Исследовательская работа на тему «Опыты с бумагой»


Проект опыты с бумагойопыты и эксперименты (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Хараасгай»

Проект:

«Опыты с бумагой»

Воспитатель: Гордеева Э.Б,

2019г.

ВВЕДЕНИЕ

Бумага – какое простое и всем известное слово! С бумагой мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни — когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журналы, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки и собираем макулатуру. Деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумаге. Бумажными обоями оклеивают стены домов. На бумаге инженеры создают чертежи будущих машин, архитекторы — будущих домов и зданий. Подарки упаковывают в бумагу.

Это наиболее распространенный материал, который используется в различных областях. Нельзя представить нашу современную жизнь без такого простого и вместе с тем необходимого и нужного материала как бумага. Бумага появилась в Древнем Китае, примерно в 105 году нашей эры. А ведь много тысяч лет назад бумага была передовым изобретением и ценилась на вес золота

Наверняка у многих возникал вопрос, какие же виды бумаги существуют и каковы их свойства? И не уйдет ли из нашей жизни бумага совсем, когда в мире наступает эра электроники и электронные носители информации все больше вытесняют бумажные?

Данная тема заинтересовала меня еще и потому, что я очень люблю работать с бумагой, делать различные поделки, оригами. И мне стало интересно, какие интересные изделия можно сделать из бумаги, узнать лучше ее свойства.

Актуальность проекта: Бумага — доступный и универсальный материал, широко применяется в рисовании, аппликации, художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах. Знакомство со свойствами бумаги, бумажных салфеток развивает такие качества, как любознательность, умение сосредоточивать внимание, действовать осознанно и целенаправленно, что очень важно для общего развития.

Знакомство с миром бумаги позволяет педагогам расширить знания ребёнка о рукотворном мире, обогатить содержание социального опыта и влиять на всестороннее развитие. К тому же существует потребность повышения уровня экологической культуры дошкольников. Мы решили поднять и озвучить проблему расточительного отношения к природным ресурсам на уровне семьи, дошкольного учреждения.

Тема изучения бумаги и её применение стала актуальной.

У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги, изготавливать что-то самим. Для этого необходимо заинтересовать и родителей в совместной ручной деятельности с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя свой кругозор, совершенствуя мелкую моторику рук, т.о. учитывая интерес детей к данной проблеме, был разработан данный проект.

Цель проекта: формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней.

Задачи:

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о бумаге, её разнообразии;
  • Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности и речевую активность детей;
  • Развивать умение проводить эксперимент, делать выводы на основе проведённого исследования, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Познакомить детей со способом производства бумаги;
  • Развивать исследовательские умения, любознательность, внимание, воображение;
  • Воспитывать взаимопомощь и умение работать группой;
  • Создавать условия для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Повышать компетентность родителей в организации работы по развитию поисково-познавательной деятельности дошкольников в домашних условиях.

Тип проекта: информационный, познавательный, практико-ориентированный, творческий, групповой, краткосрочный (1 неделя), в рамках группы.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы №1 МБДОУ «Хараасгай»

Вид проекта: экспериментально-творческий, краткосрочный (1 неделя).

Сроки реализации: с 11.11.2019 — 15.11.2019

Образовательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Физическое развитие».

Формы и средства работы:

  • Информационно-коммуникативные: ООД, беседы
  • Игровые: словесные, дидактические
  • Практические: опыты, эксперименты

Предполагаемый результат:

Дети должны: получить представления о бумаге, ее свойствах, назначении; различать виды бумаги; уметь проводить опыты с бумагой; овладеть техническими навыками работы с бумагой; развитие мелкой моторики рук; развитие аналитико-синтетических процессов и коммуникативных навыков.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Организационно-подготовительный: постановка цели и задачи; подбор литературы, средств, методов и приемов работы;

Основной этап: НОД, беседа, экспериментальная деятельность, игры, заучивание стихов, чтение худ. литературы.

Итоговый: получение знаний детьми, что бумагу надо беречь, быть экономичнее, бережнее расходовать бумагу не только в саду, но и дома.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

Утренняя беседа «Откуда берётся бумага?»

«Чтение художественной литературы», «Развитие речи».

Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Лист бумаги».

Цель: Воспринимать на слух стихотворный текст, понимать его содержание.

Внесение в центр развития речи лексических игр и упражнений на темы: «Какая бумага?», «Опиши предмет из бумаги».

Д.и «Угадай-ка» (учить отгадывать загадки по теме)

Цель: изучение литературы по теме проекта, чтение русских народных пословиц, поговорок, загадок на тему «Бумага».

ВТОРНИК

Математика «Ориентировка во времени, в пространстве, на листе бумаги».

Цель: Формировать умение определять дни недели. Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги. Развивать память, внимание, мышление.

Дидактическая игра « Узнай по описанию»

Цель: Развивать умение определять по перечисленным свойствам и качественным характеристикам вид бумаги.

СРЕДА

Утренняя беседа: «Что мы знаем о бумаге?»

«Познание»

Беседы на темы: «Откуда пришла бумага?», «Какая бывает бумага?» НОД на тему: «Путешествие в прошлое бумаги», «Какая разная бумага!

Опытно-экспериментальная деятельность с бумагой:

  • Опыт №1 «Сминание бумаги»
  • Опыт №2 «Сравнение бумаги»
  • Опыт №3 «Разрывание бумаги»
  • Опыт №4 «Вода и бумага»
  • Опыт №5 «Прозрачная бумага»
  • Опыт №6 «Склеивание бумаги»
  • Опыт №7 «Бумага гнется»
  • Опыт №8 «Летающая бумага»

Дидактические игры: «Найди, что из бумаги», «Мой, моя, мое, мои…», «Волшебный мешочек» и др.

«Физическая культура», «Здоровье». С детьми проводились пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики.

ЧЕТВЕРГ

Утренняя беседа «Откуда берётся бумага?»

«Познание»

Опытно-экспериментальная деятельность с бумагой:

  • Опыт №1 «Изготовление бумаги»- изготовили бумагу в домашних условиях из макулатуры.

Подвижная игра « Самолетики»

ПЯТНИЦА

«Художественное творчество», «Продуктивная деятельность».

Тема: « Радуга» ( рисование в технике « по мокрому»)

Цель: совершенствовать знания детей о цветах спектра , их последовательном расположении, вызвать интерес к рисованию в нетрадиционной технике « по мокрому листу»

Пальчиковая гимнастика « Радуга»

«Социализация». В ходе работы над проектом были поставлены цели: развитие дружественных качеств, умение работать в коллективе, воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности.

Заключительный этап

Благодаря исследовательской работе, дети узнали, что такое бумага, кто ее изобрел

Мы сейчас живем в цифровом и электронном мире, и в некоторых областях бумагу потихоньку вытесняют различные предметы. Вместо бумажных денег многие люди пользуются пластиковыми картами. Фотографии, книги и документы повсеместно используются в электронном виде. Люди перестают ходить в библиотеку, а пользуются интернетом, не пишут больше обычных писем, а отправляют их по электронной почте. Мультфильмы рисуют уже не на листах бумаги, а на экранах компьютера.

Но, несмотря на это, бумага используется в большом количестве, особенно в творчестве. Сегодня существует способ экономии бумаги — это вторая жизнь использованной бумаги из которой можно изготовить много интересных вещей. Глядя на эти красивые мелочи, хочется сказать: «Бумага – лучший способ выразить и проявить себя. Творите бумагу, творите на ней, творите из нее».

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей

Вера Гусакова

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей

Что же такое бумага и каковы ее свойства?

Давайте поговорим об этом.

Для человечества важно, распространение и передача различной информации и знаний, поэтому знать, где и когда появилась бумага, очень интересно всем. Бумага представляет собой войлок, толщина которого около 0,2 мм, производят её из растительных волокон, мелко измельчённых.

До создания бумаги блюди пользовались в качестве носителей информации различным материалом:

1. Папирус — применяли в Египте ещё за 4000 лет до нашей эры, использовали обработанные стебли гигантского травянистого многолетнего растения.

2. Пергамент — изготавливали ремесленники Малой Азии с помощью сложнейшей технологии с использованием телячьей кожи. Он отличался большей прочностью, эластичностью и долговечностью.

3. На Руси писали на бересте – берёзовой коре.

4. Древняя история мира содержит примеры письма на глиняных кирпичиках – плитках, деревянных табличках, покрытых воском, для написания на которых использовали палочки – «стили».

Вот и мы с ребятами, решили исследовать, что же из себя представляет бумага и какие у нее свойства.

Опыт 1 «Прозрачность бумаги».

Задачи:

— вызывать у детей интерес к окружающему: желание экспериментировать и узнавать новое;

— выяснить с детьми, бумага какого вида обладает прозрачностью;

— развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Оборудование: бумага разных видов: салфетки, бумага писчая, картон, газета, гофрированная бумага, калька; изображение кленового листа.

Описание опыта.

Ребята определяли свойство бумаги — её прозрачность. Они выбирали один из вариантов бумаги и рассказывали: как она называется, для чего этот вид бумаги предназначен, как используется людьми. Накладывали выбранный вид бумаги на изображение кленового листа, чтобы определить – обладает данный вид бумаги прозрачностью или нет.

Вывод. Газета, бумажные салфетки, картон, писчая бумага не обладают прозрачностью. Дети через них не смогли рассмотреть изображение кленового листа.

Калька, гофрированная бумага, обладает прозрачностью – через них очень легко можно рассмотреть изображение кленового листа.

Опыт 2 «Прочность бумаги».

Задачи: — развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента; — развивать умение отвечать на вопросы полным ответом; — расширять знания детей о разнообразных свойствах бумаги; — выяснить с детьми какая бумага обладает прочностью.

Оборудование: бумага разных видов: картон, бумажные салфетки, писчая бумага, обои, гофрированная бумага, газета; ножницы.

Описание опыта. Ребята парами выбирали одинаковый вид бумаги. Один ребёнок разрезал свой лист бумаги ножницами, второй – разрывал свой лист бумаги руками. Во время проведения опыта обменивались впечатлениями – легко или трудно было им выполнять эксперимент.

Вывод.

Бумага легко рвется во всех направлениях, чем толще бумага, тем нужно больше приложить усилий, чтобы её разорвать. Любая бумага легко режется ножницами.

Опыт 3 «Прочность мокрой бумаги».

Задачи:

— содействовать дальнейшему развитию у детей познавательных интересов к окружающему миру;

— формировать речевую и познавательную активность в процессе проведения опытов; — выяснить с детьми, мокрая бумага, какого вида обладает большей прочностью.

Оборудование: бумага разных видов: салфетки, бумага писчая, картон, газета, гофрированная бумага, калька; ёмкость с водой.

Описание опыта.

Каждый из воспитанников взял себе тот вид бумаги, который вызывает у него больший интерес. Мы намочили лист гофрированной бумаги, и стали наблюдать, что же с ним будет.

Оказалось, что гофрированная бумага очень боится воды и, намокнув, сразу начинает рваться, и ее очень сложно вытащить из воды.

Затем мы проверили на прочность обычный лист бумаги, опустив его в чашку с водой. После того как бумага полностью погрузилась в воду, мы ее достаем и наблюдаем, что бумага без наших усилий рвется в мокром состоянии, тоже произошло и с газетой. Далее наступила очередь картона, он оказался более прочным, и не так быстро размок, как писчая бумага и газета.

Картон оказался более прочной, чем остальные виды бумаги.

Вывод.

Бумага намокает и распадается, для толстой бумаги потребуется больше времени, поэтому картон оказался прочнее.

ИТОГ: Чем тоньше бумага, тем легче её смять, разорвать, разрезать, намочить.

Все виды бумаг мы и помяли, и намочили, и порвали, и резали, и дети остались в большом восторге от такого интересного и познавательного эксперимента. Многое их удивило и поразило!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]