Миссия развивающих занятий в первой и второй младших группах
Развитие — это важная составляющая целей любого образовательного курса, практикуемого с воспитанниками детского сада. Более того, те или иные аспекты развития являются обязательной частью не только непосредственной образовательной деятельности (НОД), но и режимных моментов, развлечений. Поэтому, рассматривая цели и задачи занятий по развитию в таком широком смысле, уместно говорить о миссии этого направления в целом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Цели и задачи занятий по развитию определяются стратегиями изменений психолого-педагогических характеристик детей первой и второй младших групп.
Цели развития определяются возрастными особенностями малышей 1,5–4 лет
Цели занятий по развитию с детьми 1,5–3 лет
Суть занятий по развитию в первой младшей группе определяется отработкой трёх фундаментальных для малышей 1,5–3 лет жизненных приобретений — прямохождения, речи и предметного взаимодействия. Это:
- обучение манипулированию с различными предметами, уясняя их назначение (в процессе игр);
- формирование способности понимать и использовать речь в общении (расширяя пассивный запас слов, переводя его постепенно в активный);
- воспитание коллективного духа (даже с учётом того, что дети первой младшей группы действуют, играют не вместе, а рядом, они видят, что все виды работы выполняются одновременно и задачи едины для всех).
Цели занятий по развитию с малышами 3–4 лет
Во второй младшей группе продолжается стратегия осуществления целей, поставленных ещё в прошлом учебном году. При этом акцент, в силу того, что в 3–4 года дети осваивают обширный комплекс звуков и грамматики языка, делается на развитии речи:
- включение детей в диалог (со взрослым, друг с другом);
- стимуляция любознательности как средства познания мира (в силу возраста дети постоянно задают вопрос «почему», который взрослым ни в коем случае нельзя оставлять без внимания);
- понимание преимуществ коллективных игр (весело, интересно, ново).
Задачи развивающих занятий зависят от образовательной области, в рамках которой они рассматриваются.
Если в первой группе основными показателями развития являются освоение прямохождения, речи и предметного взаимодействия, то во второй акцент делается на развитие навыков общенияи умения работать не рядом, а вместе
Таблица: основные задачи развивающих занятий в первой и второй младших группах
Образовательная область | Задачи для первой младшей группы | Задачи для второй младшей группы |
Познание |
|
|
Социально-коммуникативное направление |
|
|
Речевое развитие |
|
|
Физическое развитие | Обучение координации частей тела при выполнении упражнений с одним видом физической нагрузки (только бег или только прыжки). | Продолжение работы по тренировке координации движений, но в упражнениях со 1–2 сменами действий (с ходьбы на бег или с ходьбы на приседания, а затем на прыжки). |
Xудожественно-эстетическое развитие |
|
|
Это интересно. Во второй младшей группе взрослый становится для ребёнка образцом для подражания, и желание копировать его действия вступает в противоречие с реальными возможностями маленького человека. Разрешению этого внутреннего конфликта способствуют сюжетно-ролевые игры, в которых малыш может исполнять роль врача, воспитателя, мамы или папы.
Примерить на себя роль взрослого ребёнку помогают сюжетно-ролевые игры
Открытый урок для детей 3-х лет
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей
«Центр детского (юношеского) технического творчества»
Сценарий праздничного мероприятия для младшей возрастной группы объединения «Лопотушки-топотушки»
Возраст обучающихся: 3 года
Автор составитель: Внучкова Алиса Андреевна, педагог дополнительного образования |
Кыштым
2017
Цели и задачи:
укрепить знания детей полученные на занятиях, продемонстрировать чему научились и что умеем родителям, совместная работа, развить активность детей, при помощи различных игр.
Весенний паровозик.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята, мы сегодня собрались все вместе с нашими родителями, давайте проводим родителей на стульчики и отправимся на паровозике в интересную страну весенних чудес..
(детки провожают родителей на подготовленные места, возвращаются на «игровую площадку», строимся паровозиком и начинаем игру,)
Все вместе: Чух- чух чух чух….( двигаемся по кругу друг за другом)….. ТУТУУУУУ ( останавливаемся у столика «Станции»)
Педагог: вот и приехали мы к первой станции, а называется она «Отвечалкино».
Задание: Перед детьми на столе лежат картинки с временами года нужно назвать каждое и рассказать почему именно на этой картинке то или иное время года.
Заранее подготовлены картинки – времена года и дополнительно одежда и аксессуары на небольших карточках которые были сложены в мешочек.
Педагог : Расскажите мне когда мы с вами познакомились какое было время года? ( Осень)
Давайте найдем картинку на которой нарисована осень, опишите ее. ( описывают картинку)
А что мы надеваем осенью?
Давайте подумаем какое время года идет после осени?
Ребята а вам нравится Зима? (ребята- Дааа)
А чем ? (находим картинку Зима, рассматриваем и рассказываем что видим и во что любим играть)
А что мы надеваем зимой? (отвечают)
Какие вы все молодцы! Хорошо, и кого же мы встречаем после холодной тетушки Зимы? (весну)
Правильно! А вы любите весну?
Найдите картинку Весна, Расскажите то вы видите. А что мы надеваем весной?
И какое время года мы встречаем после весны? (Лето)
Конечно же лето, ну лето я думаю никто совсем не любит! ( «Нееет, мы любим лето»)
А почему вы любите лето? А что вы надеваете летом?
Сколько вы всего знаете, какие вы все молодцы, а давайте сыграем в игру (достаю мешочек с карточками и предлагаю каждому ребенку вытащить по одной карточке, назвать что они вытащили и когда бы они надели или воспользовались предметом изображенным на ней).
Игру можно повторить несколько раз.
Педагог: Ну что ж прощаемся с этой станцией и паровозик увозит нас к следующей станции ЧУХ УХ УХ ЧУХ ТУТУУУУУУУ….. ( двигаемся взявшись друг за друга имитирую паровозик, останавливаемся у стола с табличкой «Находилкино»)
Вот и приехали мы к станции «Находилкино»( на столе разложены карточки с разными насекомыми, карточек «Жук» больше остальных –по количеству детей)
Итак ребята что же нас ждет на этой станции? Давайте посмотрим( предлагаем посмотреть на стол), кто же у нас здесь? ( детки отвечают кого видят : пчелку, божью коровку, осу и т.д и много жучков) Возьмите по одной карточке жучка и расскажем знакомый нам стишок:
( становимся так чтоб все родители видели ребят и громко рассказываем стишок- сопровождая движениями по тексту)
Я нашла себе жучка
На большой ромашке,
Не хочу держать в руке,
Пусть лежит в кармашке!!!
Аплодисменты! Отдайте жучков которых мы нашли на ромашке родителям и скорее возвращаемся паровозик готов ехать на следующую станцию. ( строимся и отправляемся к станции «Утяткино», на столе игрушка утенок, ждет ребят).
Педагог: Так так кто же здесь на ждет? ( Утёнок).
Игра: перед ребятами стульчики( лавочки) разных цветов( красны, синий, желтый), задание педагог называем куда нужно помочь добраться утёнок и ребенок помогает (например: на синий стульчик или под красный стульчик). Игру можно повторить несколько раз и предложить ребятам дать задание друг другу.
Прощаемся с утенком и отправляемся к следующей станции « Самоделкино».
Приглашаем за наш стол (на котором разложены коврики для работы и досточки для пластилина) родителей и я вам расскажу и покажу что же мы сегодня сделаем.
Достаю заготовки поделки « Божья коровка на ромашке» раздаю каждой паре (родитель и ребенок) объясняю работу. Заготовки: вырезанная ромашка с листочком, и заготовка грецкий орех- основа божьей коровки.
Задание из пластилина скатать шарики в серединку цветка( оранжевый), скатать точки для коровки( черные), все склеить.
На изготовление поделки уходит минут 10-15.После окончания работы предлагаю всем показать друг другу получившиеся поделки, выражаю благодарность детям и родителям за проделанную работу и прощаемся.
Расчетное время на весь урок — 35-45 минут.
Виды занятий по развитию в младших группах
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), с детьми 1,5–4 лет осуществляется НОД, нацеленная на развитие:
- интеллекта;
- эмоционально-волевой сферы;
- внимания;
- речи;
- основных движений;
- творческих способностей;
- культурно-гигиенических навыков (КГН);
- нравственно-патриотических чувств.
На занятиях в ДОУ малыши в увлекательной форме изучают цвета и формы, а также развивают творческие способности
Эти векторы развития в работе с малышами 1,5–3 лет реализуются на занятиях по:
- ознакомлению с окружающей средой (1 раз в неделю);
- развитию речи (1 раз в неделю);
- формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) (1 раз в неделю);
- физической культуре (2 раза в неделю);
- изобразительному искусству, куда входит рисование, лепка и конструирование (по одному разу в неделю);
- музыке (2 раза в неделю).
Это интересно. Такое распределение часов соответствует требованиям ФГОС и программе «От рождения до школы», принятой за основу в большинстве детских садов в стране.
Во второй младшей группе к перечню занятий добавляется 1 час на конструирование. В остальном же расчасовка будет идентичной. Однако для воспитанников 3–4 лет в учебно-воспитательный процесс могут быть включены часы на занятия:
- хореографией (1 или 2 часа);
- с логопедом (обычно это групповые занятия, индивидуальные начинаются в средней, когда весь звукоряд уже сформирован);
- английским языком;
- экологическим воспитанием.
Это интересно. Последние два курса в программе «От рождения до школы» включены в вариативную часть, что позволяет организовать кружковую работу в этих направлениях.
Развивающие задачи для всех видов занятий едины, в зависимости от характера НОД меняется только акцент в работе
Монтессори занятия на развитие чувства порядка для детей 2-3 лет
Такие упражнения помогают малышу понять принципы, по которым существует наш мир, в основном здесь мы работаем над сортировками и классификациями.
Подбери пару – Монтессори занятия для 2 3 лет
Принцип подбора пары можно очень широко использовать в работе с детьми:
- Предложите малышу отсортировать собственные носки и перчатки,
- Распечатайте изображения животных и предложите сопоставить картинку и имеющиеся игрушечные модельки (то же самое можно проделать с любимыми машинками, цветочками, моделями зданий и т.д.)
- Предложите найти парные карточки (цвета, изображения, текстуры),
- Используйте специальные Монтессори материалы для 2 лет и старше
Сортировки – усложненные Монтессори игры для детей от 2 лет
Когда малыш освоил пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам.
- Разберите по цветам карточки разных оттенков (можно нарезать картинки из журналов, лоскутов, цветного картона, а можно приобрести готовый Монтессори набор),
- Вспомните Золушку и предложите перебрать разные виды крупы. Сперва лучше брать зернышки покрупнее: фасоль, нут. Также могут быть удобны сухие детские завтраки с их хлопьями, подушечками и колечками,
- Разберите по форме, цветам или количеству дырочек шкатулку с бабушкиными пуговицами (у вас же точно такая есть!),
- Попросите малыша разложить по местам столовые приборы,
- Предложите навести порядок на кухне и поставить все цилиндры и шары в одну сторону, а кубы и параллелепипеды в другую,
- Отмотайте салат назад: огурцы к огурцам, помидоры к помидорам и так далее
Установление последовательностей Монтессори для ребенка 3 лет и младше
- Разложите карточки с простыми историями и предложите малышу вспомнить правильную последовательность событий,
- Используйте Монтессори цилиндры, чтобы помочь ребенку освоить понятия меньше-больше и ниже-выше,
- Разучите простые действия по уходу за собой, разбив их на этапы. Так можно освоить чистку зубов, принятие душа, уход за животными, сборы в садик
Методы и приёмы для развития младших дошкольников
При разработке занятий по развитию педагог активно обращается к копилке приёмов (средств) в рамках используемых в работе методов.
Таблица: приёмы на занятиях по развитию с детьми 1,5–4 лет
Метод | Приёмы | Когда и для чего может использоваться | Пример (группа) |
Наглядность | Показ объекта | При знакомстве с темой на всех видах занятий. | Картинки, иллюстрирующие тему «Домашние животные», на которых представлены взрослые особи и их детёныши (первая младшая группа). Плакаты с изображениями цифр (первая и вторая младшие). |
Показ образца | При отработке практического навыка. Как правило, на занятиях изобразительной деятельностью. | Прежде чем давать задание малышам второй младшей группы нарисовать одуванчик ватными палочками, педагог показывает картинки, нарисованные в этой технике. | |
Показ способов действия | Для того чтобы дети запомнили порядок движений в подвижной игре или ход действий при создании «шариков» из пластилина, педагог сам показывает процесс выполнения. | В первой младшей группе этот приём активно применяется и при проведении сюжетно-ролевых игр: у детей нет необходимого для них опыта, поэтому, чтобы показать, как ведёт себя кассир в магазине или врач, воспитатель изображает эти понятия в виде загадки, которую будут загадывать малыши своим одногруппникам. | |
Использование технических средств обучения (ТСО) |
| Например, в первой младшей группе при обучении правильно мыть руки с малышами можно смотреть серию «Осьминог» мультфильма о малышариках. | |
Речевые методы | Рассказ | Обычно используется для мотивации детей перед той или иной деятельностью. | Например, для введения детей второй младшей группы в тему «Элементарные фигуры: квадрат», перед выкладыванием квадрата из счётных палочек я рассказываю историю о том, как злая Баба-Яга захотела навредить доброму царю Квадрату и сломала его фигурку на столе. Дети помогают Квадрату, складывая «его» на столах. |
Беседа (полноценное использование возможно только со второй младшей группы, когда у ребят уже и опыта немного есть, и словарный запас немаленький). | Используется, как правило, в начале занятия для мотивации детей. | К примеру, тему о семье мы с ребятами 3–4 лет начинаем с ответов на вопросы:
| |
Рифмовки (стихотворения, загадки), чистоговорки. | Загадки и стихотворения применяются для мотивации, а чистоговорки для отработки звукопроизнесения. | Например, перед рассмотрением темы «Треугольник» в первой младшей группе со своими воспитанниками при помощи загадок мы повторяем уже выученные фигуры — круг и квадрат:
| |
Практические методы (призваны решить организационные вопросы в планировании занятия) | Планирование выполнения заданий | Очень важно, чтобы задания были логичными и грамотными: презентация нового материала, его связь с уже известным, отработка, закрепление. | |
Постановка задачи | Новая задача должна логично продолжать начатую ранее работу. Например, рассмотрение темы «Птицы осенью» во второй младшей группе является продолжением начатой в первой младшей темы «Птицы». | ||
Анализ результатов работы | Мониторинг необходим для выстраивания стратегии работы по развитию малышей, составления конспектов занятий. | ||
Контроль и коррекция | Приём необходим для того, чтобы вовремя начать работу со специалистом. Например, если малыш не просто пропускает звук, не выговаривая его, а заменяет его, то есть в его сознании произошла подмена одного звука другим, и сама по себе ситуация не изменится. | ||
Выяснение причин недостатков и разработка проекта их исправления | Если у детей не исправлять ошибки, то усвоение нового материала будет затруднено. Если не отследить время появления звуков, то можно пропустить момент, когда произойдёт замещение сложного звука. А это, в свою очередь, существенно снижает вероятность того, что звук, который малышом не выговаривается, появится. | ||
Информативно-рецептивный метод (педагог презентует информационный блок, а дети пытаются его осмыслить) | Наблюдение | Дети на прогулке наблюдают за сезонными изменениями и обсуждают их. | |
Экскурсии | Этот приём практикуется не во всех ДОУ. Предполагает наблюдение и обсуждение представленных объектов. | ||
Эвристический | Дети самостоятельно ищут информацию по тому или иному вопросу. В первой младшей группе не используется, а во второй только при условии включения родителей в образовательный процесс. Например, при помощи задания создать проект семейного дерева. | ||
Игры (основной вид деятельности у детей) |
|
Ознакомиться с примерами разных игр для младших дошкольников можно здесь. | |
Метод практических заданий (чаще всего являются формой проведения рефлексии по той или иной теме) |
| Например, знакомство с цифрой «1» в первой младшей группе можно подытожить аппликацией или раскрашиванием шаблона красками и пальчиками или традиционно, кисточкой. |
Видео: малышарики о мытье рук в серии «Осьминог»
Оформление предметно-развивающей среды в группе
Важной составляющей группы наглядных приёмов является предметно-развивающая среда, оформление которой для детей 1,5–4 лет имеет игровую направленность. При этом наполнение каждой из зон для младших дошкольников не имеет кардинальных отличий.
Это интересно. Материалы могут быть как фабричными, так и изготовленными своими руками.
Таблица: разновидности и наполнение предметно-развивающих зон для младших дошкольников
Предназначение уголка | Что входит |
Спортивный |
|
Для творческой активности |
Для детей 3–4 лет список дополняется клеем и ножницами. |
Игровой |
|
Музыкальный |
|
Речевой |
|
Книжный (часто располагается совместно с зоной речевого развития) | 4–6 книг со сказками, сборниками детских рифмовок и пр. по программе (русские народные сказки, произведения К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», стихотворения С. Михалкова, А. Барто и др.). |
Математический |
|
Зона экспериментальной деятельности | Выставки из природных материалов необычной формы или интересно оформленные (каштаны, жёлуди, икебаны из осенних листьев). Для детей 3–4 лет могут добавляться средства для проведения наблюдений, например, лупа. |
Уголок для строительства из конструктора | Конструкторы из разноцветных деталей. |
Зона живой природы |
|
Уголок трудового воспитания | Оформляется со второй младшей группы. В него входят:
|
Во второй младшей группе предметно-развивающая среда дополняется, но не меняется полностью
Методика проведения занятий по развитию в младших группах ДОУ
Поскольку развивающие цели есть в каждом занятии в детском саду, то обозначить, а значит, и проследить, общую линию реализации этого направления работы с детьми можно с помощью ежедневного планирования деятельности малышей.
Таблица: пример ежедневного планирования в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Красикова О. Ю., воспитатель МБДОУ комбинированного вида №106, г. Ангарск, Иркутская обл. | ||
Первая неделя сентября | |||
Дата | Утро | Прогулка | Вечер |
Понедельник | Знакомство с группой. Во время приёма уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут. Подвижная игра (П/и) «Пальчики здороваются». Цель: развитие речи, памяти и мелкой моторики рук. Предложить детям игру с собачкой, которая лает. Обыграть сценку с собачкой, потом спеть песенку про собачку. Учить запоминать местонахождение игрушек в группе и класть их на свои места. | Наблюдение за ветром, как дует ветер, качаются деревья, на землю падают листья. П/и «Мотылёк». Цели:
Выносной материал:
Помочь детям включиться в игру, создать сюжет игры «Кукла Таня едет в гости». Показать, как нужно делать куличики для куклы. | Знакомство детей с кукольным уголком. Цели:
Во время еды следить за правильной посадкой детей за столом. Учить правильно, держать ложку и кружку, есть, и пить не проливая. Беседы с родителями о поведении детей дома с целью выявления лучшего опыта семейного воспитания. |
Вторник | Ласково и приветливо встретить детей. Уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями. Приучать детей перед едой мыть руки, закатывая рукава, насухо вытирать их личным полотенцем. Знакомство детей со строительным уголком. | Наблюдение за птицами. Какие они бывают, форма, цвет, большие и маленькие. П/и «По тропинке». Цель: упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади. Игры на поручение (соберём камушки с участка). | Знакомство детей с книжным уголком. Рассматривание и чтение сказки «Курочка Ряба». Цель: учить детей слушать. Беседы с родителями о том, как ребёнок провёл день. Продолжать учить детей запоминать местонахождение игрушек в групповой комнате и класть их на свои места. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/18/kalendarnoe-planirovanie-dlya-detey-rannego-vozrasta |
Ежедневный план помогает распределить задачи развития между разными видами деятельности
Таблица: пример ежедневного планирования во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Пинчук Л. В., воспитатель МБДОУ Д/с «Родничок», г. Тамбов. | |||||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Последняя неделя сентября | ||||||||
Понедельник | Утро:
|
Цели:
| Индивидуальное задание ребёнку «Принеси много листьев (один лист)». |
| Дидактические игры:
Цель: обогащать словарь и сенсорный опыт детей. | |||
Организованная образовательная деятельность | Рисование «Красивые лесенки». Цели:
| |||||||
Музыка по плану музыкального руководителя | ||||||||
Подготовка к прогулке. Прогулка:
|
|
|
| Бег детей по дорожкам с опавшими листьями, слушание их шуршания. Предложение детям выбрать один понравившийся им лист. | ||||
Работа перед сном | Развивающая игровая ситуация «Овощи, фрукты, ягоды» (с использованием стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки К. Ушинского «Умей обождать»). Цели:
| |||||||
Вечер:
|
| С Полиной Б., Димой Е. — беседа по игрушке «Мяч», «Кукла». | Ситуация помощи «Грибочки рассыпались». Цель: развивать интерес к действиям взрослых, желание помочь. | Рассматривание картинок на тему «Где что растёт» в уголке природы. | ||||
Прогулка | Трудовое поручение «Жёлуди и шишки». Цели:
| |||||||
Вторник | Утро:
|
| Дидактическая игра с детьми «Что нам привёз Мишутка?». Цель: закрепить названия знакомых овощей и фруктов. | Игра с народными сборно-разборными игрушками «Собери грибочки в лукошко». Цели:
| Дидактическая игра «Найди и назови овощи на картинке». Цель: закрепить знания детей об овощах их форме, величине, цвете. | |||
Организованная образовательная деятельность | ФЭМП «Количество». Цель: закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало. | |||||||
Двигательная деятельность по плану инструктора по физической культуре | ||||||||
Подготовка к прогулке. Прогулка:
|
| Разучить с детьми чистоговорки. | Трудовое поручение: помочь взрослым убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележку и отвозить в определённое место. | Дидактическая игра «Вейся, венок». Цель: учить составлять из листьев разноцветные дорожки. | ||||
Работа перед сном | Мытьё рук с потешкой:
| |||||||
Вечер:
|
| Индивидуальное задание ребёнку «Возьми одну игрушку (много игрушек)». | Рассказы детей «Как мы ходили в лес». Цели:
| Рисование по трафарету «Что растёт на огороде?». | ||||
Прогулка |
| |||||||
Цит. по: https://infourok.ru/plan-na-kazhdiy-den-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-1764067.html |
Проследить динамику развивающих целей помогает ежедневное планирование
Временной план занятия
С детьми 1,5–4 лет занятие любой учебно-воспитательной направленности длится 15 минут. Это время педагог делит на 4 этапа работы с темой:
- Введение в изучение материала, а также мотивация малышей и актуализация знаний, навыков и умений, которые у малышей уже есть — до 2 минут.
- Этап презентации новой информации в связке с тем, что дети уже знают, а также проведение физкультминутки — до 7 минут.
- Закрепление материала в практических заданиях — до 4 минут.
- Этап подведения итогов, включающий положительную оценку педагогом деятельности всех детей — до 2 минут.
Таблица: пример конспекта занятия «Животные и их детёныши» в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Медвецкая О., воспитатель МБДОУ Д/с «Ромашка», пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия. |
Введение | Дети стоят полукругом, воспитатель читает стихотворение.
|
Изложение материала | <�… Дидактическая игра «Найди тень». Дети подбирают тень к животным, изображённым на слайдах презентации. Дидактическая игра «Чей малыш?». Дети называют детёныша лошади, коровы, собаки и др. Пальчиковая гимнастика «Щенок»…> <�… Дидактическая игра «Кто где живёт?». В.: Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно? (Нет). Почему? (За ними некому ухаживать). Какая опасность их подстерегает? (На них могут напасть дикие звери). Как человек ухаживает за домашними животными? (Кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища)…> |
Закрепление | <�… Рисование «Котёнок». В.: Ребята, давайте нарисуем котёнка. Только рисовать его будем необычно, с помощью ладошки и способа «примакивание»: сложенная ладонь — это туловище котёнка, кулачок-голова, пальчики-ушки, глазки, носик, ребро руки-лапки, хвостик. |
Подведение итогов | В.: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного о домашних животных. Животным нужно дарить ласку, заботу и любовь. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvivayuschego-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-domashnie-zhivotnye-i-ih-det-nyshi.html |
На занятиях по развитию используются разные виды игр: дидактические, подвижные, пальчиковые и театрализованные
Таблица: пример конспекта занятия «В гости кошке» во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Чеканова Н. Г., воспитатель МБДОУ Д/с №1, г. Озёрск, Челябинская обл. |
Введение | Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, обращает внимание детей на стол, вокруг которого стоят стулья, а на стульях сидят игрушки. В.: Это домик, в котором живут кошка с котёнком. У маленького котёнка сегодня день рождения. Они готовятся к приёму гостей. Кошка накрывает на стол, давайте поможем ей. |
Изложение материала | В.: Что сначала надо постелить на стол? Дети: Скатерть. В.: Что мы поставим в середину и по краям стола? Дети: Самовар, чайник, чашки с блюдцами…> <�… Стук в дверь. В.: А вот и гости пришли. (Воспитатель идёт к дверям и заносит утку с утёнком). Ребята, кто это? Дети: Мама утка и маленький сынок утёнок…> <�… В.: У котёнка день рожденья, значит, будет угощенье: чай душистый и печенье. А теперь зверята приглашают вас поиграть в игру «Поручения»…> <�… В.: А теперь, ребята, зверята будут загадывать вам загадки, а вы по описанию будете отгадывать их. Утёнок: У неё есть донышко и ручка. Из неё пьют чай. Что это? (Чашка). Котёнок: У него есть две ручки, носик. В нём кипятят воду для чая, и он пузат. (Самовар)…> <�… В.: А теперь дети загадают вам свои загадки. Воспитатель вызывает желающих загадать загадку. Помогает детям с помощью шёпота на ушко, чтобы никто не слышал. Выслушиваются все желающие. |
Закрепление | В.: А сейчас зверята хотят с вами поиграть ещё в одну игру «Чей это голос?». Обыгрываются игрушки — голоса животных и их детёнышей — грубый, тонкий, мягкий голосок. |
Подведение итогов | Педагог благодарит малышей за работу. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/10/26/seriya-zanyatiy-dlya-2-mladshey-gruppy |
Видео: занятие по развитию речи на тему «Курочка с цыплятами» в первой младшей группе
Видео: занятие по ФЭМП на тему «Путешествие с Колобком» во второй младшей группе
Комплексное занятие для детей 3-4 летплан-конспект занятия (младшая группа)
«В гостях у сказки». Занятия для малышей от 3 лет.
Занятие по мотивам сказки Т. Кирюшатовой «Веник-Бездельник».
Вводная часть. Дети сели на стульчики, приветствие.
Логоритмическое упражнение «Сели звери под плетень».
Тень тень потетень, выше города плетень. (хлопаем в ладоши) Сели звери под плетень, похвалялися весь день. Похвалялася лиса, всему свету я краса. (сложили ручки «Лиса») Похвалялся зайка, поди догоняй кА. (сложили ручки «Заяц») Похвалялися ежи, у нас шубы хороши. (ручки замочком) Похвалялись блохи, и у нас неплохи (пальчики правой руки прыгают
на левой ладошке) Похвалялся медведь, могу песни я петь. (качаемся на стульчике) Похвалялася коза, всем я выколю глаза. (делаем «Рожки»)
Логоритмическое упражнение (под музыку) «Мишка косолапый».
Сюрпризный момент «Волшебный мешочек». Детки щупают ручками, пытаются угадать, что лежит в мешочке. Это веничек. Педагог с детьми украшает веник бантиками, начинается сказка.
Основная часть. Сказка «Веник-Бездельник» (ленты, природный материал).
ВЕНИК — БЕЗДЕЛЬНИК!Сказка Татьяны Кирюшатовой
У бабушки Лиды жил-был веник. Веник – бездельник! Не любил он подметать, а любил он отдыхать. А ещё он любил наряжаться да перед всеми красоваться. Надел он однажды шляпку с бабочкой, шарфами разноцветными обмотался, стоит посреди избы – красуется, сам собою любуется. – Так, веник! – говорит ему бабушка Лида, – нужно пол в избе подмести. – Нет, нет, нет, – отвечает веник. – Это не ко мне! Пусть кто-нибудь другой пол подметает. А я вообще не люблю подметать, я люблю отдыхать, а ещё наряжаться да перед всеми красоваться. – Ах, так! – рассердилась бабушка Лида. – Мне такой веник не нужен. Поди-ка ты вон! Ищи себе другую хозяйку. – Ну, и найду!
Вышел веник из избы, идёт – красуется, сам собою любуется. Увидала его соседка – бабушка Надя и говорит: – Ой, какой веник. Заходи ко мне в избу. Мне как раз надо крошки из-под стола вымести. – Нет, нет, нет, – отвечает веник. – Это не ко мне! Пусть кто-нибудь другой крошки выметает. А я вообще не люблю подметать, я люблю отдыхать, а ещё наряжаться да перед всеми красоваться. – Ах, так, – удивилась бабушка Надя. – Ну, мне такой веник не нужен.
Идёт веник по улице дальше. Идёт – красуется, сам собою любуется. Выглянул из окошка дедушка Коля: – Ой, какой веник! Заходи ко мне в избу, мне как раз нужно паутину за печкой обмести, да пауков разогнать. – Нет, нет, нет, – отвечает веник. – Это не ко мне! Пауков пусть кто-нибудь другой разгоняет. А я вообще не люблю подметать, я люблю отдыхать, а ещё наряжаться да перед всеми красоваться. – Ах, так, – удивился дедушка Коля. – Ну, мне такой веник не нужен.
Пошёл веник дальше. Шёл он, шёл, до леса дошёл. Мимо ёлок добрёл до опушки, до большой деревянной избушки. А в избушке медведь – дядя Миша варит варенье из еловых шишек. – Ой, какой веник! – говорит медведь. – Мне как раз с порога нужно листву смести. Ветром нанесло.
– Нет, нет, нет, – отвечает веник. – Это не ко мне! Листву пусть кто-нибудь другой сметает. А я вообще не люблю подметать, а люблю отдыхать, а ещё наряжаться да перед всеми красоваться. – Что ещё за глупости! – рассердился медведь. – Вот я тебя сейчас заломаю, на мелкие щепочки изломаю, да в печку брошу!
Испугался веник и пустился наутёк. Бежал, бежал, прямо в избу к бабушке Лиде забежал. Отдышался чуть-чуть и говорит: – Прости меня, бабушка Лида. Давай я тебе пол подмету!
Подмёл веник пол, все соринки, все пылинки вымел, паутину за печкой обмёл, пауков разогнал. Смотрит на него бабушка Лида, налюбоваться не может! – Ай, да веник! И совсем не бездельник! Одним словом – молодец!
Дети вместе с педагогом изготовляют веники. Разучивание колядки:
Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю! Рожь, пшеница пусть уродится, Счастье в доме пусть поселится!
Сеем, сеем, посеваем, С Новым годом поздравляем. Ты, хозяин-мужичок, Доставай-ка пятачок Нам на орешки, Тебе на потешки.
Сею, вею, посеваю, Хлеба доброго желаю. Хозяин придет, Пожиток принесет! Первый пожиток – Мерочка жита, Мерочкой жита Коза будет сыта, Другой пожиток – Мерочка гречки, Мерочку гречки – Нам на варенички. Третий пожиток – Решето овса, Решето овса, А сверху колбаса. Будьте здоровы! Веселых свят! С праздником, хозяева!
Игра-потеха «Как раньше Новый год встречали».
Детям предлагается порисовать на песке запомнившихся персонажей.
Подвижная игра «Шёл козёл дорогою».
Мониторинг развития младших дошкольников в детском саду
Чтобы оценить уровень развития ребёнка, в детском саду дважды в год (в январе и мае в первой младшей группе, и в сентябре и мае во второй) проводится мониторинг, включающий в себя оценку деятельности малыша по всем направлениям. Алгоритм установлен ФГОС, составлен в рамках работы ДОУ по программе «От рождения до школы» и подразумевает анализ таких сфер, как:
- познание;
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие речи;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Диагностика показывает успешный или ошибочный вектор реализации целей развития ребёнка
Ознакомиться с картами диагностики для первой младшей группы можно в публикации педагога Локунёвой Н. Н. Схемы составления мониторинга для второй младшей группы представлены в работе воспитателя Кожиной Е. П.
Специфика целей и задач образовательной деятельности в первой и второй младших группах определяется особенностями развития детей этого возраста. Малыши активно познают мир, учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, и всё это происходит на фоне активного развития речи. Именно эти направления являются приоритетными при разработке занятий с детьми 1,5–4 лет.