Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ.консультация


Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ.консультация

Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ.

Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения. Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной группах. Но маленьким детям можно организовать специальные занятия-экскурсии по групповой комнате с наблюдением (в комнате, на площадке).

Планируя работу с детьми в летний период, необходимо помнить о включении в план физкультурных и музыкальных развлечений (2 раза в неделю); дней здоровья (1 раз в квартал); спортивных праздников (1 раз в квартал); работы по правилам дорожного движения (1 раз в неделю) и основам безопасности (1 раз в неделю); прогулок по маршруту (простейший туризм), экскурсий, пешеходных прогулок (1-2 раза в неделю, в старшей группе — до 3 раз в неделю).

По содержанию экскурсии делятся на 2 вида: природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру; экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека, музей, в пожарную часть и различные производственные предприятия).

Природоведческие экскурсии.

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

В основном проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.

Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям. Нужно обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др. Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога. Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»). В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы.

Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться.

На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д. Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

Начиная со второй младшей группы, проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение д/с, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту:

— прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;

— тщательно продумывается содержание маршрута, похода;

— взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;

— продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;

— о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;

— желательно уточнить прогноз погоды;

— накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;

— взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности;

— должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;

— взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);

— план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;

— взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Планирование прогулок-походов.

Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей схеме: дата проведения; тема или объекты наблюдения; цель; отметка о выполнении.

Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них. К каждому походу составляется сценарий (конспект), где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.

Содержание прогулки-похода составляют: дидактические игры; подвижные игры; чтение художественной литературы; экспериментальная и практическая работа.

Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности. Детей можно учить ориентированию на местности.

Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Все маршруты нумеруются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы. Отмечается общая протяженность маршрута и длина отрезков пути между привалами, а также его продолжительность.

Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход по схеме: №; дата; группа; кол-во детей; № маршрута; кол-во сопровождающих, Ф.И.О.; время ухода; подпись; время возвращения; подпись кто принял сведения.

Памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок: Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону. В таком походе крепнут силы детей, развивается выносливость, способность преодолевать трудности, упражняется воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообразными естественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т.д. места для привалов и место для разбивки лагеря.

В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, медицинская сестра. Составляется конспект. В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования. Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека.

На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д. Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания. Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями. Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток), пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.

Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности. После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.

При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь лагеря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т.д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму – «Туристический поход». Составить свою небольшую туристическую песню. Перед выходом в поход провести инструктаж – как вести себя в походе. На привалах организовывать отдых детей: песни, хороводы, соревнования, чтение и рассматривание книг и др.

Туристическое снаряжение: Головной убор (шляпа, шапка, панама), спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.). Обязательно, возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты.

Экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. Повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Правильно проведенная экскурсия оставляет глубокий след в детской памяти и находит отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение. Но в игре не получают отражения наблюдения, в которых для ребенка на первый план выступают только предметы и ускользают люди, их деятельность и взаимоотношения. Удачная экскурсия, конечно, является основой процесса усвоения детьми знаний о значении труда, о том, как, кем и для чего он проводится. Поскольку наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством включения детей в различные виды деятельности, уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Подготовка к экскурсии.

Одна из форм экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых – это производственная экскурсия. Подготовка к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора объекта, то есть предприятия, которые дошкольники будут посещать. И сходя из цели и задач экскурсии, педагог определяет вопросы, на которые детям следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии или добивается разрешения провести её самому. Намечая план маршрута, педагог продумывает, как обеспечить безопасное передвижение детей по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.

Ниже приведены несколько ориентировочных вопросов, по которым можно готовить информацию для проведения производственной экскурсии:

— Название предприятия.

— Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия.

— Современное оборудование, используемое в цехах.

— Работники основных профессий предприятия.

— Какая технологическая последовательность обработки материалов существует на денном предприятии?

— В каких цехах используют оборудование, выполняющее одновременно несколько операций?

— Опишите технологическую последовательность обработки той или иной детали или узла изделия.

Во время экскурсии дети всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Педагогу необходимо договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии, уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное. Вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Привлечение работников к экскурсии не освобождает педагога от подготовки к рассказу.

Методика проведения производственных экскурсий.

Любая производственная экскурсия, как правило, проходит в несколько этапов:

1. Подготовка дошкольников к экскурсии (подготовительная беседа).

2. Вводная беседа на предприятии.

3. Порядок знакомства с производством, рассказ педагога, наблюдения детей, объяснения специалистов предприятия.

4. Сбор иллюстрированных материалов.

5. Встречи и беседы с производственниками.

6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии. Подготовка к экскурсии ведется по двум направлениям: по содержанию и по организационным вопросам.

В подготовительной беседе педагог объясняет цель экскурсии, рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время беседы можно предложить вопросы, ответы на которые нужно будет дать после экскурсии. Такие вопросы помогут детям вести наблюдения в заданном направлении, не давая возможности отвлекаться. Педагог объясняет, что экскурсия — это такое же занятие, как и все, поэтому во время экскурсии необходимо выполнять требования, предъявляемые к детям на занятии: внимательно слушать, организованно задавать вопросы, не разговаривать, соблюдать дисциплину. Нельзя нарушать порядок, дисциплину и по дороге на экскурсию. На предприятии держаться всем вместе, переходить из одного помещения в другое спокойно, не суетясь.

Во время наблюдения за объектом становится так, чтобы всем было видно. Особое внимание следует уделить технике безопасности и осторожности. Необходимо предупредить детей, что ничего нельзя брать самостоятельно. Сбор материалов для коллекции должно будут производить по разрешению воспитателя и экскурсовода.

Перед началом экскурсии оговариваются средства передвижения к месту назначения (пешеходные переходы, городской транспорт), время в пути, время ознакомления с производством, время возвращения. Напоминаются правила дорожного движения.

Педагог, прибыв на место, обычно повторно проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы дети знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия. Важной задачей экскурсовода является постановка направляющих вопросов, способствующих возбуждению интереса к наблюдаемым объектам.

Дети не могут одновременно слушать и наблюдать действия работающего или работу машины. Поэтому краткие пояснения должны сменяться самостоятельными наблюдениями. Схема построения экскурсии должна соответствовать основному требованию, рассказ подчинен показу. Рассказ ведется в виде развернутого материала, справки, объяснения, вводного и заключительного слова. Недостающие зрительные звенья восполняют экспонаты – «Портфель экскурсовода» (фотографии, иллюстрации, коллекции, образцы). Тема экскурсии регулирует рассказ – не дает экскурсоводу говорить об объекте все, что он знает, а только то, что будет раскрывать тему.

Методика показа экскурсионных объектов.

В классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы:

  1. Приемы показа — куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого. Задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта. Приемы дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении — приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него. Приемы показа позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам, мысленно расчленить объект на составные части. Домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.
  2. Приемы рассказа — это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.

Показ – основной элемент экскурсии, с помощью которого целенаправленно наблюдается экскурсионный объект. Необходимо уделить внимание выбору месторасположения группы по ходку движения с остановкой у объектов. Особенностями экскурсионного показа являются активность, целенаправленность, последовательность, опережающая роль показа. Виды осмотра – техническое оборудование, схемы, таблицы, изобразительные картины, рисунки, фотокопии. Средствами показа являются жест экскурсовода, рассказ, словесное описание. Особенности рассказа в экскурсии: Зависимость от движения группы. Подчиненность показу. Использование зрительных доказательств. Ограниченность во времени.

Существует множество приемов показа, приведу несколько примеров:

  • Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения объекта. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Этот прием приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. Дать определенную оценку объекту.
  • Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.
  • Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Термин, «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания и др. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.
  • Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное. Сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Методические приемы рассказа.

Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача — преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Цель рассказа – вовлечь в экскурсию. Рассказ должен быть доступным, точным, научным, образцовым. Должны быть использованы логические переходы, которые способствуют цельности рассказа, последовательности изложения.

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы:

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.

Принципы построения рассказа: Индуктивный – от частного к общему; Дедуктивный – от общего к частному; От известного к неизвестному.

Приёмы рассказа:

1. Экскурсионная справка сжатое изложение фактического материала.

2. Описание – последовательное перечисление основных качеств и свойств экскурсионного объекта.

3. Объяснение – подробный рассказ об объекте.

4. Комментирование – применяется в том случае, когда объект демонстрируется в процессе развития или движения (работающее оборудование).

5. Цитирование – использование отрывков их художественной литературы, речей, отчетов и т. д.

6. Беседа – вопросы и ответы.

Приведу несколько приемов рассказа:

  • Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием описания относится не только к объектам (архитектурным памятникам), но и к историческим событиям. Описание исторических событий носит образный характер. Оно вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет им мысленно представить, как происходило событие. Прием описания событий носит подчиненный характер, смыкаясь с методическим приемом зрительной реконструкции.
  • Прием объяснения характерен для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры. Особенность приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер.
  • Прием комментирования. Комментарий в периодической печати используется в двух видах — как толкование событий, явлений, текстов, а также в качестве рассуждений или критических замечаний о чем-нибудь, вызывающем интерес у читателей. В экскурсии методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.
  • Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема.

Уровень эффективности экскурсии зависит от следующих условий:

Во-первых, от экскурсоводов зависит то, что запомнит человек из сообщенных ему знаний. Задача их — помочь человеку понять и сохранить в своей памяти то, что является главным в экскурсии. Это достигается методическими приемами.

Во-вторых, эффективность каждой конкретной экскурсии зависит от того, какая часть экскурсии может быть представлена ее участниками зрительно. Словесный материал должен быть построен и подан таким образом, чтобы он с помощью наблюдаемых объектов и наглядных пособий превратился в сознании экскурсантов в зрительные впечатления. Это должно быть методически продумано, спланировано и обеспечено в ходе подготовки экскурсии. Успех дела обеспечивают и глубокое содержание материала, и образный язык, и методические приемы, позволяющие зрительно донести экскурсионный материал до участников экскурсии.

В-третьих, методика не должна ограничиваться показом объектов и зрительным восприятием. Методику следует ориентировать на активное участие в процессе восприятия органов чувств. По примеру природоведческих и городских экскурсий основанием для восприятия могут стать осязание и обоняние экскурсантов. Необходимо расширить действенность звуковой наглядности, например, звуков природы (шума леса, журчанья ручья), при посредстве которых человек осуществляет свои связи с окружающим миром.

Ход экскурсии зависит от учебных задач, стоящих перед детьми. Если дети должны познакомиться только с оборудованием, то все внимание сосредотачивается на нем. Если же с технологическими процессами, то изучают их.

В конце экскурсии подводятся итоги. Педагог напоминает план экскурсии, её основные задачи и выясняет, все ли дети усвоили, на все ли вопросы могут ответить. Если что-то осталось для них непонятным, они задают экскурсоводу или педагогу вопросы. По итогам экскурсии дети готовят устные отчеты, делают стенды, альбомы, рисунки.

Источники:

  • Каменева Л.А.:«Как знакомить дошкольников с природой» — М.: «Просвещение», 1983г.
  • Каменева Л.А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» — М.: «Просвещение», 1991г.
  • Лучич М.В.: «Прогулки с детьми в природу» — М.: «Просвещение», 1969г.
  • Мазурина А.Ф.:«Наблюдения и труд детей в природе» — М.: «Просвещение», 1976г.
  • Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» — М.,«Просвещение», 1986г.
  • Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» — М.,«Просвещение», 1983г.
  • Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.
  • Виноградова, А.М. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду / Р. С. Буре и др. – М. : Просвещение, 1987.
  • Котлярова, С. Ознакомление детей подготовительной группы с трудом взрослых / Дошкольное воспитание 1973 № 7.
  • Котлярова, С. Ознакомление с трудом взрослых / Дошкольное воспитание 1974 № 12.
  • Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1991.

Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста

Категория: Методическая копилка Создано: 20.08.2014

Матвиенко Наталья Николаевна, воспитатель 1 квалификационная категория

Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, экскурсия как формирование познавательных интересов является довольно значимой для дошкольников. Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, ко¬торые дают возможность в естественной обстановке зна¬комить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольни¬ки начинают познавать мир во всем его многообразии, раз¬витии, наблюдают взаимную связь явлений. Экскурсия — это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика ребенка. К присущим экскурсии признакам следует еще добавить непременное наличие у нее цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, в так называемый портфель экскурсовода, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит. Но главным признаком экскурсии является обязательное использование при ее проведении единство показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа. Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам: • По содержанию; • По составу участников; • По месту проведения; • По способу передвижения; • По форме проведения. В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (в нашем случае воспитатель) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др. По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы: • Исторические, в которых освещается конкретный период истории края; • Военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музеи; • Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс; • Природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея; • Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы; • Литературные; • Архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города. Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей. По месту проведения экскурсии подразделяются на • Городские (обзорные и тематические); • Заочные (видеосюжеты); • Загородные (автобусные и пешеходные); • Музейные. Музейные экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Ведение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры в условиях социокультурной среды музеев, понимания языка искусства – эти и другие задачи должны решать воспитатели детских садов. Музейная педагогика позволяет приобщить дошкольников к эстетике народного быта. Создание в детских садах мини-музеев позволяет воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, формировать бережное отношение к истории своей страны и ее наследию, развивать чувство гордости за свой народ, за его силу духа. Расширение кругозора детей – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, развивает творческое отношение к миру. Сделать мир музейных экспонатов понятным и значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ и музейных работников. По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных экскурсий составляет обычно 2 – 6 км. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах – 40 – 50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом: • Обычные экскурсии (обзорные и тематические); • Учебные; • Экскурсии – прогулки Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим. Экскурсии – прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе, например, по территории детского сада, близлежащих скверов и парков. В этом виде экскурсий самостоятельное общение детей с объектами показа занимает больше времени, чем в каких-либо других. При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания. Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут. Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников: • Показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью; • Использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения; • Шутки, юмор; • Вопрос-ответ; Основные методические приемы проведения экскурсий: • Элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику); • Исследования (выполнение простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание альбома «Наша армия родная»); • Задания (прочитать текст на мемориальной доске, сравнить форму иголок у пихты и ели и т.д.); При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице. Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах. Во второй младшей группе экскурсии проводятся внут¬ри дошкольного учреждения, участка, а начиная со сред¬ней группы — за пределами детского сада. Содержание экскурсий определено программой, по ко¬торой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет также непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно: наличие достопримечательно¬стей, культурных объектов (библиотека, театр, концерт¬ный зал, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, мастерские) и др. Воспитатель должен обеспечить непос¬редственное знакомство детей с наиболее яркими и инте¬ресными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохо¬зяйственного и другого труда, характерными для той мес¬тности, где находится детский сад. Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное услож¬нение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов. В каждом дошкольном учреждении определяют объек¬ты природы, труда, общественные и культурные заведения, ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на экскурсиях. Описание маршрутов экскурсий находится в методическом кабинете дошкольного учреждения. При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее: — экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктует¬ся особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных ин¬тересов; — для расширения, углубления, обобщения представле¬ний детей о знакомом объекте или явлении проводятся по¬вторные экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении про-исходят заметные и качественные сдвиги; — постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расши¬рения круга наблюдаемых явлений и за счет последователь¬ного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях; — на каждой экскурсии образовательные и воспитатель¬ные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно пла¬нировать объем знаний и умений; продумывать, какие чув¬ства, отношения, нравственные качества, эстетические пе¬реживания будут активизированы. Экскурсия имеет определенные структурные части, не¬разрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая послеэкскурсионная работа. В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог (при календарном планирова¬нии образовательной работы) намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточня¬ет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки. Ре¬шаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр. В ходе самой экскурсии используются различные мето¬ды обучения, но ведущим является наблюдение. Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов: — нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает ка¬чествами, особенностями); — активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений); — стимулирующие деятельность воображения, побужда¬ющие к творческому мышлению, к выводам, суждениям. Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными. На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, прода¬вец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.). Педагог заранее готовит такую беседу. В процессе экскурсии важно поддерживать мыслитель¬ную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заин¬тересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответ¬ствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку. В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увиде¬ли. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно. Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношении, зародившихся на экскурсии. Для этого исполь¬зуются такие приемы: — оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др.; — обращение к художественным произведениям (кни¬га, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства); — работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовле¬ние макетов, коллекций, гербариев); — организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.); — обобщающие беседы, которые проводятся по завер¬шении блока образовательной работы по определенной тематике. Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель организует деятельность детей с использованием раздаточного материала (рисование, лепку, дидактические игры, чтение художественной литературы, заслушивает рассказы детей о том, где они были и что видели), в заключении проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен подготовить такие вопросы, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к связи между явлениями. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: • Навыков наблюдения и наблюдательности; • Сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов, пространственные расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); • Мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); • Воображения и творческих способностей. Экскурсии – одна из трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с различными объектами, способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, родному городу, краю. Велика роль экскурсий и в эстетическом воспитании детей. Красота природы, картин вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

  • Назад
  • Вперед

Консультация для воспитателей «Прогулки-походы за территорию детского сада»

Туристские прогулки, походы и экспедиции могут иметь разные цели:

* оздоровительные (закаливание, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);

* спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях);

* познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

* развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т.п.);

* эстетические (художественно-творческая деятельность в природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с дру­зьями).

Цели прогулок могут объединяться, по-разному комбинироваться, а могут определяться в качестве основных и единственных. В зависимости от главной цели туристские прогулки с детьми дошкольного возраста делятся на разные виды.

Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]