Педагогический совет на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное, Белгородского района»

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон.

Познавательно исследовательская деятельность детей в детском саду имеет неоценимое значение для становления личности дошкольника. Этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в ходе исследования дети познают окружающий мир и осваивают новые знания. Познавательно исследовательская деятельность необходима в каждом возрастном периоде дошкольника. В разных возрастных группах согласно принципу использования соответствующих возрасту видов детской деятельности, это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, различные проблемные ситуации.

Дети дошкольного возраста по природе своей, пытливые исследователи окружающего мира. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги практики.

Работа воспитателя, основанная на Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду необходимо организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.

В процессе овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Изучение проблем по ознакомлению с явлениями природы является средством умственного, эстетического воспитания.

Познавательно исследовательская деятельность заключается не только в том, чтобы способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к миру природы, окружающей среде, но и позволяет ребенку качественно развиваться. Младшие дошкольники с помощью взрослого, а старшие самостоятельно идут к поиску знаний, испытывают интерес ко всему новому, неизвестному, задают взрослым множество вопросов, строят догадки, рассуждают, обдумывают, ищут различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментируют, радуются и удивляются собственным открытиям.

Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее значение имеет не избыток знаний, а способ их приобретения, определяемый типом деятельности, в которой эти знания усваиваются. Проведение опытов организация экспериментирования один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Одной из общих задач детского сада является работа по развитию представлений о причинно-следственных связях посредством опытно-экспериментальной деятельности в природе, с учетом регионального компонента, с применением инновационных программ и методик, а также современных форм обучения.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Выполняемые ребенком практические действия развивают познавательную, ориентировочно исследовательскую функцию, создавая условия для раскрытия содержания данного объекта, а следовательно происходит формирование знаний о причинно-следственных связях. Этот вид деятельности оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческого потенциала, на укрепление здоровья благодаря повышению уровня двигательной активности. В процессе познавательно исследовательской деятельности у детей появляется возможность реализовать характерную для них любознательность, представить себя роли ученого, исследователя, первооткрывателя. При этом педагог не является наставником, а становится игровым партнером в совместной деятельности, и это позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

В процессе детского экспериментирования малыши учатся: находить и выявлять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, выбирать средства и материалы необходимые для выполнения данной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Дети испытывают огромный восторг и удивление от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство гордости от проделанной работы. В ходе такой работы дошкольники лучше и быстрее умеют находить выход из создавшихся трудных ситуаций, легче справляются с возникшими проблемами.

В процессе исследовательской деятельности ребёнок приобретает опыт:

  1. Физический: учится управлять своим телом и определенными органами.
  2. Природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.
  3. Социальный: запоминать индивидуальные особенности каждого человека.
  4. Познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.
  5. Лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.
  6. Волевой: запоминать, как он сам может влиять на людей.
  7. Личностный: узнавать свои личностные возможности.
  8. Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях.

Обеспечивать познавательную активность детей следует посредством использования методов наблюдения за природными объектами и явлениями природы, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций. Важно, чтобы используемые методы соответствовали интересам детей, их познавательным возможностям, особенностям отношения к окружающему.

Организация развивающей среды это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. «Эксперимент или опыт особый вид наблюдения, организуемый в специально созданных условиях» А.И. Васильева, и поэтому в каждой группе детского сада оборудованы «мини-лаборатории» для экспериментирования, где, дети могут самостоятельно и с помощью взрослого воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В Центре Экспериментирования, в зависимости от возраста детей, могут находится:

  • Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов
  • Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
  • Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
  • Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
  • Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Схемы-алгоритмы для проведения опытов;
  • Журнал для фиксирования результатов и т.д.

В процессе познавательно исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений; метод проб и ошибок, опыты, сравнительные наблюдения. Педагоги учитывают предпочтения детей к познанию разнообразных объектов природы, интересуются, о ком или, о чем хотели бы узнать, внимательно относятся к детским вопросам. Поддерживают проявления интереса дошкольников к природе, наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов. Стимулируют проявление детской любознательности, стремления глубже изучить явления природы, применяя основные способы познания.

Таким образом:

  • экспериментальная деятельность помогает сделать общение с детьми, более доверительным и приобретает доброжелательный характер, она побуждает их к самостоятельному исследованию и активному познанию.
  • детское экспериментирование, как метод в педагогической работе, является высокоэффективным и незаменимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Список использованной литературы:

  1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2007 (методическое пособие).
  2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
  3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2012.
Следующая >

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников старшего возраста

Лидия Шатунова

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников старшего возраста

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников старшего возраста

Китайская пословица гласит:

» Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Формирование исследовательских умений одна из важнейших задач в рамках ФГОС. В современных требованиях ФГОС много внимания уделяется развитию экспериментальной деятельности у дошкольников. Достоинство в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах, изучаемого объекта или явления.

Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей

Творчество, имеет важное значение в умственном развитии детей. В основе творчества лежат творческие способности дошкольников, представляющие собой систему особых действий по преобразованию исходной ситуации с применением специальных средств.

Дошкольный возраст уникален, важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. В период дошкольного детства формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, анализируя, сравнивая.

У детей в старшем дошкольном возрасте формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Ребенок это исследователь. Дети хотят как можно больше узнать об окружающем нас мире. С самого раннего детства, ребенок стремится использовать все свои органы чувств для знакомства с этим миром. И то, что он сам попробует или пощупает или увидит, позволит ему получить новые знания о неизвестном. Желание узнать, что- то новое помогает ребенку развиваться полноценнее и быстрее. Становясь старше, дети часто задают вопросы о физических явлениях, происхождении планет,звезд и т д.

Педагог должен создать такую ситуацию, когда ребенок сам захочет узнать, как получить нужную информацию, провести элементарный опыт, наблюдения, чтобы подтвердить, или опровергнуть свои предположения.

Экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте помогает детям освоить взаимосвязи, развивает логическое мышление. Ребенок учится анализировать, сравнивать, находить сходства и различия. Ему предоставляется возможность самостоятельно найти решение и выбрать метод решения проблемы.

Для этого педагогом могут быть использованы различные приемы:

— эвристические беседы

-постановка и решение вопросов проблемного характера

— наблюдения

-моделирование

-опыты

-фиксация результатов наблюдений, экспериментов, трудовой деятельности.

— погружение в звуки, краски природы

-подражание голосам птиц

— использование худ. слова

-дидактические игры

-трудовые поручения

Эксперимент или наблюдения, самостоятельно проводимые ребенком, позволяют ему создать модель явления, получить результаты, классифицировать их, сделать выводы. Ребенку необходимо получить ответ на свои вопросы, не только как и почему, но и зачем, и какой результат я хочу увидеть.

Экспериментальную деятельность можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Перед детьми ставиться проблема и предлагается найти пути ее решения. Путем проведения исследований, наблюдений дети видят результат и обсуждают результаты, делают умозаключения, выводы.

Эксперименты позволяют констатировать факт, сравнить или обобщить полученные результаты.

Экспериментальная деятельностьможет проводиться в течение всего дня:

В ходе нод, прогулки, трудовой деятельности, игровой деятельности.

Проводя эксперименты, дети видят результаты проделанной работы. Они в свою очередь имеют большое значение на самооценку ребенка и на повышение его познавательного интереса. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на его способности, и дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания.

Главным результатом работы является приобретение навыка самостоятельной, творческой, исследовательской работы.

Литература:

ФГОС-2014г

Куликовская И. Э. Совгир Н. Н. Детское экспериментирование

Старший возраст. — М; педагогическое общество России, 2003 79с.

Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.

Н. В. Нищева Комплексная программа дошкольного образования детей с тнр

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Н. Н. Поддъяков «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Перемена,1995.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]