Трудовая деятельность в первой и во второй младших группах детского сада, картотека с целями, конспект


Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) { [“storage”:”ArrayObject”:private] => array(6) { [“title”] => string(284) “Перспективный план трудовой деятельности Совместная деятельность воспитателя и детей в процессе режимных моментов Возраст детей 4-5 лет (средняя группа)” [“seo_title”] => string(156) “pierspiektivnyiplantrudovoidieiatielnostisovmiestnaiadieiatielnostvospitatieliaidietieivprotsiessieriezhimnykhmomientovvozrastdietiei45lietsriedniaiaghruppa” [“file_id”] => string(6) “313040” [“category_seo”] => string(21) “doshkolnoeObrazovanie” [“subcategory_seo”] => string(12) “planirovanie” [“date”] => string(10) “1459427559” }}
object(ArrayObject)#874 (1) { [“storage”:”ArrayObject”:private] => array(6) { [“title”] => string(265) “Доклад «Планирование деятельности старшего вожатого, виды и формы планов. Организация деятельности детского объединения в 2015- 2016 учебном году. ” [“seo_title”] => string(163) “doklad-planirovaniie-dieiatiel-nosti-starshiegho-vozhatogho-vidy-i-formy-planov-orghanizatsiia-dieiatiel-nosti-dietskogho-obiedinieniia-v-2015-2016-uchiebnom-ghodu” [“file_id”] => string(6) “244187” [“category_seo”] => string(10) “vneurochka” [“subcategory_seo”] => string(12) “planirovanie” [“date”] => string(10) “1445882383” }}

object(ArrayObject)#852 (1) { [“storage”:”ArrayObject”:private] => array(6) { [“title”] => string(74) “Тематический план по технологии 7 класс ” [“seo_title”] => string(45) “tiematichieskii-plan-po-tiekhnologhii-7-klass” [“file_id”] => string(6) “173324” [“category_seo”] => string(12) “tehnologiyad” [“subcategory_seo”] => string(12) “planirovanie” [“date”] => string(10) “1423977944” }}

object(ArrayObject)#874 (1) { [“storage”:”ArrayObject”:private] => array(6) { [“title”] => string(189) “Семинар-деловая игра по теме “Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС” ” [“seo_title”] => string(118) “sieminar-dielovaia-ighra-po-tiemie-orghanizatsiia-ighrovoi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos” [“file_id”] => string(6) “145229” [“category_seo”] => string(7) “prochee” [“subcategory_seo”] => string(7) “prochee” [“date”] => string(10) “1418880676” }}

object(ArrayObject)#852 (1) { [“storage”:”ArrayObject”:private] => array(6) { [“title”] => string(74) “РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “Технология” (девочки) ” [“seo_title”] => string(44) “rabochaia-programma-tiekhnologhiia-dievochki” [“file_id”] => string(6) “110103” [“category_seo”] => string(12) “tehnologiyad” [“subcategory_seo”] => string(12) “planirovanie” [“date”] => string(10) “1405533041” }}

Пожалуйста, введите ваш Email.

Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться

Обучение труду в дошкольных учреждениях

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Цели и задачи трудового воспитания

Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.


Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста

Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ:

  • Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар). В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди».
  • Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и пр.»).
  • Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
      Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
  • Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова.
  • Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).


    Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы

  • Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
      Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
  • Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
  • Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.


    Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду

    Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ

    В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:

    • Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
    • Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
    • Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).

    Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.


    Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы

    Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.

    Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:

    • Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.


      Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь

    • С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
    • Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
    • Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
    • Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
    • Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
    • Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
    • Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
    • Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
    • Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.


      Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте

      Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

    Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей

    Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада

    Наталья Кравченко

    Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада

    «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд»

    В. А. Сухомлинский

    Художественный ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

    Художественный ручной труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др., исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.)

    и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
    (в скобхах не говорить)
    Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.

    Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

    Отдельные элементы художественного ручного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик — в голову смешного клоуна. Это «волшебство»

    завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

    Занимаются художественным ручным трудом дети младших и средних групп в утренние и вечерние отрезки времени совместно с воспитателем.

    Известно, что в жизнь детей в детскомсаду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют ребенку радость. Игра и художественное ручное творчество имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь художественной ручной деятельности с игрой.

    Остановимся на сюжетно-ролевой игре. Дети средней группы могут создавать предметы для игры.

    (фото-конфеты, бусы, декоративные салфетки, коврики)

    Так, для игры в «Дом»

    дети изготовили конфеты для чаепития из фантиков, для
    «мамы»
    – аксессуар к одежде — бусы из бумаги Для кукольной комнаты – декоративно оформленные предметы – салфетки, коврики.

    (фото с предметами для Поликлиники)

    Для игры в «Поликлинику»

    дети сами готовили из бумаги тетради – истории болезни, бланки для рецептов. Вырезали из картона градусники и таблетки.

    Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключается во взаимосвязи ручного труда и игры-драматизации. Для игр-драматизаций дети могут изготовить сами декорации или их части, детали костюмов, маски.

    (фото с ободками)

    Так, подгруппа детей подготовила маски для драматизации русской народной сказки «Теремок»

    (самостоятельно вырезали готовые изображения, использовали дополнительный материал для оформления усов, глаз, ушей, носов, с помощью клея крепили изображения персонажей на ободок).

    С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложение воспитателя создать маски для подвижных игр: «Кот и мыши»

    ,
    «Лохматый пес»
    ,
    «Караси и щука»
    и т. д.

    Интересные возможности для установления связи между художественным ручным трудом и игрой содержатся в дидактических играх. Дети средней группы способны изготовить дидактические игры (в аппликации)

    : домино, лото, парные картинки, разрезные картинки.

    Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого ребенка есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение создать изображения сказочных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Дети с большим удовольствием принимают предложение воспитателя создать общий макет к какому-либо произведению.

    (фото – макет)

    В совместной деятельности мы с детьми изготовили макет к сказке «Три медведя»

    (дети – самостоятельно сделали бревна из бумаги, раскрасили втулки для персонажей и дерева)

    Интерес педагогов к созданию коллективных панно не случаен: во первых, коллективные работы предусмотрены итоговым мероприятием по теме недели, во вторых детей радует коллективная работа, совместная деятельность по созданию одного общего изображения. Особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае богат по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных работ создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Создание коллективных изображений организуют в разных возрастных группах детского сада. В младших и средних группахиспользуется наиболее простая форма организации такой деятельности: каждый ребенок вырезает и склеивает какой-то объект (птица, цветок, цыпленок, дом и т. п., а затем из этих изображений составляется коллективное панно. Конечно, вместе с детьми работает воспитатель. Он выполняет ту часть работы, которая не по силам детям. В процессе работы взрослые и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате. Они обсуждают предстоящую работу, её ход, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей педагога происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых указаний взрослого. Рассмотрим некоторые возможные темы коллективных композиций для средней группы;

    «Птицы на ветке»

    — тема недели
    «Встречаем птиц»
    «Улица города»

    — тема недели
    «Мой город»
    «Цветы на поляне»

    — тема недели
    «Праздник весны и труда»
    или
    «Мир природы»
    «Осенний ковер»
    (узор из осенних листьев)
    – тема недели
    «Краски осени»
    «Веселая карусель»
    (по мотивам дымковских игрушек)
    – тема недели
    «Город мастеров»
    или
    «Народная культура и традиции»
    «Веселый поезд»

    (поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком) – тема недели
    «Транспорт»
    .

    (фото с новогодним панно)

    В нашей группесозданы индивидуальные и коллективные композиции:

    Так, например, в декабре месяце по теме недели «Новогодний калейдоскоп»

    было изготовлено коллективное панно
    «Новогоднее»
    .

    По теме недели «Здравствуй Зимушка Зима»

    была изготовлена коллективная работа
    «Снегири на ветки»
    По теме недели «Мир природы»

    была изготовлена коллективная работа

    «Цветы на поляне»

    Работы детей можно использовать и для организации выставок детского творчества, для украшения группы к праздникам так дети нашей группы изготовили индивидуальные композиции.

    Ежики» (ежик сделан из шишки, — тема недели «Животный мир»

    Леопард», леопард сделан из круп (рис и гречка)

    — тема недели
    «Животный мир»
    «Осенний подсолнух»
    (узор из осенних листьев)
    – тема недели
    «Краски осени»
    «Груша»
    (стружка карандашная)
    – тема недели

    «Быть здоровыми хотим»

    (фото елочки, снеговики)

    Для украшения группы к Новому году дети изготовили елочки из ватных дисков, снеговиков из втулок. Дети испытали радость от того, что сами украсили свой «дом»

    . Осознать это помогает и оценка воспитателем их вклада в общую работу.

    Детские работы, поделки должны «жить»

    в
    детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. (Уже обговорены варианты подарков или открыток для пап на 23 февраля и мам на 8 марта).
    В группе есть очень неуверенные в себе, несамостоятельные дети, которые по любому поводу обращаются к педагогу за помощью, некоторые ребята сильно переживают неудачи. Поэтому целесообразно включать в совместную деятельность слова поддержки, шутку, юмор, сюрпризные моменты. При работе атмосфера должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей. Необходимо заинтересовать детей.

    Таким образом, занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

    «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде». Роден

    Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ

    Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:

    • Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
    • Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
    • Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
    • Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
    • Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
    • Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.


    Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя

    Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.

    Таблица: пример перспективного планирования трудовой деятельности во второй младшей группе ДОУ (фрагмент)

    Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни

    Видео: занятие по хозяйственно-бытовому труду в младшей группе

    Занятие по трудовому воспитанию в младшей группе «Мы платочки постираем»

    Занятие по трудовому воспитанию в младшей группе «Мы платочки постираем»

    Усанова В.К.

    Цель

    : развивать элементарные трудовые умения и навыки, способствовать овладению способами обследования предметов через экспериментирование в процессе организации детской деятельности.

    Задачи:

    воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде;

    побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;

    формировать у детей практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в вещах (стирки);

    включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера;

    развивать речь детей, обогащать словарный запас.

    Интеграция образовательных областей:

    социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

    Материалы к занятию:

    кукла, коробочка с предметами (мыло, книжка, полотенце, машинка, телефон, картинка тазика с водой, магнитофон, аудиозапись игры «Мы платочки постираем», тазики с водой, мыло, мыльницы, салфетки, непромокаемые фартуки, носовые платочки, напольная сушка для белья, прищепки.

    Новизна методической разработки

    заключается в интеграции трудовой и опытно — экспериментальной деятельности детей при организации общего труда.

    Ход ООД:

    Воспитатель обращает внимание детей на пришедшую куклу Катю. Она чихает.

    Воспитатель:

    — Катя, а почему ты чихаешь? Ребята, что случилось с Катей? (ответы детей). А где же твой носовой платочек? (Катя показывает грязный платок)

    Воспитатель:

    — Ребята, посмотрите, разве можно вытирать нос таким платком? (ответы детей). Ребята, что нужно сделать, чтобы платочек стал чистым? (ответы детей). Конечно, платочек нужно постирать.

    Кукла Катя:

    — Ой, а не умею стирать. Может, вы меня научите? (ответы детей).

    Воспитатель:

    — Конечно, научим и поможем постирать твой платочек. Ребята, для начала давайте покажем Кате, какие предметы нужны для стирки.

    У меня есть волшебная коробочка, в ней много полезных вещей, я буду их доставать, а вы говорите, какие из них нам понадобятся для стирки.

    Воспитатель поочерёдно достаёт из коробки мыло, полотенце, машинку, книжку, телефон, картинка тазик с водой — дети определяют, что нужно для стирки.

    Воспитатель:

    А теперь давайте поиграем и покажем кукле, как нужно стирать платочки.

    Звучит аудиозапись игры «Мы платочки постираем»

    Мы платочки постираем,

    Крепко-крепко их потрем. Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.

    А потом, а потом мы платочки отожмем,

    Очень сильно отожмем. Выжимаем белье.

    А потом, а потом на веревку отнесем

    Анализ трудовой деятельности в младшей группе

    В качестве оценки детской способности проявлять заботу, не лениться и трудиться проводится игра, участие в которой занимает длительное время. Самая распространенная среди воспитателей – игра в «Наш огород».

    Воспитанникам предлагается высадить определенные семена и ухаживать за ними до состояния ростков. Полученную рассаду совместно с воспитателем высаживают на территории ДОУ либо в горшки в группе.

    Интересно! Перспективный анализ позволяет не только выявить неспособных к уходу и заботе детей, но и наглядно рассказать ребятам о том, как выращивают некоторые привычные фрукты и овощи, травы.

    Диагностика контроля трудолюбия

    На протяжении всего года, время от времени, во время прогулок или в группе ребятам предлагается труд различного характера, посильный их возможностям. Воспитатель в игровой форме просит детей протереть с листвы комнатных растений пыль, подбадривая похвалой о том, какие мальчики и девочки уже выросли большие и все умеют, а общий друг Незнайка не умеет ни поливать цветы, ни пыль протирать. Все действо происходит на глазах воспитателя, но дети после нескольких тренировок уже должны сами налить воду в лейки, смочить тряпочки и поухаживать за цветами.

    Внимание! Пока воспитанники увлечены процессом, воспитатель заполняет диагностическую карту группы, в которой делает отметки, насколько быстро каждый сообразил, где взять воду, как определить нуждающиеся в поливе растения, а также кто из дошкольников оказывал помощь товарищу, а кто эту помощь принимал.


    Уход за растениями

    Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников

    Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.

    Проектная деятельность проходит такие этапы:

    1. При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
    2. На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
    3. Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового — атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.


    Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме

    Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе

    Перспективный план по трудовому воспитанию (вторая младшая группа)

    Перспективный план по трудовому воспитанию дошкольников.

    Вторая младшая группа.

    Воспитатель: Каменских Надежда Васильевна

    Пермский край, Пермский район

    МДОУ Юго-Камский детский сад №3

    Цель:

    формировать у детей представление о роли труда в жизни общества и каждого человека.

    Задачи:

    Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела.

    Формировать представление о профессиях на основе ознакомления с конкретными видами труда.

    Способствовать осознанию и принятию правил безопасного поведения на основе представлений о предметах и материалах, которые дети широко используют в разных видах деятельности.

    Месяц Тема Задачи Работа с детьми Источник Работа с родителями
    Сентябрь Обучение умыванию Учить детей замечать непорядок в своем внешнем виде, мыть руки и лицо, пользоваться мылом, вытираться личным полотенцем. Разучивание потешки «Водичка-водичка умой мое личико…»; д/и «Научим Неумейку мыть руки»;

    чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».

    Л.В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника с.81 — Выставка поделок «Что нам осень подарила»,

    — консультация «Воспитание самостоятельности у ребенка младшего дошкольного возраста»,

    Октябрь Обучение причесыванию Учить ребенка замечать непорядок в своем внешнем виде, учить пользоваться личной расческой. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер»,

    чтение итал. сказки «Ленивая Бручолина», рассматривание картины «В парикмахерской…»

    Л.В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника с.82 — беседа «Внешний вид дошкольника»,

    — наглядный материал из серии «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Ноябрь Обучение уборке игрушек Приучать детей убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, самостоятельность, желание трудиться. Ситуация общения «Каждой вещи свое место»;

    игровая ситуация «Учим Хрюшу играть с игрушками».

    Л.В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника с.83 — Наглядная агитация «Наши привычки — привычки наших детей».
    Декабрь Мытье кукольной посуды Учить детей правильно выполнять отдельные действия и на основе их усвоения, формировать элементарную трудовую деятельность.

    Учить в процессе труда, сохранять порядок на рабочем месте. Развивать желание трудиться рядом, стремление к общению в труде.

    Закреплять у детей знание обобщающего слова «посуда».

    Формировать знания о назначении отдельных предметов: чашки, блюдца, сахарница, тарелки, кастрюля, сковорода, чайник.

    Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»,

    д/и «Кто что носит», «Кому что нужно для работы»,

    д/и «Оденем куклу на прогулку»

    Л.В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника с.84 — Трудовой десант «Постройка снежного городка на участке»,

    — выставка поделок из мастерской Дедушки Мороза.

    Методы и приёмы организации труда

    Согласно ФГОС, с самого младшего возраста детей требуется приучать к дозированной самостоятельности и трудолюбию. В течение каждого режимного дня дети выполняют ряд заданий, которые помимо своей прямой функции способны развивать смекалку и память. Например, когда младший воспитатель просит помощи в сервировке стола к обеду приборами кого-то из группы, юный помощник невольно вспоминает, кто из его друзей сидит с одной стороны стола, а кто с другой, кому уже предоставили ложку, а кому еще нет.


    Белые мыльные перчатки

    Самым распространенным методом является просьба о помощи: неопытная и расстроенная игрушка, попавшая в сложную ситуацию, просит помощи ребят, а те ей охотно помогают.

    Дополнительная информация! С помощью небольшой хитрости можно заинтересовать детей в мытье рук, для этого воспитатель показывает, как с помощью мыла и воды сделать себе красивые белые перчатки, которые обладают волшебной силой – очищают кожу от грязи и бактерий.

    Привить детям уважение к труду элементарно, если выбрать момент для начала обучения и следовать простому правилу – дети все делают, играючи. Если родителям дома удастся превратить важное дело в игру, ребенок без сопротивлений поиграет с пользой.

    Художественный ручной труд в ДОУ

    Возможности развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной, изобразительной, трудовой (Р. С. Буре, Н. А. Ветлугина, В. Я. Воронова, И. Л. Дзержинская, Т. Г. Казакова, А. В. Кенеман, Л. В. Куцакова, В. А. Левин, Г. В. Павленко, О. П. Радынова, Н. П. Сакулина, Т. А. Семенова, О. С. Ушакова и др.).

    Развитие творческой активности дошкольников происходит в условиях практической художественной деятельности, в частности, на занятиях по ручному труду (Е. Я. Беляева, Н. М. Конышева, Л. B. Куцакова, Л. B. Пантелеева, Д. В. Сергеева и др.). Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста.

    Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

    Я считаю, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

    Для себя определила несколько направлений в работе:

    1. направление – развитие мелкой моторики рук через тренировку на пособиях и игрушках: пристежки, застежки, молнии, пуговицы разные виды шнуровок. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук с использованием разнообразных предметов и материалов: шишки, каштаны, косточки плодово-ягодных культур различного размера, различные крупы, пробки, шарики и мячи и пр.

    2. направление – работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, объемные поделки оригами.

    3. направление – работа с разным бросовым материалом: вата, песок, опилки, стружка карандашей. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, выкладывают, рисуют разными материалами. Изготавливают разные поделки.

    4. направление – работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы веревочки, косички. В более старшем возрасте осваивают изонить, изготавливают объемные поделки из ниток, вышивают на пяльцах.

    5. направление – работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения. Действия с крупой, семечками, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.

    При планировании работы по ручному труду учитываю возрастно-психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей. Поделки используем в качестве подарков, для украшения группы.

    Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

    Тематику коллективных работ подбирала простотой композиции, несложной по содержанию. Для высокой продуктивности использую такой алгоритм последовательности: создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности, планирование деятельности, подготовки рабочего места, изготовления поделки, включающее обучение технологии и организации контроля, подведение итогов.

    Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

    Цель занятий художественным трудом — направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

    Задачи художественного труда

    — формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой;

    — создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами;

    — направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало;

    — развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности;

    — развивать фантазию, воображение и индивидуальность в работе;

    — развивать мелкую моторику рук, глазомер;

    — воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение.

    Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Поэтому знакомство с традициями, умельцами, мастерами своего дела Кубани способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве.

    Декоративно-прикладной труд детей 5–7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, создала в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы.

    Выполненными детьми работами организую выставки с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола.

    Родители стали моими помощниками. На первом этапе я познакомила их со значением художественного труда для развития ребёнка через консультации. Затем провела мастер — класс совместно с родителями, где родители поразились увлечённости и умелости своих детей. После такой работы с родителями организовать выставку детских работ совместно с родителями не составляло труда. Все работы были выполнены с любовью и аккуратностью.

    В результате, знания, получаемые детьми на занятиях, вошли в детский обиход, служат развитию труда игры, общения. Ребята получили знания о качестве и возможностях материалов, особенностями мастерства, приобщились к декоративно-прикладному искусству. Многие дети продолжают заниматься в детском доме творчества города.

    Мои воспитанники самостоятельно находят возможность практического применения поделок, используют национальные символы, продукты труда детей стали выразительней, образными. У детей высокий уровень развития зрительной памяти, образного мышления.

    Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ

    Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).

    Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни

    На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.

    • Автор: Марина Яковлева
    • Распечатать

    Оцените статью: (9 голосов, среднее: 3.2 из 5)

    Трудовое воспитание в младших группах детского садаметодическая разработка (младшая группа) на тему

    МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира

    Трудовое воспитание в младших группах детского сада

    Воспитатель: Блашкова.Л.Р.

    Кашира 2018

    Трудовое воспитание в младших группах детского сада

    Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.

    • 1.1 Цели и задачи трудового воспитания
    • 1.2 Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ
    • 1.2.1 Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей
    • 3 Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ
    • 3.1 Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни
    • 4 Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников
    • 4.1 Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе
    • 5 Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ
    • 5.1 Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни

    Обучение труду в дошкольных учреждениях

    Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

    Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

    В.А. Сухомлинский

    Цели и задачи трудового воспитания

    Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

    Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста

    Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в младшей группе ДОУ:

    • Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
    • В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди».
    • Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и пр.»).
    • Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
    • Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
    • Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова.
    • Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).

    Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы

    • Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
    • Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
    • Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

    Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.

    Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду

    Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ

    В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:

    • Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
    • Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
    • Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).

    Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.

    Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы

    Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.

    Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:

    • Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

    Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь

    • С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
    • Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
    • Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
    • Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
    • Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
    • Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
    • Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
    • Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
    • Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.

    Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте

    Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

    Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей

    Действия детей Стихотворения
    Умываются, моют руки
    • Чистая водичка Моет Вове личико, Танечке — ладоши, Пальчики — Антоше.
    • Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся.
    • Ты, дружок, меня послушай, Очень важно не забыть: Прежде чем садишься кушать Руки с мылом нужно мыть!
    • После улицы, прогулки, Перед вкусною едой, Посещенья туалета Руки ты всегда помой.
    • Стоит только кран открыть — Потечёт водица. Руки я могу помыть, А могу умыться.
    • Я с водой дружу всегда И люблю купаться. Помогает мне вода Чистым оставаться.
    Убирают вещи
    • Саша у нас зайчик, Зайчик — побегайчик! Зайчик Саша — скок-поскок, Подберёт штаны, носок. Свои вещи не теряет И на место убирает.
    • Кто бросает вещи в беспорядке, С тем они потом играют в прятки.
    Одеваются Умываемся мы чисто, Одеваемся мы быстро. Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно.
    Расчёсываются Бобик, ты такой лохматый, Не причешешь шёрстку лапой! На, возьми расчёску И поправь причёску.
    Принимают пищу Хлеб и крошки не бросай И друг друга не толкай. Скатерть, платье не марай, Рот салфеткой вытирай. И красивый внешний вид Даст хороший аппетит.
    Чистят зубы Зубы чистые всегда У весёлого бобра, Потому что наш бобрёнок Чистит их ещё с пелёнок.
    Сморкаются Если носик твой сопит, Значит, он совсем забит. Свой платочек доставай, Нос получше вытирай.

    Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ

    Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:

    • Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
    • Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
    • Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
    • Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
    • Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
    • Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.

    Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя

    Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.

    Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни

    Автор Блашкова Л.Р. МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира.
    Название «Игрушки любят чистоту»
    Этапы ООД Содержание этапа
    Задачи
    • Совершенствовать умения выполнять поручения взрослого.
    • Содействовать развитию у детей интереса к трудовой деятельности, желание помогать.
    • Активизировать словарь детей: называть игрушку, проговаривать этапы работы.
    • Воспитывать положительное отношение к труду, бережно относиться к результатам труда.
    • Продолжать развивать у детей эмоциональный отклик на музыку, желание самостоятельно выполнять танцевальные движения.
    Материал
    • Немытые пластмассовые и резиновые игрушки,
    • мешок,
    • тазики,
    • столы,
    • скамейка,
    • мыльницы с мылом,
    • губки,
    • салфетки,
    • ведёрки с водой,
    • персонаж Мишка (игрушка).
    Вступительная часть (1–2 мин.) В.: Ребята, послушайте стихотворение об игрушках.
    • Пусть игрушки дружат с нами. Обижать мы их не станем. Поиграем, а потом Всё на место уберём. Сами мы себе поможем — По местам мы их разложим. Игрушки не люди, но все понимают, И очень не любят, когда их ломают!

    В.: Ребята, а какие игрушки у вас самые любимые? (Ответы детей). Хотите поиграть с игрушками, которые живут в нашей группе? (Да). Собирайся народ, Паровоз гудок даёт: «Ту-ту-ту!»

    Основная часть (8–10 мин). В группе сидит Мишка с мешком, из которого выглядывают игрушки. В.: Здравствуй, Мишка! (Дети тоже здороваются с Мишкой). Мишка, мы хотели поиграть, а ты наши игрушки зачем-то в мешок положил? Мишка: Нет, я не брал ваши игрушки. Здесь в мешке игрушки моих медвежат, в которые они почему-то не хотят играть. Вот я и принёс их к вам, ребята. Поможете разобраться, почему медвежата не хотят играть в игрушки? (Воспитатель достаёт 2–3 игрушки из мешка, ставит на поднос). В.: Дети, посмотрите на игрушки, как вы думаете, почему же медвежата не хотят с ними играть? Дети: Игрушки грязные, немытые, неухоженные и др. Воспитатель: Конечно, кто же с такими игрушками играть захочет? Медвежатам нужно помочь, им ведь скучно без игрушек. Но и мы с вами сами поиграть хотели! Что же будем делать? (Дети предлагают варианты: играть или помогать). В.: А как нам правильно поступить, если Мишка ждёт от нас помощи? (Помочь Мишке и вымыть игрушки для медвежат). В.: Итак, ребята, мы решили вымыть игрушки. Посмотрите на себя, готовы ли вы трудиться? Мы будем мыть игрушки в воде, а как нам не намочить одежду и рукава? Правильно — надеть фартуки и подвернуть рукава. Мы сейчас всё приготовим, и я уверена, что каждый из вас справится и поможет Мишке. (Дети надевают фартуки). Индивидуальные поручения:

    • Иди, Варя, возьми все тазики и расставь их на столах, чтобы ребятам было удобно работать.
    • София и Саша, поставьте на стол мыльницы с мылом.
    • Оля, разложи губки. А Надежда Александровна нам нальёт в тазики воды.

    Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы. В.: Молодцы, справились!А я вам сейчас покажу, как правильно мыть игрушки. Подойдите все ко мне, встаньте так, чтобы всем было видно. Воспитатель проговаривает и показывает алгоритм работы:

    1. беру игрушку;
    2. опускаю в таз с водой;
    3. мочу губку, намыливаю её;
    4. беру игрушку в руки и тру губкой;
    5. смываю мыльную пену в этом же тазу;
    6. ополаскиваю игрушку в тазике с чистой водой и ставлю сушиться на салфетку.

    В.: Ну что, запомнили? (Да). Повтор с детьми последовательности выполнения действий. В.: Катя, подойди к Мишке, возьми у него игрушку и принеси мне, я её чисто вымою, а Саша ополоснёт в чистой воде и поставит на салфетку сушиться. Процесс труда: звучит музыка, дети выполняют индивидуальные поручения.

    Итоговая часть (1–2 мин.) В.: Молодцы, все отлично справились! Мы обещали помочь Мишке и помогли. Медвежата будут довольны. А почему мы смогли это сделать? Потому что теперь мы знаем, как правильно мыть игрушки. Мы работали дружно, все вместе, и у нас все получилось. Мишка: Спасибо вам, ребята. Давайте вместе потанцуем под весёлую музыку, а потом я отправлюсь к своим медвежатам. Минутка шалости (под музыку танец с мишкой). В.: Ребята, мы замечательно повеселились, а теперь нам нужно привести в порядок наши рабочие места. Дети наводят порядок, выполняют индивидуальные поручения.

    Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников

    Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.

    Проектная деятельность проходит такие этапы:

    1. При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
    2. На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
    3. Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового — атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.

    Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме

    Таблица: педагогического проекта в младшей группе

    Автор Блашкова Л.Р. МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира
    Тема «Знакомство с профессией «Врача»
    Вид проекта Групповой, творческий, информационный, игровой.
    Цель Создать условия для формирования представлений у воспитанников о профессии повара.
    Задачи
    • Познакомить детей с профессией Врача, его трудовыми действиями, предметами-помощниками.
    • Пополнить словарный запас медицинской терминологией.
    • Воспитывать уважение к труду.
    • Учить действовать по правилам игры.
    Подготовительный этап
    • Создать развивающую среду:
    • пополнить уголок атрибутами.
    • изготовить дидактические и настольные игры: «Профессии», «У кого что? », «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек;
    • пополнить библиотечку книгами Б. Заходера «Все работы хороши», В. Маяковского «Кем быть?» , К. Чуковского « Айболит»;
    • оформить альбом «Стихи о враче».
    • Спланировать основные мероприятия с детьми и родителями:
    • социально-личностное развитие, знакомство с профессией «Врача»;
    • речевое развитие — пополнить словарный запас медицинской терминологией;
    • продуктивная деятельность — аппликация, «Скорая помощь», лепка «Витамины для зверюшек».
    Основной этап
    1. Непосредственно образовательная деятельность.
    1. Познавательная деятельность. Знакомство с обобщающим понятием «Медицинские инструменты».
    2. Социально-личностное развитие. Знакомство с профессией «Врача».
    3. Продуктивная деятельность: аппликация «Скорая помощь» «Витамины для зверюшек».
    1. Игровая деятельность.
    1. Сюжетно-ролевые игры: «Кукла Наташа заболела», «Чтоб кусался зубок»
    2. Дидактические и настольные игры «Профессии», «У кого что? », «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Кому что нужно для работы?».
    3. Пальчиковые игры «», «», «».
    1. Речевое развитие.
    1. Разучивание стихотворений о враче.
    2. Обсуждение сюжетов ,поступков героев..
    3. Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть? », К. Чуковский «Айболит», В.Сутеев «Про бегемота , который боялся прививок».
    4. Отгадывание загадок о враче.
    5. Беседа о враче.
    1. Самостоятельная деятельность.
    1. Раскрашивание раскрасок «Врач, медсестра, машина скорой помощи».
    2. Настольные и дидактические игры «Профессии», «У кого что? », «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Кому что нужно для работы».
    3. Сюжетно-ролевые игры «Кукла Наташа заболела», «Чтоб кусался зубок»
    1. Взаимодействие с семьёй.
    1. Совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Врач».
    2. Пополнение уголка .
    3. Шитье халатов, колпаков.
    4. Подборка стихов о профессии вр
    5. Создание фотоальбома «Маленькие врачи»
    Заключительный этап Для оценки результатов была проведена итоговая беседа, которая показала, что уровень знаний по этой теме повысился. 72% детей самостоятельно ответили на предложенные вопросы:
    • Кто такой врач?
    • Что он делает?
    • Какими предметами-помощниками пользуется?

    20% детей ответили с помощью воспитателя. И только 8% затруднились с ответом. В процессе работы развился интерес к профессии «Врача», познавательная активность.

    Обогатился словарный запас по данной профессии. Дети стали понимать значимость труда врача, Таким образом, можно сделать вывод, что проведённая работа по этой теме имеет положительный результат и даёт возможности для последующего развития в средней группе. Изучение темы «Врач» в ходе проектной деятельности вполне оправдывает себя, доставляя удовольствие от совместной деятельности не только детям, воспитателям, но и родителям.

    Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ

    Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).

    Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни

    № п/п Критерии оценивания Ф.И. детей
    1. Развитие трудовой деятельности:
    • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определённой последовательности;
    • самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т. п.).
    2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
    • способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т. д.;
    • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
    3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
    • проявляет знания о разных профессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
    • знает, кем работают близкие люди.
    Итого «+» «-» «+» «-» «+» «-» «+» «-»
    Уровень
    Оценка уровня: высокий уровень — все компоненты интегративного качества о; средний уровень — большинство компонентов о; низкий уровень — большинство компонентов о.

    На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]