Развитие предметной деятельности детей раннего возраста


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ОСНОВЫ ПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предметная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте.

Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельность ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца. Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера.

Важная роль в овладении предметной деятельностью игровой деятельности, которая способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.

К одной из таких распространённых интерпретаций относится определение психологического понятия «деятельность» через понятие «активность». Поскольку активность и предметная деятельность, (как попытаемся мы проанализировать и доказать в дальнейшем исследовании) совершенно не сводимые и не выводимые друг из друга действительности и категории, но, в то же время, в психологических работах постоянно связываемые и взаимообусловливаемые, мы полагаем необходимым показать их содержательное различие и, тем самым, обосновать ограниченность активности и перспективность предметной деятельности.

Согласно существующей в отечественной психологии периодизации психического развития, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.

Орудийные действия формируются у детей постепенно, овладение ими требует от малышей определенных усилий, поскольку предполагает совершенно определенный, жестко фиксированный способ использования предметов.

Предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем детстве, обеспечивая развитие всех сторон жизни ребенка.

Влияние предметной деятельности на психическое развитие ребенка. Предметная деятельность способствует развитию психических процессов.

Предметная деятельность определяет также содержание общения ребенка со взрослыми.

В рамках предметной деятельности формируется ее новый вид — процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений, которые начинают осознаваться ребенком в ходе реального предметно-практического взаимодействия со взрослыми

Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.

В процессе игровой деятельности ребенок приобретает навыки общения. Он учится проявлять инициативу, координировать свои действия, позволяющие поддерживать общение со своими сверстниками. В дальнейшем, игровая деятельность провоцирует более длительное общение. В процессе игровой деятельности ребенок приобретает навыки общения. Он учится проявлять инициативу, координировать свои действия, позволяющие поддерживать общение со своими сверстниками. В дальнейшем, игровая деятельность провоцирует более длительное общение. Ролевые игры способствуют развитию памяти и воображения, также ребенок учится регулировать свое поведение.

Изначально интерес к рисованию и конструированию связан тоже с игровой деятельностью, направленный на процесс создания рисунка. Лишь в среднем и старшем возрасте для ребенка становится важен сам результат – рисунок. Начальная стадия учебной деятельности протекает в тесном союзе с игровой деятельностью.

Следующая >

Основные параметры

Предметная деятельность ребенка раннего возраста способна иметь развивающий эффект только благодаря сотрудничеству со взрослыми. Именно они являются для маленького человека носителями способов действия и культурных средств, а также источником открытия новых смыслов его активности. Первоначально ребенок производит те или иные манипуляции по поручению взрослого и находясь рядом с ним. Это подтверждает совместную направленность такой работы.

В связи с этим в предметной деятельности ребенка могут быть выделены следующие параметры уровня ее развития:

  1. Операционный. Данный параметр является непосредственной характеристикой выполняемых действий. Его показателями служат такие виды действий с предметами, как манипулятивные (специфические и неспецифические), а также собственно предметные, культурно-фиксированные.
  2. Потребностно-мотивационные. Этот параметр указывает на уровень, которого ребенок достиг в своей познавательной активности. Его показателями служат интерес малыша к предметам, его стремление к их обследованию, а также действиям с ними, эмоциональная вовлеченность в подобную активность и настойчивость.
  3. Общение со взрослыми во время предметных действий. Степень принятия поддержки и помощи со стороны является важным показателем потенциальных возможностей малыша.

Ориентировочные действия

В развитии предметной деятельности выделяют три этапа. Первый из них отмечен у малышей 5-6 месяцев. Данный этап представляет собой предметные манипуляции. К 7-9 месяцам происходит их превращение в ориентировочные действия.

На первых порах все манипуляции с предметами у ребенка осуществляются без рассмотрения их свойств. Малыш одинаково обращается с тем, что попадает ему в руки. Он сосет игрушку или любой другой объект, размахивает им, постукивает и т.д. Одновременно с этим он еще рассматривает то, что находится в его руках, перекладывает с места на место и неоднократно повторяет одно и то же движение. И лишь несколько позже у него начинают складываться специфические манипуляции. Ребенок не только замечает, но и использует особенности предметов, их наиболее простые свойства. Примером таких ориентировочных действий является складывание одного предмета на другой, продевание игрушки через решетку манежа. Любят малыши также мять бумагу и греметь погремушкой. Причем их внимание привлекают объекты, созданные не только человеком, но и природой – песок, камешки, вода и т.д.

Развивающаяся на данном этапе предметная деятельность – это один из вариантов исследовательского поведения, который проявляется благодаря любознательности ребенка и его познавательной активности. Проводя эксперименты над объектами окружающего мира, малыш извлекает информацию о них и учится устанавливать существующие связи.

Наиболее интенсивно исследовательское поведение начинает развиваться после того как маленький человек обучается самостоятельному передвижению, получая доступ к различным предметам. И здесь особенно важно общение ребенка со взрослыми. На них возлагается задача организации предметной деятельности малыша. Взрослые должны создать необходимую для развития маленького человека среду, привлекать его внимание к новым объектам, поддерживать и поощрять его любознательность.

В период раннего возраста исследовательское поведение постоянно совершенствуется. При этом оно остается одной из важнейших составляющих творческого и познавательного развития не только в этот период, но и в дальнейшем. Экспериментируя, ребенок получает настоящее удовольствие. Он начинает ощущать себя субъектом происходящих событий и источником, вызвавшим изменения в окружающей действительности.

Понятие и сущность игры. Теория игровой деятельности в отечественной педагогике и психологии

Широкий, сразу недоступный круг реальности может быть освоен ребенком только в игре, в игровой форме. Этот процесс преодоления прошлого мира через игровые действия в этом мире содержит как игровое сознание, так и игровое незнание.

Игра — это творческая деятельность, и, как всякое настоящее творчество, она не обходится без интуиции.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые готовят его к переходу на новую, более высокую ступень развития. Этим объясняется огромный воспитательный потенциал игры, которую психологи считают ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Особое место занимают игры, созданные самими детьми — их называют творческими или сюжетно-ролевыми играми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все, что они видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых. Творческая игра больше всего формирует личность ребенка и поэтому является важным средством воспитания.

Игра — это отражение жизни. Здесь все «как бы», «понарошку», но в этой условной среде, созданной воображением ребенка, много реальности: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания настоящие, искренние. Ребенок знает, что кукла и мишка — всего лишь игрушки, но любит их как живых, он понимает, что он не «праведный» летчик или моряк, но чувствует себя храбрым летчиком, отважным моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует реальность, а комбинирует различные впечатления от жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в придумывании идеи игры и поиске средств для ее реализации. Сколько изобретательности нужно, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет построить, какое оборудование подготовить! В игре дети выступают одновременно в роли драматургов, реквизиторов, декораторов и актеров. Однако они не вынашивают вашу идею и не готовятся долгое время играть роль актеров. Они играют для себя, выражая свои собственные мечты и желания, мысли и чувства, которыми они обладают в данный момент.

Поэтому игра — это всегда импровизация.

Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети сначала вступают в общение со сверстниками. Их связывает общая цель, совместные усилия по ее достижению, общие интересы и опыт.

Дети сами выбирают игру и организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра учит детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, способствует воспитанию целеустремленности.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом команды, справедливо оценивать действия и поступки товарищей и свои собственные. Задача воспитателя — направить внимание игроков на такие цели, которые вызывают общие чувства и действия и способствуют установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости и взаимной ответственности.

Первая позиция, определяющая природу игры, гласит, что мотивы игры заключаются в разнообразных переживаниях, которые являются значимыми для игрока сторонами реальности. Игра, как и любая другая деятельность человека, не являющаяся игрой, мотивируется отношением к целям, значимым для человека.

В игре выполняются только те действия, цели которых значимы для человека благодаря их собственному внутреннему содержанию. Это главная особенность игровой деятельности и в этом ее основная увлекательность.

Вторая — характерная — особенность игры состоит в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческого действия и, реализуя возникающие цели, не привязано к тем средствам или способам действия, с помощью которых эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.

Игра — это деятельность, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограничением его операциональных возможностей. Игра — это форма реализации нужд и потребностей ребенка в рамках его возможностей.

Следующим, внешне наиболее ярким отличительным признаком игры, который фактически вытекает из вышеупомянутых внутренних признаков игровой деятельности, является возможность, которая является необходимостью для ребенка, в пределах, определяемых смыслом игры, заменить предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, которые могут служить для игрового действия (палка — лошадь, стул — машина и т.д.). Способность творчески изменять реальность формируется только в игре. В этой способности заключается главная ценность игры.

Значит ли это, что игра в воображаемую ситуацию — это уход от реальности? И да, и нет. В игре есть уход от реальности, но есть и вторжение в нее. Таким образом, нет никакого побега, никакого бегства от реальности в кажущийся особым, воображаемый, вымышленный, нереальный мир. Все, чем живет пьеса и что воплощается в действии, взято из реальности. Пьеса выходит за рамки ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, чтобы глубже раскрыть другие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]