«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника


«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника

Наталья Стребкова

«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника

«Программа «Детство»

.
Основные направления развития ребенка-дошкольника»
Детство – это летний ветер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство – это значит дети,

Детство – это значит мы!

Р. Рождественский

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенкас ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Особенности содержания программы Детство

Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направленона их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

В каждом разделе программыпредусматривается действие общего механизма:

происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Девиз Программы Детство

«Чувствовать-Познавать-Творить»

.

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Линия познания. Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Линия самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

Принципы программы «Детство»

полноценного проживания ребёнком всех этапов детства

построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

содействия и сотрудничества детей и взрослых.

поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничества с семьёй;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.

В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.

Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Программе.

В обновленной Программев соответствии с ФГОС дошкольного образования:

определены задачи,содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие;

описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;

охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

На современном этапе программа «Детство»

представляет собой единый
программно-методический комплекс,включающий:
программу «Детство»

для детей от рождения и до 7 лет;

методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;

методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство»

.

мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство»

.

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития качеств ребенка:

— Сформированы основные физические качества

— Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,

— Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

— Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

— Способен самостоятельно действовать

— Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

— Откликается на эмоции близких людей и друзей.

— Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

— Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства

— Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

— Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником

— Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых

— Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

— Соблюдает правила поведения на улице в общественных местах

— Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, гак и им самим;

— Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,

— Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

— Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

— У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

— сформированны социальных чувств и нравственных переживаний воспитанников;

— повышен уровень познавательной активности и любознательности;

— сформировано умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию;

— повышен уровень развития речи;

— повышен уровень творческой активности детей и творческой самостоятельности;

Перспективное планирование по программе «Детство», по развитию речи.

Надежда Авдеева

Перспективное планирование по программе «Детство», по развитию речи.

Перспективное планирование по развитию речи

Время прове-дения Тема и цель занятия 1-й недели

«Осень разноцветная»

Тема и цели занятия 2-й недели

«Огород. Овощи»

Тема и цели занятия 3-й недели

«Сад. Фрукты»

Тема и цели занятия 4-й недели

«Деревья и кустарники. Лес»

1 2 3 4 5 6

Сентябрь Тема Занятие№1

«Заучивание стихотворения И. Мазнина «Осень»

» Занятие №2

«Звуковая культура речи: звуки [с] и [сь]»

Занятие №3

«Составление описательного рассказа по набору предметов и картин»

Занятие №4

«Рассказывание по картине

«Осенний лес»

Цели Закреплять знания детей о признаках осени, воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы, учить выражать свои впечатления в образном слове; формировать умение выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть

(О. С. Ушакова стр. 180)

Объяснить детям артикуляцию звука с,поупражнять в правильном, отчетливом его произношении (в словах, фразовой речи)

.

(В. В. Гербова стр. 27)

1. Закреплять умение правильно называть фрукты, овощи, описывать их цвет, форму и т. д.

2. Уточнять представления об обобщающем понятии фрукты, овощи.

3. Продолжать детей учить вслушиваться в звучание слов.

(О. С. Ушакова стр. 70)

1. Обратить внимание детей на картины с изображение осени и весны.

2. Учить детей сравнивать два времени года по характерным признаком.

3. Учить детей дополнять предложения прочитанные воспитателем.

(А. В. Аджи стр. 45)

Тема недели «Город, в котором мы живем!»
«Дикие животные, и их детеныши»«Домашние животные, и их детеныши»«Домашние птицы»
Октябрь Тема Занятие №5

«Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина»

»» Занятие №6

«Звуковая культура речи: звуки [з] и [зь]»

» Занятие №7

«Составление рассказа по картине «Кошка с с котятами»

» Занятие №8

«Рассказывание по картине

«Куры»

»

Цели Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей. (О. С. Ушакова стр. 147)

Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах)

; учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуком з, зь.

(В. В. Гербова стр. 31)

1. Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а так же короткого рассказа на основе личного опыта.

2. Учить правильно соотносить названия животных и их детенышей, активизировать употребление в речи глаголов.

(О. С. Ушакова стр. 26)

1. Учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине.

2. Учить сравнивать петух и курицу, курицу и цыплят (по цвету, величине, повадкам)

.

3. Закреплять умения самостоятельно подбирать сходные и не сходные по звучанию слова.

(О. С. Ушакова стр. 78)

Время прове-дения Тема и цель занятия 1-й недели

«Квартира. Мебель»

Тема и цели занятия 2-й недели

«Кухня. Посуда»

Тема и цели занятия 3-й недели

«Бытовые и электроприборы»

Тема и цели занятия 4-й недели

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

1 2 3 4 5 6

Ноябрь Тема Занятие№10

«Заучивание рнс «Тень- тень-потетень»

» Занятие №11

«Звуковая культура речи: звук [ц]»

Занятие №12

Рассказывание по картине

«Мама моет посуду»

Занятие №13

«Описание предметов одежды»

Цели Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к народному творчеству.

(В. В. Гербова стр. 32)

Упражнять детей в произношении звука ц (изолированного, в слогах, в словах)

. Совершенствовать интонационную выразительность
речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь на смысл слова, а не его значение.
(В. В. Гербова стр. 35)

1. Учить детей составлять несложный рассказ с помощью вопросов воспитателя.

2. Закрепить умения образовывать названия предметов посуды. Обратить внимание на то, что все они образуются одинаково.

3. Закрепить знания детей о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

(О. С. Ушакова стр. 65)

1. Учить описывать предметы осенней (зимней)

одежды.

2. Учить правильно называть предметы осенней (зимней)

одежды, знать их назначение. Закрепить обобщающее слово одежда.

3. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, согласовывать имена прилагательные и именами существительными.

(О. С. Ушакова стр. 48)

Тема недели «Зима в природе»
«Транспорт»«Игрушки. Игры Музыкальные инструменты»«Новогодний праздник в гости к нам спешит!»
Декабрь Тема Занятие №14

«Заучивание стихотворения И Сурикова «Зима»

»» Занятие №15

«Звуковая культура речи: звуки [ш]»

Занятие №16

«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Моя кукла»

» Занятие №17

«Рассказывание по картине

«Зимний лес»

»

Цели Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой; развивать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; учить находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.

(О. С. Ушакова стр. 184)

Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах)

; различать слова со звуком ш.

(В. В. Гербова стр. 45)

1. Учить детей внимательно рассматривать картину, замечать изменение настоения на картине, подмечать особенности, находить сходство и различие.

2. Учить простейшим сравнениям с различными предметами.

3. Проговаривание чистоговорок со звуком ш.

(А. В. Аджи стр. 78)

1. Учить детей соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.

2. Учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию.

3. Мини-рассказ «Что бы тебе хотелось получить от Деда Мороза….»

Учить детей строить фразы по речевому образцу.

(А. В. Аджи стр. 74)

Время прове-дения Тема и цель занятия 1-й недели

«Рождество. Колядки. Зимние забавы»

Тема и цели занятия 2-й недели

«Русские обычаи, традиции, народные праздники»

Тема и цели занятия 3-й недели

«В мире русской литературы»

Тема и цели занятия 4-й недели

«Здоровье и Я»

1 2 3 4 5 6

Январь Тема Занятие№18

«Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

» Занятие №19

«Звуковая культура речи: звук [ж]»

Занятие №20

Описание игрушек

«Сказочные герои»

Занятие №21

Рассказывание по картине

«Зимние забавы»

Цели Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой; развивать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

(В. В. Гербова стр. 51)

Упражнять детей в произношении звука ж (изолированного, в слогах, в словах. Учить различать слова начинающиеся со звука ж.

(В. В. Гербова стр. 35)

1. Учить детей составлять короткий описательный рассказ об игрушке

2. Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, и и увеличительными суффиксами.

(О. С. Ушакова стр. 43)

1. Упражнять детей в диалогической речи. Постановка вопросов к фрагменту картины. Составление рассказов миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

(А. В. Аджи стр. 71)

Тема недели «Я и Моя семья. Я и Мои друзья»
«Наша Родина- Россия!»«День защитника Отечества»«Ранняя весна. Первые цветы»
февраль Тема Занятие №22

«Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок»

»» Занятие №23

«Звуковая культура речи: звуки [ч]»

Занятие №24

Рассказывание по картине «Семья»

» Занятие №25

Составление описательного рассказа по картине с весенним пейзажам.

Цели Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Воспитывать любовь к животным.

(В. В. Гербова стр. 66)

Показать детям артикуляцию звука ч, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах)

; различать слова со звуком ч.
Развивать фонематический слух детей.
(В. В. Гербова стр. 53)

1. Предварительно попросить детей принести фотографии своей семьи, своих родственников. Учить детей, рассматривая фотографии, называть родственные связи (внук, внучка, дочь, сын, племянник, и т. д.)

2. Побеседовать с детьми о том, кто у них в семье главный, о ком можно сказать «глава семьи»

и почему.

(А. В. Аджи стр. 125)

1.Учить детей составлять описательный рассказ в сравнении:»Ранняя весна», «Поздняя весна»

.

2. Учить находить особенности в двух пейзажах, подмечать, называть, сравнивать.

3. Запомнить природных явлений характерных для весны.

(А. В. Аджи стр. 111)

Время прове-дения Тема и цель занятия 1-й недели

«Наши мамы»

Тема и цели занятия 2-й недели

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Тема и цели занятия 3-й недели

«Продукты питания»

Тема и цели занятия 4-й недели

«Комнатные растения»

1 2 3 4 5 6

Март Тема Занятие№26

«Заучивание стихотворения Я. Акима «Подснежник»

» Занятие №27

«Звуковая культура речи: звук [щ-ч]»

Занятие №28

Рассказывание по набору предметов

«Продукты и посуда»

Занятие №29

Рассказывание картин и иллюстраций «Комнатных растений»

Цели Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой; развивать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

(В. В. Гербова стр. 58-59)

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч.

(В. В. Гербова стр. 60)

1. Тренировать детей в составлении рассказов о предметах и действиях с ними.

2. Тренировать в образовании слов – названий продуктов, посуды и уменьшительно-ласкательных имен собственных.

3. Учить правильно произносить звук ч, отчетливо называть слова с данным звуком.

(О. С. Ушакова стр. 61)

Упражнять детей в диалогической речи. Постановка вопросов к фрагменту картины. Составление рассказов- миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей.

(О. С. Ушакова стр. 40)

Тема недели «Вода. Обитатели воды»
«День Космонавтики»«Насекомые»«Пасхальная неделя»
Апрель Тема Занятие №30

«Заучивание стихотворения С. Маршак «О весне»

»» Занятие №31

«Звуковая культура речи: звуки [л] и [ль]»

Занятие №32

Описание игрушек и картин «Насекомые»

Занятие №33

Рассматривание картин с изображением лета и зимы

Цели Развивать у детей умение чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, учить передавать свое отношение к его содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

(О. С. Ушакова стр. 190)

Показать детям артикуляцию звука л, учить четко произносить звук
(изолированно, в слогах, в словах)
.Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль.

(В. В. Гербова стр. 63)

1. Учить описывать игрушку, называть характерные признаки и действия; подводить к составлению короткого рассказа.

2. Обогощать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств и действий.

(О. С. Ушакова стр. 30)

1. Уточнить представление детей о смене времен года.

2. Составление рассказов –миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей.

(А. В. Аджи стр. 39)

Время прове-дения Тема и цель занятия 1-й недели

«Наши мамы»

Тема и цели занятия 2-й недели

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Тема и цели занятия 3-й недели

«Продукты питания»

Тема и цели занятия 4-й недели

«Комнатные растения»

1 2 3 4 5 6

Май Тема Занятие№35

«Заучивание стихотворения Т. Белозерова «Праздник Победы»

» Занятие №36

«Звуковая культура речи: звук [р] и [рь]»

Занятие №37

Закрепление обобщающих понятий Занятие №38

Литературный калейдоскоп

Цели Выяснить, что дети знают о великом празднике. Развивать у детей умение чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, учить передавать свое отношение к его содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

(В. В. Гербова стр. 68)

Показать детям артикуляцию звука р, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах)

; различать слова со звуком р, рь.
Развивать фонематический слух.
(В. В. Гербова стр. 69)

1. Продолжать учить детей описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова.

2.Закреплять понимание обобщающих понятий : овощи, одежда, мебель.

3. Учить детей четко и правильно произносить звук р,рь. Подбирать слова с этим звуком.

(О. С. Ушакова стр. 80)

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

(В. В. Гербова стр. 71)

Используемая литература:

1. О. С. Ушакова «Развитие речи»
(детей 4-5 лет)
-М. издательский
2010г
2. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»-М. Издательство «Мозаика – Синтез»

2010г

3. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада»-Воронеж: ТЦ «Учитель»

2005г

Тема и цель занятия 5-й недели

«Перелетные и оседлые птицы»

Тема и цель занятия 5-й недели

«Службы спасения 01,02,03»

Занятие №9 «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

. Занятие №34

«Урок вежливости»

.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представления о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их значением, учить четко произносить их, придумывать небольшие истории по их сюжету.

(О. С. Ушакова стр. 149)

1. Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтоб он не заскучал.

2. Упражнять детей в диалогической речи.

(В. В. Гербова стр. 56)

Структура и содержание программы

Комплексная программа «Детство» направлена на творческую самореализацию и развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Структура Программы представлена следующими образовательными областями:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Основная цель Программы – создание оптимальных условий, предоставляющих каждому воспитаннику детского сада возможности полноценно взаимодействовать с окружающим миром, посредством разного рода деятельности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Содержание Программы в соответствии с ФГОС ДО предполагает:

  • Наличие трех разделов: целевой, содержательный и организационный.
  • Наличие представления об особенностях организации воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах.
  • Характеристику особенностям развития детей дошкольного возраста и ожидаемым результатам освоения Программы в разных возрастных группах.
  • Постановку задач и ожидаемых результатов освоения Программы, на их основании наполнение содержания по каждой образовательной области в каждой возрастной группе.
  • Раскрытие особенностей игры и игровой деятельности, как особенного развивающего пространства ребенка-дошкольника.
  • Описание вариативных форм, методов, средств и способов эффективной реализации Программы.
  • Описание особенностей образовательной и иной деятельности детей, в зависимости от их возраста.
  • Основные направления и способы поддержания детской инициативы.
  • Особенности организации педагогического мониторинга и диагностики.
  • Дана характеристика особенностям взаимодействия между педагогическим коллективом и семье воспитанника.
  • Представлены необходимые методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы ДОУ.
  • Определены содержание методических материалов, а также основных методов и средств воспитания и обучения.
  • Представлен режим дня для каждой возрастной группы, а также режим дня на период адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Раскрыты особенности проведения традиционных для ДОУ мероприятий и особенности организации предметно-развивающей среды группы.
  • Приложение Программы содержит примерные парциальные образовательные программы.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Комплексная программа «Детство» 430 ₽ Реферат Комплексная программа «Детство» 220 ₽ Контрольная работа Комплексная программа «Детство» 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Принципы, на основании которых реализуется Программа:

  • Принцип образования и развития
  • Принцип сохранения и укрепления здоровья воспитанников
  • Принцип сотрудничества с семьей воспитанника
  • Принцип приобщения детей к социальным и культурным принципам
  • Принцип опоры на традиции семьи, общества и государства
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]