Виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), смешанна техника. Их специфика и взаимосвязь.


1. Восточный административный округ. ГБОУ Гимназия № 1476.

Темы выступлений:

1. «Содержание основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель Н. В. Харитонова.

2. «Восприятие как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста», педагог-психолог И. А. Содомова.

3. «Формирование эстетического отношения к окружающему у детей с ОВЗ (ТНР) в процессе реализации АООП», учитель-логопед А. С. Попова.

4. Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Бабочки на лугу», воспитатель Е. В. Гузенко.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1Fwck4td3NtaEYxYU0?usp=sharing

2. Восточный административный округ. ГБОУ СОШ № 1852.

Темы выступлений:

1. «Личностно ориентированный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста», старший воспитатель В. И. Грашина.

2. «Русская матрёшка как средство художественно эстетического развития детей старшего дошкольного возраста», воспитатели Т. Г. Левкина, С. В. Казакова.

3. «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста средствами плоскостного конструирования», воспитатели ГБОУ Школа № 1269 Е. И. Павлова, Л. В. Кирянина.

4. «Использование элементов детского дизайна в создании образовательного пространства в дошкольных группах», воспитатели А. Ю. Попова, Л. Н. Драгунова.

5. «Нетрадиционные методы рисования в старшем дошкольном» возрасте», воспитатели Л. М. Завражнова, Е. В. Гаврилова.

6. «Пластилинография как средство развития художественных и творческих способностей дошкольников», воспитатель ГБОУ ММГ В. А. Дмитриева.

7. «Художественно-эстетическое развитие детей средствами проектной деятельности. Проект «Животные жарких стран»», воспитатели В. А. Круть, М. Ю. Ромашкова.

8. Материалы мастер-классов:

— «Пластинография. Букет в корзине», воспитатель ГБОУ ММГ В. А. Дмитриева;

— «Рисование пейзажа акварелью детьми старшего дошкольного возраста», воспитатель М. Ю. Ромашкова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwT09QWmZ1bDlERDg?usp=sharing

3. Западный административный округ. ГБОУ Гимназия № 1542.

Темы выступлений:

1. «Изобразительное творчество дошкольников как культурная практика», воспитатель И. С. Морозова.

2. «Стадии развития детского рисунка», педагог-психолог С. С. Григорьева.

3. «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию», воспитатели Н. С. Баринова, Е. П. Гнидюк.

4. Материалы мастер-класса «Бумагопластика», воспитатель Л. С. Хохлова.

5. Непрерывная образовательная деятельность:

— в младшей группе на тему «В гости к нам пришла матрёшка», воспитатель Н. В. Шишкина;

— в подготовительной группе на тему «Творческая мастерская народных промыслов», воспитатель И. Н. Федоренко.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwNHR2TmkzQjI0RGM?usp=sharing

4. Западный административный округ. ГБОУ Гимназия № 1596.

Темы выступлений:

1. «Планирование и организация работы по изобразительной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», старший воспитатель С. А. Котова.

2. Практический материал:

2.1. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— во второй младшей группе на тему «Весёлый поезд», воспитатели В. В. Надейкина, Л. Н. Михеева;

— в средней группе по конструированию из бумаги с элементами оригами на тему «Волшебные птицы Весны», старший воспитатель С. А. Котова, воспитатели М. В. Селиверстова, Т. С. Вавилова;

— в старшей группе по аппликации на ткани на тему «Большое африканское путешествие», воспитатели Л. И. Огурцова, А. Х. Чебакова;

— в подготовительной группе на тему «О чём рассказал телескоп», воспитатели Т. В. Капкина, Т. И. Марьина.

2.2. Материалы мастер-класса на тему «Метод художественного конструирования в работе с детьми дошкольного возраста», педагог дополнительного образования Е. И. Коверя.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwSWppR2VqdldCdmM?usp=sharing

5. Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1434.

Темы выступлений:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель Н. В. Голощук.

2. «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования бросового материала», педагог дополнительного образования Н. В. Бакунина.

3. «Приобщение детей к искусству», воспитатели О. Г. Сабаева, С. В. Семенова.

4. «Миллефиори – удивительная техника работы с пластилином в детском саду», воспитатель Т. С. Орешина.

5. «Волшебный мир салфеток», воспитатель О. Б. Сокова.

6. «Развитие творческих способностей и одарённости детей посредством дополнительного образования», педагог дополнительного образования И. А. Токарева.

7. «Увлекательное рисование нетрадиционными техниками с детьми 4–7 лет», педагог дополнительного образования М. К. Филюшина.

8. «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста», педагог дополнительного образования Н. Ю. Чекменёва.

9. Материалы мастер-класса по рисованию на тему «Весенний пейзаж», воспитатель З. А. Костенко.

10. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— для разновозрастной группы на тему «Создание картины-иллюстрации к сказке «Колобок»», воспитатель А. Ю. Смирнова;

— для детей старшей группы на тему «Весёлый праздник – Пасха», воспитатель А. Ю. Срывкина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FweVo2QjRNTDBWUlE?usp=sharing

6. Северный административный округ. ГБОУ Школа № 2098.

Темы выступлений:

1. «Использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками», воспитатель Н. Л. Мамаева, педагог дополнительного образования А. Л. Воробьёва.

2. «Использование метода сотворчества работе с младшими дошкольниками», воспитатель А. А. Развалова.

3. «Использование фактурной бумаги в процессе аппликации», воспитатель О. Ю. Трандина.

4. «Использование технологии «квест» как интерактивной образовательной среды для активизации творческой активности у детей дошкольного возраста», воспитатель Н. А. Соколова.

5. «Изображение человека детьми дошкольного возраста», воспитатель Ю. А. Мамонтова.

6. Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров», музыкальный руководитель Л. Е. Коломина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwMTlGckgyMHRXU3c?usp=sharing

7. Северо-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1874.

Темы выступлений:

1. «ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель М. Н. Васильева.

2. «Технологии развития детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС ДО», воспитатель Е. И. Птушка.

3. «Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников», воспитатели Г. В. Чемоданова, В. В. Шильцина.

4. «Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества», воспитатель И. Н. Казакова.

5. «Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию дошкольников», воспитатель С. В. Ермакова.

6. «Кинетический песок. Развитие творческих способностей дошкольников», воспитатель Е. В. Лапотникова, старший воспитатель С. А. Аванесова.

7. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— в старшей группе на тему «Золотая хохлома», воспитатель В. В. Шильцина, музыкальный руководитель О. Ф. Безлепкина;

— в подготовительной группе на тему «Чудо-песок», воспитатель Е. В. Лапотникова, старший воспитатель С. А. Аванесова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwSHl1WFJnWUdPZzg?usp=sharing

8. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1412.

Темы выступлений:

1. «Ознакомление дошкольников с искусством», воспитатель Н. Л. Мамыкина.

2. «Изотерапия – зеркало души», педагог-психолог А. Ю. Зозулинская.

3. «Создание условий художественно-эстетического развития детей», воспитатели Т. В. Соколкова, Н. Н. Мареева.

4. «Мастер-класс как форма взаимодействия семьи и детского сада», воспитатели Е. В. Потапова, А. Ю. Шевчук.

5. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации по технике Айрис Фолдинг», воспитатели Н. В. Жукова, Н. С. Киреева.

6. «Пластилинография как метод развития мелкой моторики у детей», воспитатели Н. В. Остологова, Е. И. Чернышова.

7. «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду», воспитатель Т. В. Борисова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B17F1yvuel8bZVFRbXdpTDNFSDg?usp=sharing

9. Северо-Восточный административный округ. ГБПОУ «1-й МОК».

Темы выступлений:

1. «ФГОС ДО. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель Ю. В. Мамелина, воспитатель И. А. Легашова.

2. «Методика рисования домов в разных возрастных группах», воспитатель И. А. Легашова.

3. Конспекты непрерывной образовательной деятельности по рисованию:

— в младшей группе на тему «Пушистые цыплята», воспитатель Т. А. Гарбузова;

— в подготовительной к школе группе на тему «Маки», воспитатель Ф. А. Куценко;

— в подготовительной к школе группе на тему «Роспись жостовского подноса», воспитатель Н. М. Силкина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwMUIwQ2g2QlRvNjA?usp=sharing

10. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Гимназия № 1503.

Темы выступлений:

1. «Использование разнообразных изобразительных материалов для развития творческих способностей детей», воспитатели Е. А. Лубина, В. В. Улитина.

2. «Современные образовательные технологии в системе работы по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством», воспитатель Е. В. Хамидуллина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwVHhOeURBQ1haWWc?usp=sharing

11. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 285.

Темы выступлений:

1. «ФГОС дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель Н. А. Атрощенко.

2. «Использование проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Творческий проект «Сказка, оживи», социальный педагог А. В. Витухина.

3. «Нетрадиционные техники в работе с бумагой», воспитатель В. Н. Чуканова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwQ3dqQzFQakJVWFE?usp=sharing

12. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Гимназия № 1577.

Темы выступлений:

1. «Изобразительная деятельность. Лепка», воспитатель А. К. Клубкова.

2. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», воспитатель О. Е. Королева.

3. «Изобразительная деятельность. Аппликация», воспитатель О. С. Яковлева.

4. Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в мир искусства», воспитатель М. А. Федотова, педагог-организатор Е. Г. Ильичева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwZ2NtMWpxMnA3MnM?usp=sharing

13. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ ЦО № 1449.

Темы выступлений:

1. «Развитие и реализация творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий изобразительной деятельности», воспитатель С. В. Стручкова.

2. «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста», воспитатель Т. Е. Чиканова.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwR2FfOVJzczlnVnM?usp=sharing

14. Южный административный округ. ГБОУ Школа № 1034.

Темы выступлений:

1. «Развитие творческих способностей ребёнка с ограниченными возможностями», учитель-логопед М. Б. Рабинович, воспитатель Л. З. Гудкова.

2. Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительному искусству, воспитатели Е. Е. Евсеенкова, Г. Е. Зорина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwaFp3ckNneF9DV2M?usp=sharing

15. Юго-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 2092.

Темы выступлений:

1. «ФГОС дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший методист Г. Р. Гасанова.

2. «Виртуальные экскурсии в музей как средство формирования у дошкольников эстетических чувств», воспитатель Х. Р. Баладзе.

3. «Приобщение детей к истокам народного творчества посредством изобразительной деятельности», методист А. З. Сунгатуллина.

4. «Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство», воспитатель О. О. Семикоп.

5. «Театр своими руками», воспитатель Е. С. Помазкова.

6. Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию для детей средней группы «Одуванчик», воспитатель Е. А. Захарова.

7. Видеоматериал по сюжетно-ролевой игре на тему «Художественная галерея», воспитатели С. С. Микешина, Е. И. Сергеева, О. В. Леонтьева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwODRLZzFyd2RBVFE?usp=sharing

16. Юго-Восточный административный округ. ГБОУ Гимназия № 491.

Темы выступлений:

1. «ФГОС дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», заведующий дошкольным отделением Е. А. Смирнова, воспитатель Е. С. Капитанова.

2. «Изобразительная деятельность. Рисование», воспитатель Л. Е. Ковалевич.

3. «Аппликация в детском саду: развитие мышления, чувства пропорции, мелкой моторики», воспитатели Г. К. Виноградова, Т. А. Литвиненко.

4. «Лепка в детском саду: развитие образных представлений, конструктивных способностей, воображения», воспитатель А. В. Серова.

5. «Декоративно-прикладное искусство как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста», воспитатель А. Ф. Николаева.

6. Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе на тему «Городецкие чудеса», воспитатель Л. П. Сиваченко.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwMHRFcjhZcTFJbXM?usp=sharing

17. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1492-1.

Темы выступлений:

1. План-конспект мастер-класса на тему «Изготовление заколки из атласных лент», воспитатель Г. М. Наврузбекова.

2. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— в младшей группе по аппликации на тему «Ракета к полёту готова», воспитатель Л. А. Медведева;

— в подготовительной к школе группе на тему «Пасхальное яйцо», воспитатель К. А. Жаркова, учитель-логопед Н. А. Михеева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FweDBPZFhhV1lsclU?usp=sharing

18. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1492-2.

Темы выступлений:

1. План-конспект мастер-класса для воспитателей «Волшебная глина», воспитатели Е. В. Дьячкова, Т. В. Баюкина.

2. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— в подготовительной к школе группе по рисованию «Дерево желаний», воспитатель Н. В. Шишаева;

— в подготовительной к школе группе на тему «Космическое путешествие», воспитатель Л. Я. Калинина.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwbEpZMXZuLXF6b1U?usp=sharing

19. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 46.

Темы выступлений:

1. «ФГОС ДО. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность»», старший воспитатель Е. А. Ложкина.

2. «Народное искусство – средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста», воспитатель И. В. Мишина, музыкальный руководитель И. М. Володькина.

3. «Аппликация из ткани как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста», воспитатель Н. Р. Сапронова.

4. Конспекты непрерывной образовательной деятельности:

— в младшей группе на тему «Цыпленок», воспитатель Ю. В. Баженова;

— в подготовительной школе группе на тему ««Космический пейзаж», воспитатель И. В. Головлева.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwT2F5SW51QXBhUUE?usp=sharing

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются. Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает пластилин. Хотя пластилин обладает меньшими пластическими возможностями, чем глина, он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов — изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами — умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]