Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания
Определение 1
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.
Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.
Основные направления духовно-нравственного воспитания:
- Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
- Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
- Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
- Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
- Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
- Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Принципы духовно-нравственного воспитания:
- принцип личного нравственного примера;
- принцип социальнопедагогического партнерства между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса;
- принцип индивидуальности воспитания;
- принцип интеграции программ воспитания;
- принцип актуальности и востребованности воспитания.
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России: цели и задачи
Елена Смирнова
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России: цели и задачи
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитаниеобучающихся должно обеспечить:
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»
;
• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• сознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитаниеобучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и
внутренним вызовам;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитаниеобучающихся должно содействовать:
• формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности. [10 c.12]
В последние годы Президент Путин В. В. уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное внимание. В послании к Федеральному Собранию 2012 года, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу»
, происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров.Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так
развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Перечисляя меры, которые будут способствовать выполнению этой задачи,президент заявил: «Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты». Впервые в постсоветское время президент страны сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».
В послании Федеральному собранию в 2016 году Путин В. В. говоря о базовых задачах образования, отметил академика Лихачева Д. С.,цитируя: «Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую».
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании»
(ст. 9,п. 1)
установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего
(полного)
общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся,
воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
и другие материалы, обеспечивающие
духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
• общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятияи принятия обучающимся ценностей:
• семейной жизни;
• культурно-регионального сообщества;
• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество»
,
«малая родина»
,
«родная земля»
,
«родной язык»
,
«моя семья и род»
,
«мой дом»
.
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Материал на тему «Система духовно-нравственного воспитания в средней школе»
Система духовно-нравственноговоспитания
из опыта работыМОУ “ Новинская СОШ″
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
В.А. Сухомлинский.
Не случайно эпиграфом нашего семинара выбраны слова В.А. Сухомлинского. Сегодня, на мой взгляд, исходя из многолетнего опыта работы в образовательной организации, опасностью, подстерегающей общество, является разрушение личности.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Воспитательное пространство МОУ « Новинская СОШ» представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями.
Слайд
№2
Цель воспитательной работы нашей школы:
создание условий для становления и развития качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Среди воспитательных задач одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания.
Система духовно-нравственного воспитания у нас направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную и социально-значимую деятельность обучающихся.
№4
Духовно-нравственное воспитание учащихся осуществляется:
1) на уроках в процессе обучения, через изучение в 4 классе нового предмета – «Основы православной культуры»;
2) через внеурочную деятельность – система дополнительного образования, школьное самоуправление, социально-значимую деятельность, традиции.
3) участие в районных мероприятиях духовно-нравственной направленности;
4) работа с педагогическим коллективом;
5) взаимодействие с родителями и социальными партнерами.
Слайд
№5
Слайд
№6
Духовно-нравственное воспитание в МОУ « Новинская СОШ» реализуется по нескольким направлениям.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
Патриотическое воспитание осуществляется через систему традиционных мероприятий и внедрения новых форм работы.
Традиционные мероприятия:
мероприятия, посвящённые разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом (февраль);
военно-патриотический месячник, посвященный Дню Защитника Отечества (февраль);
мероприятия, посвящённые Дню Победы в Великой Отечественной войне (апрель-май);
мероприятия, посвящённые историческим событиям, Дни Воинской Славы.
Используются разнообразные формы работы: викторины, выпуски тематических газет и плакатов, конкурс чтецов, конкурс песен, Уроки мужества, праздники, военно-спортивные соревнования, вечера памяти, встречи с ветеранами-интернационалистами локальных конфликтов, конкурсно – познавательные программы, конкурсы поделок и рисунков, музыкально-литературные композиции, конкурсы презентаций.
Воспитание гражданской позиции осуществляется через проведение мероприятий:
неделя правовых знаний,
день толерантности,
работа школьных органов самоуправления,
участие в районных, областных и всероссийских конкурсах,
тематические классные часы.
Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. В школе создана детская организация «Родник». Ребята участвуют в планировании, организации и проведении воспитательных мероприятий.
Проводятся социальные акции:
«Поздравляем!»,
«День добрых дел»,
«Ветеран живёт рядом»»,
«Забота».
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, знакомит их с хозяйственной жизнью России, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Слайд
№7
С октября 2008 года в школе создан Музей истории села. Который позволяет учащимся не только расширить и углубить знания по истории родного края, но и развивает креативные способности, умение самостоятельно работать с источниками, приобщить к поисково-исследовательской работе, воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
организация дежурства по школе, трудовые десанты, субботники, экскурсии на производство, озеленение пришкольной территории.
Слайд
№11
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника – «Золотая осень», «Рождественские посиделки», «Масленица» и др. Родители активно участвуют в подготовке и проведении таких праздников.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Во внеурочной деятельности с учащимися проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, которые осуществляется через конкурсы рисунков, плакатов Проводятся: тематические классные часы в рамках школьной воспитательной программы «Здоровье»; социальные акции, ребята распространяют листовки, пропагандирующие здоровый образ жизни. Проводится много мероприятий на свежем воздухе. Это дни здоровья, Зарницы, соревнования по легкой атлетике и лыжам. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни осуществляется так же на занятиях туристического кружка, где ребята учатся преодолевать трудности в походных условиях и закалять свой организм и характер.
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Для родителей действует лекторий по формированию основ здорового образа жизни в семейном воспитании.
Слайд
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей средеосуществляется через различные мероприятия направленные на:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Стало доброй традицией ежегодно в конце мая проводить акции «Живи родник», «Чистый берег»: ребята очищают берега водоёмов от мусора.
Слайд
№16
6) Воспитание ценностного отношения кпрекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Традиционные мероприятия:
* Проведение выставок поделок, творческих работ, рисунков к календарным и историческим датам.
* «Учитель, перед именем твоим…», концертно-творческая программа коллектива учащихся школы, посвященная Дню Учителя.
* Фотовыставки различной тематики.
* Обсуждение книг известных писателей о дружбе, милосердии, добре и других общечеловеческих ценностях.
* Встречи с интересными людьми.
* Просмотр фильмов, спектаклей школьного театрального кружка.
* Конкурс новогодних украшений «Новогоднее чудо».
*«Зимняя фантазия» новогодний дизайн-конкурс классов и холлов школы.
* Праздник Новый Год.
Слайд
№17
Духовно-нравственное воспитание в школе осуществляется и через систему дополнительного образования, организации внеурочной деятельности в 1 — 4 классах (ФГОС), которая включает следующие направления: художественное творчество, культурологическое, спортивное, социальное, учебно-познавательное.
Слайд
№18
Работа с родителями.
Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.
Для родителей проводятся общешкольные собрания по темам: «Поговорим о правах ребёнка», «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания», «Медиабезопасность» и др.;
Родителей принимают участие в подготовке и проведении школьных мероприятий.
Регулярно проводятся индивидуальные консультации и беседы с родителями.
Школой оказывается социальная и психологическая помощь семьям. Родители принимают активное участие в работе Совета школы.
Слайд
№21
Методическая работа с педагогическим коллективом.
Вопросы духовно-нравственного воспитания регулярно рассматриваются на:
1) заседаниях школьного методического объединения классных руководителей,
2) педагогических советах («Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве» 11.01.2012г.)
Слайд
Духовно-нравственное воспитание – это не столько передача интеллектуальных знаний, сколько возжигание души ребенка, а это происходит только от сердца к сердцу, как свеча от свечи. Здесь как нельзя лучше подходят слова древнегреческого писателя и историка Плутарха: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком — это стержень всего ствола. Детство — это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно — нравственной личности ребёнка.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Роль школы и личности учителя в духовном и нравственном воспитании
Нынешние дети сильно отличаются от школьников, что были даже 10 лет назад. Они более осведомлены, самоуверенны, чаще бывают склонны переоценивать свою информированность, пренебрегают авторитетами, чужим мнением, для них характерны поверхностные чувства, нежелание задумываться. Очень часто национальная, гражданская принадлежность для учеников начальных классов мало что значит, значение школьной жизни, образования тоже теряют значение. Литературные герои, известные соотечественники, учителя перестают быть нравственными образцами.
Мысли о будущей профессии мало связаны с бескорыстным служением другим, жизненные ориентации меркантильны, сознание детей направлено на личные интересы, кумирами становятся певцы, футболисты, банкиры, герои из боевиков.
Правильно организованная школьная жизнь активно противодействует примерам аморального и разрушительного поведения, которые захватывают детское сознание посредством компьютерных игр и телепередач.
В стенах школы моделируется культурное пространство, где абсолютным приоритетом являются традиционные нравственные начала. Но ценности высокой культуры воспринимаются ребенком только через собственную деятельность.
?
Урок – это не что-то индивидуальное, а место коллективных переживаний и действий, где детьми накапливается нравственный опыт, они учатся работать самостоятельно, слушать, сопоставлять, отстаивать мнение, помогать другим.
Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям. Если в классе царствует душевность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками. Старшие, как и в семье, должны уделять внимание не только успехам детей в чтении и математике, но и их духовно-нравственному развитию, воспитание и процесс обучения в начальной школе связаны неразрывно.
Нравственное воспитание младших школьников
Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования
Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств. Число беспризорников и сирот превышает показатель трудных послевоенных лет.
Наша страна во все времена преследовала цель воспитать духовно-нравственного человека — идеального гражданина. Задачей современной образовательной системы так же является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться, в первую очередь в семье. Процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях называется социализацией, а каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации, называются агентами социализации. Первым коллективом, где происходит развитие ребенка и закладываются основы будущей личности, первичным агентом социализации является его семья, далее следуют агенты вторичной социализации, такие как церковь, детский сад, школа, высшие учебные заведения, армия, рабочий коллектив. В момент первичной социализации, родители осуществляют процесс опеки и ухода за ребенком, приобщают его к социальной жизни, поведение родителей является наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.
Далее значительный объем информации о мире, материальных и духовных ценностях, нормах и правилах поведения в обществе передают педагоги в образовательных учреждениях. Местом общения становится школа, где дети испытывают дружбу, первую влюбленность и вражду. Происходит адаптация и для становления подростка, необходимо создать условия, которые бы обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Ключевой особенностью стандарта является то, что он не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие учащихся.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Источниками нравственности являются: наша страна Россия, ее многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, наука, человечество, природа. На воспитание, обучение и развитие личности направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ. Особая роль отводится школе, так как она — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Каждый учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой задаче важнейшую роль в своей деятельности.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению личности ученика.
Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — это воспитание ответственного, инициативного, компетентного и духовно развитого гражданина России.
Первым естественным местом воспитания благочестия должна быть родная семья, а первыми воспитателями — родители. Если ребенок будет с младенчества воспитан в благочестии, он будет знать и стараться исполнять нравственные нормы. Одной из причин появления «трудных» детей А. С. Макаренко считал ненормально сложившиеся отношения между детьми, молодежью и взрослыми — в семье, в школе; и с ним нельзя не согласиться. Все усилия общества были направлены на то, чтобы дети успешно овладевали «суммой знаний». В нашей стране в последние годы были приняты все важнейшие документы об образовании, которые ориентируют на сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения. Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Перед общеобразовательной школой сегодня стоят следующие задачи:
‒ помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
‒ научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
‒ создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
‒ поощрять самовыражение и уверенность в себе.
На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе, каждую неделю реализуется благодаря труду классного руководителя и проводимого им классного часа, а также школа реализует свои возможности нравственного воспитания через Программы воспитания и социализации, имеющие комплексный характер и осуществляемые по пяти направлениям:
- Урочная деятельность (содержание учебных предметов носит воспитательный характер);
- Внеурочная деятельность (кружки, секции, клубы и другие формы дополнительного образования);
- Внешкольная деятельность (внешкольные мероприятия такие как экскурсии, благотворительность, экологические акции);
- Семейное воспитание;
- Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Программ воспитания и социализации может быть восемь: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд и творчество, природа и искусство, человечество.
Важным условием педагогического управления является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников. Оценка личностных достижений учащихся в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. В нем осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей.
В последнее время происходит возрождение детско-юношеских организаций. Данный процесс способствует объединению учащихся, развитию в них патриотизма и самоидентичности.
Взаимодействие с подростками в процессе социализации должно:
‒ основываться на принципах духовно-нравственного воспитания агентами первичной и вторичной социализации совместно (такая работа будет успешной при условии, что будет проводится как со стороны педагогического коллектива, так и в родительской среде, и только тогда совместными усилиями будет достигнут необходимый результат.
‒ представляться целенаправленно и на всех ступенях образования.
Большое социализирующее воздействие на подростка оказывают: группы сверстников, всевозможные неформальные молодежные организации, средства массовой информации и электронной коммуникации, ведущие разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения.
В настоящее время самым главным источником проблем в социализации подростков является замена нравственных ценностей и трудность адаптации к условиям современной жизни без веры к стремлению найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения. А также неправильное воспитание или ошибочный стиль семейного воспитания, наличие семейной разобщённости. Нерадостны будут плоды такого воспитания, когда семейные ценности подвергаются крушению и молодежь делается своенравной, дерзкой, гордой, расточительной, беспечной, в семьях происходит нарушение порядка, царит непослушание, дети спорят о правах с родителями и выходят из естественных условий своей жизни.
Семья и педагоги должны совместно предпринять немалые усилия и не дать сбиться детям с достойного пути, сохранить единство нашей страны, нашего народа, хранить базовые и объединяющие нас ценности классической русской культуры и укреплять её духовный первоисточник — православную веру.
Литература:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Сайт издательства «mosmetod.ru». [Электронный ресурс] URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
- Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе // Сайт издательства «www.verav.ru». [Электронный ресурс] URL: https://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=11
3. Проблемы социализации подростков // Сайт издательства «mirznanii.com». [Электронный ресурс] URL: https://mirznanii.com/a/211055/problemy-sotsializatsii-podrostkov