Методическая разработка; Рабочая программа Духовно — нравственного воспитания «Социокультурные истоки»


Книга – праздник души

Ресурсный круг «Я знаю много добрых книг…»

Заключение

Работая по Программе «Истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным. Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бандяк О.А., Синицина В.Н., Кузьмин И.А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы. – Истоковедение. — Т. 1. – М.: ТШБ, 2001.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.
  4. Воспитание детей в игре/ Под ред. Менджерицкой Д.В., — М.: Просвещение, 1979.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
  6. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996.
  8. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1999.
  9. Иванова М.Н. Воспитание в контексте истоковедения. – Истоковедение. — Т. 2. – М.: ТШБ, 2002
  10. Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
  11. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 классы) – Истоковедение. — Т. 1. – М.: ТШБ. 2001.
  12. Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. — Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
  13. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. – М.: Просвещение, 1983.
  14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
  15. Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников// Дошкольное образование. – 1994 — № 3.
  16. Михайленко Н.Я., Поддъячева М.Н. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М.: Просвещение, 1987.
  17. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. – М.: Просвещение, 1987.
  18. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – М., 1977.
  19. Пучкова Ю.М., Твардовская Н.Ю. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология. – Истоковедение. – Т. 2. – М.: ТШБ, 2002.
  20. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
  21. Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание — 2003 — № 10 (начало).
  22. Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание — 2004 — № 3 (окончание).
  23. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М.: Педагогика, 1988.
  24. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978.
  25. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического воспитания детей. – М.: Педагогика, 1984.

Программа саморазвития« Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»

607062, Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Гоголя, здание16«а»

Телефон 8 (83177) 32635 E-Mail:

___________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУдетский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»

______________Кашенкова Е.В.

Программа
саморазвития
воспитателя Кудряшовой Л.В.

Город Выкса

Тема: « Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Актуальность

Сегодня образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном образовании дошкольников. Из этого следует, что детский сад- важнейший фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества. Именно в детском саду должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь воспитанников.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель:

Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволит найти такие подходы и методы формирования нравственных качеств у воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС, при которых они приобретут умения использовать полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях.

Задачи

:

1. Изучить необходимые документы: ФГОС, закон «Об образовании».

2. Разработать перспективный план по данной теме.

  1. Овладеть технологиями, методами и приемами, позволяющими формировать нравственные качества личности дошкольника.
  2. Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникативных, проектной, исследовательской.
  3. Систематизировать и обобщить опыт работы по формированию нравственных качеств личности.

Педагогические принципы

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Законодательно-нормативное обеспечение

  • Декларация прав ребёнка;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Законодательные акты РФ;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • ФГОС ДО(приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 No 1155)

Ожидаемые результаты :

создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведет к:

-повышению интереса к работе

-росту компетентности

-росту уровня профессиональных умений и навыков.

в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства.

Перспективный план

2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 учебный год.

Дата Содержание работы Практический выход
Сентябрь-ноябрь 2014г. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта: Декларация прав ребёнка;

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Законодательные акты РФ;

Семейный кодекс РФ;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

СанПиН 2.4.1.3049-13;

ФГОС ДО(приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 No 1155)

Сентябрь-ноябрь 2014г. Изучение методической литературы по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»:

Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников». 2011г.

Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. М. 2012г. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет М. 2009г.

Коломийченко Е.В. , Воронова О.А. Семейные ценности воспитания детей 3-7 лет. М. 2013г.

Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. М. 2013г.

Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. М.2012г.

Четвертаков К.В. Познаем мир. Игровые задания для детей 5-6 лет. М. 2013г.

Работа с детьми
Октябрь-Май учебного года Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Миницентр по патриотическому воспитанию

Картотека игр.

Праздник «Вы откуда – мы из Выксы!»
Развлечения «День Рождения», «Масленица», «День любимого города»
ООД в соответствие с реализуемой образовательной программой.
Семинары «Наши земляки», «Великой победе посвящается». Оформление альбома «Моя Выкса»
Проведение акций «Подари добро»
Пополнение сайта методическими разработками в соответствии с темой. Трансляция своего опыта.
Создание электронного портфолио воспитателя. 2015год свидетельство о создании портфолио.
«Край, в котором мы живем» Ознакомление с символикой города Выкса.

Экскурсия в городской музей.

Викторина «Знаешь ли ты свой город?» Работа с литературой для подбора вопросов
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Постоянно Проведение открытого показа ООД.

Проведение родительских собраний: «Семейный опыт в области патриотического воспитания дошкольников»

«Любимые праздники нашего города»

«Забота о близких наша обязанность»

Совместная деятельность (акции, экскурсии, развлечения, праздники)

Круглый стол «Воспитываем добротой»

Участие родителей в акции милосердия «Подари добро»

Пополнение своего портфолио.

Картотека мероприятий с родителями.

Участие в подготовке

Самореализация
Участие в профессиональных конкурсах.

Реализация плана по самообразованию.

Конкурс «Лучшая методическая разработка по ПДД»

Обобщение педагогического опыта.

Старшая группа

Дата Содержание работы Практический выход
Работа с детьми
Сентябрь Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть.«Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Ознакомление с символикой России, Нижегородской области, города Выкса. Экскурсия в городской музей. Выставка работ «Наше лето»
Октябрь Круглый стол «Воспитываем добротой»Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».Рассказ воспитателя «О символике родного края».Экскурсии в парк Рисунки детей о природе
Ноябрь Развлечение, посвященное дню Матери. Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Моя мама лучшая на свете»
Декабрь Беседы с детьми о профессиях родителей Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»
Январь Проект «Птичья столовая»

Изготовление с детьми и родителями герба г. Выкса

Кормушки

Гербы города Выкса

Февраль Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Акция «Подарки для Защитников Отечества». Физкультурный досуг с папами Подарки для пап и дедушек
Март Изготовление альбома «Наши мамы самые-самые…». Изготовление подарков мамам и бабушкам. Праздник мам Альбом «Наши мамы самые-самые…». Выставка детского творчества «Портрет мамы»

Подарки мамам и бабушкам.

Апрель Развлечение «Пасха красная» Конспект развлечения

Выставка поделок «Пасхальное чудо»

Май Праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г.Выксы.

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Фотоматериал
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Сентябрь Анкетирование родителей «Что такое доброта?»

Консультация педагога-психолога «Ребенок и родитель»

Выставка совместного творчества детей и родителей «Дары осени»
Октябрь Изготовление фотоальбома «Генеалогическое древо моей семьи»

Круглый стол «Воспитываем добротой»

Изготовление «Генеалогического древа семьи» родителями воспитанников
Ноябрь Участие в празднике мам и девочек

Экскурсии по городу

Изготовление фотостенда совместно с родителями воспитанников «Памятные места города Выкса»

Изготовление герба города

Декабрь Помощь в оформлении группы к Новому году. Выставка новогодних игрушек-поделок «Вместе с папой, вместе с мамой»

Помощь родителей в оформлении зимнего участка

Январь Участие родителей в Экологической акции «Птичья столовая» Изготовление кормушек для птиц на участке ДОУ
Февраль Консультация «Какой хороший папа!»

Анкета «Какова роль отца в семье?»

Праздник пап и дедушек

Выставка рисунков «Мой папа»

Фотовыставка «Мой папа и дедушка – защитники страны» (Фото пап и дедушек во время службы в армии)

Март Участие в подготовке праздника «Праздник Мамы» Слайдпрезентация для родителей «Ребенок и мама»

Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники»

Апрель Совместное творчество детей и родителей «Пасхальный колокольчик» Выставка совместного творчества детей и родителей «Пасхальный колокольчик»
Май Участие в общесадовой акции «Цвети, наш детский сад!» Субботник родителей и детей «День добрых дел»

Оформление группы к Дню Победы

Оформление участка для прогулок

Выставка поделок детей и родителей к празднику 9 мая «Салют Победы»

Самореализация
Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Рождественские колядки»
Май 2015г. Отчёт по теме саморазвития. Выступление на итоговом педсовете.

Подготовительная группа

Дата Содержание работы Практический выход
Работа с детьми
Сентябрь Беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы на тему«Край, в котором мы живем»(природа, профессии)
Октябрь Вечерние гостиные для детей и родителей. Виртуальная экскурсия «Памятные места города Выкса» (история родного города) Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города».

презентация «Памятные места города Выкса»

Ноябрь Досуг, посвященный Дню матери. Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Моя мама лучшая на свете»
Декабрь Экологическая акция «Сохраним красавицу елку». Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку».

Участие детей в изготовлении игрушек-самоделок.

Январь Развлечение «Рождественские колядки».

Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Отчий край» . знакомство с экспозицией «Русская изба»

Конспект развлечения

Фотоматериал

Февраль Природоохраняемая акция «Помогите птицам зимой».

Физкультурный досуг с папами« Мой папа – самый лучший».

Кормушки

Изготовление подарков папам.

Март Праздник «Концерт детей в подарок мамам» Фотовыставка «Все профессии нужны, все профессии важны». Изготовление подарков мамам. Выставка детского творчества «Портрет мамы»
Апрель «Чем богат наш край» – экскурсия в городской музей.

Викторина «Конкурс знатоков родного города».

Конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет солнце».

Выставка рисунков
Май Развлечение «Пасха красная»

Праздник «День Победы»

Выставка совместного творчества детей и родителей «Пасхальное чудо»

Выставка поделок к празднику

Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Сентябрь Совместное развлечение для родителей и детей, посвященное началу учебного года « Будем дружно вместе жить»

Конкурс семейного рисунка «Моя семья».

Совместное творчество детей и родителей «Дары природы»

Конкурс «Создание герба, флага и гимна семьи»

Интервьюирование родителей «Что такое патриотизм, гражданственность?»

Рисунки «Моя семья»

Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения»

Гербы и флаги семьи

Октябрь Клуб выходного дня «Читаем вместе». Детская литература о нравственности. Совместный поход в библиотеку.

Выставка детской литературы «Добро и зло в детской литературе» .

Беседы о совместном отдыхе летом.

Фотовыставка «Бабушка и я, лучшие друзья» (ко дню пожилого человека).

Выставка детского рисунка по прочитанной книге.

Фотовыставка «Где мы бывали с семьей» «Путешествие по стране»

Ноябрь Развлечение «День Матери»

Акция «Читаем вместе».

Фотостенд ко Дню Матери. «Счастливые моменты нашей жизни».

Выставка поделок «Золотые руки моей мамы».

Создание выставки книг из семейной библиотеки «Искорки добра»

Декабрь Интервью детей и родителей «Что такое Родина». Обсуждение за круглым столом.

Помощь родителей в оформлении группы к Новому году.

Зимняя мини олимпиада «Мама, папа, я – спортивная семья»

Помощь родителей в оформление зимнего участка

Выставка старых игрушек – семейных реликвий «Елочные игрушки нашего детства»

Выставка игрушек-поделок детей и родителей «Скоро Новый год! Скоро Рождество!»

Январь Участие родителей в общесадовой акции «Птичья столовая»

Акция «Подари книге жизнь»

Вечерние гостиные для детей и родителей. Виртуальная экскурсия «Золотые купола Выксы и Выксунского района» (история храмов)

Конкурс семейного рисунка «Мой город».

Изготовление кормушек для птиц на участке ДОУ

СлайдпрезентацияВиртуальная экскурсия «Золотые купола Выксы и Выксунского района»

Рисунки «Мой город»

Февраль Физкультурноедосуг

Оформление группы к 23 февраля

Изготовление поделок с папами из бросового материала «Наши руки не для скуки».

Фотовыставка «Лучше папы друга нет».

Март Праздник «Концерт детей в подарок мамам» Слайдпрезентация для родителей «Ребенок и мама»

Фотостенд ««Наши мамы самые…».

Оформление семейных газет «Я и моя семья »

Апрель «Что мы знаем о России»- чтение художественной литературы

Акция «Скворечники своими руками»

«Марафон добрых дел» субботник по благоустройству территории детского сада

Фотовыставка «Мой дом- природа» из цикла «Отдыхаем всей семьей на природе»

Скворечники

Май Праздник «День Победы» Выставка поделок детей и родителей к празднику 9 мая «Салют Победы»

Фотовыставка «Война в истории моей семьи»-«Семейные реликвии».

Самореализация
Март 2016г. Показ открытого мероприятия. Развлечение «Масленица»
Май 2016г. Отчёт по теме саморазвития. Выступление на итоговом педсовете.

Перспективы на следующий год.

1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы по теме патриотического воспитания дошкольников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]