Особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Энциклопедический словарь определяет термин мораль как синоним «нравственности» и реже «этики». Как «этика» в греческом, «мораль» в латинском, «нравственность» в немецком этимологически восходит к слову «мораль» (характер). Концептуальное различие между терминами «мораль» и «нравственность» было проведено Г.В.Ф. Гегелем в его «Философии права», где мораль представлена как последняя ступень развития объективного духа из абстрактного права и нравственности. Мораль — это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля утверждает себя как объективная воля, которая свободна не только в себе, но и для себя. Мораль — это сфера практической свободы, содержательная конкретность воли, которая возвышается над субъективным мнением и волей, это «законы и институты, которые существуют в нас и для нас» .
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет нравственность как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Следовательно, мораль — это внутреннее качество человека, нормы, правила поведения, которыми он руководствуется.
Моральные качества определяются как чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т.д. Моральные чувства подготавливают, корректируют поведение и деятельность человека в соответствии с принятыми правилами и требованиями, предполагают единство рационального и эмоционального, формируются под влиянием социальной среды, через усвоение общественно принятых норм и правил. Нравственные чувства регулируют отношения между людьми на основе оценки, осознания моральных ценностей. Они имеют широкий спектр выражений и участвуют во всех моральных реакциях и проявлениях человека.
Как уже упоминалось во введении, дошкольный возраст является наиболее синтетическим периодом для формирования нравственных качеств. Формирование нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания, понимаемого как ряд последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и нужного уровня нравственной воспитанности личности ребенка (Р.И. Деревянко, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.).
По мнению И.Ф. Харламова, формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения человека и их постоянное соблюдение.
Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у молодого поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению В. С. Мухиной, основной функцией нравственного воспитания является формирование нравственного сознания молодого поколения, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни, формирование активной жизненной позиции каждого человека, привычки руководствоваться в своих действиях, поступках, отношениях чувствами общественного долга.
В современной науке нравственное воспитание считается одним из важнейших аспектов общего развития детей дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к поручениям, умение оценивать свои поступки и поступки других.
С.В. Петерина отмечает, что особенностью дошкольного возраста является повышенная уязвимость к социальным влияниям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного формирования личности.
В процессе общения со взрослыми возникает чувство привязанности и любви к ним, желание действовать в соответствии с их указаниями, делать им добро, воздерживаться от поступков, огорчающих близких. Ребенок испытывает волнение, видит огорчение или недовольство от своей шалости, озорства, радуется улыбке в ответ на его положительное действие, испытывает радость от одобрения близких людей.
Понятие нравственного воспитания
Современное российское общество оказалось в эпицентре моральных и нравственных проблем. Процессы глобализации и универсализации воздействуют на культуры страны, происходит разрушение традиционных национальных духовных ценностей, в результате этого возрастает социальное зло, а так же усиливается моральное недоверие друг к другу, межличностные и межнациональные конфликты воспринимаются как обычное явление, исчезает эмпатия, устанавливается тенденция разрушения национальных культурных традиций, идеалы молодежи переориентируются с духовных на материальные.
Актуальным остается вопрос этического измерения отрицательных последствий навязывания нашему социуму элементов жизненных стандартов Запада, что еще больше усугубляет кризис духовности российского общества. Это можно заметить в обесценивании морали и моральных императивов, а также в отсутствии на уровне межличностных отношений гуманных установок, благодаря которым происходит полноценное становление личности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Российскому обществу, как никогда, требуется наличие социально ценной и духовно стойкой личности, «Человека морального» с высоким уровнем культуры, способного стать ответственным, деятельным, активным субъектом общественного развития.
Среди исследователей нет в определении понятия «нравственное воспитание», он характеризуют его как:
- сложный интегрированный процесс;
- процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения;
- общественное явление, которое подчиняется законам общественного развития;
- целенаправленное воздействие старшего поколения на младшее с целью выработки у него устойчивых моральных качеств;
- целенаправленный процесс организации и стимулирования разносторонней деятельности и общения, направленный на овладение нравственной культурой поведения, отношением к окружающему миру;
- процесс, специфические функции которого осуществляются по своим собственными правилам и закономерностям;
- стержень гармоничного развития личности;
- форма трансформации опыта и сфера реализации человеческой нравственной культуры;
- выработка умений и навыков нравственного поведения, формирование гуманных взаимоотношений.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Нравственное воспитание – цели, особенности, методы 450 ₽ Реферат Нравственное воспитание – цели, особенности, методы 230 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание – цели, особенности, методы 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Особенности нравственных качеств детей дошкольного возраста
- Человечность означает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, сочувствие. Поэтому показателем сформированности личностного качества является характер отношения к людям, природе, к самому себе. В основе человечности ребенка-дошкольника лежит способность понимать другого, переносить опыт другого на себя. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается в раннем детстве. Систематическая работа, направленная на воспитание у дошкольников гуманного отношения к людям и окружающей природе, ведет к формированию у них гуманизма как нравственного качества. Другими словами, гуманизм — это качественная характеристика личности. В то же время развитие гуманистических чувств и установок — сложный и противоречивый процесс. Способность сопереживать, сочувствовать, радоваться, не завидовать, искренне и охотно делать добро развивается особенно в дошкольном возрасте.
- Коллективизм — это нравственное качество детей дошкольного возраста, основанное на формировании положительных, доброжелательных, коллективных отношений. Главная и единственная функция детского коллектива — воспитательная: дети вовлекаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них. Для формирования коллективных отношений появление такого явления, как дружба, имеет существенное значение. Дружба как самая тесная связь между детьми ускоряет процесс эффективного восприятия социальных отношений. Взаимная поддержка и отзывчивость — неотъемлемые черты коллективных отношений. Взаимоотношения детей определяются моральными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает вхождение ребенка в мир себе подобных, в мир людей.
- Патриотизм и гражданственность еще не полностью сформированы в дошкольном возрасте, а только заложены их основы. Поэтому воспитание начал патриотизма и гражданственности является одной из важнейших частей нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к родине связано с чувством любви к родине. Эти чувства связаны с общей основой — привязанностью и чувством безопасности. Таким образом, если мы воспитываем в детях чувство привязанности как таковой и чувство привязанности к дому, то при соответствующей педагогической работе это в конечном итоге будет дополнено чувством любви и привязанности к своей стране.
- Ценностное отношение к труду — это осознание важности трудовой деятельности в жизни человека. Отличительной особенностью ценностного отношения к труду является то, что это нравственное качество дошкольника, которое интегрирует такие моральные качества, как терпимость, эмпатия и услужливость. Отношение к труду у дошкольников включает в себя уважение к другим.
- Диалогичность — готовность дошкольника взаимодействовать с другими людьми, слушать и понимать их.
Кроме того, в большинстве исследований самыми важными моральными качествами считаются доброта, вежливость, чуткость, тактичность, скромность, услужливость, общительность, дисциплинированность.
В результате систематического формирования нравственных качеств личности дошкольников их отношения с другими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность управлять своими действиями и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и отношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, дисциплина, ответственность и самоконтроль, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные и дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это, как правило, свидетельствует об успешном нравственном развитии и составляет необходимую морально-волевую готовность к школьному обучению.
Школа АБВ
Родительское собрание на тему:
Цели. Привлечь внимание родителей к вопросу формирования нравственных качеств: чувства сыновнего (дочернего) долга, доброту и щедрость, порядочность; показать важную роль родителей в воспитании ответственных добрых и внимательных детей.
Ход собрания
Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
- Организационный момент. Постановка целей.
Учитель. Добрый день, дорогие собеседники. Тема нашего разговора многим покажется совсем не новой: «Добрым быть совсем непросто… или Как воспитывать в детях нравственные качества». Однако, несмотря на то, что проблема воспитания доброты, ответственности и порядочности волнует умы педагогов уже сотни лет, я все-таки предлагаю обратиться к этой теме. Только поговорим мы о наших детях, живущих в наше время.
Есть замечательная английская пословица: «У матери должен быть большой фартук, чтоб скрыть ошибки своих детей». Мудрая мысль, правда? Но хочется все-таки, чтобы этих ошибок было, по возможности, меньше. Все пока в ваших руках, родители, вы воспитываете своих детей и владеете всеми рычагами воздействия на формирование качеств характера ребенка. Не забывайте, что «семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. (См. эпиграф.)
- Основная часть собрания.
- Воспитание чувства ответственности перед родителями.
Учитель. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети – говорит народная мудрость.
Старость – неотвратима, смерть – неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня… Но это возможно только благодаря труду души самих родителей и их детей.
Каковы ваши взаимоотношения с вашими детьми? Много ли дети знают о вас?
Незадолго до собрания мы с психологами провели небольшой опрос среди учащихся.
Вопросы несложные, у вас есть возможность познакомиться с ними:
– Кем работают твои родители?
– День рождения мамы (папы)?
– Любимый цветок мамы?
– Любимое блюдо папы?
– Любимый мамин фильм (книга, песня, актер)?
– Футбольная (какая-либо другая) команда, за которую болеет ваш отец?
– Самая главная дата на календаре для твоих родителей. Почему?
– Мамина (папина) мечта?
– Мамины (папины) слабости: чего боятся? О чем обычно беспокоятся? С какими привычками борются?
(Учитель знакомит присутствующих с общей картиной, выявившейся при анализе детских ответов.)
Учитель. Воспитать хорошего сына и дочь – сложная педагогическая задача. Сухомлинский, обращаясь к родителям, говорил: «Рождение – это еще не создание. Человеческое творчество начинается с того, что вы вкладываете в рожденного вами человека свой ум, волю, красоту. С первого же крика вашего ребенка вы встретитесь с его желаниями. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему все, что он пожелает. Мудро властвовать над желаниями – вот в чем материнская и отцовская мудрость… Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать ему все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть, прежде всего, человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя…»
Как же воспитать человека, который станет опорой и защитой для постаревших родителей? Нет рецепта… Помните только, что ваша старость будет спокойной только в том случае, если вы поможете своим детям отыскать правильный, не обманный, маячок в своей жизни, если ваши сын или дочь, став взрослыми, будут согласны с народной мудростью: «Если для матери сделаешь яичницу даже в собственной ладони, и тогда будешь у нее в долгу». Пусть ваши дети ни на миг не сомневаются в силе и надежности вашей любви (расскажите им историю о материнском сердце: (см. Приложение 1), но пусть ваши дети растут благодарными.
- Чувства доброты, ответственности, порядочности по отношению к другим людям…
Учитель. Как добиться, чтобы золотые крупинки радости, которые вы дарите своим детям, превращались в золотые россыпи для других людей? Сухомлинский утверждал: «Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо. Большую, иногда роковую ошибку допускают те матери и отцы, которые… не умеют правильно чередовать эти три блюда: можно, нельзя и надо. Лет до 12, иногда до 13–14, а бывает, и до 15–16 кормят одним блюдом: можно. Ребенку, а потом и подростку все дозволено. Ему вдалбливается мысль, что он чуть ли не центр Вселенной, вокруг него все вращается. Потом, когда вдруг оказывается, что ребенок, как говорят в народе, сел на шею родителей, мать и отец в пожарном порядке меняют блюдо: нельзя! Вдруг перед маленьким человеком открывается совершенно новая, не известная ему доселе сторона окружающего мира: это запрещается, это не разрешается…»
Взрослеющий ребенок должен понимать, что он живет в обществе, среди других людей, поэтому необходимо соблюдать требования, принятые в данном обществе. Ребенок должен уметь быть внимательным, добрым, готовым придти на помощь, учите детей радоваться чужим радостям и победам, сопереживать чужим неприятностям и огорчениям.
Какие проблемы, связанные с нравственным воспитанием, волнуют вас, уважаемые родители? Что тревожит или, наоборот, радует вас в детях?
Как вы воспитываете нравственные качества в своих детях? Поделитесь своим опытом, расскажите о радостях, которые вам довелось испытать, пожиная пока еще маленькие плоды своего воспитания?
(Родители обмениваются мнениями, обсуждают волнующие их вопросы.)
- Чувство долга по отношению к своей стране.
Учитель. С любви к малому (своему дому, улице, городу) начинается любовь к большому – к Родине. Это чувство не вырастает на пустом месте. Современная, относительно благополучная жизнь, не сильно способствует интересу ребенка к истории страны и народа. Многочисленные социологические опросы лишь подтверждают этот факт. По результатам опроса (Фонтанка. ру. 06.04.2005), проведенного в 2001 году, пять процентов молодых людей считают Гитлера одним из самых выдающихся людей прошлого века. В то же время 82 процента не смогли назвать ни одного героя нашего времени, а 37 процентов заявили, что героев нет вообще.
Не упускайте своих возможностей. Воспитывайте настоящего гражданина. Учите ребенка дорожить честью своей семьи, своего рода и своей страны. Воспитывайте уважение к памяти: вокруг масса примеров, кричащих о тех бедах, которые несет за собой «беспамятство» нации. Вы думаете, это не трогает душу вашего ребенка? Тогда расскажите ему легенду о манкуртах (см. Приложение 2) – это обязательно заставит ребенка задуматься.
III. Заключительная часть.
Учитель. Очень непросто быть человеком. Много испытаний соблазнов и искушений приходится преодолевать каждому, прежде чем душа освободится от недобрых помыслов. Никто не застрахован от ошибок и поражений на этом пути. Но и сделать что-то достойное, стоя на месте и ничего не предпринимая, тоже нельзя. Каждый человек выбирает свою дорогу к своим звездам. Главное, чтобы другим от этого выбора не было хуже.
Поспешите домой и, по пути поразмышляйте над историей под названием «Ворота сада».
Обсудите ее с вашим ребенком сегодня вечером… Пусть задумается…
ВОРОТА САДА
…Жил-был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана все равно останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
Учитель. Ребенок задумался? Он хочет знать, какие поступки следует считать плохими и причиняющими боль окружающим? Самое время предложить ему перечень десяти «нельзя», сформулированных В. Сухомлинским (см. Приложение 3). Может, что-то останется в памяти… Только не забывайте и о своей роли в формировании настоящего человека: путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь. Удачи вам! До новых встреч.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
СИЛА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
В. Сухомлинский был у матери единственный сын – дорогой, ненаглядный. Души в нем мать не чаяла: по капельке собирала росу для умывания, самым тонким шелком вышивала рубашки. Вырос сын – стройный, красивый. Женился на девушке невиданной, неописуемой красоты. Привел молодую жену в родной дом. Но невзлюбила молодая жена свекровь, возненавидела ее. Боялась мать показаться невестке на глаза, сидела в сенях. А потом в сарай переселилась. Но и это не успокоило красавицу. Говорит она мужу: «Если ты меня любишь и хочешь жить со мной, убей мать, вынь из ее груди сердце и сожги на медленном огне».
Не содрогнулось сердце в груди сына, приворожила его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Приказала мне жена убить вас, мама, вынуть из груди вашей сердце и сжечь на медленном огне. А если не послушаюсь – уйдет от меня жена. Не могу я без нее жить, не могу не послушаться…». Заплакала мать и отвечает сыну: «Ну что ж, сынок, делай так, как велит твое сердце».
Пошел сын с матерью в дубраву, наломал сухих веток, разжег костер. Убил мать, вынул из груди сердце. Положил на огонь. Вспыхнула ветка, треснула, полетела искорка, ударила в лицо сыну, обожгла. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожженное лицо. Вздрогнуло сердце материнское, что горело на медленном огне, прошептало: «Сыночек мой родненький, больно тебе. Сорви листик подорожника, вот он растет рядом с огнем, приложи к обожженному месту, а к листу приложи сердце материнское. Потом в огонь положишь…».
Зарыдал сын, схватил горячее сердце материнское в ладони, положил его в разрезанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать. И такой огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, таким всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, затянулась разрезанная грудь, поднялась мать и прижала к себе кудрявую голову сына. Омерзительной показалась ему красавица-жена, не смог он вернуться к ней. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями широкими, стали двумя могилами высокими.
Приложение 2
В далекие времена в жарких полупустынных землях, называемых сарозеками хозяйничали жуаньжуаны, которые исключительно жестоко обращались с пленными воинами. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой и такого беспамятного человека называли манкуртом.
Манкурт не знал, кто он, откуда родом племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери.
Страшна участь бедных пленников, но не мене страшна судьба их родных, любящих, но не в силах что-либо изменить.
В романе «И дольше века длится день» писатель Чингиз Айтматов рассказывает одну легенду о женщине по имени Найман-Ана, сына кото-рой превратили в манкурта. После долгих поисков Найман-Ана нашла без вести пропавшего сына. Вот как описывает писатель эту встречу.
«– Сын мой, родной! А я ищу тебя кругом! – Она бросилась к нему как через чащобу, разделявшую их. – Я твоя мать! – <�…>плача, всматривалась сквозь слезы <�…> в знакомые черты сына и все пыталась поймать его взгляд, все еще ожидая, надеясь, что он узнает ее, ведь это же так просто – узнать собственную мать!
Но ее появление не произвело на него никакого действия, точно бы она пребывала здесь постоянно и каждый день навещала его в степи. Он даже не спросил, кто она и почему плачет.
– Ты узнаешь меня? – спросила мать. Манкурт отрицательно покачал головой.
– А как тебя звать?
– Манкурт, – ответил он.
– Это тебя теперь так зовут. А прежнее имя свое помнишь? Вспомни свое настоящее имя. Манкурт молчал. Мать видела, что он пытался вспомнить, на переносице от напряжения выступили крупные капли пота и глаза заволоклись дрожащим туманом. Но перед ним возникла, должно, глухая непроницаемая стена, и он не мог ее преодолеть.
– А как звали твоего отца? А сам ты кто, откуда родом? Где ты родился, хоть знаешь? Нет, он ничего не помнил и ничего не знал.
– Что они сделали с тобой! – прошептала мать, и опять губы ее запрыгали помимо воли, и, задыхаясь от обиды, гнева и горя, она снова стала всхлипывать, тщетно пытаясь унять себя. Горести матери никак не трогали манкурта».
Мать не смогла достучаться до сердца сына и растревожить его память. Вдали появились хозяева стада верблюдов, в рабстве у которых был сын бедной женщины. Несчастной матери пришлось скрыться, но она решила вновь встретиться с сыном, как только это будет возможно. Не знала смелая и любящая Найман-Ана, что после того, как она покинула сына, жуаньжуаны избили несчастного юношу и приказали стрелять из лука при следующем появлении женщины, называющей себя его матерью. А отчаянная женщина не хотела сдаваться.
«– Жоламан! Сын мой, Жоламан, где ты? – стала звать Найман-Ана.
Никто не появился и не откликнулся.
– Жоламан! Где ты? Это я, твоя мать! Где ты?
И, озираясь по сторонам в беспокойстве, не заметила она, что сын ее, манкурт, прячась в тени верблюда, уже изготовился с колена, целясь натянутой на тетиве стрелой. Отсвет солнца мешал ему, и он ждал удобного момента для выстрела.
– Жоламан! Сын мой! – звала Найман-Ана, боясь, что с ним что-то случилось. Повернулась в седле. – Не стреляй! – успела вскрикнуть она, и только было понукнула белую верблюдицу Акмаю, чтобы развернуться лицом, но стрела коротко свистнула, вонзаясь в левый бок под руку.
То был смертельный удар. Найман-Ана наклонилась и стала медленно падать, цепляясь за шею верблюдицы. Но прежде упал с головы ее белый платок, который превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!».
С тех пор, говорят, стала летать в сарозеках по ночам птица Доненбай. Встретив путника, птица Доненбай летит поблизости с возгласом: «Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай, Доненбай, Доненбай, Доненбай!..»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Десять «нельзя», соблюдение которых являются делом настоящего человека.
- Нельзя бездельничать, когда все вокруг трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие поколения заняты трудом и не могут позволить себе отдыхать.
- Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство! О старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию, – патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;
- Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще – спроси так, чтобы не обидеть;
- Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи… у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
- Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает сама себе, – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность – это яд, отравляющий твою душу; великое счастье – чувствовать нетерпимость к этому яду;
- Нельзя делать то, что осуждают старшие, – ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напоминать о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться в них наедине с собой;
- Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, общение, – бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживает человек горечь то одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком, – бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости челове-ческого общения, уже не может быть;
- Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;
- Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего; только дремучий нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза – это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ; люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол облокачиваться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость;
- Нельзя сидеть, когда стоит взрослый, пожилой человек, особенно женщина; нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а, расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого богатства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, а, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя.
Роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста
В последние десятилетия сфера коммуникации в целом привлекает внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы его протекания и изменения стали объектом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Ю.Л. Коломинский, В.С. Мухина).
Проблема общения дошкольников со сверстниками, то есть роль и функции общения со сверстниками в жизни и психическом развитии ребенка, становится все более актуальной.
Рассмотрим некоторые сведения о жизненно важной функции общения, которые можно найти в отечественной и зарубежной литературе. Б. Спок, указывая на важность общения со сверстниками, советует родителям облегчить контакты между детьми: «Систематически учить детей обмениваться игрушками и делиться угощениями, при любой возможности приводить ребенка в компанию других детей (хотя бы 1-2 раза в неделю на 2-3 часа); и даже годовалого ребенка, считает автор, следует водить туда, где есть дети».
Согласно идее Ж. Пиаже, общение со сверстниками является важнейшим фактором развития ребенка, который способствует разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только разделяя взгляды сверстников ребенка — сначала других детей, а по мере взросления ребенка — взрослых — подлинная логика и мораль могут заменить эгоцентризм, присущий всем детям, как в их взаимодействии с другими людьми, так и в их мышлении (Piaget, 1965).
С.Л. Рубинштейн, напротив, предупреждал, что любовь к ближнему, «с которым ладишь», легко может превратиться в «расширенный эгоизм», а «эгоизм» в двойном смысле — это … отстраненность от всех людей. Вполне вероятно, что общение с другими людьми позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребенка и произвести изменения в его психике.
Г.А. Цукерман считает, что общение со сверстниками способствует развитию критичности мнений, слов и действий, их независимости от суждений и желаний других. В.С. Мухина, отмечая многократное влияние общения со сверстниками на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые формируется общественное мнение и появляется феномен комфорта. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям».
А.Н. Леонтьев отмечал, что в первые 7 лет жизни у детей последовательно формируются четыре формы общения со взрослыми: интуитивно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-когнитивная и внеситуативно-личностная. Подход к анализу общения дошкольников со сверстниками может быть основан на теоретическом положении о том, что природа обеих сфер общения дошкольников одинакова. Общение ребенка со взрослым и сверстником — это варианты одной и той же коммуникативной деятельности. Главное, что объединяет обе сферы, — это субъект деятельности, которым в обоих случаях является другой человек, коммуникативный партнер ребенка. Следовательно, общение со сверстником для дошкольника — это коммуникативная деятельность, сходная по своей сути с общением со взрослым, и для ее анализа можно применить схему и приемы, разработанные при изучении общения со взрослыми.
Таким образом, потребность в общении со сверстниками формируется у дошкольников на третьем году жизни, она формируется на основе ранее функционировавших потребностей и формируется в реальном взаимодействии детей.
М.И. Лысина и Л.Н. Галигузова отмечают, что после выявления коммуникативных навыков ребенка речь идет не о развитии коммуникативной потребности в целом, а о качественном преобразовании содержания потребности ребенка в общении.