Книга – праздник души
Заключение
Работая по Программе «Истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным. Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
ЛИТЕРАТУРА
- Бандяк О.А., Синицина В.Н., Кузьмин И.А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы. – Истоковедение. — Т. 1. – М.: ТШБ, 2001.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.
- Воспитание детей в игре/ Под ред. Менджерицкой Д.В., — М.: Просвещение, 1979.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.
- Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1999.
- Иванова М.Н. Воспитание в контексте истоковедения. – Истоковедение. — Т. 2. – М.: ТШБ, 2002
- Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
- Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 классы) – Истоковедение. — Т. 1. – М.: ТШБ. 2001.
- Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. — Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. – М.: Просвещение, 1983.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
- Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников// Дошкольное образование. – 1994 — № 3.
- Михайленко Н.Я., Поддъячева М.Н. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М.: Просвещение, 1987.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. – М.: Просвещение, 1987.
- Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – М., 1977.
- Пучкова Ю.М., Твардовская Н.Ю. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология. – Истоковедение. – Т. 2. – М.: ТШБ, 2002.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
- Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание — 2003 — № 10 (начало).
- Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание — 2004 — № 3 (окончание).
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М.: Педагогика, 1988.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического воспитания детей. – М.: Педагогика, 1984.
Программа саморазвития« Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»
607062, Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Гоголя, здание16«а»
Телефон 8 (83177) 32635 E-Mail:
___________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУдетский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»
______________Кашенкова Е.В.
Программа
саморазвития
воспитателя Кудряшовой Л.В.
Город Выкса
Тема: « Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Актуальность
Сегодня образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном образовании дошкольников. Из этого следует, что детский сад- важнейший фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества. Именно в детском саду должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь воспитанников.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Цель:
Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволит найти такие подходы и методы формирования нравственных качеств у воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС, при которых они приобретут умения использовать полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях.
Задачи
:
1. Изучить необходимые документы: ФГОС, закон «Об образовании».
2. Разработать перспективный план по данной теме.
- Овладеть технологиями, методами и приемами, позволяющими формировать нравственные качества личности дошкольника.
- Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникативных, проектной, исследовательской.
- Систематизировать и обобщить опыт работы по формированию нравственных качеств личности.
Педагогические принципы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Законодательно-нормативное обеспечение
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Законодательные акты РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- ФГОС ДО(приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 No 1155)
Ожидаемые результаты :
создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведет к:
-повышению интереса к работе
-росту компетентности
-росту уровня профессиональных умений и навыков.
в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства.
Перспективный план
2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 учебный год.
Дата | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь-ноябрь 2014г. | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта: Декларация прав ребёнка; Конвенция ООН о правах ребёнка; Законодательные акты РФ; Семейный кодекс РФ; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» СанПиН 2.4.1.3049-13; ФГОС ДО(приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 No 1155) | |
Сентябрь-ноябрь 2014г. | Изучение методической литературы по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»: Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников». 2011г. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. М. 2012г. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет М. 2009г. Коломийченко Е.В. , Воронова О.А. Семейные ценности воспитания детей 3-7 лет. М. 2013г. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. М. 2013г. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. М.2012г. Четвертаков К.В. Познаем мир. Игровые задания для детей 5-6 лет. М. 2013г. | |
Работа с детьми | ||
Октябрь-Май учебного года | Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия». Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | Миницентр по патриотическому воспитанию Картотека игр. |
Праздник «Вы откуда – мы из Выксы!» | ||
Развлечения «День Рождения», «Масленица», «День любимого города» | ||
ООД в соответствие с реализуемой образовательной программой. | ||
Семинары «Наши земляки», «Великой победе посвящается». | Оформление альбома «Моя Выкса» | |
Проведение акций «Подари добро» | ||
Пополнение сайта методическими разработками в соответствии с темой. | Трансляция своего опыта. | |
Создание электронного портфолио воспитателя. | 2015год свидетельство о создании портфолио. | |
«Край, в котором мы живем» Ознакомление с символикой города Выкса. Экскурсия в городской музей. | ||
Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | Работа с литературой для подбора вопросов | |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | ||
Постоянно | Проведение открытого показа ООД. Проведение родительских собраний: «Семейный опыт в области патриотического воспитания дошкольников» «Любимые праздники нашего города» «Забота о близких наша обязанность» Совместная деятельность (акции, экскурсии, развлечения, праздники) Круглый стол «Воспитываем добротой» Участие родителей в акции милосердия «Подари добро» | Пополнение своего портфолио. Картотека мероприятий с родителями. Участие в подготовке |
Самореализация | ||
Участие в профессиональных конкурсах. Реализация плана по самообразованию. | Конкурс «Лучшая методическая разработка по ПДД» Обобщение педагогического опыта. |
Старшая группа
Дата | Содержание работы | Практический выход |
Работа с детьми | ||
Сентябрь | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть.«Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Ознакомление с символикой России, Нижегородской области, города Выкса. Экскурсия в городской музей. | Выставка работ «Наше лето» |
Октябрь | Круглый стол «Воспитываем добротой»Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».Рассказ воспитателя «О символике родного края».Экскурсии в парк | Рисунки детей о природе |
Ноябрь | Развлечение, посвященное дню Матери. | Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Моя мама лучшая на свете» |
Декабрь | Беседы с детьми о профессиях родителей | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» |
Январь | Проект «Птичья столовая» Изготовление с детьми и родителями герба г. Выкса | Кормушки Гербы города Выкса |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Акция «Подарки для Защитников Отечества». Физкультурный досуг с папами | Подарки для пап и дедушек |
Март | Изготовление альбома «Наши мамы самые-самые…». Изготовление подарков мамам и бабушкам. Праздник мам | Альбом «Наши мамы самые-самые…». Выставка детского творчества «Портрет мамы» Подарки мамам и бабушкам. |
Апрель | Развлечение «Пасха красная» | Конспект развлечения Выставка поделок «Пасхальное чудо» |
Май | Праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г.Выксы. Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | Фотоматериал |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | ||
Сентябрь | Анкетирование родителей «Что такое доброта?» Консультация педагога-психолога «Ребенок и родитель» | Выставка совместного творчества детей и родителей «Дары осени» |
Октябрь | Изготовление фотоальбома «Генеалогическое древо моей семьи» Круглый стол «Воспитываем добротой» | Изготовление «Генеалогического древа семьи» родителями воспитанников |
Ноябрь | Участие в празднике мам и девочек Экскурсии по городу | Изготовление фотостенда совместно с родителями воспитанников «Памятные места города Выкса» Изготовление герба города |
Декабрь | Помощь в оформлении группы к Новому году. | Выставка новогодних игрушек-поделок «Вместе с папой, вместе с мамой» Помощь родителей в оформлении зимнего участка |
Январь | Участие родителей в Экологической акции «Птичья столовая» | Изготовление кормушек для птиц на участке ДОУ |
Февраль | Консультация «Какой хороший папа!» Анкета «Какова роль отца в семье?» Праздник пап и дедушек | Выставка рисунков «Мой папа» Фотовыставка «Мой папа и дедушка – защитники страны» (Фото пап и дедушек во время службы в армии) |
Март | Участие в подготовке праздника «Праздник Мамы» | Слайдпрезентация для родителей «Ребенок и мама» Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники» |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей «Пасхальный колокольчик» | Выставка совместного творчества детей и родителей «Пасхальный колокольчик» |
Май | Участие в общесадовой акции «Цвети, наш детский сад!» Субботник родителей и детей «День добрых дел» Оформление группы к Дню Победы | Оформление участка для прогулок Выставка поделок детей и родителей к празднику 9 мая «Салют Победы» |
Самореализация | ||
Январь | Показ открытого мероприятия. | Развлечение «Рождественские колядки» |
Май 2015г. | Отчёт по теме саморазвития. | Выступление на итоговом педсовете. |
Подготовительная группа
Дата | Содержание работы | Практический выход |
Работа с детьми | ||
Сентябрь | Беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы на тему«Край, в котором мы живем»(природа, профессии) | |
Октябрь | Вечерние гостиные для детей и родителей. Виртуальная экскурсия «Памятные места города Выкса» (история родного города) | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города». презентация «Памятные места города Выкса» |
Ноябрь | Досуг, посвященный Дню матери. | Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Моя мама лучшая на свете» |
Декабрь | Экологическая акция «Сохраним красавицу елку». | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». Участие детей в изготовлении игрушек-самоделок. |
Январь | Развлечение «Рождественские колядки». Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Отчий край» . знакомство с экспозицией «Русская изба» | Конспект развлечения Фотоматериал |
Февраль | Природоохраняемая акция «Помогите птицам зимой». Физкультурный досуг с папами« Мой папа – самый лучший». | Кормушки Изготовление подарков папам. |
Март | Праздник «Концерт детей в подарок мамам» | Фотовыставка «Все профессии нужны, все профессии важны». Изготовление подарков мамам. Выставка детского творчества «Портрет мамы» |
Апрель | «Чем богат наш край» – экскурсия в городской музей. Викторина «Конкурс знатоков родного города». Конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет солнце». | Выставка рисунков |
Май | Развлечение «Пасха красная» Праздник «День Победы» | Выставка совместного творчества детей и родителей «Пасхальное чудо» Выставка поделок к празднику |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | ||
Сентябрь | Совместное развлечение для родителей и детей, посвященное началу учебного года « Будем дружно вместе жить» Конкурс семейного рисунка «Моя семья». Совместное творчество детей и родителей «Дары природы» Конкурс «Создание герба, флага и гимна семьи» Интервьюирование родителей «Что такое патриотизм, гражданственность?» | Рисунки «Моя семья» Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения» Гербы и флаги семьи |
Октябрь | Клуб выходного дня «Читаем вместе». Детская литература о нравственности. Совместный поход в библиотеку. Выставка детской литературы «Добро и зло в детской литературе» . Беседы о совместном отдыхе летом. | Фотовыставка «Бабушка и я, лучшие друзья» (ко дню пожилого человека). Выставка детского рисунка по прочитанной книге. Фотовыставка «Где мы бывали с семьей» «Путешествие по стране» |
Ноябрь | Развлечение «День Матери» Акция «Читаем вместе». | Фотостенд ко Дню Матери. «Счастливые моменты нашей жизни». Выставка поделок «Золотые руки моей мамы». Создание выставки книг из семейной библиотеки «Искорки добра» |
Декабрь | Интервью детей и родителей «Что такое Родина». Обсуждение за круглым столом. Помощь родителей в оформлении группы к Новому году. Зимняя мини олимпиада «Мама, папа, я – спортивная семья» Помощь родителей в оформление зимнего участка | Выставка старых игрушек – семейных реликвий «Елочные игрушки нашего детства» Выставка игрушек-поделок детей и родителей «Скоро Новый год! Скоро Рождество!» |
Январь | Участие родителей в общесадовой акции «Птичья столовая» Акция «Подари книге жизнь» Вечерние гостиные для детей и родителей. Виртуальная экскурсия «Золотые купола Выксы и Выксунского района» (история храмов) Конкурс семейного рисунка «Мой город». | Изготовление кормушек для птиц на участке ДОУ СлайдпрезентацияВиртуальная экскурсия «Золотые купола Выксы и Выксунского района» Рисунки «Мой город» |
Февраль | Физкультурноедосуг Оформление группы к 23 февраля | Изготовление поделок с папами из бросового материала «Наши руки не для скуки». Фотовыставка «Лучше папы друга нет». |
Март | Праздник «Концерт детей в подарок мамам» | Слайдпрезентация для родителей «Ребенок и мама» Фотостенд ««Наши мамы самые…». Оформление семейных газет «Я и моя семья » |
Апрель | «Что мы знаем о России»- чтение художественной литературы Акция «Скворечники своими руками» «Марафон добрых дел» субботник по благоустройству территории детского сада | Фотовыставка «Мой дом- природа» из цикла «Отдыхаем всей семьей на природе» Скворечники |
Май | Праздник «День Победы» | Выставка поделок детей и родителей к празднику 9 мая «Салют Победы» Фотовыставка «Война в истории моей семьи»-«Семейные реликвии». |
Самореализация | ||
Март 2016г. | Показ открытого мероприятия. | Развлечение «Масленица» |
Май 2016г. | Отчёт по теме саморазвития. | Выступление на итоговом педсовете. |
Перспективы на следующий год.
1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы по теме патриотического воспитания дошкольников.