Проект «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Соревновательный момент очень важен для прирожденных лидеров. В процессе игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении.

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.

В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:

  • Игры с предметами — игрушками, подручными и природными материалами;
  • Настольные игры с использованием печатных материалов;
  • Словесные игры.

Развитие речи посредством дидактических игр

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации.

За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.

Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:

  • Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
  • Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  • Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  • Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
  • Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  • Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.

Из опыта работы:Роль дидактических игр в развитии речи детей

«Игра – это огромное светлое окно,

Через которое в духовный мир ребенка

Вливается живительный поток представлений,

Понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский.

Особое место в жизни ребенка занимает игра. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством в решении. Дети – творцы настоящего и будущего. В каждую эпоху общественного развития, дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре «открытие» того, что давно известно взрослому. Среди разнообразных игр, проводимых мною в детском саде, значительное место принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра позволяет приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детям относятся народные игры: «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. в них много веселых шуток, юмора и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Система дидактических игр для детских садов впервые была создана Ф. Фребелем. он высоко оценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Современную систему дидактических игр создала У.И. Техаева, разработала ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи.

Дети бывают застенчивыми, нерешительными, малообщительными. Для решения этой проблемы были использованы дидактические игры. Через игру направлялась работа на конкретизацию знаний детей, на формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности на занятиях по развитию речи.

Поставила перед собой цель: сделать занятие по развитию речи эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку получать собственный опыт с помощью дидактической игры.

Для решения проблемы и осуществления поставленной цели, были намечены следующие задачи:

  1. Развивать умение обобщать предметы, точно определять качество предметов.
  2. Развивать у детей произвольное внимание и сосредотачиваться на поставленной цели.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
  5. Воспитывать у детей уверенность в себе.

Также был составлен тематический план. При подборе тематики учитывалась сезонность. Например: осенью запланировала такие игры как, «Что выросло на грядке», «С какой ветки детки»; зимой «Кто как зимует», «Какое время года»; весной «Укрась луг с цветами», «Выбери нужную картинку»; летом «Чудесный мешочек»; «Найди по описанию».

Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.

  1. Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
  2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
  3. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.

На занятиях по развитию речи используют три вида дидактических игр.

  1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом).
  2. Настольно-печатные.
  3. Словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомились с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).

Используя, «лото», уточнялось представление о сезонных явлениях. Например, лото «Времена года», о различных профессиях «Кому что нужно?». Широко применялись на занятиях по развитию речи словесные игры. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка «Закончи предложение», «Доскажи словечко». Дети учились высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки. Детям очень нравилось придумывать небылицы. Эти игры хороши тем, что вызывали веселый смех, развивали чувство юмора.

Дидактическая игра помогала детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. Дидактическая игра организовалась по плану в часы занятий по развитию речи, кроме того, в часы, отведенные для игр. В утренние часы игра помогала создавать у ребят доброе, радостное настроение на долгое время. Также в утренние часы предлагались дидактические игры индивидуально на закрепление звуковой культуры речи. Учились правильно выделять звуки проговаривания чистоговорки, потешки, считалки. Чтобы не снижалась умственная активность играющих и не падал интерес к поставленной задаче, игра должна длиться от 10 до 20 минут.

Для снятия зрительной нагрузки проводились физминутки в игровой форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо для этого создать условия. В группе оборудована дидактическая зона, где дети пользовались разнообразным материалом, с которым они играли по своему желанию индивидуально, небольшими группами. Подбор игр и материала подбирался с учетом требований к наглядности. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденности, переживания радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленный в ней задач. Например: в игре «Магазин», «Кто быстрее соберет вещи». У детей формировались представление о предмете. В игре «Найди пару» дети, передвигаю стрелку по диску, учились подбирать слова близкие по звучанию: мишка-миска, ком – сом и т.д.

Во время игры воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, ни в коем случае не должно допускаться насилие над проиграющим. Проигрывающему ребенку внушается вера в свои силы, возможность исправить свою ошибку.

Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, создаются необходимые условия:

  1. Отводится играм достаточное время.
  2. Организовывается спокойная обстановка.
  3. подбираются соответствующие дидактические игры.

При подборе, прежде всего, учитывается доступность, повторяемость, постепенность, выполнения задания, сезонность.

В игре ребенок должен получить возможность действовать самостоятельно, приобретая собственный, действенный и чувственный опыт.

Наблюдая за самостоятельными играми детей, выявлялись их знания, уровень умственного развития, особенности поведения. Это подсказывало, какие игры полезны ребенку, в чем ребенок силен, в чем отстает.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.

Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.

Интересным и полезным являлся раздел «Домашняя игротека», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирался и разрабатывался материал для данного раздела, учитывалась большая загруженность родителей домашними делами. Рекомендуется играть с детьми даже на кухне.

Например: применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактическая игра «Помогаю маме» и т.д.

Так как игры с пальчиками стимулировали, ускоряли процесс речевого и умственного развития ребенка. Предлагается игра на обогащение словаря, например: «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю».

Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.

Так, во время самостоятельных игр, была проведена диагностика, и убедилась, что через дидактическую игру мне удалось выработать у ребят организованные навыки.

Дети стали внимательными, научились сосредотачиваться на поставленные цели. Стали быстрее излагать свои мысли. Через дидактические игры у детей накопился положительный опыт добрых чувств, поступков взаимопомощи. Дети стали более уверенные в себе.

Тематический план.

Сентябрь

  1. Д/и «Что выросло на грядке?».
  2. Д/и «Какое время года».
  3. Д/и «Чудесный мешочек».
  4. Д/и «Найди по описанию».

Октябрь

  1. Надо ли учиться говорить.

Д/и «Поиграем вместе».

  1. Звуковая культура речи: звук «с».

Д/и «Свисток».

  1. Учимся слушать и говорить.

Д/и «Магазин игрушек».

  1. Учимся выразительно читать стихотворение М.Ю.Лермонтова

«Спи, младенец мой прекрасный».

Д/и «Убаюкай куклу».

Ноябрь

  1. Учимся рассуждать и беседовать.

Д/и «Угадай по описанию».

  1. Звуковая культура речи: звук «з».

Д/и «Звенит – жужжит».

  1. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Угадай по описанию».

  1. Рассматриваем и выбираем сувениры.

Д/и «Не ошибись».

Декабрь

  1. Путешествие в Африку.

Д/и «Угадай по описанию».

  1. Рассматривание сюжетной картины «Вот она, какая Африка».
  2. Д/и «Какая, какой, какое?».
  3. Звуковая культура речи: звук «ц».

Заучивание народной песенки «Заря – Заряница».

Январь

  1. Путешествие в сказочный лес.

Д/и «Я – старик – лесовик».

  1. Рассматривание сюжетной картинки «Лес и его обитатели».
  2. Звуковая культура речи: звук «ш».
  3. Диалог с домовенком «Новая загадка».
  4. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Д/и «Доскажи словечко».

Февраль

  1. Путешествие в луговое царство – государство.

Повторение стихотворения Л. Модзалевского «Мотылек».

Д/и «Закончи предложение».

  1. Звуковая культура речи: звук «ж».

Д/и «Загадай, мы отгадаем».

  1. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок».

Д/и «Будь внимательным».

Март

  1. Путешествие на Крайний Север.

Игра – драматизация.

  1. Рассматривание сюжетной картинки.

Север и тундра».

Д/и «Найдите что опишу».

  1. Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».

Д/и «Угадай что в мешочке».

  1. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Придумай другое слово», «Игра в загадки».

Апрель

  1. Звуковая культура речи: звук «щ».

Д/и «Что сажают в огороде».

  1. Путешествие в подводное царство – государство.

Д/и «Отгадай-ка».

  1. Звуковая культура речи: звук «л» (ль).

Д/и «Когда это бывает».

  1. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Дерево, кустарник, цветок».

Май

  1. Звуковая культура речи: звук «р».

Заучивание стихотворения Г. Кружкова «Ррры».

  1. Д/и «третий лишний».
  2. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Путешествие», «Доброе слово».

  1. Заучивание стихотворения «Одуванчик».

Д/и «Помнишь ли ты эти стихи?».

Д/и «Подскажи словечко».

Дидактические игры по развитию речи детей от двух до трех лет

В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами.

Задача воспитателей в этот период с помощью дидактических игр научить детей называть и различать:

  • Части предметов, части тела животных и человека;
  • Разные размерные величины;
  • Основные цвета;
  • Главные вкусовые качества;
  • Некоторые физические качества и свойства.

Следует развивать способность детей обозначать одним словом группу схожих предметов, объединенных общим признаком и различать сходные группы предметов.

Хорошо в таком возрасте начинать учить ребенка разговаривать по телефону с невидимым собеседником. Это своеобразная дидактическая игра, развивающая не только словарный запас, но и абстрактное мышление, умение выразить свои мысли без помощи жестов. Следует правильно строить такой разговор, задавая простые вопросы, не требующие сложных ответов, можно сделать телефонный разговор, например с бабушкой, ежедневным ритуалом.

Рекомендуются также дидактические игры по развитию речи, суть которых понятна из названия – «Назови правильно…», «Что изменилось…», «Из чего состоит…» и т.п.

Главная цель таких игр в этом возрасте, совершенствуя словарный запас, привить ребенку интерес к словарной деятельности.

Развитие речи через дидактические игры в четыре года

В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств. В этом возрасте малыш должен научиться основным приемам ориентирования в пространстве и времени, освоить соответствующие слова (утро, вечер, вперед, назад, сначала, потом). Дидактические игры для развития речи, рекомендуемые детям 4 лет, должны начинаться с фраз «Что сначала, что потом…», «Когда бывает…», «Что изменилось…», «Что будет, если…», «Что можно делать с…», «С чем можно делать …», «Больше чем…Меньше чем…», «Один…много…» и подобных.

Хорошо если ребенок будет каждый вечер рассказывать о том, как он провел день, во что и с кем играл, что видел и делал. Отвечая на наводящие вопросы родителей в процессе сюжетно-ролевых игр, с использованием любимых игрушек, малыш будет быстрее развиваться, пополняя свой словарь и улучшая умение им пользоваться.

Развитие речи посредством дидактических игр в 5-6 лет

Старший дошкольный возраст – период, когда дети с помощью дидактических игр активно усваивают разговорный язык, овладевая лексикой, фонетикой, грамматикой. Словарный запас расширяется, базируясь на углубленном познании окружающего мира. Основная задача дидактических игр по развитию речи в этом возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи.

В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.

В период дошкольной подготовки важно научить ребенка повествовательной речи, умению составлять и произносить монологи − для этого в форме игры можно предлагать описывать конкретные ситуации, такие как дальнее путешествие, посещение зоопарка, сказочное путешествие, с подробным описанием деталей (объектов, свойств, качеств, действий и др.).

Дидактические игры для развития речи способствуют реализации характерных возрастных возможностей гармоничного психического развития дошкольников, подготавливая их поэтапно к школьной жизни.

Развитие речи у дошкольников через игру

Развитие речевых навыков в ДОУ через игру

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л.С.Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом». В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей. Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях. Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Игры для развития и обогащения активного речевого словаря
А) Дополни предложения — Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.. — Зайчик летом …., а зимой… — Грибы растут…, а огурчики — на… — Рыба живет в…, а медведь — в… — Сахар сладкий, а лимон… — Днем светло, а ночью… Б) Закончи предложение Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я хочу… Я умею… Я помогу… Я принесу… Я спою… В) Скажи какой — Карандаш — новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный… — Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший… — Цветок — душистый, весенний, лесной, яркий, маленький… — Река — быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая… — Мама — добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая…
Игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними
А) Веселая семейка Правильно назвать животных и их детенышей. — Мама — лиса, папа — лис, малыши — лисята. — Петух, курица, цыплята. — Кот, кошка, котята. — Гусь, гусыня, гусята. — Медведь, медведица, медвежата. Б) Большой — малый Подобрать ласкательное слово. — Мама — мамочка, — ваза — вазочка, — кот — котик, — солнце — солнышко, — река — речушка, — береза — березка, — листок — листочек. В) Поймай мяч Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу. — весна — весенний, — солнце — солнечный, — береза — березовый, — липа — липовый, — дождь — дождливый. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение А) Согласие — несогласие Задача педагога — формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение. Воспитатель. Сегодня будет дождь. Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое. Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края. Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка). Воспитатель. Это — рыба. Дети. Нет, это не рыба. Это — мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет. Б) Рассказ-небылица Задача педагога — учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что». После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили. Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям! Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии! Игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха А) Новое словообразования В слове заменить гласный звук [у]: белка — булка, река — рука, дать — дуть. Заменить гласный звук [о]: сам — сом, рама — Рома, касса — коса, раса — роса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ» Автор: Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. 2. Логопедия Е.Н. Краузе 2002год. 3. А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» 2005год.

Рекомендуем посмотреть:

Речевые игры для развития связной устной речи младших школьников Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Речевые игры для детей 5 — 9 лет Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Этапы развития речи у ребенка

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]