Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе детского сада


Занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе детского сада

Дети 3–4 лет обладают пытливым умом, их может заинтересовать какой-либо предмет в любой ситуации, стихийно. Воспитателю важно подмечать подобные моменты во время самостоятельной деятельности ребят для включения их в совместную исследовательскую работу. Элементы экспериментирования с младшими дошкольниками используются во время занятий по окружающему миру («Апельсин, его особенности», «Что такое снег»), во время занятий творческих («Смешивание красок», «Учимся лепить из глины»), музыкальных («Как звучат колокольчики металлические, глиняные, фарфоровые») и др. Особое место занимают наблюдения на прогулках.

В процессе осуществления исследовательской деятельности воспитатель помогает младшим дошкольникам на каждом этапе работы. Обязательно речевое сопровождение всех действий в ходе экспериментирования (в старшей и подготовительной группах дети начнут проговаривать свои действия, пока это делает за них педагог). Воспитатель применяет метод прямого показа для всей группы и при необходимости дополнительно тем из ребят, у кого возникают трудности в процессе выполнения опыта.

В процессе экспериментирования педагог проговаривает всё происходящее

Дети не должны воспринимать исследовательскую деятельность как специфическую работу. Воспитатель не готовит к их профессии учёного в будущем, но учит увлекательным и эффективным способам познания окружающего мира.

При построении практической части педагогом учитываются возрастные особенности младших дошкольников. Одна процедура исследования может быть разбита на несколько отдельных этапов. Процесс изучения может прерываться для профилактики переутомляемости (проведения игровых и спортивных упражнений, музыкальной паузы).

Таблица: формы организации исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет

Критерий организации исследованияФормы исследования
По характеру объектов исследования
  • С объектами живой природы (растения, животные, птицы);
  • с предметами неживой природы (вода, земля, камни, резина, магнит).
По месту проведения экспериментирования
  • В помещении группы;
  • в опытной лаборатории;
  • в уголке природы;
  • на территории детского сада;
  • за пределами детского сада.
По причине исследования
  • Случайные (организованные в результате стихийно возникшего интереса к какой-либо проблеме у воспитанника/группы детей, исследование может быть организовано в качестве ответа на заданный детский вопрос);
  • запланированные (в соответствии с образовательной программой).
По количеству детей, участвующих в проведении опыта
  • Индивидуальные;
  • по подгруппам;
  • коллективные.
По продолжительности
  • Кратковременные;
  • длительные (для младшей группы — не более 15 минут).
По характеру познавательной деятельности
  • Поисковые (ребятам неизвестен результат исследования);
  • иллюстративные (дети знают ответ на поставленный вопрос, проведение исследования необходимо для подтверждения знаний);
  • решение познавательных задач (чаще всего используется на занятиях, решение проблемы максимально активизирует интерес к практической деятельности).
По месту в цикле образовательной деятельности
  • Первичные;
  • повторные;
  • заключительные;
  • итоговые.
По степени включения в образовательные процесс
  • Эпизодические;
  • систематические.
По характеру мыслительных операций
  • Констатирующие (исследование объекта в каком-либо состоянии без изменений);
  • сравнительные (наблюдение объекта в динамике или в качественно новых условиях);
  • обобщающие (прослеживание закономерностей какого-либо ранее изученного процесса).

Картотека тем по исследовательской деятельности во второй младшей группе

Тема исследованияЗадачи исследования
«Песок и его свойства»Формирование представлений о песке, его свойствах в различных состояниях (сухом и мокром).
«Что такое ветер»Обучение навыкам проводить исследование невещественных объектов с помощью специальных инструментов (для исследования свойств ветра понадобятся вертушки, флажки, сачки, флюгер).
«Солнце»Пополнение знаний о солнце, свойствах его света и тепла.
«Мыльные пузыри»Расширение знаний о свойствах воздуха.
«Камни»
  • Формирование представлений о камнях,
  • развитие использования различных органов чувств для исследования (визуальным способом, методом тактильных ощущений).
«Фрукты»Обучение характеризовать объект исследования в разных аспектах (лимон: по цвету — жёлтый, по запаху — приятный, ароматный, по вкусу — кислый, по тактильным ощущениям — гладкий с небольшими пупырышками и т. д.).
«Мы исследователи»
  • Знакомство с построением плана исследования,
  • тренировка в постановке проблемы,
  • совместная работа в подведении выводов.
«Снег и лёд»Знакомство детей с твёрдым состоянием воды, его особенностями, условиями возврата к жидкому состоянию.
«Вода и её свойства»
  • Расширение представлений о воде, её значимости в жизнедеятельности человека,
  • проведение разнообразных экспериментов.
«Чем пахнет?»Развитие чувственного опыта детей посредством обоняния.
«Катитесь, шарики»
  • Совершенствование способности наблюдать за ходом эксперимента,
  • развитие навыка передачи данных об исследовании при помощи речи.
«Глина»
  • Обогащение сенсорного опыта детей,
  • знакомство со свойствами сырой глины.
«Тень»Расширение знаний о способности предметов отбрасывать тень.
«Почва»Формирование представлений о почве (из чего состоит) и её свойствах (нагревается, впитывает воду, служит питательной средой для роста растений).
«Бумажный кораблик»Расширение знаний о свойствах бумаги.
«Почему распускаются почки?»
  • Обучение проведению длительного наблюдения,
  • расширение знаний об условиях роста растений.
«Мел и уголь»Формирование способности сравнивать материалы по свойствам и качествам.
«Тонет — не тонет»Знакомство со способностью воды выталкивать предметы из резины, пластмассы, дерева, пенопласта.

Мотивирующее начало занятий

Занятия по познавательной деятельности с воспитанниками младшей группы должны быть яркими. Высокий уровень любознательности и эмоциональности позволяет дошкольнику наполнять долгосрочную память впечатлившими его образами. От того, насколько заинтересован и вовлечён в образовательный процесс ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно исследовательской деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Воспитателю необходимо использовать разнообразные формы проведения начального этапа занятия, что внесёт разнообразие в привычную деятельность дошкольников.

Вызвать интерес детей в начале занятия поможет демонстрация объекта исследования

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Тема познавательного исследованияВариант мотивирующего начала занятия
Формирование представлений детей о свойствах льда (занятие «Освобождение бусинок из льда»)Создание сюрпризного момента с проблемной ситуацией. В группу приходит дымковская игрушка (в роли дымковской барышни — воспитанница подготовительной группы, старший воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), она расстроена, жалуется ребятам. Игрушку позвала в гости знакомая барышня, она спешила на дружеское чаепитие и зацепилась бусами за ветку в зимнем лесу. Нитка порвалась, бусины рассыпались. Игрушка их собрала, но нанизать на нитку не может, потому что бусины покрылись льдом (демонстрирует детям принесённые в миске кубики льда с бусинами посередине). Ребятам предстоит найти способ извлечения бусинок, чтобы дымковская барышня могла починить украшение и успеть в гости.
Знакомство детей со свойствами песка (занятие «Тайны песка»)Игровая мотивация. В группе ребят ожидает сказочный гость (это может быть Аладдин, Незнайка и т. д.), он сообщает, что прибыл из страны песков. Гость беседует с детьми (знают ли они, что такое песок, где они его видели, как играли с ним), показывает фотографии чудесной страны. Он сообщает, что готов научить ребят новым играм с песком, которые так любят жители страны песков.
Формирование у детей элементарных представлений о том, как получаются мыльные пузыри (занятие «Как сделать мыльные пузыри?», подготовка к мероприятию «Праздник пузырей»)
  • Отгадывание загадок: Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … (Шары).
  • В мыльной воде родился, В шарик превратился. К солнышку полетел, Да не долетел — лопнул! (Мыльный пузырь).
  • Физкуль.
  • Создание проблемной ситуации. В гости к детям ехал клоун и вёз в грузовике мыльные пузыри в подарок. В пути дверца машины открылась, и пузыри улетели в небо. Клоун опечален. Ребята должны решить проблему, научившись делать мыльные пузыри.
Познавательное развитие детей, работа с мукой и тестом (интегрированное занятие «Чудесница мука»)Создание игровой ситуации по мотивам ранее изученной сказки «Маша и медведь». В начале занятия воспитательница сообщает ребятам, что около сада встретила медведя из сказки: Все садитесь рядком, Поиграем ладком! Приготовьте ушки, глазки, Начинаем нашу сказку. Я сегодня в сад пришла, Мишку-рёвушку нашла. Мишка плакал возле сада: «В детский сад хочу, к ребятам!». Затем воспитатель интересуется, какова причина грусти медведя (в качестве медведя может быть использована плюшевая игрушка, возможен вариант исполнения роли медведя воспитанником старшей группы). Мишка рассказывает, что послала его Машенька отнести пирожки дедушке и бабушке, а он по дороге их съел и теперь печалится, что нарушил запрет девочки не садиться на пенёк, не есть пирожок. Ребята помогут медведю, изучив особенности муки и способы приготовления и лепки из теста (на занятии — из солёного теста).

Таблица: фрагмент конспекта занятия «Ознакомление детей с поисково-познавательной деятельностью» во второй младшей группе (на примере темы «Вода»)

АвторТельгина О., воспитатель МДОАУ №24, г. Новотроицк, Оренбургская область.
Задачи занятия
  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, без цвета, вкуса, запаха.
  • Формировать знания о значении воды в жизни человека.
  • Закрепить знания, что на морозе вода замерзает и превращается в лёд, а в тепле лёд тает и превращается в воду.
  • Учить отвечать на вопросы и делать выводы.
  • Активизировать словарь детей: бесцветная, без запаха, замерзает, прозрачная, тёплая, холодная, горячая, льётся.
Оборудование
  • Стеклянный графин с кипячёной водой,
  • прозрачные стаканчики с водой по количеству детей,
  • гуашь жёлтая, бутылочка с водой тёплой, горячей и холодной,
  • формочка с водой.
Ход занятияВ.: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. А теперь посмотрите все на меня. Мы будем с вами играть. Раз, два, три, на меня все посмотри! (Воспитатель в костюме Мойдодыра). Ребята, вы меня узнали. Кто я? (Ответы детей).
  • Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!

Отгадайте мою загадку и поиграйте с отгадкой.

  • Если руки наши в ваксе, Если на нос села грязь, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Чтобы не было беды, Жить нельзя нам без… (Воды)

Воспитатель предлагает детям поближе познакомиться с водой. Ребята изучают, какие звуки издаёт вода, какого она цвета, запаха, вкуса. <�…> В.: А сейчас наше волшебство продолжается. Давайте в наши стаканчики добавим краски и потом посмотрим, что у нас получится. (Проводят опыт). Какая вода стала? Видно через неё что-нибудь? (Ответы детей). Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем. Физминутка «Капли».

  • Капля раз, капля два (разводят руки в стороны, а затем соединяют), Очень медленно сперва, А потом, а потом (руки в стороны, вверх, пальцы сцепляют над головой) Все бегом, все бегом. Мы зонты свои откроем, От дождя себя укроем.

В.: Ребята, а вы знаете, для чего нам нужна вода? (Умываться, купаться, готовить еду, стирать и т. д.). Молодцы, ребятки. А кому нужна вода? (Рыбкам, птичкам, животным, растениям). Ой, ребята, посмотрите, что это у нас за бутылочки стоят. Да они же с водой! Пойдёмте, посмотрим, почему они стоят в сторонке? Сколько их? (Много). А они одинаковые? (Да все маленькие, одного цвета). В чём они отличаются, давайте их потрогаем руками. (Дети трогают бутылочки по очереди с холодной, горячей и тёплой водой). Чем отличаются эти бутылочки? (Ответы детей). А как вы узнали, какая вода в бутылочках? (Потрогали руками). Для чего нам нужна горячая вода? (Пить чай, есть суп, мыть посуду, купаться). Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна тёплая вода? (Умываться, стирать бельё, чистить зубы и т. п.). А холодная вода нужна нам для чего? (Пить воду, полоскать бельё). А вы знаете, что случается с водой, если её поставить на мороз? Давайте нальём воду в формочки и попросим Светлану Владимировну вынести её на мороз и посмотрим, что из этого получится. Интересно вам со мной играть? (Ответы детей). Вопросы для рефлексии:

  • Какого цвета вода?
  • Есть ли у воды запах?
  • Какой цвет у воды?
  • Кому нужна вода?
  • Ребята, а что ещё интересного, вы запомнили?

В.: Посмотрите, ребята, Светлана Владимировна принесла нам наши формочки. Что случилось с водой? (Ответы детей). Да, правильно, вода замёрзла. Вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. Ну и волшебница вода! Молодцы, дети, вы сегодня хорошо поработали! А сейчас раз, два, три, на меня все посмотри. А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдём гулять, играть.

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-temu-oznakomlenie-detei-s-poiskovoi-poznavatelnoi-dejatelnostyu-po-teme-voda-vtoraja-mladshaja-515502.html

Временной план занятия в младшей группе

Длительность образовательного занятия во второй младшей группе, согласно нормам СанПиН, составляет 15 минут. Занятие должно иметь чёткую структуру, включающую различные виды деятельности. Поскольку познавательно-исследовательская деятельность требует умственного напряжения, проводиться такие занятия должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности. Во второй половине дня возможна организация кружка по экспериментальной деятельности и проведение кратковременных наблюдений на вечерних прогулках.

Чтобы избежать переутомления малышей, занятия познавательно-исследовательской деятельностью проводятся в первой половине дня

Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе:

  • Организационный момент — 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия — 3 минуты.
  • Построение плана исследования, проговаривание с ребятами этапов опыта — 2 минуты.
  • Физическая активность (зарядка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) — 2 минуты.
  • Практическая часть работы — 6 минут.
  • Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий

Тема занятияОрганизационный моментМотивирующее начало занятияПостроение и проговаривание плана исследованияФизическая активностьПрактическая работаПодведение итогов
«Почему весной сосулька плачет?»1 минута.Создание проблемной ситуации. В группу приходит письмо от Снежной королевы, в котором она сообщает, что сосульки на крыше её дворца начали таять. Она просит ребят выяснить причину таяния. 3 минуты.2 минуты.Подвижная игра «Снежинки». 2 минуты.Проведение опыта по наблюдению за таянием льда. 6 минут.1 минута.
«Глина и её свойства»1 минута.Проведение беседы на тему «Глиняные игрушки» с рассматриванием выставки. 2–3 минуты.1–2 минуты.Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю». 2 минуты.Проведение исследования глиняного материала. 6 минут.1 минута.
«Тонет — не тонет»1 минута.
  • Сюрпризный момент. В группу приходит плачущая девочка Таня. Воспитатель зачитывает стихотворение «Мячик» А. Барто.
  • Создание проблемной ситуации. Таня переживает, что мяч всё-таки может утонуть. Ребятам предлагается показать Тане опытным путём невозможность этого.

3 минуты.

1 минута.Физкуль. 2 минуты.Проведение опыта с мячиком и водой. 6 минут.1 минута.

Организация исследовательской работы с детьми второй младшей группы

Ольга Комарова

Организация исследовательской работы с детьми второй младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка»

г. Асино Томской области

«Организация исследовательской работы с дошкольниками»

С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Подготовила и провела:

воспитатель Комарова О. В.

-2015-

В Федеральном законе «Об образовании»

указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков
исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Каждый дошкольник — маленький исследователь и первооткрыватель, с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?»

и
«почему?»
.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид исследовательской (поисковой)

деятельности. «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается…»

В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.

Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Самое важное то, что ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Усваивает всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности. Поэтому наша задача создать полноценные условия для формирования исследовательской компетенции у дошкольников, для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей.

Цель моей работы это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Наметила задачи:

1. Расширять представления детей о явлениях и предметах живой и неживой природы, с помощью экспериментальной деятельности, выявлять некоторые свойства предметов;

2. Развивать познавательный интерес детей, логику, воображение, мышление, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

3. Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой;

4. Сформировать осознанное, правильное отношение к деятельности человека.

Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т. е. в процессе познания мира.

Основные особенности исследовательской деятельности детей:

1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;

2. способствует формированию системы знаний о природе;

3. развивает познавательную активность;

4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;

5. оказывает влияние на развитие ребёнка

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование. Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В младшемдошкольном возрасте использую методы:

1. Метод детского экспериментирования (формирование начальных предпосылок поисковой деятельности)

2. Метод моделирования проблемных ситуаций (вхождение детей в проблемную игровую ситуацию педагогом)

;

3. Метод проектов (активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с родителями и педагогом);

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование игр-экспериментов и опытов. Экспериментирование включаю в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

Одно из главных условий успешной организации исследовательскойдеятельности это создание предметно-развивающей среды:

1. Зона экспериментирования (для проявления инициативы ребенка и самостоятельного исследования).

2. Центр воды и песка (предназначен для экспериментирования с водой и песком)

.

3. Природный уголок (для выращивания и ухода за комнатными растениями)

.

4. Огород на подоконнике (создали для наблюдения за ростом растений)

.

В группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы помочь, ребенку в организации его опытно- исследовательской деятельности.

Центр воды и песка дети используют для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы.В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки.Проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть, рассуждают из какого песка можно лепить и строить, из какого нет.

Взаимодействие с растениями помогает детям осознать своё отношение к окружающему миру, развивает наблюдательность, внимание, мышление.

В уголке природы дети получают первые навыки по уходу за растениями, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за заботу о комнатных растениях, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.

Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне»

.

Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды, света и тепла растение не выживет.

В работе с детьми использую те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравится деятельность, на которой вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения….

Содержание обучения организую в форме игры («Какие разные льдинки»

,
«Разноцветная водичка»
,
«Путешествие капельки»
,
«Куда пропал снеговик»
, так как именно она является ведущим видом деятельности. В процессе
работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.С помощью игрового персонажа — Незнайки предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?»
,
«Что поплывёт, что утонет?»
,«Что произойдёт если не поливать цветы?

Развивая сюжет ролевой игры «Подарок для котёнка»

, предлагаю слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается и дети рассуждают почему. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Дети приходят к выводу, что песок должен быть влажный.

С помощью игровой ситуации «Угостим лисёнка пирожками»

узнали о том, что из глины можно лепить.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Для детей 2 младшей группы опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду.

В своей работе я стараюсь использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремления детей познавать мир, учиться, использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. А все это можно реализовать в проектной деятельности. Проектная деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности.

Метод проектов – один из новых видов деятельности, который сегодня мы активно используем в учебно — воспитательном процессе, что позволяет детям осуществлять первые опыты самостоятельной исследовательской работы.Проведены проекты: «Зимующие птицы»

,
«Дикие животные наших лесов»
,
«Снег полезный или вредный»
,
«Витамины на окне»
.

Опыты со снегом помогли выяснить насколько он грязный, хотя белый и кажется чистым, дали понять детям, что снег есть нельзя, он вредный для здоровья.

Проект «Витамины на окне»

помог детям лучше познать растительную жизнь. Он расширил представления детей о растениях, как живых
организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Жизненная позиция ребенка закладываются в семье. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности привлекаю родителей к партнёрской деятельности, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.Я стараюсь пропагандировать детское экспериментирование: веду просветительную работу с родителями, создаю фоторепортажи об исследовательской деятельности детей, провожу выставки «Что за чудо- овощи»

,
«Поделки из природного материала»
, природоохранные акции
«Превратим в игрушки мусор»
(поделки из бросового материала,
«Помоги птицам выжить»(изготовление кормушек, обеспечение кормом)
. Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что организованная исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Используемая литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание №6, 2007.

2. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти»

4. Журнал «Дошкольник»

№4, 2010

5. «Экологическая работа в ДОУ»

В. Н. Чернякова, творческий
2008г.

Исследовательский проект во второй младшей группе ДОУ

Под термином «исследовательская деятельность» в педагогике подразумевается форма активности ребёнка, направленная на изучение какого-либо объекта или группы объектов с целью поиска значимой информации. Как говорилось ранее, элементы исследовательской деятельности присутствуют на занятиях НОД, в творческих и спортивных упражнениях, в структуре игр и прогулок. Стремление к экспериментированию и поиску знаний опытным путём заложено в природу человека, задача педагога — совершенствовать исследовательские способности детей и развивать мыслительные процессы.

Исследовательский проект является одной из форм организации познавательной деятельности ребёнка или группы детей. Проект имеет целью изучение какой-либо проблемы, решение которой заранее неизвестно. Эта форма работы имеет ряд строгих требований (от формулировки актуальной и новой цели исследования до выдвижения гипотезы и определения методов изучения), наблюдения должны фиксироваться, чтобы в итоге представить завершённый проект к защите.

Индивидуальная проектная деятельность проводится со старшими дошкольниками, у которых на достаточном уровне развито умение сравнивать, систематизировать, анализировать, обобщать и определять причинно-следственные связи. С детьми 3–4 лет возможна реализация коллективных проектов. В рамках работы над тематикой проекта проводятся различные виды занятий, развлекательные досуги, детско-родительские мероприятия.

В зависимости от длительности работы проект может быть краткосрочным и долгосрочным. Большую протяжённость имеют проекты, цель которых — наблюдение за процессом изменения, преобразования объекта (выращивание растений, наблюдение за ходом солнца, за годовым природным циклом). Проведение краткосрочных проектов рекомендуется приурочить к значимым датам (Празднику осени, Дню Космонавтики, Неделе экологии, акции в помощь зимующим птицам).

Например, в рамках краткосрочного проекта «Чудеса, фокусы, эксперименты» воспитанники младшей группы могут наблюдать за солнечными зайчиками, познакомиться со свойствами воздуха, песка, воды, мыла и т. д.

Фотогалерея: исследовательский проект «Откуда хлеб пришёл» во второй младшей группе


На первом этапе реализации исследовательского проекта проводится занятие «Как получается хлеб»


В рамках проекта организуется выставка рисунков «От зёрнышка до хлебушка»


Просмотр тематических мультфильмов способствует формированию экологического сознания дошкольников


Участвуя в процессе замешивания теста и выпечки хлеба, ребята приобретают полезные навыки


Такой хлеб получился у воспитанников группы


Во время досуга проводится выставка и дегустация видов хлеба народов мира


Ребята участвуют в прослушивании и обсуждении сказок и рассказов про хлеб


В конце проекта создаётся фотокнига о проделанной работе

Ребёнок младшего дошкольного возраста открыт к познанию окружающего мира, он прирождённый исследователь. Пусть он будет окрылён радостью обретения новых знаний и стремится к поиску скрытой информации. Маленький исследователь не должен бояться ошибок, он пытается найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно и активно действует. Высокий уровень развитости исследовательских умений — залог успешного обучения и освоения профессии в будущем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]