Технологические карты по ознакомлению с предметным и социальным окружением старшая группакартотека по окружающему миру (старшая группа) на тему


Предметное окружение в старшей группе

Для полноценного развития ребенка как личности в старшей группе детского сада большое значение имеет приобщение к миру взрослых и предметов, которые созданы их трудом. Исследовательский подход, который характерен для дошкольников этого возраста, позволяет им действовать более самостоятельно и разумно в повседневной жизни. Помогает воспитать нравственное отношение к окружающим предметам и воспринимать их как результат человеческого труда.

Целью введения в предметный мир является формирование представлений о предмете, как результате труда человека, о творении человеческой мысли.

В начале учебного года ставятся определенные задачи, которые должны быть реализованы в старшей группе:

– Развитие представления дошкольников о мире окружающих предметов.

– Знакомство с предметами, которые облегчают труд человека в быту, создают определенный комфорт.

– Определение материалов, из которых изготовлены предметы.

– Сравнение и классификация предметов по определенному признаку.

Наравне с предметным окружением в старшей группе уделяется большое внимание социальному окружению. Рассмотрим некоторые явления общественной жизни.

Семья.

– Знание своего домашнего адреса.

– Формирование интереса к своей родословной.

– Рассматривание фотографий родственников, нахождение сходства.

– Знакомство детей с местом работы родителей, их профессией.

– Правильное отношение и уважение к труду всех членов семьи.

– Наличие постоянных обязанностей по дому.

– Привлечение к подготовке семейных торжеств и праздников.

Детский сад.

– Расширение представления ребят о дошкольном учреждении.

– Умение ориентироваться на территории детского сада и в его помещениях.

– Приобщение к мероприятиям, которые проходят в детском саду.

– Участие в общественной жизни детского сада вместе с родителями.

– Знакомство с техникой безопасности на улице и в быту.

– Формирование уважительного отношения к работникам дошкольного учреждения.

– Развитие внимания и чуткости к сверстникам и младшим дошкольникам.

Труд взрослых.

– Расширение представления дошкольников о различных профессиях.

– Знакомство с людьми некоторых профессий, в том числе современных.

– Знакомство с личностными и деловыми качествами людей, которые занимаются трудом.

– Объяснения значимости и важности труда человека.

– Раскрытие деловых и личностных качеств, целей и мотивов трудовой деятельности.

– Развитие чувства благодарности и уважения к людям за их труд.

Родная страна.

– Расширение представления о нашей стране.

– Знакомство с обычаями и традициями России.

– Формирование интереса к родному краю, в котором мы живем.

– Объяснение многонациональности нашей страны.

– Знакомство с государственными и народными праздниками.

– Поиск нашей страны, некоторых городов, лесов и рек на контурных картах.

– Ознакомление с мелодией гимна, флагом и гербом России.

Наша армия.

– Знакомство с Российской армией.

– Объяснение важности трудной и почетной обязанности – защищать Родину, сохранять её безопасность.

– Приглашение военных и ветеранов в дошкольное учреждение.

– Рассматривание с ребятами репродукции картин с военной тематикой.

– Воспитание патриотизма среди дошкольников.

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Задачи:

расширять представления о многообразии комнатных растений; учить узнавать и правильно называть комнатные растения; рассказать о профессиях связанных с уходом за комнатными растениями; закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей; совершенствовать навыки ухода за растениями; воспитывать бережное отношение к растениям. . («Ознакомление с природой в детском саду».А.Соломенникова стр.66)

4 «Экскурсия в зоопарк»

Задачи:

расширять представление детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – это часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее; формировать представление о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери; развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. . («Ознакомление с природой в детском саду».А.Соломенникова стр.63)

Март

1 «Цветы для мамы»

Задачи:

расширять представления о многообразии комнатных растений; учить узнавать и правильно называть комнатные растения; дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом; учить высаживать рассаду комнатных растений; формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду. («Ознакомление с природой в детском саду».А.Соломенникова стр.62)

2 «Водные ресурсы Земли»

Задачи:

расширять представления о многообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря; о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам; закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. («Ознакомление с природой в детском саду».А.Соломенникова стр.69)

3 «Путешествие в прошлое лампочки»

Задачи:

познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета. . («Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.41)

4 «В гостях у художника»

Задачи:

формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты его труда отражают чувства, личные качества, интересы. . («Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.43)

Апрель

1 «Путешествие в прошлое пылесоса»

Задачи:

вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. . («Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.45)

2«Россия огромная страна»

Задачи:

формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел; чтобы попасть из одного конца страны в другой, например из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой- главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями. («Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.46)

Методика ознакомления дошкольников с предметным миром

Анжелика Гулакова

Методика ознакомления дошкольников с предметным миром

Методика ознакомления дошкольников с предметным миром

Большое место при обогащении словаря детей занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.

Методика этих занятий была предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена В. И. Логиновой. Авторы выделяют 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:

1- первичное ознакомление с предметом.

2 — ознакомление с качествами и свойствами предметов.

3 — формирование понятий в процессе обобщений.

Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ними. Проводятся в младшем и среднем возрасте.

Значение:

1. Формируется целостное представление о предмете

2. Связь между назначением предмета, его строением, материалом.

Требования к данным занятиям:

1. Познавательная деятельность представлена практическими задачами и опирается на игровые приемы.

2. Использование наглядного материала по количеству детей.

3. Активные действия с предметами, дети выбирают пригодный и мотивируют выбор.

4. Предметы должны быть известны детям.

5. Руководство осуществляется через указания и вопросы.

Структура занятия.

Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.

Основная часть

1. Постановка учебной задачи (формирование дифференцированного восприятия осуществляется через игру).

2. Рассматривание предмета, строение, назначение, введение слова.

3. Выбор предмета детьми, закрепление знаний, закрепление слов.

На занятиях по углублению знаний о качествах и свойствах предметов формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.

Значение:

1. Формируется понятие, что все вещи изготовлены из различных материалов; существуют процессы превращающие материал в вещь (шитье, вязание, лепка, деревообработка и т. д.)

2. Формируются способности видеть в вещи материал, устанавливать свойства материала некоторыми способами (надавить, согнуть, надорвать)

.

Требования

1. Тщательное сенсорное обследование.

2. Наглядный материал по количеству детей.

3. Включение в деятельность.

4. Вычленяемые качества должны быть ярко представлены.

5. Сравнение с другими качествами и свойствами других предметов.

6. Руководство воспитателя осуществляется через вопросы и точные указания.

Структура занятия

1. Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.

Основная часть

1. Вычленение качеств в ситуации той или иной деятельности (сначала указание действия, затем вопрос детям)

.

2. Обучение обследовательским действиям вычленения нужного свойства (сначала указание действия, вопрос констатирующего и косвенного характера (Прочная бумага, почему)

.

3. Упражнение выделения нового качества и свойства в разнообразных предметах — закрепление свойств.

Усложнение — в старшем возрасте данные занятия усложняются, они называются «Сравнение предметов»

их цель подбор наиболее точного слова для характеристики выделяемых особенностей.

Требования

1. Достаточное количества сравниваемых признаков (форма, величина, цвет, их различие и общность.

2. Плановость сравнения в целом, частей и деталей, обобщение в целом.

3. Отбор приемов обучения — указания и вопросы.

4. Максимум речевой активности детей.

Формирование видовых и родовых понятий в процессе обобщения.

Занятия проводятся во всех возрастных группах. Переход к обобщению требует умения выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Выделяют два вида данных занятий – формирование видовых и родовых понятий.

Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями,например: стул, табурет, кресло.

Структура занятия

Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.

Основная часть

1. Необходимость выбора через игру.

2. Выбор предмета из группы сходных (как вы узнали., Почему взяли этот предмет, а не другой? Что есть у этого предмета, чего нет у других (и наоборот? После каждого ответа — мотивация- Почему вы так думаете?

3. Упражнение в выборе предметов.

Родовые понятия — предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)

Структура занятия

Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.

Основная часть

1. Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков (для чего нужна машина, кто ей управляет)

2. Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое,что различное у всех видов и делаем вывод: все что служит для перевозки людей и груза называется — транспорт)

3. Упражнение в подведении видовых понятий под родовые.

Последующая работа основывается на закреплении и дифференцировке понятий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]