Самоанализ НОД в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в страну математики»
Самоанализ НОД
в старшей группе
«Путешествие в страну математики».
Программное содержание:
1. Выявить полученные знания и умения по изученным темам: пространственные и временные отношения, прямой и обратный счет, знания о геометрических фигурах и форме предметов, составе числа 5, умение соотносить количество предметов с соответствующей им цифрой. Закрепить знания номеров телефонов экстренных служб.
2. Развивать мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.
Задачи НООД поставлены в соответствии с образовательной программой и перспективным тематическим планированием по данной образовательной области.
Мною была выбрана традиционная форма проведения НООД с интеграцией следующих областей:
—«Познание» — обобщение знаний по пройденному материалу;
— «Коммуникация» — постановка монологической и диалогической речи, умение общаться друг с другом, со взрослыми;
— «Социализация» — умение сопереживать товарищу, приходить ему на помощь;
— «Художественное творчество» — выполнение игровых упражнений «Конструктор», «Бусы».
Методы и приемы НООД:
1. Словесный – вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение.
2. Наглядный – учебная доска.
3. Практический – решение математических упражнений с использованием дидактического материала.
4. Игровой– решение проблемно – игровой ситуации на протяжении всего занятия.
5. Методы контроля и стимулирования – анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности, поощрение за работу.
Структура НООД:
1. Вводная часть НООД предполагала организацию детей: переключение внимания и установку на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью игрового сюжета: выполнить задания цветика — семицветика.
2. Основная часть НООД – это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных задач: основная — закрепление ранее изученного материала.
На этом этапе решалось сразу несколько задач:
— обобщение и обращение к ранее накопленному опыту (знание математических понятий);
— создание ситуации нравственного выбора (стремление вмешаться в ситуацию и повлиять на нее: выполнить предложенные задания);
— стимулирование детей к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения заданий;
— создание ситуации самостоятельного поиска решения на поставленный вопрос (игровое упражнение «Найди столько же»);
— создание ситуаций взаимопомощи между детьми, использование заданий, где нужна взаимосвязь результатов индивидуальной и групповой работы (игровое упражнение «Веселая ракета»);
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена динамическая пауза в виде игры «Найди свое место» и физкультминутка после графического упражнения «Клякса».
На каждый момент НООД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера и в необходимом количестве. Я думаю, что их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в НООД.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, дополнительного объяснения. Для достижения результатов деятельности каждым ребенком, был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности.
3. Заключительная часть НООД — подведение итога деятельности. Я использовала метод анализа и самооценки детьми своих возможностей. Детям в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено выбрать звездочку:
— выбор красной звездочки означал: «Считаю, что со всеми заданиями справился хорошо».
— выбор синей: «Считаю, что с заданиями справился хорошо, но при помощи воспитателя».
На занятии были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом их размещения и перемещения.
На протяжении всей деятельности отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания), интерес к деятельности поддерживался постоянно. Наличие партнерских отношений способствовало привитию доброжелательности друг к другу.
Продолжительность НООД, содержание и материал соответствуют возрастным особенностям детей и требованиям Сан Пин.
Я считаю, что дети умеют слышать, понимать и выполнять учебные задания, излагать свои мысли, слушать ответы товарищей и помогать им. Ребята работали увлеченно, старательно, активно.
Поставленные программные задачи в ходе занятия выполнены. Это было заметно по ответам, действиям детей, их желаниям выполнять задания.
Самоанализ занятияматериал по математике (средняя группа) по теме
Самоанализ занятия по ФЭМП в средней группе
по теме: «Жители Страны сказок»
Цель: формирование пройденных элементарных математических представлений у детей средней группы.
Обучающие задачи:
- Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 5.
- Совершенствовать знания геометрических фигур. Закрепить знания цвета.
- Совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте, раскладывать их в возрастающей и убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, пониже, самый низкий.
- Расширять представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.
- Совершенствовать умение уравнивать неравные группы двумя способами.
Развивающие:
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми средней группы, возраст от 4 до 5 лет. В количестве 12 детей. Длительность 20 минут.
Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая все это, я определила: цель, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Занятие состояло из трех частей, входе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Вводная часть: организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, становлению дружеских взаимоотношений между мной и детьми. Детям было предложено отправиться в Страну сказок и выполнить задания.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Занятие динамичное, перемещения по группе в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
В заключительной части закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей:
• Познавательное развитие: закрепило геометрические фигуры; счет в пределах 5, порядковый счет; размерные отношения между тремя предметами разной высоты; представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности; представление о равенстве неравенстве групп на основе счета.
• Речевое развитие: дети участвовали в общей беседе, вели диалог. Активизировала словарь детей за счет слов названий геометрических фигур, упражняла в счете, отгадывали загадки.
• Социально-коммуникативное развитие: дети выражали доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.
• Физическое развитие: развивала двигательное воображение и координацию движений через физкультминутку.
В работе применяла следующие методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решения проблем, помогала активизировать самостоятельность, поддерживала положительный эмоциональный настрой, активизировала мыслительную и речевую деятельность детей. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
В связи с тем, что было много хоровых ответов особое внимание надо уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться четкого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь.
Но несмотря на это, я считаю, что все поставленные мной программные задачи в течение занятия были решены.