Проект в старшей группе «Каменная сказка»
Беседа «Драгоценные камни»
Цель: Познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего. Показ иллюстрации коллекции камней Чтение отрывка из сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка» Музыкальное сопровождение «Рассвет над Москвой – рекой» М. Мусоргского Сюрпризный момент подарок от Хозяйки Медной горы. Воспитатель рассказывает о том, что есть ещё волшебные камни. Воспитатель напоминает детям о камнях, принесённых из пещеры. Предлагает их рассмотреть и потрогать, обратить внимание на цвет и форму камней. Какие они – гладкие или шершавые? Предлагает рассмотреть разные камешки. В древности люди делали из таких камней амулеты: считалось, что это защитит их от бед и болезней. Люди давно научились делать из этих камней ювелирные изделия. Дети трогают камни, определяют какие они на ощупь – гладкие или шершавые? Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней и украшений. Камни очень красивы, долговечны, необычно блестят. Наши предки наделяли камни сверхъестественной силой. Первобытные люди изображали на них магические знаки. Они считали, что такой камень защищал человека, лечил его, помогал в трудных ситуациях. Позже появились люди — ювелиры. Они из камней делали украшения – серьги, бусы, кольца, браслеты. Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье. Воспитатель напоминает детям о том, что в Алтайском крае есть завод по обработке декоративного камня, изделия этого завода выставлены в музеях страны. Воспитатель читает отрывок из сказки, звучит музыка: «Есть, у нас дорогая тятина памятка – малахитова шкатулка. Вот где каменья! Век бы на них глядела. … Танюшка побегала много-мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги навесила… А камни-то ровно ещё краше стали. Так и горят разными огоньками, и светло от них, как при солнышке». Обращает внимание детей на то, что шкатулка открылась. Воспитатель и дети рассматривают, что лежит в шкатулке. Воспитатель раздаёт детям подарок от Хозяйки Медной горы – по цветному камешку.
НОД «Удивительные камни»
Цель:
Оборудование: Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, гвоздик, монетка, стакан с водой, мел, лимон), канат, кукла “Хозяйка медной горы”, оформленная выставка камней, конфеты “Морские камушки”.
Ход занятия: Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их. – Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю). – Давайте посмотрим, что это. (Это карта). (На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа, под цифрой 3 квадрат). – Может, её кто-то потерял? (оглядывается). – Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту). (Воспитатель помещает карту на мольберт) – Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете?(внизу карты изображена шкатулка под номером 1). – Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее.(ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю). – Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая) – Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей) –Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки) – Что это? (камни) – Для чего нужны камни? (ответы детей) – Где можно обнаружить камни? ( на улице, в горах, в море, на даче…). – Возьмите каждый по одному камню. – Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства. – Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа). – Как называется место, где их можно увидеть это оборудование? (лаборатория). –Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты) – Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые) – Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся. (Дети идут по канату на полу). – Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам быть учеными. Положите камень на разнос к камням, которые там лежат. – Сегодня вы исследуете свойства камней. – Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет, в какой последовательности эксперименты вы будете проводить. Все знаки вам уже знакомы. – Расскажи (имя ребенка) что мы сегодня должны узнать о камнях? (Ребенок выходит к доске и рассказывает по схеме). – У вас на столах лежат таблицы. В ней вы будете отмечать результаты проведённого опыта, обозначая их знаками “плюс” или “ минус”. – Итак, приступаем к выполнению первого опыта, выберите один камень и обследуйте его. (Беседа с детьми индивидуально: Какой камень на ощупь – гладкий или шершавый? Занесите результаты в таблицу). – Скажите, какой камень на ощупь? (Ответы 2-х детей). – Приступайте ко второму опыту. Что можно сказать о цвете камней? (Они разноцветные) Занесите результаты увиденного в таблицу. – Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой. (Дети рассматривают, воспитатель индивидуально спрашивает: Что ты увидел на камне? Занеси в таблицу). – Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой? (1-2 ответа ребенка). – Уважаемые ученные приглашаю вас подойти ко мне. Что вы знаете о камнях, как они появляются? – Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”) Физкультминутка: Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх) До небес макушка (тянутся на цыпочках) Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук) Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук) Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой) И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки). Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону) (Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте). Раскатились камешки, и с той самой поры Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место). – Пройдите за рабочие места, продолжим работу, проверим камень на твердость. – Поцарапайте камень ногтем, если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”. Попробуйте поцарапать камень монетой, гвоздем.(Индивидуально: какой камень у тебя? Поставь в таблице знак). – Что можно сказать о камне, какой он? (ответ ребенка) – Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать: “Белый камушек растаял На доске следы оставил” – О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень. – Найдите среди камней мел и покажите его мне. – Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать). – Скажите, какой он по твердости. Попробуйте провести по нему гвоздем. – Что можно сказать о меле? (мел мягкий) – Значит, камни бывают и мягкие и твердые. – Возьмите камень и опустите его в воду. Что происходит? Отметьте в таблице результаты наблюдения. – Вот вы заполнили всю таблицу. Получили результаты исследования. – Подойдите к карте. Какое следующее задание? (На карте нарисован конверт) – Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка) – Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано?(нужно выложить) (Собирают портрет хозяйки медной горы). – Кто это? Что вы о ней знаете? Появляется хозяйка медной горы. – Здравствуйте, ребята. Вы побывали в моей лаборатории. И я вижу, что вы проводили опыты с камнями. Что же вы узнали? – Настя расскажи Хозяйке медной горы, что мы сегодня узнали о камнях. – Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают и драгоценными. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску).Я приглашаю вас на выставку камней. Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво! – Для того чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я дарю вам эту книгу. Когда прочтете книгу, соберите музей разных камней в своей группе, пригласите гостей и расскажите им об удивительном мире камней. А эта кукла станет хозяйкой в вашем музее. ( кукла в костюме Хозяйки медной горы). – Карту я возьму с собой, еще в другой детский сад схожу, чтобы детей познакомить со свойствами камня. (снимает карту с доски). До свидания, очень рада нашему знакомству(уходит). – Скажите, что нового вы узнали сегодня? – Я довольна вашей работой, а книгу мы обязательно прочтем и музей камней соберем.
Конспект «Камни и их свойства»
МАДОУ «Стрельский детский сад «Сказка»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Камни и их свойства»
2018г.
Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно – эстетическое развитие
Цель:
ознакомление со свойствами камня.
Задачи:
- Учит детей распознавать на ощупь свойства вещества: твёрдость, мягкость, плавучесть;
- Учит сравнивать и различать вещества по их состоянию;
- Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом эксперимента и сравнивать её с результатом;
- Воспитывать интерес к дарам кладовых Земли.
Материал и оборудование:
письмо, шкатулка с украшениями и разными камнями, макет горы, фартуки, верёвка, цветные карандаши, таблица — «Алгоритм описания камня» на каждого ребёнка, лупы, стаканы с водой, иллюстрации различных домов, красивых зданий, дворцов из камня.
Предварительная работа:
сбор различных камней для коллекции, чтение сказок П.Бажова, беседы по содержанию.
Стук в дверь, в гости приходит гном, приносит шкатулку и письмо от братьев-гномов. Читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья-гномы из маленькой горной деревушки. Рядом с нами течёт горная река. В горах всё так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землёй. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Некоторые посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно только уметь раскрывать его тайны. В горах мы часто встречаем людей, которые ищут камни – геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может они и правы. Чтобы суп был солёным, нужна соль, а соль – это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятали много разных камешков. Пусть каждый из вас найдёт свой камень и узнает его секрет. Удачи вам!
Гномы – хранители камней»
Воспитатель с детьми рассматривают содержимое шкатулки гномов. Беседуют.
— Для чего нужны эти предметы? (для украшения, для красоты)
— Из чего они сделаны? (из разных камней)
-Похожи ли они на те камни, которые мы находим на улице? (нет)
— Могут ли они быть родственниками?
-Для чего камни нужны в природе?
-Где можно обнаружить камни?
Воспитатель предлагает детям стать геологами и отправиться в горы на поиски камней, которые спрятали гномы.
Дети направляются к макету горы, где спрятаны различные камни и ищут их. Найдя, рассматривают.
— Вы нашли разные или одинаковые камни? (разные)
— Ваши камни это объект природы или нет? Почему вы так считаете?
— Камни это живая или неживая природа?
Дети складывают камни в рюкзаки и отправляются в лабораторию. На пути им встречаются преграды: перепрыгнуть через ручей, пройти по камушкам, держась за верёвку. (Физкультминутка)
В лаборатории дети становятся учёными и исследуют камни с помощью лупы и разных материалов. Результаты исследований заносят в таблицу. Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.
Опыт №1.
— Рассмотрите камни через лупу и отметьте в таблице, какого цвета ваш камень. (Дети делают зарисовку цветными карандашами)
Опыт №2.
— Потрогайте камень. Какой он на ощупь: гладкий или шероховатый? Занесите результат в таблицу.
Опыт №3.
— Что ещё можно обнаружить на камне? (сколы, трещины, рисунки, узоры) Если они есть – поставьте (+), если нет ( -) . Поцарапайте ваш камень ногтем. Если царапина осталась – ваш камень мягкий, поставьте букву «М», если царапины нет ваш камень твёрдый, поставьте букву «Т».
Опыт №4.
— Опустите камень в воду. Что произошло? (утонул) отметьте результат в таблице.
— Все ли камни утонули? (не утонул керамзит) Изменил ли камень цвет?
Опыт №5.
— Прислоните камень к щеке. Какой он: тёплый или холодный? Подержите камень в руке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли он теплее?
После окончания экспериментирования дети с помощью таблицы рассказывают о свойствах своего камня.
Далее дети рассматривают иллюстрации различных построек и поделок из камня: дома, дворцы, шкатулки, статуэтки, сувениры.
Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новоульяновский детский сад общеразвивающего вида «АБВГДейка»
Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня»
Казанцева Татьяна Александровна
МДОУ Детский сад «АБВГДейка»,воспитатель
г.Новоульяновск, 2015 г.
Проект : Создание мини-музея «Загадочный мир камня».
Вид проекта:
групповой, информационно-познавательно-исследовательский.
Форма презентации
: оформление мини-музея камня, экскурсия в музей (проводят дети старшей группы)
Направление
— естественно-научное, с элементами краеведения.
Продолжительность проекта:
долгосрочный .
Сроки и место проведения проекта:
сентябрь -март., МДОУ Д/С «АБВГДейка»
Участники проекта:
Дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность проекта.
Еще в дошкольном детстве ребенок должен научиться ориентироваться в природе, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения живой и неживой природы, экосистемы региона, страны в целом. А давайте мы внимательно посмотрим под ноги, поднимем и рассмотрим одно из загадок природы – камень. Мало кто задумывался о том, что земля состоит только из двух компонентов, камня и воды. С древних времен известна связь человека с природой и с камнем. Камни и минералы- это удивительные дары природы .Люди с большим уважением относились к загадочным и таинственным силам камней.
Знакомство детей с полезными ископаемыми Ульяновской области, добываемыми в карьерах города Новоульяновска , просто камнями, найденными на берегу нашей реки Волги, способствует расширению кругозора детей, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомству с профессиями людей. Приобщение детей к экспериментальной, исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса к природным богатствам.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам.
Цель проекта:
создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников ,для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента, итог- создание мини-музея «Загадочный мир камня».
Задачи проекта:
Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира; Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.
Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.
Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам Ульяновской области и родного города.
Содержание проекта:
Проект создания мини-музея «Загадочный мир камней» знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием и свойствами разных камней, их особенностями, значением и многообразном использовании их человеком. У детей развивается интерес к объектам неживой природы, формируются нравственно- патриотические чувства по отношению к малой Родине.
Ход проведения проекта
Раздел программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность Познавательное развитие Исследовательская деятельность Речевое развитие Продуктивная деятельность Работа с родителями | Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук: «Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь», «Мозаика из камней», «Каменный лабиринт», «Выложи камешки по шаблону». Настольно-печатные игры: «Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить названия природных и искусственных камней). Сюжетно-ролевые игры: «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», « Мы- шахтеры». Строительные игры: «В Новоульяновском карьере», «Добыча полезных ископаемых». Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень». Цикл тематических занятий на тему: « «Камни- это интересно», «Что такое полезные ископаемые и как их добывают?», «Полезные ископаемые Ульяновской области», «Знакомьтесь-аммониты», «Симбирцит- камень, который приносит удачу», « Камни, которые пишут», «Вулканические камни», « Камни, рожденные морем». «Значение камней и их польза для людей», «Наш цемзавод». Изготовление и оформление экспозиций мини-музея «Загадочный мир камня». Знакомство с профессиями родителей: каменщик, экскаваторщик в карьере (приглашены с выступлениями в группе). Создание альбомов «Мир камней», «Камни из которых строят», «Камни, которые лечат» Сбор коллекции камней. Рассматривание коллекций камней. Опыты с камнями: Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), Есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень», «Что внутри горы?» Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?. Рассматривание камней через лупу -Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.) . Составление детьми творческих рассказов «Хорошо – плохо»-свойства камня (ТРИЗ), «Если б я стал камнем». «Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня. Создание и иллюстрирование альбома «Сказания о камнях». Видеофильмы и диафильмы: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»,«Серебряное копытце»; Чтение книги «Приключения Мелочка »-авторская книга Романовой .В.Н .г. Новоульяновск ; Чтение- Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге» Заучивание детских стихотворений о камнях, авторы-В.Кулаев, Е.Шендрик, А.Орлова, С.Островский. Изо-деятельность: «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу) , рисование камешком на песке, рисование сюжета на камне, рисование песком,солью, мелками на асфальте, простыми карандашами. Составление панно и коллажа из камней. Конструирование: сооружение построек и поделок из камней: «Дворец из камня», «Каменные замки», «Домик Наф-Нафа». Изготовление макетов: «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни рожденные морем», «Драгоценные камни», «Аммониты», «Симбирциты». Оформление мини -энциклопедии “Мир камней” для детей- дошкольников. Изготовление поделок из природного камня «Что из чего?» Изготовление настольных игр с использованием камней «Крестики-нолики», «Пятнашки». Выставка совместных работ родителей и детей из камня: «Каменные шедевры». Встречи с интересными людьми. Рассказ о профессии. Экскурсия к реке Волга. Оформление в группе мини-музея «Загадочный мир камней» (активная помощь родителей) Презентация музея (представляют дети). |
Ожидаемый результат:
У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия ,Ульяновская область,г.Новоульяновск. Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Воплощают идеи в творческой деятельности.
Использование результатов:
Результатом этого проекта стало приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, новых знаний ,что позволило сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
1.Голицын.М.С. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
2.Дыбина. О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.
3. Дыбина. О.В. Ребенок в мире поиска / О.В.Дыбина.-Москва. Творческий центр 2007
4.Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.
5.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
6.Рыжова Н.А. «Мини музей в детском саду» М,Линка – Пресс, 2008г.
6.Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет)- Издательство Мозайка – Синтез 2008г.
7.Материалы интернет-сайтов.