Организация самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста

Определение 1

Самостоятельная математическая деятельность – это работа по практической реализации усвоенных математических знаний и представлений в ходе образовательного процесса.

Знания, усвоенные на математических занятиях, понятия и категории переносятся в деятельность ребенка.

Математическое развитие дошкольников –необходимое и обусловленное направление их общего развития, реализуемое на дошкольном этапе обучения.

Познание азов математики и формирование элементарных математических представлений необходимо для подготовки ребенка к обучению в школе, развитию основ самостоятельности и заложения фундамента формирования логического мышления.

Все это обуславливает активное развитие самостоятельной математической деятельности дошкольников, которая углубляет математические знания, делает математические представления более прочными и формирует стремление дошкольников к познанию математической науки.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Особенности организации самостоятельной математической деятельности дошкольников

Самостоятельная математическая деятельность дошкольников может иметь разное содержание и разную направленность. При этом, она характеризуется возникновением по инициативе самого ребенка и выполнением без участия взрослого.

Особенностями реализации дошкольниками самостоятельной математической деятельности являются следующие:

  • Косвенное участие взрослого: педагога или родителя.
  • Игровая форма реализации математической деятельности.
  • Свобода выбора ребенком темы занятия, особенностей его реализации, периода проведения и т.д.
  • Творческий подход к реализации деятельности. Дошкольники находят пути выполнения конкретных математических операций, активизируя свое креативное мышление.
  • Доступность выполнения используемых в игровом математическом процессе действий.
  • Формирование навыков организации, планирования и реализации разнородных видов деятельности.
  • Ребенок занимает субъектную позицию в данной деятельности, т.е. он сам ставит ее цель, определяет содержание и методы его реализации, а также подводит итоги реализации деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Организация самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста 490 ₽ Реферат Организация самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста 220 ₽ Контрольная работа Организация самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Направления реализации самостоятельной математической деятельности дошкольников

Самостоятельная математическая деятельность дошкольников реализуется педагогами ДОУ по следующим направлениям:

  1. Создание в ДОУ математической зоны. Она включается в предметно-развивающую среду и позволяет детям реализовывать свои математические способности, фантазию в самостоятельной деятельности. Составными компонентами такой зоны являются математические, логические игры, материалы для совершения разнообразных математических действий: палочки, счеты, кубики, цифры, фигуры разных форм, пазлы, логические блоки Дьенеша и т.д.

    Рисунок 1. Создание предметно-развивающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Организация взаимодействия с родителями воспитанников. Оно ориентировано на создание единой направленности математического развития детей, включения родителей в работу по активизации математической заинтересованности детей, реализации разных видов математической деятельности в домашних условиях. Для этого организуются беседы с родителями, проводятся консультативные занятия с ними, организуются мероприятия математической направленности с привлечением родителей, дидактические игры и упражнения для родителей.
  3. Проведение разнородных форм работы с дошкольниками для развития их творческих способностей и навыков самостоятельности.

Все эти направления позволяют сформировать у дошкольников математические представления, которые станут основой их самостоятельной деятельности, выработают потребность в познании математической науки и обеспечат подготовку детей к началу школьного обучения. При этом, именно самостоятельная математическая деятельность напрямую зависит от форм и методов математического обучения детей, формирования у них элементарных математических представлений.

«Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ»консультация по теме

Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально – художественной, чтение.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

А. И. Зимняя подчеркивает, что выполнение такой самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворения как процесс самосовершенствования и самопознания.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

О роли воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

И так, я хочу предложить Вам, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая…»

Попробуйте организовать самостоятельную деятельность детей:

1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы: мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

3. Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица»и др.)

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка – весна, холодно – горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя — направляет, остальное дети делают сами)

6. В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Подготовленная среда включает в себя дидактические материалы, которые можно разделить на три основные группы: упражнения в практической жизни, с которых начинают трех и четырехлетние дети; сенсорные материалы, с которыми работают дети любого возраста в; развивающие материалы, которые отвечают интересам детей в счете, чтении, изучении окружающего мира. Все материалы рассчитаны на зону ближайшего развития ребенка, что способствует свободной кооперации детей, отсутствию соперничества, социальному развитию ребенка.

Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре. Если ребенок хочет взять материал, который уже занят, он может подождать, или позаниматься с другим материалом, или же попробовать работать вместе с товарищем – если, конечно, тот не возражает и материал это допускает. Таким образом, ребенок учится вести себя в обществе.

Приходя в группу, ребенок выбирает сам актуальное для него занятие, возможность самоконтроля при работе с материалами помогает ему почувствовать себя независимыми, самостоятельными. Трехлетние дети очень любят заниматься в практической зоне, выполняя упражнения, которые дома мамы не всегда разрешают: стирают, моют посуду, гладят, причем все это с реальными предметами (Приложение). Также учатся застегивать пуговицы, молнии, резать фрукты, даже забивают гвозди. Все эти упражнения помогают ребенку научиться самому о себе заботиться.

Группа сенсорного материала дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок учится различать высоту, длину, цвет, форму, шум, вес различных предметов. В этой зоне малыш не только развивает свои чувства, но и утончает их.

Группа обучающих материалов включает в себя:

— введение в математику – знакомство с числами, с десятичной системой, примеры на сложение и вычитание,

— введение в русский язык – упражнения для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, знакомство с печатными и прописными буквами, карточки для чтения.

— введение в географию – глобус, карты материков,

— введение в биологию и зоологию – пазлы растений и животных, фигурки животных.

Вся предметно-развивающая среда группы учитывает возрастные интересы развития детской деятельности, и соответствует возможностям ребенка.

Также предметно-развивающая среда меняется в зависимости от темы образовательной деятельности:

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая — подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно – тематическое планирование ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 — № 6. – С. 11-14

2. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.

3. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]