Методическая разработка «Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики»


Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка

Исследованиями было доказано, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развития ручной моторики. При высоком уровне хорошо развиты: логика, связная речь, память и внимание. При этом, если по достижении четырех лет малыш не может донести в соединенных ладонях воду до лица, значит его ручная мелкая моторика отстает в развитии. Тогда-то родители и обращаются за помощью для своих малышей к пальчиковой гимнастике.

Пальчиковая гимнастика

Методика и цели пальчиковой гимнастики в детском саду

В ДОУ занятия проводятся на музыке, физической культуре, и даже на прогулках. В плане работ общеобразовательного учреждения выделяются такие цели, как:

  • Развитие ловкости пальцев, воображения и внимания.
  • Активизация речевых центров.
  • Создание позитивного настроя в группе.

Обратите внимание! Пальчиковая гимнастика в детском саду основывается на методике воздействия кистями рук на внутренние органы ребенка.

Например:

  • Точка большого пальца ответственна за работу головного мозга;
  • За функционирование желудка отвечает указательный;
  • Средний палец контролирует целостность позвоночника и кишечного тракта;
  • Печень связывается с безымянным пальцем;
  • Сердце — с мизинцем.

Дополнительное привлечение внимания ребенка

Виды упражнений для кистей и пальцев

В результате проведения игр для кистей рук укрепляется их мускулатура, ребенок учится контролировать напряжение и расслабление конечности. Обязательным условием является показ взрослым упражнения, даже если оно знакомо дошкольнику.

Одно из таких упражнений — ворота. Ладони направлены пальцами друг к другу, ставятся на ребро. Пальцы при этом напряжены и выпрямлены. На команду: «Ворота открываются» ладони разворачиваются параллельно, пальцы при этом направляются по направлению от себя. По команде: «Ворота закрываются» — руки возвращаются в исходное положение.

Используя упражнение «Погладим животное» можно не только расслабить кисти рук, но и вывести ребенка на диалог о питомце, которого он имеет или хотел бы иметь — что также поспособствует развитию воображения, мышления и речи. Само задание простое — сначала одной рукой, затем второй ребенок «гладит» воображаемого зверя.

Важно! Проведение пальчиковых занятий можно начинать с младенчества — поглаживаниями и массажем мамой ручек малыша. Однако осознанное выполнение заданий ребенком будет производиться не раньше 4-х лет. В результате выполнения исчезнет скованность движений пальцев рук и кистей, появится гибкость и подвижность.

Гимнастика для пальцев рук для детей. Примеры:

  • Очки. Большие и указательные пальцы рук соединяются друг с другом. Получившиеся «очки» подносятся к глазам.
  • Пароход. Обе ладони ставятся на ребро и соединяются, мизинец к мизинцу, образуя ковшик. Большие пальцы при этом оттопырены и направлены вверх.
  • Стул и стол. Стул — одна ладонь выпрямлена, а вторая находится в кулачке. Та, что в кулаке, приставляется к низу выпрямленной ладони, образуя стул. Стол делается по похожему принципу, только выпрямленная ладонь кладется на кулак горизонтально.

Проведение пальчиковой гимнастики в старшей группе

Организация и проведение пальчиковой гимнастики

В старшей группе особое внимание уделяется упражнениям на развитие координации движений за счёт перекатывания массажного мячика или отбивания ритмов пальчиками на твёрдой поверхности. Что касается содержательной стороны, то, как уже было сказано, сюжет задания должен совпадать с тематикой занятия, на котором гимнастика проводится. Обычно на отработку одного приёма уходит около 2 недель. Поэтому в месяц дети в среднем знакомятся с 2–3 новыми упражнениями.

На отработку и заучивание одного упражнения обычно уходит около 2 недель

Таблица: картотека упражнений пальчиковой гимнастики по темам

ТемаНазвание упражненияЗадание
«Грибы»«Шла ворона через поле…»Шла ворона через поле (дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу), Шесть грибов несла в подоле (показывают 6 пальцев): Сыроежку, боровик (на каждое название гриба дети показывают пальчики, начиная с мизинчика), Под-оси-но-вик, Груздь, опёнок, Шампиньон (показывают указательный палец на правой руке), Кто не видел – Выйди вон (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)!
«Дети в лес грибной пошли»Дети в лес грибной пошли («идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу) И грибочки там нашли. Часть из них потом сварили, Засолили, засушили, Заморозили немножко И поджарили с картошкой (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами).
«Корзина с грибами»Я корзину в лес беру, Там грибы я соберу. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг» (показывают удивление, разводя руки в стороны). Подосиновик, маслёнок, Подберёзовик, опёнок, Боровик, лисичка, груздь — Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, Все грибы нecy с собой (поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки). Мухомор не понесу, Пусть останется в лесу (большой палец левой руки отставляют, грозят ему)!
«Съедобные грибы»Мы съедобные грибы Долго собирали, А потом своим друзьям Вот что рассказали (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке): В бору вырос боровик, А под дубом дубовик, На пеньке сидят опята – Очень дружные ребята. Вырос подосиновик Под молодой осиною, Крупный подберёзовик – Под белою берёзою. Если с нами в лес пойдёте («идут» пальчиками по столу), Много вы грибов найдёте (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами).
«Семья», «Мама»«Мамы»Много мам на белом свете, Всех их любят очень дети (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)! Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) — Мамы разные нужны (сжимают обе ладошки в «замочек»), Мамы разные важны (разводят руки, поднимают ладошки вверх)!
«Мамины помощники»Раз, два, три, четыре (попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши), Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой): Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку (загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды). Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали (загибают пальчики), Пока маме помогали.
«Кто приехал?»Кто приехал (пальцы обеих рук сложены вместе)? Мы, мы, мы (быстро хлопают кончиками больших пальцев)! Мама, мама, это ты (хлопают кончиками указательных)? Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)! Папа, папа, это ты (хлопают кончиками средних)? Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)! Братец, братец, это ты (хлопают кончиками безымянных)? Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)! Ах, сестричка, это ты (хлопают кончиками мизинцев)? Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)! Все мы вместе, да, да, да (хлопают в ладоши)!
«Дикие животные»«Кто где живёт»Дети загибают пальцы на руках — по одному на каждое двустишие. У лисы в лесу глухом Есть нора — надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт он лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нём. На последние две строчки поочерёдно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга.
«Белочка»Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу), Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках). Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках) И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).
«Голодная мышка»Мышка съела сыр и пышку, Тыкву, рыбу, дыню, шишку, Съела сливы и блины, И сушёные грибы (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка). Целый день она жевала, Но все мышке было мало (разводят руками)!
«Лиса»Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится (потирают руки). Хвост пушистый, Мех золотистый (растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их). По лесу важно бродит («ходят» пальцами по столу), Страх на зайцев наводит (стучат кулаками по столу).
Зима«Снеговик»Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз — подбросим. Два — поймаем. Три — уроним. И… сломаем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли.
«Снежный ком»Мы лепили снежный ком (сжимают ладошки), Шляпу сделали на нём (руки «крыша» над головой), Нос приделали, и вмиг (крутят кулачком у носа) Получился снеговик (описывают в воздухе круги)!
«Ёлка»Мы на ёлке веселились (ритмично хлопают в ладоши) И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками). После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнёс («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу), Дал большущие пакеты, В них же — вкусные предметы («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу). Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).
«Лес»«Деревья»Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга) Разные растут деревья (открывают ладони и растопыривают пальцы): Вот упёрлась в небеса Вся смолистая сосна (соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»). Распустила ветви-косы Белоствольная берёза («фонарики» с движением сверху вниз). Как во полюшке былинка, Тонкая растёт осинка (показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак). Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы). Липа цветом зацвела (собирают пальцы в щепотку — «бутон»), Пчёлок в гости позвала (делают круговые вращения указательным пальцем — пчёлы летят). Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы) И грибочки все закрыла (показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка). Шелестят листвой деревья (трут ладони друг о друга — «шуршат»), Словно разговор ведут (стряхивают ладони), Руки-ветви распустили, Птичек в гости к себе ждут (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц).
«Листья»Разбросала осень листья (делают волнообразные движения ладонями), Разукрасила их кистью (делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз). Мы в осенний парк пойдём («шагают» пальцами обеих рук), В букеты листья соберём (скрещивают ладони с растопыренными пальцами). Лист кленовый, лист с осинки (поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа), Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз (звонко хлопают в ладони).
«Фрукты, ягоды»«Ягоды»Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого), В лес идём мы погулять (обе руки идут по столу), За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём (загибают пальчики, начиная с большого) И братишке отнесём.
«Фрукты»Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга. На базар ходили мы (соединяют мизинцы), Много груш там и хурмы (соединяют безымянные пальцы), Есть лимоны, апельсины (соединяют средние пальцы), Дыни, сливы, мандарины (соединяют указательные пальцы), Но купили мы арбуз (соединяют большие пальцы) — Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх).
«Откуда хлеб пришёл»«Хлеб»Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг), Баранку (большой и средний пальцы образуют круг), Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг) И буханку (большой и мизинец образуют круг) Пекарь из теста Испёк спозаранку (имитация лепки хлеба).
«Цветы»«Посадили зёрнышко»Посадили в землю зёрнышко (положить в ладонь ребёнка «зёрнышко»), На небе выглянуло солнышко. Свети, солнышко, свети (сжимают кисти и по очереди разжимают)! Расти, зёрнышко, расти (соединяют ладони вместе и поднимают руки вверх)! Появляются на стебельке листочки (соединяют ладони, пальцы один за одним соединяют с большим пальцем, одновременно на двух руках), Распускаются на стебельке цветочки (сжимают кисти рук и по очереди разжимают).
«Мебель»«Шкаф»Мне купили для одежды Шкаф вместительный, большой (показывают, какой большой шкаф). Он красивый и удобный И зовётся «платяной». Уберу в него одежду: Майки, шорты и трусы, Брюки, куртки и рубашки (загибают пальцы на двух руках), Свитера и пиджаки, И носки с футболками Уберу на полки я.
«Обратный счёт от 10 до 1»«Покупал баран баранки»Спозаранок (ставят ладонь на ребро) Накупил (показывают ладонь) Баран (кулак) Баранок (ребро) Для барашков (пальцы левой руки «играют»), Для овечек (пальцы правой руки «играют») Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев), Девять сушек, Восемь плюшек, Семь лепёшек, Шесть ватрушек, Пять коржей, Четыре пышки, Три пирожных, Две коврижки И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев). Про себя не позабыл (отрицательное движение головой), А для жёнушки — подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу).
«Дружба»«Детский сад»В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками по столу), Самый младший — это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша (разжимают кулачки, начиная с мизинчика).
«Здоровье»«Пальчики спят»Этот пальчик хочет спать (загибают большой палец), Этот пальчик лёг в кровать (загибают указательный), Этот пальчик чуть вздремнул (загибают средний), Этот пальчик уж уснул (загибают безымянный), Этот крепко-крепко спит (загибают мизинец). Тише, тише, не шумите… (грозят пальцем), Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать (разгибают кулак с большого пальца)!
«Вода»«Моем руки»Ай, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда (ритмично потирают ладошки, имитируя мытье рук)! Брызги — вправо, брызги — влево! Мокрым стало наше тело (пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямляют пальчики, как бы стряхивая воду)! Полотенчиком пушистым, Вытрем руки очень быстро (энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание рук полотенцем).
«Части тела»«Утром пальчики проснулись»Утром пальчики проснулись (разжимают кулачки), Потянулись (напрягают, разводят пальцы) И встряхнулись (встряхивают кисти), Крепко-крепко обнялись (имитация рукопожатия), За работу принялись («закатывают рукава»), Налепили куличей (ладошки «лепят» пирожки), Стали звать к себе гостей (приглашающие движения кистями рук), Заиграли на рояле (имитируют игру на клавишах) И весь день протанцевали (ручки «танцуют»).

Видео: родителям в помощь, или 10 самых простых пальчиковых игр

Как мотивировать наглядностью

Одним из самых эффективных способов привлечь внимание ребят к тому или иному виду деятельности является воздействие на их зрительный канал восприятия. Для пальчиковой гимнастики можно использовать:

  • картинки (на которых дети выполняют конкретное упражнение или изображен сюжет рифмовки);
  • видеоряд (те же картинки, но объединённые в видео на 1–2 минуты);
  • игрушки, выполняющие задания гимнастики (воспитатель на этапе знакомства с упражнением показывает все движения на игрушке);
  • личный пример (педагог все задания выполняет вместе с детьми).

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.

Как научить ребенка понимать время по часам

Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы.

Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.

В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.

4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).

В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.

Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений.

К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.

Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:

  • 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
  • 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».

Методическая разработка на тему«Пальчиковая гимнастика»

Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика»

«Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Цель:

Формировать и развивать речь детей , с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (
пальчиковые игры). Задачи:

  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук;
  • снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
  • развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Адресная направленность опыта:

Разработанная педагогическая технология, основанная на использовании пальчиковых игр, влияющих на формирование речи детей, может представлять интерес для практических работников: педагогов дополнительного образования, воспитателей — работающих с детьми вДОУ, логопедов.

Актуальность:

Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Условия реализации:

На занятиях используются различные пальчиковые игры и упражнения, проводятся постановки спектаклей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи.

Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности игрушки пальчикового театра («Теремок», «Репка», и др.), побуждаю детей играть с куклами перчаточного театра. Пальчиковые игры — весёлое, увлекательное и полезное занятие. Такие игры предназначены для детей 5-6 лет, которые позволяют снять накопившуюся усталость, так же рекомендуется проводить с детьми среднего возраста. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание:

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Основная часть, в которой последовательно раскрывается содержание материала
Проанализировав свою работу с детьми 5-6лет, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь.

В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастикаЛ.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.

Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:

-бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).

— бусы и пуговицы разной величины;

— разнообразные мелкие игрушки;

— резиновые игрушки разной плотности.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

  1. Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми ОВЗ в обучении пальчиковым играм.

Технология

с 7лет

Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно.

Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.)

Обращать внимание на качество составления фигуры,

координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет(театральную куклу)

перечень пальчиковых игр:

1,2,3,4,5, червячки пошли гулять….

Шла ворона мимо рынка…..

Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём… Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…

Мы делили апельсин. Много нас, а он один…

Паучок.

Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

Моторчик.

Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

Перетяжечки.

Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

Колечки.

Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

«Ухо – нос»

левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
Симметричные рисунки»
рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка»
нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
«Согреем руки»
движения, как при растирании рук.
«Молоточек»
фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди
. «Гуси щиплют травку»
пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка»

сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка»
детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки»
правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

«КАПИТАН»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я — отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб. И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой.«ДОМИК»
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом — шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем — дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом — стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе — тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят — Угощенье для ребят.
« ГРОЗА»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!« БАРАШКИ»
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они. Долго так они бодались, Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав, Разошлись, рога подняв.« МОЯ СЕМЬЯ»
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это — мама, Это — я, Это — бабушка моя, Это — папа, Это — дед. И у нас разлада нет.
« КОШКА И МЫШКА»
Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает — Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.
Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Результативность

Пальчиковые игры помогали добиться активности и выразительности кистей рук при сжимании и разжимании, а затем при выполнении более сложных имитационных ритмических движений. Дети на занятиях научились изображать то, о чём рассказывается в стихотворении и согласовывать ритм движений со стихотворным ритмом.

Дети к концу учебного года могли назвать основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий); показывали любое упражнение из комплекса артикуляционной гимнастики; выразительно читали стихотворения; передавали образ героя характерными движениями; уверенно держались перед зрителями. Использование пальчиковых игр на занятиях повысило уровень речевого развития детей

Физкультминутки проводились по методике «Расскажи стихи руками». Движения сопровождались проговариванием стихов, потешек, соответствующих лексической теме занятия и содержащих автоматизируемые звуки. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, чёткой и эмоциональной.

Видя интерес детей к пальчиковым играм на занятиях, я сочла возможным подготовить с детьми спектакли.. , изучить стихи.

Были поставлены спектакли по сказкам «Любочка и ее помощница», «Репка». По итогам проведённых спектаклей дети выступили на празднике мам.

Стали победителем районного конкурса чтецов.

Собрана копилка пальчиковых игр, используемых на занятиях. Проведён семинар для педагогов дополнительного образования .

Заключение

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Вывод:

Опыт работы с детьми 5-6лет подтвердил, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Список использованной литературы

1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М. АСТ: Астрель, 2007.-61с.

2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.- 127с.

3. Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Профессиональное образование, 1981.- 255с.

4. Доронова Т.Н. Играем в театр.- М., 2005.-136с.

5. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.- СПб.: КАРО, 2008.-64с.

6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-104 с.

7.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994.-344 с.

8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.XXI век», 2007.-186с.

Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год

Время проведенияТема игрыЦельМладшие дошкольники (2-4 года)Старшие дошкольники (5-7 лет)
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь)Животные, насекомые и птицыРазвить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь
  • «Кошечка» — имитируют лапы животного ладонями.
  • «Птичка» — имитируют взмахи крыльев руками.
  • «Ежик» — крепко сжимают кулачки.
  • «Зайчик» — в статике и динамике. Выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные собраны в кулак.
  • «Пчела жалит» — указательный палец совершает вращательные движения вдоль воображаемой оси.
II период (Январь, Февраль, Март)Приход зимыПознакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей
  • «Фонарики» — все пять пальцев рук попеременно сжимаются в кулачок и разжимаются.
  • «Новогодние игрушки» — малыши попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
  • «Строим снеговика» — поставить один кулачок на другой.
  • «Лыжник» — указательный и средний пальцы «шагают по поверхности», имитируя ходьбу. Усложнить можно, дав детям по 2 палочки от мороженого, на которые они должны встать пальчиками как на лыжи.
  • «Снежки» — малыши делают воображаемые снежки и кидают ими друг в друга.
III период (Апрель, Май, Июнь)Семья, дружба, одеждаРасширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку«Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу. «Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки. «Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом.
  • «Очки» — делаются средним и указательным пальцами.
  • «Колечки» — поочередно соединять большой палец руки с остальными, образуя колечки.
  • «Пишу письмо» — взять в руку воображаемую ручку и водить по воздуху, имитируя написание письма.
  • «Вертолет» — сжать в кулак пальцы все, кроме большого. Его же направить вверх и совершать вращательные движения, имитируя вертолет.

Синдром рассеянного внимания у детей с ЗПР, нарушением слуха и зрения

Помимо представленных выше упражнений картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений. Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением. Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Подгрупповое занятие

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Ольга Пашина

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Авторские пальчиковые игры

Игра — это самый лучший способ развития речи и мышления детей. Играя ребенок радуется, получает удовольствие, впечатление, развивает фантазию, все это является сильнейшим стимулирующим средством для активного восприятия речи и порождает у ребенка самостоятельную речевую деятельность. Пальчиковая игра самый эффективный способ развития речи у детей, а так же массаж и гимнастика для рук, при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находятся множество точек, связанных с различными органами. Цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействуют на умственное развитие ребенка. Сочетая стихотворные строки и одновременное движение пальцами, у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовать движения и речь. Пальчиковые игры очень интересны детям, для некоторых игр надеваются бумажные колпачки, вязаные шапочки или персонажи, перчатки с вышитыми глазками и ртом.

Я хочу представить Вам комплекс пальчиковых игр по месяцам. Надеюсь, что стихи и подобранные к ним игровые движения понравятся детям, подарят радость общения и принесут пользу.

Сентябрь – «Бабушка»

Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту.

Напекла нам бабушка (ребенок имитирует пирожки руками

и показывают пальчик на руке)

Вкусные оладушки (ребенок гладят себя по животику двумя руками)

Вот для Вани (ребенок показывают пальчик на руке)

Вот для Тани (ребенок показывают пальчик на руке)

А еще возьмите маме (ребенок показывают пальчик на руке)

Папу тоже не забудем (ребенок показывают пальчик на руке)

Все мы рады очень будем (сжимают пальчики в кулачок и разжимают)

Октябрь – «Ежик»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

На иголках ежик носит (дети показывают ладошки с широко раскрытыми пальцами)

То листочки (второй рукой на иголки накладывается ладошка)

То грибочки (второй рукой накладывается кулачок)

То красивые цветочки (накладывается ладошка с широко раскрытыми пальцами)

Ежик носит все в свой дом (дети показывают крышу над головой двумя руками)

.

Так и зиму переждем (дети трут себя по ручкам, греются)

Ноябрь – «Котик»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Мышки прячьтесь в свои норки (дети показывают крышу над головой двумя руками)

.

Ходит котик по пригорку, (перебирают руками, имитируя лапки)

Мягкие у него лапки, (по переменке гладят рукой то одну руку, то другую)

Только в лапках цап — царапки (сжимают быстро кулачки и разжимают как коготки кошки)

Декабрь – «Зайка»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, соединяя движения с текстом.

Зайка по лесу бежал (ладошки сложены в кулачок, кулачки вращаются вокруг друг друга)

и лягушку увидал, (показывают ладошки с широко раскрытыми пальчиками)

ежика, (ладошка с широко раскрытыми пальчиками, к ней прижать кулачок)

улитку, (указательными пальчиками делают рожки у головы)

Вот какой он прыткий (хлопают в ладоши)

.

Январь – «Солнышко»

Цель: Развивать умение выполнять элементарные действия обеими руками.

Вот и солнышко проснулось, (скрещивают ладошки с широко раскрытыми пальчиками)

Нашим деткам улыбнулось, (шевелим пальчиками)

Всем на радость посветило, (шевелим пальчиками)

Всех согрело, обогрело, (гладят себя по голове)

Нашу землю облетело

И опять за тучку село (прячут лицо в ладошки)

Февраль – «Репка»

Цель: развивать мелкую моторику (умение выставлять или загибать по очереди пальцы правой и левой руки, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

На машине мы поедем (имитируем двумя руками руль)

В огород за репкой, (загибаем пальчик)

Возьмем в помощь мы себе

Бабушку и деда, (загибаем пальчик)

Репку дружно мы копаем, (загибаем пальчик)

И кладем в ведерко, (загибаем пальчик)

Каши много мы наварим дома у Егорки (загибаем пальчик)

Март – «Каша»

Цель: развиваем мелкую моторику пальцев руки.

Варим – варим кашку (пальчиком водят по ладошке)

Для нашей Наташки, (загибают пальчик)

Эта ложка для Егора, (загибают пальчик)

Эта ложка для Федоры, (загибают пальчик)

Ложка кошке, (загибают пальчик)

Ложка псу, (загибают пальчик)

Ну а птичкам дам я крошки (крошат крошки двумя руками)

Апрель – «Наш дом»

Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы играли впятером, (показывают руку с растопыренными пальцами)

Строили мы вместе дом, (стучат кулачком о кулачок)

Стены, крыша и окошко, (показывают крышу над головой)

Загляни в него ты крошка (соединяют пальцы обеих рук в круг, заглядывают в окошко)

Май – «Кораблик»

Цель: развивать умение выполнять элементарные действия обеими руками.

По реке ходил кораблик, (ладони соединены, движения волной)

Ветер сильный вдруг подул, (раскрыли ладони и дуют на них)

Кораблик наш перевернул (раскрытые ладони перевернули в низ)

Капитан у нас отважный,

От воды насквозь промок, (трут ладошки друг о друга)

Спас кораблик свой бумажный,

Починил и снова в путь (ладони соединены, движения волной)

Июнь – «Зверята»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Зайка с котиком играли

Все игрушки растеряли, (показывают ушки, пальчики сжимают и разжимают)

Петушок пришёл к ним в гости (пальчиками шагают по коленям)

И принес горошка горстку, (соединяют ладошки в лодочку)

Мы горошек посчитаем,

Сколько зернышек узнаем.

Раз два три четыре пять, (загибают пальчики на счёт)

Начинаем вновь считать.

Июль – «Дождик»

Цель: развивать общую координацию движений.

Дождик капает по крышам, (пальчиком стукают по ладошке)

Мы на улицу пойдем, (хлопают в ладошки)

Зонтик мы с собой возьмем, (над головой соединяют руки)

На ногах сапожки у Маши и Антошки (имитируют, надевают сапоги)

Август – «Мишка»

Цель: развивать общую координацию движений.

Мишка по лесу идет (хлопают ладошками по коленям)

И корзиночку несет, (показывают корзину, соединяя руки перед собой)

В ней грибы и ягоды (показывают кулачок, накрывают его ладошкой, и просто сжимают кулачки)

Медвежат порадуют,

Он в берлоге живет, (накрывают соединенными руками голову)

Зимою лапу сосет (складывают ладошки под ухо)

Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ

Диагностика проводимых упражнений состоит из 3-х этапов:

  1. Фиксируется уровень развития детских навыков в сентябре;
  2. Замеряются промежуточные результаты в середине года (январь — февраль);
  3. Подводятся итоги эффективности пальчиковой гимнастики в конце года (июнь).

Обратите внимание! Проведение пальчиковой гимнастики позволяет в игровой форме оценить и корректировать координацию движений и развитие мелкой моторики, как младших, так и детей дошкольного возраста

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]