Особенности проведения спортивных игр с дошкольниками
Бадминтон — спортивная игра с воланами и ракетками, полная различных движений и комбинаций.
В дошкольном образовательном учреждении знакомство и обучение с элементами спортивной игры Бадминтон начинается со старшего дошкольного возраста. На начальном этапе обучения проводятся упражнения и игры с ракеткой и воланом.
Цель игры — не дать волану упасть на вашу площадку и приземлиться на стороне соперника. Простота правил дает возможность играть на любой небольшой детской площадке, лужайке, пляже и т. д.
Перед игрой дошкольника знакомят и обучают: с воланом; как держать ракетку; с подставками и движением; с сервировкой; с ударами.
Знакомство с воланом. Дошкольника знакомят с качествами волана: его весом, размером, учат определять скорость волана после удара, зависимость скорости полета от силы удара. Для этого упражнения и игры проводят с воланом, а также с ракеткой и воланом.
Как держать ракетку. Ракетку держат правой рукой (или как удобнее) четырьмя пальцами снизу и большим пальцем сверху, как молоток на конце рукоятки.
Встаньте и двигайтесь. Дошкольник смотрит на сетку, ноги слегка согнуты. Вес тела равномерно распределяется по передней части стопы. Плечевой пояс немного вперед. Ракетка в согнутой в локте руке располагается на уровне бедер. Игрок перемещается по площадке бегом или небольшими шагами в сторону. Основные требования к движению — скорость, легкость и своевременность.
Иннинги. При подаче волана нужно встать в центре поля левым боком к сетке, левую ногу выставить вперед, вес тела перенести на правую. Левой рукой держите волан за перья. Рука с ракеткой согнута в локте и отведена назад и вверх. Игрок ударяет сеткой по крышке волана. После подачи дошкольник разворачивает туловище в сторону сетки, одновременно перенося вес тела с правой ноги на левую.
Первая игра в бадминтон через сетку длится 3-5 минут. После того, как дети усвоят суть игры, можно играть по правилам: подавать по очереди; если волан не попадает в сетку, команда проигрывает и подача переходит к другой команде. Время от времени рекомендуется давать ребенку делать упражнения левой рукой (если ребенок левша — правой), чтобы обе руки развивались равномерно.
Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствуют развитию таких ценных качеств, как скорость, ловкость, выносливость, точность и координация движений, глаз, укрепляют мышцы рук.
Обучение спортивной игре Бадминтон должно основываться на возрастных особенностях и физических возможностях дошкольника.
Баскетбол — командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены общей целью. Он сложный и эмоциональный, включает в себя быстрый бег, прыжки, броски, выполняемый в изначально задуманных комбинациях, выполняемый при противостоянии партнеров по игре.
Для успешного освоения действий с мячом необходимо обучать детей таким приемам движения, как стояние, бег, прыжки, повороты, остановки.
Детей нужно научить принимать и в дальнейшем сохранять базовую стойку баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выдвинута на полшага. Корпус направлен вперед, его вес равномерно распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к корпусу.
Темп упражнений и ход игры зависят от уровня владения мячом. Поэтому основное внимание следует уделить технике удержания и выполнения действий с мячом.
Формирование чувства мяча. При формировании действий с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела, научился легко и точно им управлять.
Задача первого этапа обучения — развитие у детей определенных навыков владения мячом, поэтому на начальном этапе обучения желательно давать бесплатные игры с мячом на уроках физкультуры и при самостоятельной двигательной деятельности, без постановка цели отработки техники этих действий.
Детей нужно познакомить с некоторыми свойствами мяча, показывая, что высота отскока зависит от силы, приложенной к мячу, расстояние броска зависит от веса мяча, а также от приложенной к нему силы.. Затем педагог предлагает поиграть с мячом, подбросить его вверх-вниз, перебросить из одной руки в другую и т. д. На упражнениях дети привыкают к мячу, учатся управлять им. При обучении дошкольников игре в баскетбол используются обычные большие резиновые мячи.
Держит мяч. Правильное владение мячом имеет большое значение. Исходное положение: удерживайте мяч обеими руками на уровне груди. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, руки находятся за бортом мяча, пальцы широко расставлены; большие пальцы рук направлены навстречу друг другу, остальные — вверх и вперед.
Ловля мяча. Необходимо приучать детей как можно раньше встречать мяч руками, формируя из пальцев как бы половинку полого шара, в которую должен поместиться мяч. Ребенок наблюдает за полетом мяча, и как только мяч касается кончиков пальцев, он должен схватить его и потянуть к себе амортизирующим движением. При этом необходимо одновременно сгибать ноги, чтобы занять положение исходной стойки.
Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо научить детей передавать его обеими руками с места, а затем и в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильного положения, держа мяч обеими руками на уровне груди. При пасе ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз — к груди и, выпрямляя руки вперед, активным движением руки отвести мяч от себя, разгибая при этом ноги.
Дриблинг. На начальных этапах обучения дриблинг с высокой отдачей более доступен для детей в возрасте шести лет, поскольку для этого не требуется низкая стойка. Тогда появляется возможность научить ребенка двигаться на согнутых ножках. И, наконец, легко учится вести мяч обычным отскоком по прямой, со сменой направления.
Ведя меч, дети учатся двигаться на слегка согнутых ногах, немного наклоняясь вперед. Рука, ведущая мяч, сгибается в локте, рука со свободно расставленными пальцами кладется на мяч выше и в стороне от себя. Игрок равномерно подергивает мяч немного в сторону от себя.
Основные ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ладонью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что мешает движению вперед.
При обучении ведению мяча рекомендуется сначала использовать подготовительные упражнения: отскок мяча обеими руками, отскок правой и левой руками на месте, ведение на месте попеременно правой и левой руками. После того, как ребенок научится достаточно уверенно управлять мячом обеими руками, можно переходить к ведению в движении, сначала шагом, затем бегом.
Заброс мяча в корзину. Движения при передаче мяча и забросе его в корзину аналогичны по структуре. Поэтому тренировка забрасывания мяча в корзину также может ограничиваться привитием навыков броска двумя руками с груди и одной рукой с плеча. Держа мяч на уровне груди, ребенок должен описать их небольшой дугой вниз к себе и, выпрямляя руки вверх, бросить его, одновременно вытягивая ноги.
Бросок мяча двумя руками из груди используется в основном при забрасывании мяча в корзину с места. Забрасывание мяча в корзину после ведения или после его ловли, когда ребенок получает мяч, бег к центру чаще всего выполняется одной рукой с плеча.
При метании одной рукой с плеча с места одна нога выдвигается на полшага. Мяч находится в ладони согнутой в локте руки и удерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным разгибанием руки с мячом вверх — вперед, ребенок мягким толчком руки направляет мяч в корзину.
Перед корзиной могут сидеть 2,5–6 детей, каждый с мячом. По сигналу воспитателя дети бросают мяч, стараясь как можно чаще попадать в корзину.
Сначала педагог показывает и объясняет детям правила прицеливания, затем предлагает им бросить мяч на щит, затем дает задание перебросить мяч через сильно подвешенную сетку, веревку и т. д. (150-170 см).. Когда они учатся просто бросать мяч в корзину, они должны предлагать отбить его любым способом. Желательно постепенно увеличивать высоту. Удобная подставка с регулируемой высотой кольца.
Хоккей. В подготовительный период дети осваивают основные понятия: хоккейная клюшка, хоккейная клюшка, шайба и т. д. Вначале дети играют маленькими клюшками без коньков. В этот период руки ребенка привыкают к тому, чтобы его отягощали клюшкой, дети приобретают ловкость, учатся маневрировать, отбивать шайбу и т. д. Маленькими клюшками дети пытаются загнать кусок льда в лунку, круг или воротник.. Играют в игры Передача шайбы, Кто быстрее поймает шайбу в круг и т. д. С самого начала важно научить правильно, естественно держать клюшку двумя руками — правой ( сильная) рукой на конце палки захватом сверху (отступ 1,5-2 см), а другой рукой чуть ниже — захватом снизу. Держите клюшку так, чтобы нижний край крючка полностью касался льда. Во время игры нельзя перехватывать клюшку руками. В руках игрока она должна быть легкой, послушной. Для этого детям предлагаются упражнения: размахивание руками палкой, перемещение палки по телу из одной руки в другую, вращение палки, удерживая ее двумя руками, и т. д.
Управление шайбой возможно двумя способами: плавным ведением, когда крюк клюшки находится в постоянном контакте с шайбой, и методом так называемого отбивания шайбы, когда шайба приводится в движение легкими ударами крюка от Право и лево.
Как забросить шайбу клюшкой? При броске слева и. п. — ноги на ширине плеч и слегка согнуты, правая нога чуть впереди левой, встать на полоборота к воротам, шайба клюшкой слева от игрока. Шайба не отрывается от крючка во время броска. Бросок шайбы справа такой же, как и бросок слева.
Когда дети овладеют навыками катания на коньках, они могут предложить игру в хоккей по упрощенным правилам.
В подготовительном периоде детям дают упражнения по фигурному катанию на коньках, чтобы развить чувство ловкости, способность маневрировать и т. д. Детей поощряют скользить между городами, стараясь не задеть ни один; пробежаться на коньках, поправив клюшкой тряпичный мяч или деревянную шайбу; или бегом все вместе на коньках до линии (10-15 м). Каждый ведет свою шайбу клюшкой по льду. Побеждает тот, кто первым пересечет черту.
Затем дети пытаются забить шайбу в отмеченные краской на льду ворота. Побеждает тот, кто первым 3 раза забьет шайбу или кусок льда в ворота.
Желательно играть в хоккей на небольшой площадке (15х7,5 м) на территории детского сада. Импровизированный каток окружен метровыми сугробами. Детям даже предлагают ворота с металлическим корпусом и сеткой размером 1,8 м. При игре в хоккей детская одежда должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений.
Когда на прогулку планируется хоккейный матч, воспитатель тщательно продумывает план игры. Дети, надевая коньки, выбегают на лед, проходят 2-3 круга на коньках, выполняют ряд упражнений в быстром темпе сначала без палки, а затем с палкой. После этого детям предлагается освоить какую-либо технику, например, бросать шайбу слева и т. д., После чего разыгрывается игра.
Урок заканчивается медленным катанием со сменой темпа и направления (без клюшки).
Характеристики игр. По сравнению с настоящими взрослыми спортивными играми, игры для дошкольников упрощены по содержанию, правилам, количеству участников и введению заданий для коллективного соревнования. Учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей.
Пояснение к игре. Желательна следующая последовательность объяснений: назовите игру и ее цель, кратко изложите содержание, выделите правила, напомните движения, распределите роли, распределите атрибуты, разместите игроков на площадке, начните игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо того, чтобы объяснять, нужно вместе с ними запомнить некоторые важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу давать подробное объяснение, а лучше сделать так: сначала объясняется главное, а потом все детали в процессе игры. Учитель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети понимают правила игры. Дети могут сами рассказать правила или ответить на вопросы учителя перед игрой.
Управление ходом игры. Воспитатель ведет игру, наблюдая за ней со стороны. Но иногда в игре участвует учитель, если, например, по условиям игры требуется соответствующее количество игроков. Делает замечания нарушителю правил, побуждает к действию сбитого с толку, подает сигналы, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (приседание, стояние на одной ноге), регулирует физические нагрузки, которые должны увеличиваться. постепенно.
Подведение итогов игры. Воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, скорость, точность попадания в ворота соперника (площадку, корзину), соблюдал правила. Называет тех, кто нарушил правила. Учитель анализирует, как им удалось добиться успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить интересно и увлекательно. Все дети должны участвовать в обсуждении игры. Это учит их анализировать свои действия, вызывает более осознанное отношение к выполнению правил игры и движений.
Место и значение спортивных игр в детском саду
Подвижные игры — это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Активная игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы; улучшает движения, развивает их координацию; формирует скорость, силу, выносливость; учит детей действовать по правилам, действовать осознанно в меняющейся игровой ситуации; познать окружающий мир; активизирует память, представления; развивает мышление, воображение; пополняет словарный запас и обогащает речь детей; учит действовать в команде, подчиняться общим требованиям; формирует честность, справедливость, дисциплину; учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
Спортивные игры — это сложные подвижные игры. Это виды игровых соревнований, в основе которых лежат различные технико-тактические приемы поражения в процессе противостояния определенной цели спортивным снарядом (обычно это спортивный мяч, цель — ворота, детская площадка и т. д., противников); содержание и организация спортивных игр регулируются официальными правилами. Большинство спортивных игр представляют собой комплексы естественных движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары и т. д.), Выполняемые игроком или взаимодействующими партнерами в борьбе с противником и направленные на создание игровых ситуаций, в конечном итоге обеспечивающих победу. Во многих спортивных играх спортсмены участвуют в прямом, контактном поединке. Широкое распространение спортивных игр обусловлено их доступностью, относительной простотой содержания и организации, силой эмоционального воздействия на участников и зрителей.
Есть спортивные игры:
- командные (например, волейбол, гандбол, крикет, все виды хоккея);
- личные (например, боулинг, керлинг, шахматы, шашки) и игры, существующие как личные, так и командные (например, бадминтон, гольф, настольный теннис, теннис).
В дошкольном учреждении учитель и инструктор физкультуры играет очень важную роль в формировании положительного отношения к спорту у старших дошкольников с помощью спортивных игр. Структура их деятельности требует развития перцептивных, конструктивных, конструктивных, дидактических, выразительных, коммуникативных, академических и специальных способностей. Таким образом, успешная деятельность педагога дошкольного образования и инструктора по физической культуре требует теоретической подготовки и практических навыков.
Качественные преобразования двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста происходят на основе улучшения чувств и движений, развития двигательных способностей. Детям этого возраста следует дать возможность проявить свои способности, навыки и использовать свой двигательный опыт по-разному. При этом очень важно, чтобы ребенок сам находил решения, проявлял инициативу, творческий подход и чувствовал себя свободным.
Как показало изучение практики физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, элементарных подвижных игр для решения этих задач явно недостаточно. Повышенный интерес к играм, содержащим сложно скоординированные двигательные действия, обусловлен биологическими факторами и связан с качественными изменениями в развитии детского организма.