Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5-6 лет


Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность к точному выполнению мелких движений пальцами и кистями. В работу включаются мышечная, нервная, костная и зачастую зрительная системы.

Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Движения могут быть простыми (хватание игрушки) или сложными (письмо и рисование). Мелкая моторика очень важна в гармоничном развитии ребенка.

С рождения до 2 месяцев

В этом возрасте движения подчинены врожденным рефлексам. Малыш двигает пальчиками непроизвольно, то есть без причин или отвечая на внешние раздражители. Например, если надавить ему на ладошку пальцами, он довольно крепко их обхватит.

Это так называемый «хватательный рефлекс», который достался человеку от предков, когда детеныши обезьян удерживались на шерсти матери за счет хватания. В норме к концу двух месяцев малыш уже тянется ручками к вещам, может ухватить вас или себя за палец.

С 2 до 6 месяцев

В этот период начинает формироваться первичная координация — ребенок подключает к движениям рук зрение. Такое осознание — большое достижение. Малыш вполне может хватать предметы, находящиеся в его поле зрения и умело засовывает их в рот. Подолгу может рассматривать свои руки.

Ручки во рту — попытка избавиться от зуда при появлении зубов. Сидеть ребенок пока не умеет, но можно давать ему трогать разные поверхности для развития тактильных ощущений.

С 6 до 12 месяцев

Во вторые полгода жизни у ребенка улучшается зрение, мышцы становятся более крепкими. Начинается усвоение захвата — сначала пинцетного (пальцы щепоткой), затем щипкового (задействованы большой и указательный).

Ребенок пытается перекладывать предметы из рук в руки. Если он хочет получить что-то, но не может дотянуться, вытягивает ручку и показывает на вещь пальчиком.

В 8–12 месяцев малыш способен брать предметы и складывать их в коробку. Как правило, для этого он уже использует щипковый захват. Он может повторять движения за мамой, например, если она толкает машинку, он будет тоже это делать. Появляется первый интерес к рисованию, но неосознанно.

С года до двух

В этот период уровень развития уже значительно выше — ребенок берет предметы и изучает их. Он начинает различать размеры, формы и вес. Пытается дозировать свои усилия.

В 1,5 года умеет держать в руках ложку, может сам развернуть конфету. Пытается строить башню из нескольких кубиков.

Ближе к 2 годам уже не ворошит все страницы в книге сразу, а может переворачивать по одной странице. С интересом отвинчивает и завинчивает крышечку пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке, специально разработанную для этих целей.

С двух до пяти лет

В этот период уже освоен статический захват, когда ребенок захватывает вещь и держит ее в руках. Идет изучение динамического — умение работать с предметом в руках, например, рисовать карандашом, резать бумагу.

  • В 3–5 лет мелкая моторика более развита у девочек, поэтому, если мальчик отстает, это можно считать нормой. У детей появляются навыки ухода за собой — пользование зубной щёткой, расчёской. Многие уже сами могут одеваться, застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.
  • В 2–3 года ребенок может заниматься лепкой. Свободно открывает ящики стола, достает содержимое. Рисует пальцами простейшие фигуры.
  • В 3 года малыш может нанизывать бусы на проволоку, собирать ложкой крупу и пересыпать ее в стакан. В 3,5 с удовольствием занимается лепкой, но может делать только шарики и колбаски, рисует линию без отрыва руки, знает что такое замочки и липучки.
  • В 4 года ребенок обводит контуры и может строить высокие башенки из кубиков.
  • В 4–5 лет раскрашивает картинки, рисует карандашом. При этом рисунки более осознаны — на доме труба, окна и т.д.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:
• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

Моторика бывает 3-х видов:

— крупная;

— мелкая;

— определённых органов.

Крупная моторика — это переворачивание, ходьба, наклоны, ползание, прыжки бег и тому подобные. Развитие крупной моторики обычно происходит сверху вниз. Сначала ребенок учится контролировать движения глаз, затем – ручек, ножек.

Крупная моторика – своеобразная основа, на которую с возрастом накладываются движения мелкой моторики. Они более тонкие и сложные.

Мелкая моторика очень важна для развития ребёнка. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу центр, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка в целом очевидно.

Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память, связная речь.

Но, к сожалению, у 70-80% первоклассников неудовлетворительный уровень мелкой моторики рук. Это приводит к неразвитость кистей, юному ученику сложно в процессе письма выдерживать длительное напряжение руки, мешает ребёнку выработать хороший почерк. Ученик не может провести достаточно прямые и четкие линии, вызывает сложность написание цифр, букв, ребёнку не просто вырезать из бумаги фигуры и по контуру и т. д.

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано и с развитием речи. Ребёнок не может ясно высказать свою мысль, объяснить точку зрения. Все эти факторы говорят о том, как важна мелкая моторика для учеников .

Развитие моторики у школьников – важнейшая задача учителей. Крупная моторика поможет школьнику быть более ловким, избавит от различных проблем, связанных с ростом. В школьном возрасте довольно часто встречается сколиоз (искривление позвоночника) , сутулость. Специальные упражнения помогут укрепить костную ткань и вырасти ребёнку здоровым. Для этого необходимо посещать уроки физкультуры. Если младшие школьники ходят на них с удовольствием, то в средних, а тем более старших классах некоторые ученики пытаются избежать занятий. Преподавателю важно понять причину. Быть может ребёнку не интересно и следует подумать над тем, как поднять престиж физкультурных занятий. Спортивные соревнования, кружки способствуют развитию крупной моторики. В школьном возрасте желательно, кроме физкультуры, заниматься дополнительно спортивной подготовкой. Это может быть плавание, занятия в баскетбольной, футбольной секциях и т. д. Танцы тоже отлично развивают общую моторику.

Чтобы развитие мелкой моторики у школьников происходило более эффективно, можно порекомендовать следующее:

Конструирование;

Рисование;

Упражнения с мозаикой;

Вырезание различных фигур ножницами;

Перевод картинок при помощи обведения контура через копировальную бумагу;

Для мальчиков — работа с инструментами;

Для девочек — вышивание, вязание;

Перебирание на уроках домоводства гороха, крупы для приготовления пищи;

Игра на пианино, аккордеоне, гитаре и т. д. ;

Лепка из пластилина, глины;

Перелистывание страниц книг;

Развивать мелкую моторику ребёнок может не только в школе, посещая кружки, но и дома. Виды таких занятий очень-очень много. Родители должны привлекать ребёнка к интересной и доступной для него деятельности. Например, мама, бабушка затеяли печь пироги. Ребёнок с удовольствием поможет заместить тесто и будет тщательно лепить пирожки.

Почему нужно развивать мелкую моторику?

Связь подвижности пальцев и мозга, в частности, речи, выявил первым В. М. Бехтерев. «Рука — вышедший наружу мозг»,— писал также Кант.

Это значит, что любые глубинные психологические процессы (осознанные, неосознанные) всегда отражаются в положении рук и жестикуляции.

Педагог В. А. Сухомлинский о.

Такие фразы обусловлены тем, что движения руками и пальцами напрямую связаны с центром речи. Причем у каждого пальца своя проекция.

Важно! Мелкая моторика влияет на навыки мышления и воображения, она связана с двигательной и зрительной памятью. Развивая ее, ребенок становится наблюдательным, внимательным, лучше выражает свои мысли и желания. Ее уровень — один из показателей готовности интеллекта ребенка к школе.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Главное — мотивация к занятиям. Специалистами создано множество специальных игр, эффективно влияющих на моторику. Нужно только учитывать соответствие возраста. Ключом к успеху будет регулярность игр (каждый день) и настойчивость.

Совет 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

Такие игры можно предлагать, когда ребенок уже не пытается тащить в рот все, что движется или дается.

Сенсорная коробка — простая, но интересная для малыша придумка. Возьмите какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполните его чистым песком или крупой и закопайте в ней несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т. п.

Ребенок до года с удовольствием будет копаться в наполнителе, закапывать и откапывать игрушки. Если ему это наскучило, можно сделать в тазике огород: грядки и сажать в них желуди или веточки, ставить фигурки зверей, людей, домики, машинки.

Совет 2. Сделайте малышу бизиборд

Такой вид занятий подходит для детей после 1 года. Бизиборд — это любой фанерный или мебельный щит, на котором закреплены различные кнопки, рычажки, выключатели, защелки, петли, колесики, обувные липучки, то есть, все, что можно трогать, нажимать, дергать, крутить и т. д.

Если еще при нажимании кнопки будет загораться лампочка или появляться звук, восторгу не будет предела. Но все устройства не должны быть острыми или опасными.

Можно также самим приклеить при помощи скотча или пластыря к столу/доске маленькие игрушки и попросить малыша освободить пленников из заточения.

Совет 3. Рисуйте пальчиковыми красками

Это занятие подходит для малышей старше 1 года, но если ребенку интересно, можно начинать и раньше. Кисточками малышу орудовать пока сложно, но откладывать по этой причине рисование не нужно.

В магазинах сейчас продаются специальные пальчиковые краски: даже если малыш проглотит немного красителя, вреда не будет. Кстати, они невкусные.

Можно пальчиковые краски сделать самим, но они более тусклые и плохо отстирываются. Для приготовления применяют соль (сделает краску невкусной), муку или крахмал для загустения, растительное масло. «Съедобные краски» можно сделать также из варенья, джема, горчицы, кетчупа.

Малыш с удовольствием сначала изучит краску, попробует посмотреть свои отпечатки ладошек и пальчиков на картоне, а потом охотно начнет рисовать линии и круги.

В 3–4 года дети уже изображают машины, солнце, дом и т. д.

Совет 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

В магазинах не выбирайте куклы для девочек и стрелялки для мальчиков, а озаботьтесь полезностью игрушки для мелкой моторики. Поверьте, это тоже очень интересная вещь. Отдавайте предпочтение именно этому.

Детям до года подойдут растяжки с яркими картинками или фигурками, музыкальные игрушки, подвески с тактильными элементами — шуршащими, ребристыми, резиновыми и тканевыми.

Ближе к году можно купить простые деревянные или пластмассовые кубики: перекладывать их из коробки на пол и обратно, ставить друг на друга — строить домик. Также подойдут игрушечные машинки, которые можно толкать, фигурные игрушки в виде животных из разных материалов.

Можно попробовать заворачивать игрушки в бумагу и предлагать ребёнку их развернуть.

Игрушки от года до трёх лет:

  1. Пирамидки — они настолько разнообразны по форме, что можно найти на любой вкус: круглые, квадратные, треугольные и пр. А если еще купить стучалки с молотком, бизиборды с дергалками, радость будет зашкаливать.
  2. Бусы, которые нужно собирать по размеру, цвету или рисунку.
  3. Сортеры с крупными деталями, игры с прищепками, кинетический песок.
  4. Массажные мячики для катания по руке, тактильные и ребристые дорожки.

В возрасте старше трех лет дети уже могут обводить рисунки, штриховать и раскрашивать, повторять несложные формы. Можно готовить руки к письму — для этого подходят разные тренажёры, например, в виде деревянной доски с отверстиями, линиями, кривыми узорами, которые необходимо обводить деревянной палочкой. Можно заниматься и на обычных трафаретах для рисования с изогнутыми линиями.

Детям будет интересно сортировать мелкие детали по цветам, формам и другим признакам. Сегодня продаются специальные наборы для такой сортировки. Можно также купить мозаику для сборки по схемам.

Новое слово в сфере — специальные детские хранилища, например, шкафчик для сортировки мусора, бытовой техники, пуговок, «транспорта». Игра представляет собой небольшой комод с выдвигающимися ячейками и прорезями. Задача ребёнка — правильно разложить в них фигурки и предметы.

Отлично развивают моторику конструкторы типа «Лего».

Совет 5. Научите ребенка писать ручкой

Это можно сделать тогда, когда малыш научится читать. Письмо полезно еще и потому, что при этом тренируется кисть с ее динамическим захватом. Чтобы сподвигнуть малыша к писанию, скажите, что в школу его без этого не примут (дети мечтают пойти в школу и будут стараться, хотя примут их, конечно, без этого тоже) или попросите написать письмо Деду Морозу о подарках.

Совет 6. Тестопластика

Сюда относится лепка из пластилина, глины и соленого теста. Здесь нет границ для фантазии: лепить можно не только колбаски и шарики, но и фигурки людей, животных, предметы быта.

Фигуры можно делить, затем снова слеплять и пр., делать из них лепешки, оклеивать ими баночки, веточки, и. т. д. Выкладывать заданный рисунок на картоне или фанере. Лепить геометрические фигуры, цифры, буквы.

Совет 7. Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковые игры» — это занятия, в которых при помощи пальцев, дети пытаются инсценировать какие-то сказки, истории. Многие игры требуют участия обеих рук, помогут сориентировать детей в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Тренировать нужно каждый палец.

Лучше такие занятия сочетать с чтением стихов, сказок, работой над потешками, прибаутками, то есть любым речевым материалом. При прослушивании сказок, дети учатся со взрослыми изображать персонажей, двигать их пальцами, совершая действия.

Для маленьких достаточно 3–5 минут в день, после 5 лет — до 15 мин. Более подробно о пальчиковой гимнастике здесь.

Совет 8. Игры с мячом

Для ребёнка можно подобрать маленький мячик диаметром 3–5 см. Для более взрослого нужен экземпляр побольше, чтобы он полностью занимал ладонь, но его можно было удобно захватить пальцами.

Дети предпочитают прыгучие, легкие и яркие мячи.

Лучше начать с массажного мячика. Ребристая игольчатая поверхность воздействует на нервные окончания, активизируя кровообращение.

Достигаемый эффект:

  • побуждение к общению;
  • точность движений по силе, ловкости и глазомеру;
  • быстрота реакции и мышечная сила.

Совет 9. Графические задания

Графические навыки даются уже в детском саду на занятиях изобразительного искусства, но дополнять их можно и дома. Такая деятельность помогает лучше ориентироваться в ширине и длине листа, готовит руку ребенка к обучению письму.

Лучше, если задания будут иметь имеют образно-смысловую нагрузку. Например, рисование волн, радуги, клубов дыма, чешуек у рыб. Дети охотно дорисовывают недостающие детали у цветов и предметов, обводят лекала, раскрашивают контуры изображений, картинок в альбомах.

Опыт графики приобретается при выполнении различных штриховок, копий рисунков, получаемых при обведении контуров по точкам или пунктирным линиям или орнаментов по клеточкам. При этом ребенок обучается понимать термины «сверху-вниз» и «слева-направо», штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук.

Транскрипт

1 Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук. Известно, раннее детство — самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые, еще нет навыков, отсутствуют представления, знания, но велика предрасположенность к усвоению, высока способность к обучению, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на этом возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка формирования значимых умений. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют золотой порой сенсорного воспитания. Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже более любимы детьми. «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ» (Слайд (3-4 года) Цель. Учить соотносить цвет воздушных шариков с цветом палочек; закреплять знание названий основных цветов и их оттенков; формировать представление о пространственных соотношениях и правильное произношение предлогов над, под; воспитывать самостоятельность. Материал. Вырезанные из цветного картона воздушные шары и палочки такого же цвета. Правила игры. Дети подбирают палочки к воздушным шарам в соответствии с цветом или его оттенком. «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ»(слайд) (3-4года) Цель. Учить подбирать геометрические фигуры в соответствии с цветом и формой вкладышей; закреплять знание геометрических фигур; развивать мышление, речь; воспитывать усидчивость. Материал. Цветные карточки-вкладыши и разные геометрические фигуры. Правила игры. Воспитатель раздает детям вкладыши. Дети подбирают необходимые фигуры по цвету и форме и вставляют их в отверстия вкладышей. «БАБОЧКИ» (слайд) (3-4года) Цель. Учить детей подбирать вкладыши округлой формы в соответствии с размером и цветом ; упражнять в сопоставлении и обобщении предметов по форме и цвету; обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большой — маленький; ввести их в активный словарь; воспитывать усидчивость при выполнении работы. Материал. Вырезанные из плотного картона бабочки разных цветов, пластиковые пробки разного цвета и размера.

2 Правила игры. На крыльях бабочек вырезаны круглые отверстия; на больших крыльях — большие, на маленьких — маленькие. Задача детей — подобрать правильно по цвету и размеру пластиковые пробки. «РАЗНОЦВЕТНЫЙ КОВРИК» (слайд) (4-5 лет) Цель. Учить собирать орнамент по цвету из треугольников; развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать чувство цвета и формы. Материал. Разноцветные треугольники, одинаковые по величине. Правила игры. Задача — собрать из треугольников одинакового цвета квадрат или сложить квадраты разного цвета в один орнамент. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу 2 задачи: во первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыка письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Аристотель сказал: «Рука это своего рода внешний мозг», «Рука это инструмент всех инструментов». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Поэтому так необходимо с раннего возраста начинать развивать пальцы и руки ребенка. Этот вид коррекционно развивающей работы как никакой другой органично объединяет в себя возможность игры и обучения. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Начинать пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания, а так же использовать массаж для пальчиков, можно использовать для этого упражнения с резиновыми игрушками пищалками. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослыми или с его помощью. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Для развития пальчиков можно использовать игры: перебирание крупы, волчки, «веселые шнурочки», шарики наполненные мукой, крахмалом или манкой, развивающие дорожки, застегивание и расстегивание пуговиц, застегивание разных замочков, наматывание ниток на клубочки, скручивание ниток из ваты, цветные прищепки, бассейн раздражитель, различные виды конструкторов, мазайки. ГУСЕНИЦА ТРАНСФОРМЕР (слайд). Во первых, хотим предложить рассмотреть вот эту гусеницу. Это пособие состоит из пяти кругов, скрепленных между собой лентами, липучками, клепками. Каждый круг оформлен аппликацией. Обязательно присутствуют пуговицы, застежки, тесемки, липучки и т. д. Работать можно небольшой группой детей с целой гусеницей, а также и отдельно одному ребенку с понравившейся ему частью, т. е. отдельным кругом. Что дает организовать самостоятельную деятельность. Следующее пособие «Найди свой домик». (слайд)развивается мелкая моторика рук при откручивании и закручивании крышки, развиваются навыки счета, закрепляются навыки счета, закрепляются знания о цвете, формируется умение обследовать предмет.

3 «Дидактический куб». (слайд) Здесь можно решить тоже много задач. Воспитывать познавательный интерес, усидчивость, формировать умение обследовать предмет, отстегивать пуговицы, липучки, шнуровать, расстегивать и застегивать молнию, знакомить с геометрическими фигурами, цветом. «Солнышко и ежик с прищепками». (слайд). Проводить в форме игры: «Где у солнышка лучики?», «Где у ежика колючки?», «Давайте сделаем». В этой игре есть возможность каждому ребенку прищипнуть лучик или иголку, тем самым развивать мелкую моторику, знание детей о цвете, формировать элементарные навыки счета. «Чудесные мешочки» и «Тактильные дощечки». (слайд) В мешочках находятся разные наполнители (крупы и семечки). Раздаем группе детей мешочки разного цвета, тем самым развиваем тактильную память это способность запоминать ощущения от прикосновения с каким либо предметом. Цель этой работы: развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умение выражать своими словами свои ощущения от прикосновения с каким либо предметом. Этапы работы с тактильными дощечками: 1. Дать ребенку сигнал, что бы он закрыл глаза; 2. Вложить в его руки диск с установкой на обследование; 3. Спросить, что ему напоминает, когда он трогает (гладит) поверхность диска; 4. Ощущения от прикосновения разные (пушистого котенка, колючего ежа); Кроме этих игр в свое работе используем пальчиковую гимнастику, пальчиковый театр, волшебный мешочек и др. дидактические игры. То есть вся наша работа направлена на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мелкую моторику и связанную речь. И закончить свое выступление мы хотим высказыванием Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, тянутся тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой нити, другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

4 Дидактическая игра для детей 2 6 лет «Пластилиновый коврик» мария смирнова Дидактическая игра для детей 2 6 лет «Пластилиновый коврик» Здравствуйте, коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами новой дидактической игрой, которую я назвала «пластилиновый коврик» Цель игры: — развитие творческих способностей ребенка; — развитие мелкой моторики рук. Игра для детей 2-6 лет. Для игры нам понадобится: пластмассовая крышка (из-под майонезного ведра) или кусочек линолеума, пластилин, фасоль, рожки, можно использовать семена тыквы и арбуза. Как же изготовить «пластилиновый коврик»? 1)приготовить пластмассовую крышку или кусочек линолеума 2)положить на крышку или линолеум несколько кусочков пластилина и равномерно замазать поверхность

5 вот и все, «пластилиновый коврик» готов. 3)а теперь можно выкладывать на пластилиновый коврик все, что есть под руками и осторожно вдавить их в пластилин. Я использую фасоль и рожки. Малышам нравится просто выкладывать и вдавливать фасоль и рожки, а затем убирать их в баночку. Дети чуть постарше уже составляют какую-то картинку.

6 надеюсь, что первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии у наших воспитанников. Развивающее пособие «Веселая гусеница» Развивающее пособие «Веселая гусеница»

7 Материал: -Искусственная кожа (гусеница и туфельки)4х основных цветов -крышки от пластмассовых бутылок -петельки -пуговицы Цель игры: — создание эмоционально положительного настроения; — развитие интереса и побуждение к действиям; — обогащение знаний об окружающей действительности; — формирование и активизация словаря: заучивание потешек; — знакомство со свойствами предмета: форма, величина, цвет; — формирование умения чередовать предметы по цвету; — развитие мелкой моторики рук; — развитие зрительного восприятия и внимания; — развитие умения понимать количественную характеристику предметов: «один», «много».

8 Дидактическая игра для закрепления навыков лепки «Разбросанные картинки» Дидактическая игра для закрепления навыков лепки «Разбросанные картинки» Цель игры: Закреплять навыки и умения детей использовать правильные приемы лепки в создании образа, закреплять представления и знания в подборе приемов, их последовательности, деления пластилина на части. Развивать логическое мышление, ориентацию на листе бумаги. Возраст: средний (вторая половина учебного года, старший возраст). Описание игры: В комплект игры входят шесть карт-схем (чашка с блюдцем, девочка в длинном платье, девочка в юбке и кофте- 2 шт, котик, лыжник, карточки к каждой карте схеме и образец каждой картысхемы. В левой части каждой карты-схемы можно увидеть итоговое изображение, которое участник игры должен слепить (девочка, лыжник, чашка с блюдцем, котик). Ниже схематично обозначен, разделенный на части комок пластилина (глины или другого пластичного материала). Задача детей определить назначение каждой части, используя карточки с изображением частей предметов.

9 С правой стороны дидактической игры «Разбросанные картинки», сверху в разноцветных рамках расположены изображения с частями создаваемого предмета итога данного этапа лепки, под которыми расположены пустые окошки. Задача детей с помощью карточек заполнить пустые окошки, подбирая в правильной последовательности приемы лепки. Группа карточек, каждого этапа лепки имеет свой цвет, что позволяет легко ориентироваться и быстро отбирать необходимые картинки для работы. Для детей среднего возраста и испытывающих затруднение в выполнении задании, предложены образцы к каждой карте-схеме заполненные пустые окна в правильной последовательности. На начальном этапе ребенок может выполнять задания вместе с педагогом, ориентируясь на образец, проговаривая вслух последовательность приемов лепки.

10

Дидактические игрушки и их роль в процессе работы над моторикой

Любая дидактическая игрушка призвана к обучению, но она должна быть красочной, привлекающей внимание и желание с ней играть.

ТОП-10 самых популярных дидактических игрушек для мелкой моторики:

  1. Развивающие коврики. Имеют разную поверхность: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и др. Заинтересуют ребенка и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки. Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На них зачастую есть буквы или цифры.
  2. Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника — это замечательное и любимое «поле действий» для маленького исследователя. Магнитиков на холодильники много, выбирать их можно по возрастам малыша. Совсем маленькие детишки начнут развивать навык передвижения магнитов, узнавать названия животных. Ребяткам постарше интересно изучать буквы и цифры, выстраивать слоги и слова.
  3. Тесто для лепки или полимерная глина. Здесь ребенок самовыражается. Лепка массирует кончики пальцев, улучшает тактильную чувствительность, развивает фантазию. Ребенок учится лепить геометрические фигурки. Маленьким деткам не рекомендуется давать обычный пластилин, для них продаётся специальный — «тесто для лепки».
  4. Кинетический песок. Состоит из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопаснный, более пластичный, чем обычный, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.
  5. Мольберты и доски для рисования. Рисовать любят все дети независимо от умения. Есть мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой рисовать можно фломастерами и тут же стирать.
  6. Гриб-винт. Очень простая игрушка, на которой можно проследить весь процесс вкручивания гриба со шляпкой-винтом в ножку с отверстием. При этом прекрасно тренируется ловкость рук, укрепляются мышцы кисти и запястья. Для детей постарше можно купить конструкторы, где с помощью мелких болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое.
  7. К 3 годам интерес вызывает мозаика. Для начала ребенку нужно показать, как строить домик, цветочек, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. Можно добавить пазлы. Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру.
  8. Шнуровки. Помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти. Начинать можно уже после года, например, надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, пришивать пуговицу (с деревянной иглой), пытаться по-разному шнуровать (стежки, крестик).
  9. Конструктор типа Lego. Эта игрушка вызывает восторг у малышей любого возраста. Пользы от нее много — она тренирует навык моделирования и конструирования, креативность, память, наблюдательность и внимательность. Игра яркая, привлекательная. Конструирование — самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих способностей и произвольных действий. В коллекции Lego самые разные модели — от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов и городов.
  10. Пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, поможет лучше ориентироваться в пространстве.

Как видите, игр, игрушек и заданий для развития мелкой моторики рук у детей огромное множество. Помните, чем развитее руки, тем умнее ваш ребёнок.

Знакомясь с миром, малыш трудится, а не пассивно созерцает. Этим он закладывает для себя основу первых знаний. Не ругайте его при неудачах, и не ставьте в пример других. У него все тоже получится.

Средства развития мелкой моторики дошкольников

  1. Развитие ручной умелости: рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами. Вот идеи: запускать пальцами мелкие «волчки»; разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки; сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»); нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску; завязывать узелки на шнурке, веревке; застегивать (расстегивать) пуговицы; играть с конструктором, мозаикой; складывать матрешки, пирамидки; делать постройки из конструктора; рисовать в воздухе; рисовать, раскрашивать, штриховать; резать (вырезать) ножницами; выполнять аппликации; складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги; вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем.
  2. Игры с мелкими предметами: подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов.
  3. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения. Пальчиковый театр.

  4. Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение «кулак-ладонь-ребро». Рука малыша поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, потом ложится ладонью на стол, а потом- встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся.
  5. Упражнения в стакане с пшеном. Устали занимать своего непоседу? Не прогоняйте его с кухни — усадите за стол и дайте стаканчик с пшеном. Пусть малыш «варит кашку», то есть указательным пальчиком руки мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть руки не должна двигаться, только пальчик. Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует — получится ли?
  6. Упражнения с гречкой или чечевицей. Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Для начала пускай малыш вволю навозится с этими крупами: ребятам так нравится набирать их в горсть, пропускать сквозь пальцы, перебирать в руках. Эти ощущения очень приятны, они успокаивают и способствуют концентрации внимания у малыша. Ну а теперь попросите разобрать крупу на 2 кучки: гречку в одну кучку, чечевицу — в другую. Это долгая кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления (ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно). Если подустал ваш малыш — насыпьте побольше этих круп в большую миску и закопайте в них много мелких игрушечек и предметов. Пусть покопается, да поищет. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
  7. Необходимо последовательно выполнять задания, способствующие развитию мелкой моторики пальцев. Научиться уверенно проводить линии, соединять точки, обводить клетки, штриховать, рисовать простые и сложные контуры, писать печатные буквы и цифры, элементы прописных букв.
  8. Больше идей на нашем сайте по тегу Мелкая моторика.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]