Учимся играть в мозаику.методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)


Учимся играть в мозаику.методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Учимся играть в мозаику.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми и удачливыми в жизни. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить максимум усилий для его воспитания и развития. В этом нам помогают игры, потому что игра является основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. На сегодняшний день существует огромное количество игр. Среди такого многообразия, хочется обратить ваше внимание на достаточно простую и, в тоже время, очень полезную игру – “Мозаика”.

“Мозаика” – это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества.

  • мозаика развивает мелкую моторику рук
  • развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма)
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь
  • развивает познавательную активность детей
  • развивает конструктивные способности
  • развивает математические способности у детей:
  • вырабатывает у детей художественный вкус
  • Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка играть в мозаику, посредством которой он развивал бы себя самостоятельно.
  • Начнем с того, что прежде чем ребенок начнет развиваться, играя с мозаикой, его нужно увлечь, заинтересовать этой игрой. Ведь если просто положить на стол мозаику, он вряд ли сделает что-то интересное и вскоре она ему надоест.
  • В начале познакомьте малыша с игрой, с ее деталями. Как правило, игровой набор состоит из поля (доски, цветных элементов (фишек) и картинок – инструкций. Покажите детям доску для мозаики, обратите внимание на дырочки. Возьмите один элемент мозаики, рассмотрите с детьми, покажите, что у него есть” шляпка” и “ножка” (“как грибочек”). Шляпка у фишки для детей 2х-3х лет обязательно должна быть шестигранной. Покажите, как взять фишку, учите детей брать фишки щепотью: тремя пальцами – средний, указательный, большой, как вставить элемент мозаики в отверстие доски. Вставьте 2-3 элемента мозаики. Пусть ребенок сначала попробует достать фишки самостоятельно, если не получится- помогите: с обратной стороны доски подтолкните фишку, чтобы шляпка чуть приподнялась. Здесь очень важно чувство успеха ребёнка. А затем пусть попробует вставить элементы в дырочки.

Можно сопровождать такими игровыми ситуациями:

Игровая ситуация «Идет дождь»-одиночное выкладывание (т. е. произвольно по всему полю)

Игровая ситуация «Дорожка» — выкладывание вплотную друг к другу (по горизонтали и вертикали)

Игровая ситуация «В лужице плавает уточка»- выкладывание вплотную друг к другу (без просветов)

  • Изучите с детьми цвета элементов мозаики. Разложите перед ребенком детали мозаики, перечислите основные цвета. Показывая на тот или иной, называйте цвет. Можно попросить рассортировать фишки по цвету.
  • выложите перед ребенком дорожку из 3-4 элементов и попросите ниже, под вашей сделать такую же, т.е пусть повторит очерёдность цветов. Выкладывать дорожку нужно слева направо обязательно, чтобы ориентировать ребёнка на правильное письмо.
  • Постепенно увеличивайте количество элементов и сложность композиций. При этом помогайте ребенку, если у него что-то не получается, но при этом не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте его, подсказывайте последовательность действий. Обязательно хвалите малыша за его старание. Радуйтесь успеху ребенка вместе с ним. А самое главное убедите ребенка, что он все сможет, что у него все получится. Это очень важно.

Развивающие игры с камешками для дошкольников 4-7 лет

Развивающие игры для дошкольников «Волшебные камешки»
Автор:
Ченцова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ«Улыбка», г. Лабытнанги, ЯНАО

Описание материала: Материал будет полезен педагогам, работающим с дошкольниками, а также родителям. Морские и речные гладкие камешки (галька) являются отличным природным материалом для занятий с детьми. Их гладкая поверхность хорошо поддается окраске, ровно покрывается лаком. Галька хороша и в естественном цвете, который может варьироваться от белого до бордового и черного с натуральными вкраплениями различных оттенков. Игры с камешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых! Варианты игр: Лото математическое Первый вариант:Цель:развивать внимательность, сосредоточенность, умение быстро ориентироваться в игровых карточках, закрепить знания детьми цифр от 1 до 20. Возраст: 6-7 лет. Правила игры: Ведущий, не глядя, достаёт из мешочка один бочонок и громко и отчётливо произносит его номер вслух, а затем откладывает бочонок в сторону. Таким образом, с каждым объявленным числом в мешочке становится на 1 бочонок меньше. После этого каждый игрок проверяет, есть ли у него такое число на его игровой карточке. Если объявленное ведущим число на игровой карте есть, игрок закрывает его камешками. Если такого числа нет, то игрок ждёт объявления следующего числа. Бочонки достаются до тех пор, пока один из игроков не выиграет (т.е. выигрывает тот, кто первым заполнит свою игровую карточку).


Второй вариант:Цель: развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, устный счет, умение соотносить количество с цифрой. Возраст: 5-6 лет. Правила игры: В этой игре лото, задача ребенка узнать цифру на карточке и выложить на пустом игровом поле соответствующее количество камешков.


«Мозаика» Цель: развивать моторику пальцев рук, ловкость, подвижность пальцев, воображение, усидчивость, детское творчество, способствовать развитию самостоятельности в работе. Возраст: 4-5 лет. Правила игры: Работу с мозаикой лучше провести поэтапно. На первом этапе дети знакомятся с полем мозаики, учатся выкладывать камешки по рисункам — образцам: грибок, домик, кораблик. На втором этапе проводится выкладывание по замыслу детей, применяется самостоятельное придумывание собственных вариантов и создание их на мозаичном поле. «Крестики — нолики» Цель игры: развивать внимание, память, обучение различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально». Возраст: 6–7 лет. Правила игры: Необходимо выстроить ряд камешков «Х» и «О» по диагонали, по вертикали или по горизонтали. Но сначала следует объяснить значение данных слов, так как не все дети могут быть с ними знакомы. Объяснить как могут располагаться камешки на игровом поле, и какая комбинация оказывается выигрышной.


Лабиринты Цель: развивать логическое и пространственное мышление, внимание, таких качеств как целеустремленность, вариативность, концентрация внимания, усидчивость. Возраст: 5-7 лет. Игровое задание: Пройди лабиринт


«Жила — была гусеница» Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в ориентировке на плоскости листа, развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по картинке и названию сказки, учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки. Возраст: 5-6 лет. Правила игры: Дети подбирают камешки и раскладывают их в форме гусеницы. А затем придумывают продолжение сказки. Жила – была маленькая гусеничка. И вот однажды….
Дети придумывают продолжение сказки

Песочная терапия Первый вариант:«Песочные прятки» Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, интерес ребенка к экспериментальной деятельности. Возраст: 4-5 лет. Игровое задание: Найди в песочке, спрятавшие камешки.


Второй вариант:«Создание узоров на песке» Цель: развивать мелку моторики рук, воображение, тактильные ощущения. Игровое задание: Выложи узоры на песке (например, домик, солнышко, цветочек и т.д.)

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая игра для детей 5-7 лет. Дружная семейка Сюжютно-ролевые игры в детском саду Арт — терапия в детском саду. Рисование манкой Игры с бумагой для детей дошкольников

Похожие статьи:

Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет

Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости

Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет

Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет

Игры для дошкольников по теме: Транспорт

Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками

Наталия Лякутина

Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками

Введение

Все сопровождающие детей взрослые хотят видеть их здоровыми и образованными. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить достаточно много усилий для его воспитания и развития. И в этом, учитывая специфику детского возраста, во многом помогают дидактические игры.

Среди огромного многообразия существующих в настоящее время развивающих игр и игрушек хочется обратить особое внимание на достаточно простую, знакомую всем с детства и, в тоже время, очень полезную игру — мозаика. Мозаика это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины. Роль мозаики в развитии ребенка сложно переоценить. Однако, не каждый взрослый понимает значимость для ребенка на первый взгляд такой простой игрушки. Многие считают,что это совсем не сложно: знай себе сиди и втыкай фишки. Часто приходится слышать жалобы родителей, что ребенок быстро теряет интерес к мозаике. Вот он уже настроился дорожек, окошек, заборчиков, а собирать узоры по схемам, которые прилагаются к набору, еще не готов. Поэтому ещё немного поразбрасывал мозаику по комнате, и все – игрушка забыта.

На первый взгляд игра с мозаикой кажется пустым занятием, помогающим убить время, но это далеко не так. За внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, которая помогает развивать ребенка. Игры с мозаикой развивают:

психические процессы;

познавательную активность;

конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу)

;

математические способности (счет, пространственная ориентировка)

;

мелкую моторику;

художественный вкус;

волевые качества личности (целеустремленность, усидчивость и т. п.)

.

Кроме того, в процессе игры с мозаикой у ребенка накапливается столь необходимый ему практический опыт предметных действий. Общаясь со взрослым во время игры, малыш не только начинает лучше понимать обращенную к нему речь, но и активно говорить.Опыт совместной деятельности бесценен для ребенка: именно в играх со взрослыми или сврстниками он приобретает умение строить отношения с окружающим миром.

Изучение существующего теоретического и практического опыта деятельности ДОУ по данной проблеме показывает, что четкой системы работы с мозаикой, которая имеет цель, последовательные этапы и планируемые результаты, нет. Указанное и определило актуальность данной методической разработки, целью которой является ознакомление педагогов с использованием мозаики как игровой технологии, направленной на всестороннее развитие дошкольников.

Содержание

«Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками»

Цель: развитие психических процессов детей дошкольного возраста.

Этапы реализации технологии:

1) организация игровой деятельности без игрового поля;

2) организация игровой деятельности с игровым полем;

3) использование игр с мозаикой в ходе совместной деятельности взрослого с детьми.

Планируемые результаты:

— развитие психических процессов дошкольников;

— совершенствование моторной ловкости пальцев рук;

— развитие волевых качеств личности.

На первом этапе реализации технологии проводится работа с деталями мозаики без использования игрового поля. Это дает детям возможность познакомиться с разнообразием цветов, размеров и форм деталей. На этом этапе детей учат брать в руку только одну деталь мозаики и держать её правильно, т. е. за шляпку. В игровой деятельности детали мозаики предлагается использовать как предметы-заместители (дети как конфетами угощают ими кукол; перевозят как груз на машине и т. п.).Затем предлагаются игры на сортировку деталей: по цвету, величине, количеству.

Самой простой и безопасной является крупная мозаика, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле – пластину без отверстий. Детали такой мозаики просто накладываются сверху на выпуклые формы игрового поля, а крепление больше всего соответствует уровню развития ловкости пальцев маленького ребенка. Для игр с детьми старше 3 лет используется так называемая классическая мозаика, детали которой состоят из ножки и шляпки.

Второй этап реализации игровой технологии представляет собой знакомство детей с пространством игрового поля, которое происходит в определенной последовательности и сопровождается созданием игровой ситуации:

1. Одиночное выкладывание (т. е. произвольно по всему полю)

Игровая ситуация «Идет дождь»

2. Выкладывание вплотную друг к другу (без просветов)

Игровая ситуация «В лужице плавает уточка»

3. Выкладывание вплотную друг к другу (по горизонтали и вертикали)

Игровая ситуация «Травка»

Игровая ситуация «Цветочек»

Выкладывание по горизонтали или вертикали требует тщательного подбора игрового поля, т. к. не любые его варианты позволяют расположить детали рядом друг с другом без просветов, строго соблюдая ровную линию. Кроме того, при первом выкладывании таких линий необходимо располагать детали мозаики строго по краю игрового поля.

4. Выкладывание замкнутой линии (по кругу, полукругу, овалу)

Игровая ситуация «Выглянуло солнышко»

Далее детям предлагается выкладывание простых узоров из чередующихся деталей. Практика показывает, что только к 3,5-4 годам дети могут придумать и выложить свои собственные узоры. Поэтому, работая с детьми более раннего возраста, целесообразно сначала показать детям вариант выкладывания готового узора и предложить его повторить.

На третьем этапе реализации технологии игры с мозаикой активно используются в ходе совместной деятельности взрослого с детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности. При этом можно использовать не только детали мозаики, но и другие материалы (камешки, бусинки, разноцветные шнурки, кусочки ткани и т. п.)

.
Работа с мозаикой может быть использована в рамках конкретной тематики.
Заключение

Для того, чтобы мозаика не была для ребенка простым манипулированием с деталями, а превратилась в действительно увлекательную и полезную игру, сопровождающим взрослым необходимо строить свою педагогическую деятельность, соблюдая правила реализации игровой технологии. Примеры готовых заданий (занятий)

с детьми и рекомендации для родителей по
работе в домашних условиях представлены в приложении методической разработки и на сайте нашего образовательного учреждения (htts://dsmalutka.68edu.ru)
. Надеемся, что их использование будет полезно педагогам ДОУ и родителям
дошкольников.

Пространственное мышление: горизонталь

Научить ребенка определять верхнюю и нижнюю части игрового поля, выбирать для изображения детали определенного цвета помогут линейные объекты — дорога, ручей, речка.

Покажите ему, как сделать речку, — для этого по нижнему краю игрового поля вместе с ребенком выложите синие детали. Предложите сделать солнышко. Пусть ребенок самостоятельно выберет из нескольких деталей разного цвета наиболее подходящую для изображения солнца. Поинтересуйтесь, где будет солнце на картинке, и при необходимости помогите ему прикрепить деталь вверху. Спросите его: «Что вверху?» Обязательно уточните, что речка течет внизу, а солнышко светит вверху.

Чтобы ему было легче запоминать эти важные понятия, сопровождайте высказывания соответствующими движениями рук, предлагайте ребенку повторять их за вами.

Конспект НОД по изодеятельности «Мозаика»

Цель: продолжать знакомить с мозаикой. Задачи:

1. Познавательное развитие. Продолжать знакомить с мозаикой, узнать историю происхождения мозаики. Способствовать развитию творчества, воображения, внимания, точности движений, глазомера. Формировать познавательный интерес. 2. Речевое развитие. Формировать умение развивать связанную речь детей, обогащать словарный запас. 3. Художественно-эстетическое развитие. Развивать художественный вкус, образное восприятие. Воспитывать аккуратность в работе. Предварительная работа: 1. Игры с различными видами мозаики. 2. Беседа. 3. Рассматривание иллюстраций. 4. Экскурсии , к зданию «Дома торговли», «Великокняжеской церкви», «Собору», «Первому детскому саду в Ельце», к другим зданиям и просто по городу. 5. Начать выполнять работы в свободное время, а закончить на занятии. Оборудование: 1. Пластмассовая мозаика(разные виды мозаики). 2. Листы бумаги для индивидуальной работы. 3. Цветные полосочки разнообразной формы, величины. 4. Книга с иллюстрациями «Земля наша Липецкая» 5. Сюжетные картинки по сказкам: «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Колобок». 6. Картина «Конь», выполненная ранее детьми. В группу приходит сказочный герой-гномик. Он приносит коробку с мелкой пластмассовой мозаикой-ему подарили, но он не знает, как с ней играть и просит нас помочь ему разобраться.

Конечно мы тебе, гномик, поможем, мы как раз будем сейчас говорить о мозаике. Вот у меня несколько работ, выполненных мозаикой, выполняли вы их сами. Вот одна работа (показываю из каких геометрических фигур выполнен цветок? (из круглых). Это работа простая, несложная, её выполнит любой. Здесь особенно думать не надо. Вот другая работа (показываю). Здесь уже геометрических фигур больше, и сюжет сложнее. Какие геометрические фигуры здесь есть? Какие цвета? (Ответы детей.) А вот ещё один вид мозаики (это то, что принёс нам гномик). Она очень сложная (показываю выполненные ранее детьми работы по сказкам). Почему она сложная? (ответы). Ну, конечно, она очень мелкая. Чтобы выполнить работы этой мозаики, нужно быть внимательным, аккуратным, усидчивым, терпеливым. Гномик, мы чуть попозже поиграем, а сейчас послушай вместе с детьми. Вся мозаика собирается из мелких частиц, подгоняя по цвету, размеру и величине. Из какого материала сделана мозаика? (Из пластмассы.) Это мы говорим о детской мозаике. Она лёгкая, красочная, интересная, чтобы вы с ней интересно работали, играли. Ведь мозаика является любимой настольной игрой для детей всех возрастов. Как вы понимаете, что такое мозаика? (ответы детей). Да мозаика — это изображение знакомых предметов, узоров, орнаментов, персонажей сказок отдельными мелкими частицами, разными по величине, форме и цвету. А сейчас я расскажу вам о мозаике в широком смысле. Мозаика является одним из важных видов монументально-декоративного искусства. Монументально-декоративное искусство — это многообразие художественных произведений, создающихся для украшений зданий, стен, фонтанов, ваз, остановок и другое. Художники-мозаичники выкладывают узор, рисунок, орнамент из твёрдых материалов: цветной керамической плитки, цветных стёкол, цветного пластмасса, цветных камней, кирпичей, гальки и др. Это очень кропотливый труд. Мозаичные работы требуют большой точности, аккуратности, внимания, усидчивости. Маленькие кусочки разной величины, формы и цвета подбираются, подгоняют друг к другу, закрепляются и когда всё зто высыхает, отшлифовываются. Закрепляются они цементным раствором, мастикой и воском.

Немного отдохнём.

Один, два, три, четыре пять Топаем ногами Один, два, три, четыре, пять Хлопаем руками Один, два, три, четыре, пять Занимаемся опять.

Это очень древний вид искусства. А что такое искусство вообще? (ответы детей). Правильно, это красивое, прекрасное, вечное. Что относится к искусству? (ответы детей — зто музыка, кино, театр, балет, картины, песни, танцы и т д.) Мозаика является одним из главных видов искусства. Очень давно, когда небыло керамической плитки, пластмасса, кирпича и других твёрдых материалов, мозаичные работы выполнялись из кружков, глины, окрашенных в разные цвета. Ею украшали храмы, соборы, которые сохранились до наших дней. В Греции мозаику делали только из гальки. В Италии из полудрагоценных камней с обильным применением золота, но это уже не отшлифовывалось, использовали естественный материал, что придавало особый блеск. В нашей стране мозаичные работы выполнялись тоже очень давно, украшались церкви, соборы, дома и здания (какого — либо производства) богатых людей. В последнее время мозаика приобрела большой размах. Ею стали украшать станции метро, платформы, стены, потолки, плафоны, дома, фонтаны, остановки и другое. Мы ходили на экскурсию по городу и видели много мест, украшенных мозаикой. Сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации в книге «Земля наша Липецкая» и заодно по ходу вспомним, что интересного видели, гуляя по городу. Страница — 336 — средняя школа, здания на ул. Советской, ателье «Силуэт», училище железнодорожное, где чередуется белый и красный кирпич, создавая узоры. 241 — бассейн.)

Спросила у детей, как у них дома выложена ванна. (Керамической плиткой — «Пароход», «Рыбка» и т. д.) 397 — фонтан, около детского сада, в детском парке, в городе. 68 — витраж, цветными стёклышками украшают двери, окна кафе, ресторанов. Здание около «Дома торговли» — стена украшена цветным стеклом. Великокняжеская церковь — её отделку ещё называют – золотая мозаика, она похожа на рыбью чешую и на ней никогда не собирается пыль. Наверху изображён старый город Елец и собор, украшенные деревянным забором, много цветов. Очень красиво выполнена мозаика. Мы видели только внешний вид. Первый детский сад в Ельце тоже очень красивое здание, мозаикой выполнены цветы, трава, лебедь с детьми. Великокняжеская церковь и первый детский сад в Ельце были построены на деньги богатого человека — Заусайлова. Рассматриваем работу «Счастливая семья». Немного останавливаемся на кожаной мозаике (сумки, одежда). Галина Беседина предлагает и такое, она в своё время получила образование архитектора и теперь применяет мозаику на одежде. (Журнал мод Москва 1992 – 3 — 4.) Какие работы мы делали мамам на праздник 8 Марта? (цветы маки, розы, колокольчики — ответы детей). Из чего мы их делали? (из бумажной мозаики). А какие работы есть в группе ещё? («Сказочный большой конь»). Подходим к этой работе и немного останавливаемся на ней. Мы её делали с детьми прошлого выпуска. Делали долго, так как работа очень сложная, кропотливая. Подбирали мелкие полосочки бумаги (разные по цвету и форме, размеру), обращаю внимание на три цвета неба (синий, светло-голубой и тёмно-синий), травы (светло-зелёный, зелёный и тёмно-зелёный). А сейчас мы доделаем начатые раньше работы, чтобы гномик увидел готовые работы и могли вместе ими полюбоваться и конечно подарим понравившуюся гномику работу.

Приготовили ручки:

Вот помощники мои Их как хочешь поверни Хочешь эдак, хочешь так Не обидятся никак К работе приступаем Всё красиво выполняем.

Дети садятся выполнять начатые ранее работы. Тихо играет музыка. Анализируем готовые работы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]