Дидактическая игра «Можно — нельзя, правильно — неправильно».
Цели: Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.
Материалы к игре: Карточки с правильным и неправильным поведением детей (ситуациями) на дороге, на улице и в транспорте (автобусе и метро.) Карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком на каждого игрока.
Ход игры:
I вариант.В игре принимают участие все дети. Воспитатель раздает детям карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком. Последовательно показывает карточки с различными ситуациями поведения детей на улице, дороге, в транспорте. Дети поднимают ту карточку с солнышком, которая соответствует данной ситуации, т. е. можно так себя вести в транспорте или на улице (улыбающееся солнышко) или нет (грустное солнышко, правильно ли поступают дети или нет. Выигрывает тот, кто не только правильно поднимет соответствующую карточку, но и объяснит, почему он поднял ее.
II вариант. В игре принимают участие не более шести детей. Воспитатель раздает карточки с ситуациями детям, по 4 карточки каждому ребенку. Дети раскладывают их перед собой. Карточки с солнышками кладутся на середину стола. Дети рассматривают свои карточки, берут солнышко и кладут на карточку с соответствующей выражению (веселое или грустное солнышко) ситуацией. Выигрывает тот, кто первым закроет все ситуации карточками с солнышками и расскажет, почему он закрыл эту картинку веселым или грустным солнышком.
Дидактическая игра «Дорожные знаки для пешехода».
Цели: Закреплять знание и назначение дорожных знаков.
Материалы к игре: Знаки «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Скользкая дорога», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Дорожные работы», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Опасный поворот», «Неровная дорога». По 4— 5 знаков на ребенка.
Ход игры. В игре принимает участие вся группа или несколько детей. Воспитатель раздает детям по 4—5 дорожных знаков. Дети раскладывают их перед собой. Воспитатель зачитывает правило поведения пешехода на дороге, а ребенок показывает соответствующий дорожный знак и объясняет его назначение и важность для пешехода. Выигрывает тот, кто правильно покажет все дорожные знаки и расскажет о назначении того или иного дорожного знака для пешехода.
Дидактическая игра Лото «Учись быть пешеходом».
Цели:Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Закреплять знание дорожных знаков необходимых для пешеходов. Материалы к игре: Карточки большие, с различными ситуациями на дорогах (по правилам• поведения детей на дороге, на улице и в транспорте). По шесть ситуаций на каждой карточке. Маленькие карточки с дорожными знаками и правилами• дорожного движения на оборотной стороне и карточки белые, перечеркнутые по диагоналям.
Ход игры. В игре принимают участие не более шести детей. Воспитатель раздает детям большие карточки (одну карточку одному ребенку). Показывает карточку с дорожным знаком и читает правило поведения на дороге или в транспорте. Ребенок рассматривает стою карточку, находит соответствующую ситуацию и кладет на нее маленькую карточку с дорожным знаком или белую карточку (если ситуация показывает на неправильное поведение ребенка на дороге или в транспорте). Выигрывает тот, кто первым закроет все шесть ситуаций на своей карточке. Дидактические игры для развития мышления и внимания
Картотека дидактических по ОБЖ для старших дошкольников
Оборудование:
картинки с изображением животных в период покоя и в период агрессии, карточки красного и зеленого цветов.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
рассмотреть внимательно картинки (макеты животных), положить зеленую карточку на ту картинку, где изображено животное, к которому можно сейчас подойти (период покоя). А красную карточку — на картинку с изображением животного в период агрессии (подходить нельзя). Выигрывает тот, кто выполняет задание правильно и первым.
2.
«Скорая помощь» (сюжетно – ролевая игра)
Цель:
закрепление у детей знаний и практических умений по оказанию первой помощи.
Оборудование:
картинки, медицинские принадлежности (термометр, шприц, вата, и т. д.)
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 4 человек.
Описание:
воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, поднялась температура, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
3.«Когда грозит опасность»
Цель:
закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.
Оборудование:
картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
дети получают картинку, называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.
4.
«Как бы ты поступил»
Цель:
закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.
Оборудование:
сюжетные картинки по проблеме, призы.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 4 — 6 человек.
Описание:
игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:
Ø незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
Ø незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
Ø незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.
За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.
5.
«Телефон»
Цель:
формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб — спасателей.
Оборудование:
иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.
6.
«Составим модель хорошего и злого человека»
Цель:
развитие умения подбирать детали лица человека, который может представлять опасность (и наоборот) для окружающих.
Оборудование:
детали лица (глаза с разным выражением лица, носы, рты разной формы, различные детали причесок), контуры лица.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
предложить детям из отдельных деталей составить воображаемое лицо, соответствующее облику доброго и злого человека.
7.
«Наши помощники растения»
Цель:
закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.
Оборудование
: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Описание:
Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.
8.
«Знакомый, свой, чужой»
Цель:
формирование точного понятия того, кто является «своим», «чужим»,
«знакомым».
Оборудование:
мяч.
Участники игры:
воспитатель и группа детей.
Описание:
перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого — «чужим», «знакомым». Спросить чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.
9.
«Выбери съедобные грибы и ягоды»
Цель:
закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
Оборудование:
корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
10.
«Что мы знаем о вещах»
Цель:
расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Оборудование:
четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель (ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
11.
«Мы водители» (сюжетно – ролевая игра)
Цель:
учить детей различать дорожные знаки:
ü предупреждающие
— «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные»;
ü запрещающие
— «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
ü предписывающие
— «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка»;
ü информационно-указательные
— «Место стоянки», «Пешеходный переход»;
ü знаки сервиса
— «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Место отдыха», «Пост ГАИ»); развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Оборудование
: дорожные знаки, атрибуты для с/р игры (машины, накидка и фуражка инспектора ДПС, жезл, коврик – имитация дороги с пешеходным переходом и перекрестком.
Участники игры:
воспитатель и группа детей.
Описание:
детям предлагается рассмотреть атрибуты для игры, расставить дорожные знаки, распределить роли, создать игровую ситуацию и проиграть ее
12.
Игра «Собери опасный предмет»
Цель:
Совершенствовать умение детей собирать из частей — целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.
Оборудование:
разрезные картинки опасных предметов.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Игровые действия:
собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.
13.
Игра «Цепочка безопасности»
Цель:
Повторить правила безопасности.
Оборудование:
фишки на каждого ребенка.
Описание:
В игре принимают участие любое количество детей, им необходимо дать ответы на вопрос, например: Какие вы, знаете причины пожаров? Каждый ребенок по очереди должен назвать свою причину. За правильный ответ ребенку дается фишка, побеждает тот, кто набрал больше фишек.
Примерные
вопросы:
Как можно предотвратить пожар? Что нужно делать, если в квартире возник пожар? Назови правила обращения с электроприборами. Назови опасный предмет и объясни, почему он опасен. И т. д.
14.
Игра «Четвертый лишний»
Цель:
Учить находить среди предметов — опасные, объяснять правила безопасного обращения с ними. Развивать внимание, логическое мышление.
Материал:
набор карточек с изображением различных предметов.
Описание:
выбрать среди изображенных предметов — опасный и объяснить свой выбор.
15.
Игра «Пригласи Мишку в гости».
Цель:
закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.
Оборудование:
дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 4 – 6 человек.
Описание:
каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.
16.
Игра «Опасные предметы»
Цель:
закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.
Оборудование:
картинки с изображением предметов домашнего обихода.
Игровые действия:
выбрать из предложенных картинок, те на которых изображены источники опасности, объяснить свой выбор.
17.
Игра «Съедобное — несъедобное»
.
Цель:
закрепить представление о съедобных и несъедобных грибах (ягодах)
Оборудование:
мяч.
Описание:
Педагог бросает мяч ребенку. Если гриб (ягода) съедобный, если нет, ребёнок отбивает мяч.
18.
Игра «Хорошо — плохо».(Словесная игра)
Цель:
Учить видеть объект в различных его проявлениях, развивать логическое мышление.
Описание:
Педагог предлагает любой объект (огонь, ножницы, топор, вода и т. д.) ребёнок должен найти его хорошие и плохие стороны.
19.
Игра «Правильно – не правильно»
Цель:
формировать детей представление и ответственное отношение к правилам поведения на дороге, в общественном транспорте и на улице.
Оборудование:
макет часов со стрелками (красной и зеленой) и картинками с правильным и неправильным поведением на улице, транспорте, дороге.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки, рассказывает о том, что красная стрелка показывает на картинку с не правильным поведением, а зеленая – на картинку с правильным поведением. Ребенок выбирает картинку, устанавливает соответствующую цветом стрелку, рассказывает, что на ней изображено, и находить противоположную картинку, также объясняя свой выбор. Передает ход другому ребенку. Выигрывает тот, кто правильно выполняет задание.
1.
Дидактическая игра «Рыбалка – Алфавит»
Цель: сформировать у детей представления о звуках и буквах алфавита.
Оборудование:
коробочка, изображающая водоем, удочка, картинки — рыбки с изображением букв алфавита.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание игры:
предложить ребенку рассмотреть рыбки с буквами и удочкой поймать рыбку, назвать букву. Выигрывает тот, кто больше всех поймает рыбок и правильно назовет буквы.
2.
Дидактическая игра «Речевой коллаж Осень»
Цель:
закрепить у детей знания о признаках осени, учить находить слова предметы и слова действия, развивать навыки классификации и обобщения, развивать зрительное внимание и логическое мышление.
Оборудование:
панно речевого коллажа на тему «Осень».
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание игры:
предложить детям рассмотреть коллаж и найти и назвать картинки с изображением признаков осени, слова предметы, отвечающие на вопрос что?, кто?, слова действия, отвечающие на вопрос что делает, что делают?, картинки с изображением только овощей (фруктов), (ягод), назвать их одним словом, слова предметы только красного цвета (желтого, зеленого). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.
3.Дидактическая игра «Фруктовый сок»
I
вариант игры.
Цель:
учить детей образовывать от сущ. слова признаки в ед. числе.
Оборудование:
дидактическое пособие «Солнышко».
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
посередине солнышка педагог располагает картинку с изображением ребенка, пьющего сок. Просит детей расположит на лучи солнца картинки с изображением фруктов и назвать их. Педагог дает словесный образец и просит детей поочередно воспроизвести словесный образец, заменив названием другого фрукта.
Например, Это апельсин. Я пью апельсиновый сок.
II
вариант игры.
Цель:
учить детей изменять глаголы по лицам в настоящем времени.
Я пью апельсиновый сок. Ты пьешь апельсиновый сок. Мы пьем апельсиновый сок.
4 Дидактическая игра «Четвертый лишний»
III
Вариант
Цель:
учить детей классификации и обобщению.
Оборудование:
карточки с овощами и фруктами, дидактическое пособие (сторона с карманами).
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 – 4 человек.
Описание:
в карманы дидактического пособия вставляются 4 карточки с тремя фруктами и овощем. Детям предлагается подумать и назвать лишний предмет.
Выигрывает тот, кто правильно выполняет задание.
5. Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Цель:
закрепить у детей знания о корнеплодах и овощах, растущих на кустах над землей, на земле.
Оборудование:
дидактическое пособие (сторона с карманами), карточки с изображением овощей.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание: дети располагают карточки соответственно схематическим рисункам. Выигрывает тот, кто правильно выполняет задания.
6. Дидактическая игра «Найди свой дом»
Цель:
дать представление детям о месте обитания и жилище диких животных, птиц.
Оборудование:
дидактическое пособие (сторона с карманами) или коробочки из под кассет, карточки с изображением диких животных, птиц и их жилища.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки в карманах, разложить и назвать жилище, в котором обитает животное, птица. Выигрывает тот, кто правильно выполняет задание.
7. Дидактическая игра «Фрукты, овощи и ягоды»
Цель:
учить детей классификации и обобщению фруктов, ягод, овощей.
Оборудование:
игровые карты, с изображение корзин с пустыми клетками, карточки с изображением овощей и фруктов, ягод.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 3 человек.
Описание:
воспитатель делить между детьми картинки и по принципу игры лото, дети заполняют пустые клетки на корзинках. Выигрывает тот, кто правильно выполняет задание.
8. Дидактическая игра «Цветная карусель»
Цель:
развитие мелкой моторики кисти рук, внимания, усидчивости, сосредоточения, творчества, закрепления цветовых спектров.
Оборудование:
дидактическое пособие: часть пластиковой бутылки с нарезанными полосками, коктейльными трубочками.
Описание:
детям предлагается нанизывать на полоски части трубочек в заданном цветовом порядке. Затем дети сами выбирают цвет трубочек и очередность.
9. Дидактические игра на развитие речевого дыхания «Фрутбол» «Футбол», «Осеннее дерево»
Цель:
развивать у детей речевое дыхание.
Оборудование:
дерево из фольги с разноцветными листьями, игровое поле своротами и легким шариком, ворота из фруктов, коктейльные трубочки.
Участники:
воспитатель и дети в количестве 2- 4 человек.
Описание:
дети поочередно задувают шарик в ворота, дуют на листочки деревьев. Выигрывает тот, кто правильно выполняет задание.
10. Дидактическая игра «Волшебный мячик»
Цель:
учить детей массажировать кисти рук с помощью мячика с мягкими шипами.
Оборудование:
мячики с мягкими шипами, шишки.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 4 человек.
Описание:
дети выполняют движения по образцу воспитателя и самостоятельно.
11.Дидактическая игра «С какого дерева упал листок»
Цель:
закрепить знания о названиях деревьев, учить образовывать слова признаки от сущ.
Оборудование:
карточки с изображением деревьев и листьев, дидактическое пособие с карманами.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
предложить детям назвать, с какого дерева упал лист, и подобрать к нему слово признак. Выигрывает тот, кто правильно выполняет задание.
12. Дидактическая игра «за грибами в лес пойдем»
Цель:
дать представление детям о съедобных и несъедобных грибах.
Оборудование:
карточки с изображением съедобных и несъедобных грибов, дидактическое пособие с карманами.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
предложить детям разложить карточки в соответствии со схемами грибы на съедобные и несъедобные. Выигрывает тот, кто правильно выполняет задание.
13. Дидактическая игра «Собери цепочку»
Цель:
развивать у детей мелкую моторику кисти руки, внимание, закреплять знания о цветах.
Оборудование:
полоски из тканевых салфеток с пришитыми пуговицами и петлями.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
Детям предлагается из тканевых полосок сделать цепочку с помощью застегивания пуговиц. Выигрывает тот, кто сделал длиннее цепочку.
14. Дидактическая игра «Собери узор»
Цель:
развивать у детей мелкую моторику кисти руки, внимание, закреплять знания о цветах.
Оборудование:
различные фигурки из целлюлозы.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
Детям предлагается из фигурок построить различные комбинации сюжетов, фигур. Выигрывает тот, кто сделал больше фигур и сюжетов.
15. Дидактическая игра «Волшебные проволочки»
Цель:
развивать у детей мелкую моторику кисти руки, внимание, закреплять знания о цветах.
Оборудование:
мягкие пушистые проволоки.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
Детям предлагается из проволок построить различные комбинации сюжетов, фигур. Выигрывает тот, кто сделал больше фигур и сюжетов.
16. Дидактическая игра «Сложи из трубочек букву»
Цель:
развивать у детей мелкую моторику кисти руки, внимание, закреплять знания о цветах.
Оборудование:
картонные пластины с нанесением на поверхность пластилина, стека, нарезанные трубочки.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
Педагог стекой чертит букву (цифру, геометрическую фигуру) и предлагает детям с помощью трубочек выложить нарисованный контур. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и аккуратно.
17. Дидактическая игра «Пальчиковый театр»
Цель:
развивать у детей мелкую моторику кисти руки, внимание, развивать связную речь.
Оборудование:
вязанный пальчиковый театр.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
Педагог предлагает детям с помощью пальчикового театра рассказать любимую сказку, применяя различные движения пальцев кисти рук. Выигрывает тот, кто интереснее рассказал сказку.
18. Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»
Цель:
закрепить знания о диких и домашних животных, учить классификации и обобщению.
Оборудование:
дидактическое пособие (сторона с карманами), предметные карточки с изображением диких и домашних животных.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домашних и диких животных и разложить их в карманы с домиком – домашних животных, а в карманы с елью – диких животных. Выигрывает тот, кто правильно выполняет задание.
19. Дидактическая игра «Кого не стало»
Цель:
закрепить знания о диких и домашних животных, учить образовывать сущ. в творительном падеже ед. числа.
Оборудование:
дидактическое пособие (сторона с карманами), предметные карточки с изображением диких и домашних животных.
Участники игры:
воспитатель и дети в количестве 2 человек.
Описание:
воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домашних и диких животных, запомнить. Затем педагог просить закрыть детей глаза. Убирает любую картинку и просит ребенка назвать, какой картинки не стало. Выигрывает тот кто выполняет правильно задание.
Картотека игр по экономическому воспитанию дошкольников
Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Товарный поезд»
Цель: Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание:Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.
«Маршруты товаров»
Цель: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
Материал: Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
«Собери вместе»
Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
Материал. Карта (панно) с изображением различных товаров.
Содержание. У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.
«Угадай, где продаются»
Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
«Магазин игрушек»
Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.