Роль сказки в формировании нравственных качеств ребенка
Сказка играет очень важную роль в формировании нравственных качеств ребенка. И с самого начала необходимо обратить внимание на гендерный подход сказки. Что касается пола, то все сказки способствуют формированию мужских и женских черт характера.
Сказками для формирования черт человеческого характера являются, например, «Три поросенка», «Колобок». Они показывают метод борьбы за человека. В сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над вышестоящим соперником, а в сказке «Колобок» содержится самое важное предупреждение об условиях, при которых вы можете быть побеждены, о соблюдении правил безопасности. На основе этих рассказов можно объяснить мальчику типологию врага и сценарии борьбы и победы над врагом. В противостоянии с одним соперником нужны силы, с другим — осторожность и осмотрительность, с третьим — надежная команда, с четвертым — тактическая беседа. Истории, имеющие мужской характер, содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, правильное восприятие действительности, во-вторых, понятие врага и безопасности, и, в-третьих, желание победить врага. Они символически дают мальчику знания о стратегии и тактике борьбы с врагом. Сильное прикрытие, объединенные силы, удача, знание и использование собственного преимущества и слабостей противника — вот ингредиенты успеха. Все, что мальчик помнит в детстве, формирует его взрослую жизнь. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие качества, как умение противостоять трудностям, мужество, храбрость, бессмертие перед врагом, уважение и любовь к матери (жене).
Но сказки — «Маша и медведь», «Хаврошка», «Морозко», «Гусиные лебеди» помогают сформировать женские черты характера. В этих сказках обязательно есть мужской характер. Героиня строит с ним отношения по-разному. Она либо ввязывается в спор, готовится к счастливому браку, либо помогает ему. Эти сказки помогают девушке понять, что значит быть женщиной. В этих сказках девушка получает определенные знания о жизни героинь. Первое — найти достойного партнера, то есть выбрать лучшего. А выбор связан с умением прислушиваться к своему сердцу, которое скажет: кто достоин, любящий, верный, всегда готовый помочь. Примите помощь с благодарностью, и то, что вы сделаете, сбудется. Во-вторых — создать комфортную обстановку, где она чувствует себя спокойной и защищенной, где ее силы умножаются, чтобы понять и дать любовь, где она может воспитывать детей — продолжение гонки. Любовь, терпимость — основные проявления женственности в русской культуре.
Но есть истории, с помощью которых мы можем развивать моральные качества как у мальчиков, так и у девочек. Они имеют один и тот же конец и обязательно заканчиваются воссоединением героя и героини — свадьбой. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера.
Какими будут наши дети — внимательными, заботливыми, добрыми, уступчивыми, милыми или, наоборот, эгоистичными, бестактными, агрессивными — зависит только от нас — их родителей? В семье дети формируют свое отношение к миру людей, к вещам, к природе, развивают и укрепляют свои чувства.
Как мы можем воспитывать наших детей, чтобы они были добрыми, чуткими и внимательными людьми? Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос счастливым человеком?
Моральные чувства дошкольников формируются в сочетании с моральным поведением. Обязательно поговорите с ребенком после прочтения истории. За это время можно раскрыть суть персонажей, оценить их действия, рассказать о положительных и отрицательных сторонах. Выбор чтения сказок вслух зависит от того, какие моральные чувства вы можете сформировать в вашем ребенке.
Развитие чувства уважения к старшим органично связано с задачей формирования культуры поведения детей по отношению к другим людям. Привычка всегда быть вежливым, готовность активно заботиться о старшем и молодом поколении, результаты работы взрослых по бережному отношению к своей деятельности. Языковая культура и моральные качества (правдивость, честность, скромность, терпение, терпимость и соответствие) продолжают развиваться.
Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Шевела Оксана Вадимовна
Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Консультация для родителей
«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольник
ов»
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами. ”
В. А. Сухомлинский
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников. Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.
Большую роль сказке отводил великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он утверждал, что педагогическое значение народного творчество невозможно заменить никакими рассказами. Сказка близка и понятна детской психологии. В содержании сказки всегда заложен урок. Сказка не дает прямых указаний. Всегда есть добро и зло, положительные и отрицательные герои.
Сказкиразвивают положительные качества: доброту, милосердие, сопереживание, честность, трудолюбие.В то же время осуждают: жадность, злость, лень, трусость и др. С помощью сказок ребенок учится отличать добро от зла, хорошее от плохого. Народный фольклор отражает моральные устои и традиционные ценности общества. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса.
На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки. В младшем возрасте необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, -вот он и попался лисе («Колобок»
).
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают показать: как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»
);
Например, сказка «Репка»
учит младших
дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь»
предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось —не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
сказки «Теремок»
,
«Зимовье зверей»
учат дружить. Наказ слушаться
родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»
,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
,
«Снегурочка»
,
«Терешечка»
. Страх и трусость высмеиваются в
сказке «У страха глаза велики»
, хитрость — в
сказках «Лиса и журавль»
,
«Лиса и тетерев»
,
«Лисичка-сестричка и серый волк»
и тд. Трудолюбие в народных
сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка»
,
«Мороз Иванович»
,
«Царевна-лягушка»
, мудрость восхваляется (
«Мужик и медведь»
,
«Как мужик гусей делил»
,
«Лиса и козел»
, забота о близком поощряется (
«Бобовое зернышко»
).Наша задача -учить оценивать поступки
сказочных героев, дать возможность побывать в роли персонажа, подействовать, прочувствовать эмоции, которые сопровождают поступки героя.
Этапы работы со сказкой:
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок –с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Педагогическая ценность русских сказок
Образовательная ценность сказок состоит в том, что в них запечатлены лучшие качества русского трудового народа: Любовь к свободе, природному интеллекту, настойчивости, настойчивости.
Сказки учат детей гордиться своим народом и любить Родину. Фольклорная сказка обычно вызывает у детей богатые эмоции, что усиливает ее воспитательный эффект. Интенсивность детских переживаний тесно связана с содержанием сюжета, разнообразием приключений, переживаемых его героями.
Эмоции способствуют тому, что дошкольники понимают смысл, главную идею работы. Эти качества народной сказки характеризуют ее как высокохудожественное произведение для детей, что соответствует психологическим особенностям возраста. Сказка говорит с детьми на языке искусства — легком, жизнерадостном, понятном и убедительном. Сказка — это не просто выдумка для ребенка, это особая реальность, реальность эмоционального мира. Сказка расширяет для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и жалость, предательство и хитрость и тому подобное.
Форма представления этих явлений, особая, сказочная, доступная для понимания ребенку, и уровень проявлений, нравственный смысл остаются реальными «взрослыми». Эти уроки, которые дает сказка, являются уроками для жизни и для молодых и старых. Это беспрецедентные уроки морали для детей, которые показывают, как сказки влияют на детей так, как взрослые не могут предвидеть [1].
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них есть внутренний импульс, чтобы помочь, помочь, защитить, но эти эмоции быстро исчезают, потому что нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор, заряжающий душу нравственной энергией. Когда читаешь сказки ребенку, когда смотришь на картинки вместе с ним и с искренним интересом комментируешь их, понимаешь, что это, пожалуй, важнее и, прежде всего, эффективнее, чем последующая работа со взрослыми детьми в течение нескольких лет. Именно это и создает то богатство — естественный и неизменный интерес к книгам, к идее правильного, красивого литературного языка, вкус к родному языку, который впоследствии будет называться врожденной грамотностью. Пропустите этот момент — и потребуются годы специальных техник и другой педагогической мудрости, чтобы достичь того, что сейчас так легко достигается — просто читайте сказки своему ребенку.
Фантастические сказки, наполненные чудом и магией, всегда привлекают детей. Ребенок с удовольствием погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески перестраивает его. Но этот нереальный мир кажется только нам, взрослым. Ребенок воспринимает все, что происходит в сказке, как реальность. Это то, чего требует его внутренний мир.
Перевоплощаясь в сказочных героев, князей и принцесс, ведьм и фей, дети гораздо более восторженно и радостно выполняют задания, чем просто Петя, Миша, Галя, Таня.
Особенности сказки как жанра
Чтобы наиболее эффективно использовать сказку для воспитания у детей моральных качеств, необходимо знать особенности сказки как жанра .
Многие сказки внушают уверенность в торжестве истины, в победе добра над злом. Дети особенно любят оптимизм сказок и усиливают воспитательную ценность этих средств.
Напряженность сюжета, образность и развлекательная натура делают сказки эффективным средством обучения. Схема событий, внешних столкновений и борьбы в сказках очень сложная. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и привлекает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждать, что в сказках учитываются психические особенности детей, особенно нестабильность и подвижность их внимания.
Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, еще не способными к абстрактному мышлению. Главные черты характера, которые приближают его к национальному характеру народа: Смелость, трудолюбие, остроумие и т.д., как правило, очень ярко выражены в герое. Эти качества проявляются как в событиях, так и благодаря различным художественным приемам, таким как гиперболизация.
Изображения дополняются забавными повествованиями. Как мудрые воспитатели, люди обратили особое внимание на то, что сказки — это увлекательно. Обычно они содержат не только яркие и живые образы, но и юмор. Слушателя часто забавляют сказки всех народов. Примером таких сказок является басня оборотня.
Дидактика — одна из важнейших черт сказок. Последствия используются с целью усиления дидактики. Делать добро» учат не с помощью общей аргументации и обучения, а с помощью ярких образов и убедительных действий. Тот или иной поучительный опыт постепенно накапливается в сознании слушателя.
Работа со сказками принимает различные формы: Чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных персонажей и причин их успехов или неудач, театральное исполнение сказок, проведение конкурса сказочников, выставки детских рисунков по мотивам сказок и многое другое.
Когда ребенок начинает узнавать себя и исследовать окружающий мир, у него возникает много вопросов к взрослым. Многие вопросы детей сбивают с толку взрослых. Нелегко объяснить ребенку, почему вещи происходят так, как они происходят, и что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Один из признаков настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни случилось в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, с которыми столкнулись герои, были необходимы для того, чтобы сделать их сильнее и мудрее. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший что-то плохое, обязательно получит по заслугам. А герой, прошедший все испытания и проявивший свои лучшие качества, обязательно будет вознагражден. Таков закон жизни: как ты обращаешься с миром, он обращается с тобой!
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на протяжении всей жизни. Сказки — это начало знакомства ребенка с миром литературы, человеческими отношениями и миром в целом.
Сказки дают детям поэтическое и многогранное изображение своих персонажей и оставляют место для воображения. Нравственные понятия, ярко изображенные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми, становятся нравственными нормами, определяющими желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и морально однозначные характеры, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, понятные дошкольникам, делают сказку особенно интересной и увлекательной для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности детей.
СТАТЬЯ «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки» статья
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Э.Н. Бартули, воспитатель
МАДОУ №3, г. Североуральск
«Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. [1]
Наблюдая за детьми в старшей группе, отметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками и помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Для решения данной проблемы изучили много литературы. Нам понравился метод сказкотерапии. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. [3]
Изучая методическую литературу, нам попалась книга Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки». В этом пособии представлены сказки и стихи, посвященные таким человеческим чувствам и качествам, как любовь, дружба, верность, милосердие, сострадание, и др. [6]
Предположили, что если мы будем заниматься формированием нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки, то разовьём у детей нравственные качества. На основе выдвинутой гипотезы разработали проект ««Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Целью которого стало: Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
Затем составили тематический план и распределили его по месяцам. Октябрь — «Что такое доброта», ноябрь – «Что такое гостеприимство», декабрь — «Что такое милосердие», январь — «Что такое правда и ложь», февраль — «Что такое верность», март — «Что такое любовь и ласка», апрель — «Что такое равнодушие и отзывчивость», май — «Что такое терпение и терпимость», июнь — «Что такое хорошо и что такое плохо». Проект получился долгосрочный. Также составили план взаимодействия с родителями и социумом.
При взаимодействии с детьми самым распространенным методом ознакомления со сказкой является чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. После прочтения сказки, важным методом при реализации проекта считаем использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера. Беседуя с детьми, побуждали их думать и говорить. Дети учились справедливо оценивать поступки героев сказок, своих сверстников, учились понимать, что хорошо, что плохо. [2]
После обсуждения прочитанного, включали детей в различные виды детской деятельности. Например, ребята рисовали по мотивам сказок, рассказов, стихов или сочиняли сказку, историю из жизни. Детские работы оформлялись в альбомы детского творчества.
Также итогом деятельности стали: развлечения, концерты, акции, театральные постановки, фотоколлажи.
Развлечения «Путешествие в страну доброты» и «Русское гостеприимство», которые мы организовали для детей – это хорошая основа для обучения. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире.
За время проекта мы с ребятами показывали концерты, с целью сделать что-то доброе, доставить радость, оказать заботу и внимание окружающим людям. Запоминающимся был концерт для детей-сирот в Доме ребёнка. Дети переживали за своё выступление, но в конце остались очень довольны. В конце нашей встречи малыши тоже подарили нам небольшие сувениры. Долгое время ребята ещё вспоминали о нашей акции милосердия.
В театральных постановках или при просмотре их ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Так, наши дети подготовили несколько сказок для малышей – это «Мешок сказок», «Заюшкина избушка», «Муха-Цокотуха».
Помощь малышам – это ещё одна форма нравственного воспитания. Дети помогали малышам не только одеваться на улицу, но и катали их на санках, заклеивали книжки.
Участие в акциях: «Акция помощи бездомным животным», «Акция «Сделай кормушку и накорми птиц» формирует у детей чувство ответственности и сочувствия к братьям нашим меньшим. В акции помощи бездомным животным дети приносили корм, посуду, ткань которые были переданы представителям приюта во время встречи; делали агитационные листовки. В акции «Сделай кормушку и накорми птиц» дети вместе с родителями делали кормушки и приносили корм птицам.
Изготавливали коллажи. Благодаря этой работе дети учатся работать в коллективе, у них развивается творческая фантазия, сплоченность, а самое главное любовь и уважение к окружающим людям.
В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, социум и дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их автору. У детей появилось желание не только прочитать, но и пересказать и инсценировать.
Дети приобрели: Устойчивый интерес к сказкам. Нравственные эталоны отношений и поведения. Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество. Богатый багаж сказок.
Дети научились: Узнавать сказки. Пересказывать сказки. Отвечать на вопросы по содержанию сказок. Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам. Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности. Бережно относиться к книгам.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и социум. Родители — первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии. [5] С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы: собрание, консультации, папки – передвижки, памятки, индивидуальные беседы, совместная деятельность с детьми
В ходе реализации проекта увеличилось количество родителей, которые считают необходимым проводить в ДОУ работу по нравственному воспитанию дошкольников; удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. У них появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Мамы и папы оказывали активную помощь в организации экскурсий, просмотре познавательных мультфильмов. А также оказывали огромную поддержку развитию детского творчества. Родители вместе с детьми выполняли домашние задания творческого характера (придумывание загадок; оформление книги сказок, подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала.
Большую поддержку по реализации проекта нам оказали работники библиотеки. Мы с ребятами каждый месяц посещали библиотеку, где для нас проводили программу на определённую тему в соответствии с планом.
Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы сделали вывод, что именно совместная, систематическая работа по нравственному воспитанию позволяет развивать у детей такие чувства и качества, как любовь к родителям и своей семье, уважение к старшим, любовь и интерес к Родине, желание помогать людям, что создаёт фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.
Оценивая развивающую предметно-пространственную среду можно отметить, что она пополнилась книгами, альбомами, папками с рассказами и рисунками детей.
Итак, реализация проекта «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» способствовала всестороннему развитию ребенка, а в особенности его нравственному воспитанию. Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Таким образом, формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2015. — № 2. — С. 12-22.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2006.
- Исаева, Е. Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Е. Н. Исаева // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С. 19 –24.
- Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2015. — № 3. — С. 18-26.
- Курочкина, И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / И. Курочкина /Детский сад от А до Я. — 2015. — № 2. — С. 32-39. 7
- Шорыгина Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. — Москва: Сфера, 2015. – 96 с. – (Сказки-подсказки).