближе от совместно проведенного времени.

Опыт «Почему снег хрустит?»

Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Опыт

Если положить снег и лед в емкость с водой, что мы увидим?(снег и лед не тонут, а остались на поверхности воды.

Вывод: снег и лед легкие (снег и лёд состоят из воды и они лёгкие, легче, чем вода)

Опыт «Откуда берётся иней?»

На прогулку вынести термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку (крышку). Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Опыт «Почему снег греет?»

Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на улице одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло и согревает землю от промерзания.

Опыт «Почему снег белый?»

Предварительно на улице рассмотреть снежинки через микроскоп и увидеть, что снежинки состоят из тоненьких прозрачных кристалликов льда.

— А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. Но его использовать в теплой комнате мы не можем (растает). Тогда заменим его на плёнку (она тоже тонкая, прозрачная, гладкая).

А теперь попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев.

— Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? (она стала не совсем прозрачной). Но все — таки, через нее видно цвет бумаги.

— Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу «льдинку” нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. (разрезать на мелкие кусочки)

— Теперь давайте полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).

— Посмотрите, что произошло? (появился белый цвет)

Взять пинцетом один кусочек пленки. Он белый? (нет) А какой он? (прозрачный)

— Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.

-Как вы думаете, как появился белый цвет у нашего «снега»?

Вывод: Прозрачная тонкая льдинка пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие «кристаллики» (снежинки) сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.

Опыт «Снежные цветы»

В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

Опыт «Чистый лед»

Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки.

Вывод: Замораживание очищает воду

Куда пропал снег

Наберите немного снега, занесите его в тёплое помещение и положите в глубокую тарелку. Оставьте на некоторое время, пока он не растает. Обратите внимание ребёнка на то, как много снега было изначально и насколько мало воды осталось после.

Куда же пропал снег? Дети предполагают, что он испаряется. Но дело не в этом. Молекул воды остаётся столько же. Изменяется только агрегатное состояние. Снег на 95% состоит из воздуха. Снежинки не могут слишком плотно прилегать друг к другу, а потому занимают больше места. А вот в воде между молекулами таких промежутков не остаётся, соответственно, она занимает куда меньший объём.

Наглядно это можно показать на примере игрушек. Если их сложить аккуратно, то они будут занимать меньше места, нежели накиданные беспорядочно.

Опыт со снегом достаточно простой, но вызывает много удивления у детей. В конце эксперимента можно рассмотреть осадок, который остался в воде.

Только что выпавший снег, взятый в лесу, окажется более или менее чистым. Но вот если вы брали его у дороги, то грязи на дне не избежать. Возможно, вид такой воды отобьёт желание ребёнка пробовать снег на вкус.

И огонь, и вода, и лед — будьте осторожны!

Затем верхнюю часть пробирки начинаем нагревать на пламени спиртовой горелки — именно лишь верхнюю ее часть. Спустя совсем небольшой промежуток времени вода закипает — из пробирки выделяется пар. Но почему же на дне лежащий лед не тает, что за чудо природы?

Весь фокус в том, что кипящая вода находится лишь в верхней части пробирки, а на дне она остается холодной, то есть наш лёд не «в кипятке», а «под кипятком». Как известно, под воздействием тепла вода имеет свойство расширяться и становиться легче, поэтому кипящая вода и не думает опускаться на дно и смешиваться с холодной. Взаимодействия верхнего горячего и нижнего холодного слоев не происходит, нагреться нижняя часть пробирки может лишь путем теплопроводности, но, как известно, данный показатель у воды не слишком высок.

Кстати, самые простые опыты со льдом и снегом, понятные даже крохотному малышу, — это наблюдение на улице за летящими снежинками. Если взять лист бархатной бумаги черного цвета и выйти во двор в снегопад, опустившиеся снежинки на листе продемонстрируют свою безупречную кристаллическую структуру. Постояв немного подольше, мы получим наглядное представление о том, как образуется рисунок из снега.

Какой снег растает быстрее: плотный или рыхлый

Для этого опыта понадобятся два одинаковых по объёму кусочка снега. Один оставьте рыхлым, а второй сожмите в комок. Положите в две разные тарелки. Какой кусочек быстрее растает?

Если ребёнок внимательно понаблюдает за процессом, то увидит, что рыхлый снег превращается в воду быстрее. С чем это связано? Всё дело опять же в расстоянии между снежинками. Там, где снег рыхлый, промежутков больше, а значит, тёплый воздух проникает и внутрь. Второй, плотный кусочек согревается только снаружи, поэтому тает медленней.

Изучаем снежинки

Такой эксперимент можно проводить в безветренный день, когда идёт снег. Вам понадобится тёмная ткань или цветная бумага, лупа, фотоаппарат. Поймайте несколько снежинок на бумагу и рассмотрите их в увеличительное стекло. Варежки не подойдут, т.к. снег быстро растает от тепла ваших рук. Затем включите режим макросъёмки на фотоаппарате и сделайте несколько кадров снежинок. Обратите внимание, что они все непохожи друг на друга.

Это выяснил ещё учёный Кеннет Либбрехт, который изучал структуру кристалликов и создал самую большую коллекцию фотографий снежинок в мире. Ни одна из них не повторилась. До сих пор его теорию никто не смог опровергнуть. Интересно, а у вас получится найти снежинки-близнецы?

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Занятие-эксперимент в средней группе «Знакомство со свойствами снега и льда».

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе №12 (дети 4-5 лет) МБДОУ ЦРР детский сад №56

Воспитатель Александрова Елена Олеговна

Цель: знакомство со снегом и льдом, как природными явлениями, их свойствами.

Задачи:

  • формировать у дошкольников элементарные представления о свойствах снега;
  • учить обследовать, выделяя качества и свойства;
  • развивать мыслительные операции, умение делать выводы, активизировать словарь детей;
  • способствовать воспитанию самостоятельности, навыков сотрудничества;

воспитывать аккуратность при проведении опытов.

«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица

Актуальность:

Все дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. Детям предлагается задуматься над вопросом, что такое снег, что такое лёд, как они образуются.

На занятии детям предоставляется возможность получить ответы на свои вопросы в процессе самостоятельного экспериментирования, в процессе работы со снегом, водой, красками результат работы наглядно виден детям. Всякий опыт – это активный процесс, система определенных действий, при помощи которых ребенок получает ответы на стоящие перед ним вопросы.

Именно в дошкольном возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира. Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления.

Материалы для проведения опытов со снегом:

различные емкости для снега – стаканчики, тазик, лопатки, формочки, клеенка, лупа, краски, кисточки, вода.

ОПЫТ 1. Снег белый, пушистый, холодный.

ОПЫТ 2. Снег состоит из множества снежинок.

ОПЫТ 3. Из снега можно лепить комочки.

ОПЫТ 4. На снегу можно рисовать.

ОПЫТ 5. Снег может принимать форму.

ОПЫТ 6. В тепле снег тает.

ОПЫТ 7. Следы на снегу: снег принимает форму. По следам мы можем определить, кто прошел.

ОПЫТ 8. Лёд – это замёрзшая вода. 1) Изготавливаем цветные льдинки.Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь детям.

2) Замораживаем льдинки. Относим их на наш участок, на улице наша водичка превращается в лёд.

3) На следующий день проверяем результат. Водичка в формочках замёрзла и стала льдом.

4) Украшаем наш участок. Любуемся разноцветными льдинками.

Заключение: Это был увлекательный и интересный эксперимент, в результате которого дети узнали о таком природном явлении как снег, узнали, что он состоит из множества снежинок, что при изменении температуры меняет свои свойства и состояние, что на снегу можно оставлять следы, которые сохраняют форму стопы.Дети научились делать самостоятельно из воды и красок разноцветные льдинки, узнали, как и где вода замерзает и становится льдом.

Следующая >

Сколько градусов под снегом?

А проверить это не так сложно. Возьмите градусник и выйдите на улицу. Снаружи измерить снег не составит труда. Достаточно просто воткнуть в него градусник и немного подождать. Температура будет практически такой же, как и на улице.

Но как же узнать, сколько градусов под большим сугробом? Нужно постараться опустить термометр как можно ниже к земле. А чтобы он не потерялся, и вам не пришлось раскапывать весь сугроб, привяжите к нему ниточку, желательно яркую и плотную, и оставьте её вверху.

Воздействие соли на снег

Расскажите ребёнку, чтобы снег растаял быстрее, его можно посыпать солью. Именно так и поступают работники при очистке автомобильных дорог. Конечно, там используют техническую соль, но для опыта подойдёт и обычная: поваренная или морская.

Наберите и положите снег в две ёмкости. Одну оставьте в стороне, другую посыпьте солью. Понаблюдайте, где снег тает быстрее. Для наглядности зафиксируйте время начала и завершения эксперимента.

Меры предосторожности

Лед настолько холодный, что при неправильном обращении может вызвать легкие ожоги. Свежий сухой лед из морозильной камеры не должен касаться кожи, так как он может прилипнуть и повредить нежную кожу детей.

Чтобы избежать этого, нужно намочить лед или оставить его вне морозилки на несколько минут, пока ледяной блок не начнет таять. Это создаст слой влаги, который позволит детям без проблем дотрагиваться до льда.

Какие игры и опыты со льдом для детей вы решили повторить?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]