Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста — Психологические характеристики старшего дошкольного возраста


Психологические характеристики старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство — очень своеобразный период развития человека. Границы периода — от трех до семи лет. Этот длительный период делится на два этапа. Первый — этап младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет), а второй — этап старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

В этом возрасте перестраивается вся душевная жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте формируется внутренняя жизнь души и внутренняя поведенческая регуляция.

В дошкольном возрасте, под влиянием обучения и воспитания, происходит интенсивное развитие всех когнитивных психических процессов.

Память. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный возраст для развития памяти. Память становится доминирующей функцией. Ребенок с легкостью запоминает разнообразные материалы.

Развитие памяти переходит от недобровольного и непосредственного к добровольному и опосредованному отзыву и напоминанию. В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) начинает формироваться добровольная память.

Память, которая все больше и больше связывается с речью и мыслью, становится интеллектуальной, формируются элементы вербально-логической памяти.

Думаю. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом от зрительно-актуального к зрительно-воображающему и в конце периода к вербальному мышлению. Тем не менее, основной тип мышления — визуально-воображающий. Дошкольник мыслит образно, но еще не овладел логикой мышления взрослого человека. Он/она решает мыслительные задачи в представлении, и его/ее мышление становится экстра-ситуативным. Формируются условия для таких психических качеств, как независимость, гибкость и любознательность. Появляются попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы являются индикаторами развития любопытства.

Адрес. В семилетнем возрасте язык становится для ребенка средством общения и мышления, а также объектом сознательного обучения, так как обучение чтению и письму начинается в процессе подготовки к школе. По мнению психологов, язык действительно становится родным для ребенка.

Развивается фонетическая сторона языка. Младшие дошкольники узнают об идиосинкразиях своего произношения. К концу дошкольного возраста процесс развития фонемы завершен. Словарный запас ребенка интенсивно растет. Развивается грамматическая структура языка. Дети изучают тончайшие закономерности морфологического порядка (структура слова) и синтаксиса (структура предложения). Ребенок учится грамматическим формам речи и активно расширяет словарный запас, что позволяет ему перейти к контекстной речи по окончании дошкольного учреждения. Он может пересказать прочитанную историю или сказку, описать картину, передать свои впечатления от увиденного.

Восприятие. Восприятие в дошкольном возрасте теряет свой первоначальный аффективный характер: различаются восприятие и эмоциональные процессы. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и аналитическим. В нем назначаются добровольные действия — наблюдение, рассмотрение, поиск. Существенное влияние на развитие восприятия в это время оказывает язык — ребенок начинает активно использовать названия качеств, характеристик, состояний различных объектов и отношений между ними.

Внимание, его типы, функции и свойства

Внимание — это внимание. Это связано с интересами и талантами ребенка, от таких качеств зависят его свойства: Наблюдение, способность замечать в объектах и явлениях тонкие, но значимые черты. Внимание является одним из основных условий успешного приема

доступность для него объема знаний, навыков и установления контакта со взрослым. При отсутствии внимания ребенок не может ни научиться подражать действиям взрослого, ни действовать по модели, ни выполнять словесные инструкции. Развитие внимания тесно переплетается с развитием памяти.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и действиям, совершаемым с ними. Ребенок фокусируется на предмете или действии только до тех пор, пока его интерес к этому предмету или действию не ослабнет. Появление нового субъекта вызывает смещение внимания, так что дети редко занимаются одной и той же деятельностью в течение длительного времени.

Основными видами внимания являются: естественное и социально обусловленное внимание, прямое и опосредованное внимание, сенсорное и интеллектуальное внимание, непроизвольное, добровольное и постпроцедурное внимание.

Естественное внимание уделяется человеку с рождения как врожденной способности избирательно реагировать на конкретные внешние или внутренние раздражители, несущие элементы информационной новизны. Основной механизм, позволяющий такому вниманию к функции, называется ориентационным рефлексом. Социально обусловленное внимание формируется в течение жизни через обучение и воспитание и связано с волевой регуляцией поведения, с селективной сознательной реакцией на объекты.

Прямое внимание не контролируется ничем, кроме объекта, на который оно направлено и который соответствует фактическим интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание контролируется конкретными средствами, например, жестами, словами, подсказками, объектами.

Чувственное внимание связано с эмоциями и селективной работой органов чувств, интеллектуальное — с концентрацией и направлением мыслей. При чувственном внимании в центре сознания находится чувственное впечатление, а при интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Добровольное (умышленное) внимание — это внимание, которое сознательно направляется и регулируется. Это связано с волевыми усилиями и, как правило, зависит от конкретной поставленной цели.

Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности

Автор: Глазова Яна Алексеевна

Статья:Глазовой Я.А Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности

Проблема внимания считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.

В отличие от таких познавательных процессов как мышление, память, восприятие, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Существует несколько подходов к пониманию произвольности. Первый из них разграничивает произвольные и волевые действия. Волевые действия, по мнению исследователей первого подхода (Г.С. Костюк, В.И. Аснин), «происходят в ситуации перестройки стереотипов, при наличии трудностей» .

Произвольное поведение, считают авторы, можно сформировать путем целенаправленного развития волевой сферы. Данные исследователи под волей понимают стремления, желания, цели, решения человека, его сознательные целенаправленные действия, поступки, его настойчивость, решительность, выдержку и другие качества. Воля — один из способов сознательной регуляции деятельности, поведения, приобретенная человеком способность сознательно ставить перед собой цели, принимать решения и подчинять им свои действия и поступки .

Третья точка зрения на механизм возникновения произвольного поведения принадлежит А.Р. Лурия и А.В. Запорожцу . Исследователи считают, что свое поведение дошкольники подчиняют не слову, а ситуативным обстоятельствам. Т.е. для того, чтобы ребенок в своих действиях руководствовался словесной инструкцией, необходимо создать специальные условия.

Становление произвольности поведения в дошкольном возрасте идет от «до-ситуативной» свободы малышей к появлению преград и приложению усилий, а затем, в старшем дошкольном возрасте к обретению «над-ситуативной» свободы. Эти данные позволяют предположить, что психологическим механизмом становления произвольности, и в частности произвольного внимания, является постепенное «оволивание» поведения, последовательное проникновение в поведение детей воли, ведущей через применение ребенком усилии к обретению свободы в действии.

Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать.

Решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание.

Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться.

Выполняя поручения взрослых, неся некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участие в коллективных играх, дошкольник всё чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания.

Ф. Шиллер считал, что «игра возникла для удовольствия… Только играя, можно стать человеком». Торндайк утверждал: «Игра — это наследственный инстинкт». Бюхер: «Игра — как форма избытка энергии». Кант: «Игра — незаинтересованная деятельность… Занятие — само по себе».

Швейцарский ученый К. Гросс считал игры изначальной школой поведения [39, 106]. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Данный подход прост и мудр. Игра объективно — первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Природа как бы специально предоставила высшим животным и человеку длительный период детства, чтобы, играя, они развивали жизненно важные органы и функции.

Основатель психоанализа 3. Фрейд развил мысль о компенсаторном характере игры, связав ее с бессознательными механизмами психики. Первая функция игры, по Фрейду, — это символическая реализация бессознательных влечений, что дает очищение и оздоровление психики. Вторая функция игры связана с тем, что в ней разрешаются, снимаются травматические ситуации, являющиеся источником невроза.

В современных языках понятие игры также чрезвычайно многозначно. Видный теоретик игры Хёйзинга определяет это понятие следующей формулой: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь» [68,10]. Идеи Хёйзинга не потеряли актуальности. Ученый своей книгой «Человек играющий» доказывает, что творчество человека есть момент игры как момент истины. Рассматривая игровое действие в разных исторических пластах, Хёйзенга приходит к важнейшим обобщениям: игра — необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существовани].

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Специальными исследованиями установлено, что первые потребности ребенка социальны. Д.Б. Эльконин пишет: «Мир ребенка — это, прежде всего взрослый человек как важнейшая часть окружающей ребенка действительности, часть мира взрослых». Значит, игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого — совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

Итак, игра выполняет существенные функции в формировании личности ребенка. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях в ДОУ, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Игра выступает как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. В игре развиваются необходимые каждому ребенку умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения. Именно поэтому необходимо особое внимание уделять игровой деятельности старших дошкольников.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Другие виды игр — подвижные, дидактические, строительные,— хотя и широко используются в дошкольном воспитании, служат для реализации частных воспитательных задач.

Для развития произвольного внимания необходимо вызвать у ребенка эмоциональный интерес к своей деятельности, что становится возможным при использовании, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольника — игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

В игре происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок ставит цель, принимает решение, намечает план действия, исполняет его, проявляет определенное усилие при преодолении препятствий, оценивает результат своего действия.

Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности. Произвольность, в свою очередь, обеспечивает достаточный уровень игровой мотивации.

Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6-7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача — продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Развитие произвольного внимания — важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

Источники:

Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. — 2005. — № 5. — С. 8-14.

Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] /И.Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 1995. — 64 с.

Игра дошкольника [Текст] /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.— М.: Просвещение, 1989.— 286 с.: ил.— (Б-ка воспитателя дет. сада).
Прикрепленные файлы: comments powered by HyperComments

Характеристики добровольного внимания

Основой добровольного внимания является управление предполагаемой целью. Этот вид внимания немыслим без определенного усилия воли со стороны индивида и его формирования в процессе деятельности. От этого возникло второе название — добровольное внимание (активное, умышленное).

Когда человек решает заняться определенным видом деятельности, он реализует это намерение, сознательно направляя свое внимание на то, что может его не заинтересовать. Тем не менее, для достижения этой цели необходимо участвовать в ней. Основной функцией волевого внимания является высокоактивное направление хода психологических процессов.

Соответственно, детерминантами добровольного внимания являются не биологические, а социальные показатели. Этот вид внимания не формируется в организме ребенка, а развивается в процессе взаимодействия со взрослыми. Несмотря на явные отличия от непроизвольного внимания, добровольное внимание невозможно без эмоций, интересов и жизненного опыта.

Независимо от разницы между добровольным и недобровольным вниманием, их не нужно разделять и противопоставлять. Непроизвольное внимание развивается из непроизвольного, и нельзя просто развивать добровольное внимание. Основа его формирования включает в себя следующие компоненты:

  • Интересы,
  • желания ребенка,
  • хобби.

Руководящая функция добровольного внимания представлена активной регуляцией хода психических процессов. Исследователи сконцентрировали внимание на феномене добровольного внимания как деятельности, направленной на регулирование поведения, поддержание стабильной селективной активности.

Содержание

  1. Какие есть виды внимания
  2. Почему у ребёнка снижено внимание
  3. Как развивать навык внимания у ребёнка
  4. Таблицы Шульте
  5. Тест Струпа
  6. Фотоаппарат
  7. Упражнения с предметами
  8. Лабиринты
  9. Муха
  10. Найти отличия
  11. Снежный ком
  12. День наоборот

Внимание — это сосредоточенность на предметах и явлениях, наиболее важных в конкретный момент.

Познавательный процесс невозможен без умения сосредотачиваться и концентрировать внимание. Для детей особенно важно полностью вникать в процесс обучения, содержание урока и речь преподавателя, чтобы работа была эффективной и приносила отличные результаты как в учёбе, так и за пределами класса. Многие родители говорят, что у ребенка плохая память, но даже не подозревают, что на самом деле хромает именно внимание. Эти базовые психические функции неразрывно связаны. Хорошей памяти без тренированного внимания быть не может.

Особенности добровольного внимания

Для дошкольного возраста наиболее важным является целеустремленность внимания. Она определяется задачами, которые человек начинает ставить перед собой в той или иной деятельности. Это также организованный характер деятельности, когда дошкольник выражает желание уделить внимание конкретному предмету.

Ребенок сознательно ставит цели и активизирует умственные процессы, необходимые для их достижения. Он начинает поддерживать свое внимание в течение длительного периода времени и определяет деятельность по задачам или плану, через который он выражает свои намерения.

Причины, определяющие произвольное внимание:

  • Интересы ребенка, которые мотивируют его к участию в данной деятельности;
  • Понятие долга и обязанности, которое претендует на необходимость как можно более эффективного выполнения определенного вида деятельности;
  • Формирование добровольного внимания, отражающего ориентацию интересов личности и обозначающего ее личностные и волевые качества.

Уже А.А. Ухтомский писал, что непроизвольным вниманием «управляют» (распоряжаются) объекты внешнего мира, а «хозяином» добровольного внимания является личность взрослого или ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]