Программа и задания для развивающих занятий с детьми 4-5 лет

Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в школу с совершенно разным уровнем подготовки. И чем она лучше, тем увереннее себя чувствует ребёнок на уроках, быстрее и легче усваивается материал. Однако хорошо подготовиться к школе быстро не получится. Ещё с яслей при помощи игр нужно развивать мыслительные процессы малышей, а позже посредством развивающих занятий с детьми уже 4-5 лет можно осваивать азы грамоты и математики.

С подготовкой будущего школьника справится любой родитель, главное, знать, какие знания и умения давать в 4-5 лет, и как превратить обучение дома в «систему».

Какие задания подойдут для детей 4-5 лет

В статье: «Организация развивающих занятий для детей 3-4 лет дома» уже писалось о том, что должен знать дошколенок в 4 года. Сейчас работать нужно над теми же навыками, углубляя знания и усложняя задания. Небольшой перечень того, чему научится малыш за пятый год:

  1. употребление предлогов;
  2. ориентация в пространстве (знать лево/право и т.д.);
  3. понимать, где «больше», «поровну» или «меньше»;
  4. употреблять существительные по числам;
  5. считать до 10, до 5 – в обратном порядке.
  6. проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги и др.

Если дошколёнок уже справляется с этим, не стойте на месте и углубляйте знания. Однако все занятия должны быть ему интересны, в противном случае чрезмерная нагрузка лишь надолго отобьёт охоту к учёбе.

Развивающие пособия 4+

Теперь о самих заданиях. Для детей 4 лет можно найти множество печатных изданий, упражнения которых не только помогут наполнить сами уроки, но и подскажут, в каком направлении нужно двигаться.

К самым популярным относятся серия пособий О.Н. Земцовой «Умные книжки», а также издания «Школы семи гномов». В таких учебниках есть задания на развитие логического мышления, внимания, сюжетные картинки, игры с наклейками и мн. др.

Пример иллюстрации с заданиями по математике и логике из серии «Грамотейка».

Для детей 4 лет подойдут и первые прописи. Обводя по точкам несложные узоры, детки готовят руку к письму. Пример от «Школы семи гномов».

Чтение по азбуке и учебники по математике

Если кроха занимается с охотой и имеет успехи, главные предметы – грамоту и математику можно изучать по настоящим учебникам.

Для обучения чтению одним из лучших считается «Букварь» Жуковой, где наглядно показано, как сливаются буквы в слоги, а сама методика соответствует школьным программам.

Тематический материал:

  • Развивающие настольные игры для детей 6 лет
  • Как научить ребенка читать по слогам

Популярна и методика Бунеевых. В четыре года авторы предлагают малышам пособие «По дороге к Азбуке».

Также учителями начальных классов высоко ценятся учебники по математике Л.Г. Петерсона. Для дошколят есть адаптированный по возрасту учебник «Игралочка». С ним уже в 4 года ребёнок изучит все необходимые темы в игровой форме.

Задания в картинках

Кроме пособий на занятиях можно использовать распечатанные картинки с упражнениями.

Изучаем право и лево

Чтобы малыш скорее запомнил, какая рука правая, а какая левая, можно использовать такой плакат с ладошками.

Также помогут картинки, в которых нужно обвести изображения с нужным направлением.

Математика

Закрепить знание числового ряда помогут раскраски, в которых нужно соединить точки по порядку.

А такой математический материал научит соотносить количество с цифрой.

Развитие речи

По сюжетным картинкам можно отвечать на вопросы и составлять короткие рассказы.

Логика

Для развития логического мышления можно подготовить игру «Найди пару».

Или закончить логический ряд.

Картинки для занятия о космосе

Домашний урок может быть и тематическим. После ознакомления с темой «Космос» ребёнку можно предложить различные игры на развитие мыслительных процессов.

Упражнения и игры

В четыре года все упражнения должны носить только игровой характер. Иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес к обучению.

Например, чтобы развить память, начертите на бумаге сетку с крупными клетками. Затем вместе с крохой расположите в квадраты-домики несколько мелких игрушек. Когда чадо отвернётся, переставьте предметы в другие клетки. Предложите дошколёнку вернуть их на места.

Упражнение «Книжный детектив» поможет закрепить знание букв и умение выделять первый звук в слове. Задание: загадайте букву, и попросит отыскать предмет или картинку в книге на заданную букву. С несколькими детьми можно поиграть на скорость. Усложнить упражнение можно заданием, найти слова с двумя буквами или с буквой на конце.

Ещё одна игра для уроков грамоты. Приклейте карточки с буквами к предметам в комнате так, чтобы их названия начинались на эту букву. Задача малыша найти, какие буквы прикреплены неправильно, и исправить это.

Хорошо, когда родители всерьёз занимаются развитием и обучением своих дошколят. Однако не стоит превращать домашние занятия в повинность для ребёнка или рутинную работу. Малыш должен наслаждаться процессом обучения и сам с нетерпением ждать каждое занятие.

Что я сделала для ребёнка

Я очень вовремя прошла курс по развитию детей 3–6 лет — сейчас Софья в том возрасте, когда можно успеть применить все новые знания в её воспитании. Для меня это важно как для матери двоих детей: подрастёт сын, а среда для него будет уже готова. Ведь теперь я точно знаю, что нужно моим детям, и как им это дать.

Обустроила зоны для развития

Я осознала потребности дочери и научилась создавать условия, в которых она с удовольствием исследует окружающий мир.

Русский язык и чтение. Сделала интересную для ребёнка зону языка. У Софьи в самом разгаре период, когда знакомство с буквами происходит быстрее и проще всего.

Приобрела два подвижных алфавита и корзину с предметами для звуковых игр. А ещё у нас много книг и карточек для расширения словарного запаса.

Английский язык. Очень хочу билингвов, поэтому у меня есть два варианта: отдать малышей в билингвальный детский сад или учить самой. Выбрала второй.

Переписала названия всех песен и стихов, рекомендованных для детей, нашла старые распечатки с упражнениями по методике Монтессори с американского сайта, вспомнила про YouTube, где есть множество англоязычных презентаций — решила, что постепенно заговорю со своими детьми. Базовые навыки для этого есть.

Сенсорное развитие. Для всех, кто задумывается о том, как развивать ребёнка в 4,5 года, обустройство среды для сенсорного развития — один из основных шагов. Я научилась делать это правильно, а главное — почти ничего не пришлось покупать. Многое легко сделать своими руками из вещей, которые есть в каждой квартире.

Теперь у дочери много занятий, которые помогают ей знакомиться с предметами, их формой и свойствами. А особенно понравилась идея со стереогностическим мешочком.

Окружающий мир и культура. В интернете я нашла огромное количество идей для изучения с детьми окружающего мира по Монтессори. Но в этом и состояла сложность: информации много, а с чего начать — непонятно. На курсе узнала, что, в какой последовательности и почему всё нужно делать.

У нас есть рельефный физический глобус и карта мира в виде полушарий. Хочется уделить больше внимания изучению географии, но пока придерживаюсь готового плана от экспертов курса. Потом буду импровизировать, если останется желание.

Математика. Пока большого интереса к цифрам и счёту дочка не проявляет, но уверена, математические корзинки и игры с кубиком ей понравятся. Они уже готовы, предложу, как только замечу потребность.

Творчество. Строго определённого места для творчества у нас пока нет. После обучения на курсе я смогу оценить масштабы необходимого пространства и скорректировать его, учитывая потребности обоих детей. Сейчас есть мольберт и всё необходимое для творчества, ребёнок много всего придумывает — я только успеваю собирать и выдавать материалы.

Музыка. Я далека от мира музыки. Изучение методики Монтессори помогло понять, как важно развивать внимание к звукам у ребёнка, как оно влияет на ритмическое восприятие и помогает сформировать мелодический и гармонический слух.

Планирую:

  • приобрести цветные колокольчики;
  • танцевать под свои любимые треки (теперь знаю, как и на каких делать акцент);
  • не использовать музыку в качестве фона.

Хранение развивающих игрушек. У нас уже есть три стеллажа по три-четыре полки (для двоих детей), два стола, мольберт.

Обустроила зоны упражнений практической жизни

УПЖ нужны не только для развития бытовых навыков, но и ради отработки движений. До знакомства с методикой Монтессори для меня не было очевидно, сколько разнообразных движений руками и ногами ребёнок делает при выполнении таких упражнений.

Уход за собой. Раньше, задумываясь о том, как развивать ребёнка в 4,5 года дома, я почему-то не придавала значения эстетической составляющей. А ведь внешний вид всего, что окружает ребёнка дома — это важно.

Планирую в ближайшее время:

  • найти красивую подходящую по размеру корзину для детей на два угла ванной, приобрести хорошие средства, мочалки, которые принесут богатый сенсорный опыт и приятные ощущения;
  • решить вопрос с зубными щётками и пастой;
  • подобрать свет;
  • разместить коробочку с одноразовыми мягкими салфетками;
  • найти шкатулку для украшений и заколок;
  • принести держатель для ободков;
  • докупить красивые расчёски.

Чистит зубы и принимает душ Софья самостоятельно.

Сейчас место с зеркалом выглядит так.


Дочь с удовольствием пользуется шкатулкой для украшений

До прохождения курса я считала, что мой ребёнок умеет одеваться сам. Так и есть, но многое оставалось незамеченным:

  • Когда одежда мала или неудобна, случаются истерики. Не думала, что это можно и нужно как-то исправлять. Было ощущение, что я привыкла к истерикам и перестала их замечать. В результате пересмотрела гардероб старшей дочери и стала вести себя сдержанно. Теперь, когда у ребёнка что-то не получается надеть или снять, она спокойно просит помочь. Это наша маленькая победа.
  • Софья не складывала одежду, оставляла её валяться вывернутой наизнанку. Я поняла, почему так быть не должно, и чем незавершение действий грозит в будущем.
  • Мы не занимались сортировкой вещей дочери. Теперь знаю, как важен порядок: ребёнку интересно раскладывать вещи. Кроме того, это развивает моторику и координацию.


Для каждой вещи у дочери свой ящик

Развитие на кухне. Мы сняли дверцы, чтобы сделать кухню открытой. Планируем приобрести силиконовый коврик, заменить некоторые столовые приборы, запастись сменными полотенцами, рукавичками, посудой для сервировки стола.


Сделали отдельный кран с питьевой водой — её можно налить в кувшин или в чашку. Посуду и руки моем у обычной раковины


Теперь мы сервируем стол перед всеми приёмами пищи: как на праздник. И я намного меньше устаю

Уход за средой. У меня появился большой план по обустройству зон ухода за средой, и он вдохновляет на перемены. Пришло понимание того, как нужно знакомить ребёнка с бытом и почему важно показывать, что он может всё делать сам. Для развития ребёнка в 4,5 года это важно.


Так выглядит набор для ухода за средой сейчас


Цветок поставили на кухне, скоро принесём сюда корзину со средствами по уходу за ним

Развиваем речь

Вот несколько простых, но эффективных упражнений, проводить которые можно в любое время:

  • «Что бывает…». Называйте ребенку признак предмета и спрашивайте, что бывает именно с такими характеристиками. Постепенно задание можно усложнять, совмещая одновременно несколько признаков.
  • «Что произойдет, если…». Придумывайте любые сюжетные ситуации и интересуйтесь, что произойдет в этом случае.
  • «Что можно сделать…». Берется любой предмет и задается вопрос, что с ним можно сделать. Можно также спросить, чего нельзя делать и почему.
  • «Что и где». Задавайте малышу элементарные вопросы. Например, где находится сковородка или телевизор. Просите как можно детальнее описать все предметы из любой комнаты.
  • Описывайте крохе любое животное и попросите его отгадать. Меняйтесь ролями: пусть и ребенок попробует выступить в роли загадывающего.
  • Играйте в звукоподражание. Больше внимания уделяйте проблемным звукам (обычно это с, ш, з и р).

ВАЖНО! Обязательно разучивайте стихи, песни, сказки, много читайте. Обсуждайте увиденное и услышанное. Процесс развития должен быть непрерывным.

Также почитайте про игрушки для развития речи детей.

Игры на развитие логического мышления

Хорошо задействуются логические навыки в следующих упражнениях:

  • Обобщить предметы по любому признаку (например, найти все круглое, плоское, желтое).
  • Определить схожесть и различие между картинками либо отдельными предметами.
  • Выделить из множества предметов одинаковые.
  • Собрать конструктор по образцу.
  • Найти лишний предмет, объяснить свой выбор.
  • Выбрать парные предметы, назвать признак, по которому сделан выбор.
  • Отыскать выход из лабиринта. Такие задания встречаются во всех детских журналах и развивающих изданиях).

Задания для развития логического мышления

Логика – это метод мышления, в ходе которого человек применяет полученные знания для решения какого-нибудь вопроса. Для старших дошкольников характерно наглядно-образное мышление.

Все, что совершает ребенок этого возраста, ориентировано на практическую деятельность. Малыши начинают устанавливать связи среди явлений и объектов.


Игры, развивающие логику, делятся на такие типы:

  • дидактические или настольно-печатные. Суть заключается в поиске пары, соответствия, группировки по общему признаку. Это пазлы, графические игры, наборы для составления последовательности;
  • развивающие. Сюда входят игры, которые состоят из ряда уровней сложности. Они позволяют осваивать навыки, отрабатывать и совершенствовать их;
  • речевые. Они влияют на становление речи, построение предложений.

Примерные логические развивающие задания для детей 4-5 лет:

  • изобразить на бумаге девочку, которую пришли поздравить с днем рождения гости. Можно найти такой рисунок в интернете и распечатать его. Сказать ребенку: «У Маши день рождения. Ее пришли поздравить друзья. Маша держит воздушные шарики. Сколько шариков, свечей на торте? Чего больше, шариков или свечей, праздничных колпачков на головах у детей или шариков?»;
  • найти картинку, на которой изображены дети, играющие на улице. Показать ее ребенку и спросить, сколько мальчиков, девочек он видит. При описании картинки стоит использовать слова «один», «много», «мало».

Чтение и письмо

К пятому году жизни ребенку уже необходимо тренировать руку для дальнейшего письма в школе. То же самое касается и чтения. Помогут в этом простые прописи. Эти пособия помогут развить мышцы кисти ребенка, подготовить их к дальнейшему письму. Начинать нужно с самых простых элементов — обведения узоров и соединения точек. И только после этого можно переходить к самостоятельному письму.

Обязательно прорабатывается восприятие первого звука в слове. Для этого можно клеить буквы на любые предметы в доме. Задача ребенка — догадаться, правильно ли выбрана карточка с буквой.

СПРАВКА! В этом деле хорошим помощником родителей станет букварь Жуковой. В нем подробно описан алгоритм слияния звуков и другие рекомендации для взрослых.

Музыкальность, сенсорика и движение

Любой дошкольник должен много двигаться. Движение помогает укреплять скелет и мышцы, улучшает ловкость, координацию, выносливость. Поэтому в жизни ребенка должны присутствовать гимнастика, зарядка, танцы, любые подвижные игры, а также езда на велосипеде.

Если сопроводить физические упражнения музыкой, это будет способствовать развитию музыкальности. Чтобы развить сенсорное восприятие дошкольника, ему нужно давать возможность трогать различные фактуры и материалы.

Необходимо стремиться к совершенствованию мелкой моторики, которая улучшит речь, мышление, логику и память. Хорошо подходят любые игры с мелкими предметами, в том числе и пальчиковые.

Развитие внимания

Чтобы дошкольник мог легко переключаться с одного вида деятельности на другую, концентрировать свое внимание на работе в течение длительного времени и при этом не уставать, внимание также нужно регулярно развивать.

Варианты игр:

  • Найти изменения во внешнем виде взрослого, в расстановке предметов.
  • Всевозможные вариации игры «съедобное-несъедобное» (обувь — не обувь, говорит — не говорит).
  • Найти отличия на двух картинках.
  • Игра «Вагончики». Мама называет предмет, ребенок повторяет и добавляет свой, мама повторяет теперь два предмета и добавляет третий. И так до тех пор, пока кто-то не ошибется.
  • Во время прогулки возле дома нужно запомнить как можно больше деталей, а на следующий день обсудить, что же изменилось в окружении.
  • С закрытыми глазами описать, что и конкретно где находится в комнате.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]