Устное народное творчество как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Устное народное творчество как средство речевого развития
детей младшего дошкольного возраста.
Катасонова Н.И., воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г. Ливны
В 21 веке современное общество широко использует технические средства коммуникации, такие как телефонная связь, телевидение и, конечно же, интернет. А высокая занятость родителей бытовыми семейными проблемами сильно снизила качество общения между ребенком и взрослым. Это повлекло за собой появление различных проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. А ведь с развитием речи неразрывно связано как формирование личности в целом, так и всех психических процессов.
Таким образом, проблема речевого развития ребенка-дошкольника становится наиболее актуальной. Но каким образом можно решить эту проблему эффективно, особенно, когда речь идет о младшем дошкольном возрасте? И здесь на помощь педагогу приходит обращение к устному народному творчеству. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его развития.
Устное народное творчество — особый вид искусства, включающий в себя большое количество жанров. Сказки, пословицы и поговорки, частушки, заклички и потешки, колыбельные песни – это неоценимое богатство русского народа. Именно с помощью устного народного творчества ребенок-младенец овладевает родным языком, его мелодичностью, затем умением понимать его смысл, осваивает его красоту, лаконичность, получая представления о культуре своего народа. В устном народном творчестве сконцентрирован весь многовековой опыт народа, народной морали. Оно содержит огромное количество информации и устанавливает преемственность между прошлым и настоящим. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
В произведениях устного народного творчества мы видим изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, синонимов, антонимов. Сначала ребёнок копирует движения и интонации, с которыми поётся колыбельная, а затем появляются слова. При этом удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Так, колыбельные песни способствуют развитию фонематического восприятия. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «заинька», «лисонька», «волчок». Освоению грамматического строя речи помогает грамматическое разнообразие колыбельных. Я учу детей образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причём это не просто кот, а «котенька-коток», «коток – белый животок», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. В колыбельных песнях велика роль импровизации: они поются до тех пор, пока ребенок не заснет. Вместе с тем большое значение имеют традиционные, устойчивые тексты. Потешки, пестушки – это игры с элементами сюжета, игры («Ладушки, ладушки…», «Идет коза рогатая… «). В них появляются перечисления, диалоги. Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.
Для речевого развития младших дошкольников используем и различные прибаутки. Это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые (одномотивные или кумулятивные), напоминающие «маленькие сказочки в стихах» (В. П. Аникин). Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками; кысонька-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого… То есть они содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогает дошкольникам усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение прибауток и потешек происходит с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек и прибауток в том, что слово соединено с действием ребенка. Их содержание богато глаголами. С их использованием воспитатель демонстрирует действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Немаловажную роль в речевом развитии играют заклички и приговорки. Это генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых. От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб на новый, крепкий; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Содержание закличек близко к заботам и чаяниям земледельцев: потребность дождя или, напротив, солнышка.
Заклички выкрикиваются хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносятся индивидуально и негромко. В их содержании — просьба-заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке…Это способствует развитию монологической и диалогической речи. А развивают органы артикуляции дети в скороговорках, которые требуют повторения труднопроизносимых слов. В процессе организации различных видов деятельности с детьми я использую в речи пословицы и поговорки, так как они образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Они не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Использовать пословицы необходимо в контексте деятельности при соответствующих условиях, что сделает их смысл понятным. Пословицы и поговорки произносятся выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п.), а также сопровождаются мимикой и жестами. Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку. Это также помогает детям преодолевать затруднения в построении произвольных фраз при изложении своих мыслей.
Большой любовью у каждого ребенка пользуется, конечно же, сказка. С самого раннего возраста ребенок знакомится со сказкой, рассказанной мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства и переживания. В народных сказках заключено неоценимое по своей значимости содержание. Так, в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности – эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами и т.д. (например, ясный сокол, красна девица, стань передо мной, как лист перед травой). Сказка позволяет уточнять и расширять словарный запас детей, учит употреблять в речи частицы и предлоги, формирует у них практические навыки словообразования и словоизменения, учит употреблять в речи простые предложения. Все это является основой успешного развития связной речи ребенка с согласованием слов в предложении в роде, числе, падеже, времени.
Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач. Путешествие ребенка в мир сказки развивает детское воображение, фантазию, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса».
Таким образом, использование устного народного творчества при организации различных видов детской деятельности позволяет мне, как педагогу, решать задачи речевого развития детей младшего дошкольного возраста, делая сам процесс увлекательным и естественным для малышей. Но ни одна задача не может быть эффективно решена без участия родителей. Поэтому стараюсь донести до них важность использования народного искусства в общении в семье, развиваю и поддерживаю интерес к устному народному творчеству. Ведь только совместные усилия по созданию благоприятных условий для усвоения детьми доступного им языка народного творчества смогут оказать огромное воспитательное и развивающее воздействие на ребенка-дошкольника.
Список литературы
1. Большая книга русских народных сказок. — М.: Махаон, 2010. — 176 с.
2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 400 с.
3. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. — СПб.: Детство-Пресс, 2010. — 160 с.
4. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС
5. Дмитриева В. 1000 стихов, считалок, скороговорок, пословиц для чтения дома и в детском саду. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Сова, 2012. — 496 с.
6. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие. — М.: Флинта, 2002. — 320 с.