Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО


Устное народное творчество как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство речевого развития

детей младшего дошкольного возраста.

Катасонова Н.И., воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г. Ливны

В 21 веке современное общество широко использует технические средства коммуникации, такие как телефонная связь, телевидение и, конечно же, интернет. А высокая занятость родителей бытовыми семейными проблемами сильно снизила качество общения между ребенком и взрослым. Это повлекло за собой появление различных проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. А ведь с развитием речи неразрывно связано как формирование личности в целом, так и всех психических процессов.

Таким образом, проблема речевого развития ребенка-дошкольника становится наиболее актуальной. Но каким образом можно решить эту проблему эффективно, особенно, когда речь идет о младшем дошкольном возрасте? И здесь на помощь педагогу приходит обращение к устному народному творчеству. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его развития.

Устное народное творчество — особый вид искусства, включающий в себя большое количество жанров. Сказки, пословицы и поговорки, частушки, заклички и потешки, колыбельные песни – это неоценимое богатство русского народа. Именно с помощью устного народного творчества ребенок-младенец овладевает родным языком, его мелодичностью, затем умением понимать его смысл, осваивает его красоту, лаконичность, получая представления о культуре своего народа. В устном народном творчестве сконцентрирован весь многовековой опыт народа, народной морали. Оно содержит огромное количество информации и устанавливает преемственность между прошлым и настоящим. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.

В произведениях устного народного творчества мы видим изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, синонимов, антонимов. Сначала ребёнок копирует движения и интонации, с которыми поётся колыбельная, а затем появляются слова. При этом удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Так, колыбельные песни способствуют развитию фонематического восприятия. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «заинька», «лисонька», «волчок». Освоению грамматического строя речи помогает грамматическое разнообразие колыбельных. Я учу детей образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причём это не просто кот, а «котенька-коток», «коток – белый животок», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. В колыбельных песнях велика роль импровизации: они поются до тех пор, пока ребенок не заснет. Вместе с тем большое значение имеют традиционные, устойчивые тексты. Потешки, пестушки – это игры с элементами сюжета, игры («Ладушки, ладушки…», «Идет коза рогатая… «). В них появляются перечисления, диалоги. Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

Для речевого развития младших дошкольников используем и различные прибаутки. Это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые (одномотивные или кумулятивные), напоминающие «маленькие сказочки в стихах» (В. П. Аникин). Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками; кысонька-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого… То есть они содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогает дошкольникам усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение прибауток и потешек происходит с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек и прибауток в том, что слово соединено с действием ребенка. Их содержание богато глаголами. С их использованием воспитатель демонстрирует действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Немаловажную роль в речевом развитии играют заклички и приговорки. Это генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых. От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб на новый, крепкий; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Содержание закличек близко к заботам и чаяниям земледельцев: потребность дождя или, напротив, солнышка.

Заклички выкрикиваются хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносятся индивидуально и негромко. В их содержании — просьба-заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке…Это способствует развитию монологической и диалогической речи. А развивают органы артикуляции дети в скороговорках, которые требуют повторения труднопроизносимых слов. В процессе организации различных видов деятельности с детьми я использую в речи пословицы и поговорки, так как они образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Они не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Использовать пословицы необходимо в контексте деятельности при соответствующих условиях, что сделает их смысл понятным. Пословицы и поговорки произносятся выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п.), а также сопровождаются мимикой и жестами. Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку. Это также помогает детям преодолевать затруднения в построении произвольных фраз при изложении своих мыслей.

Большой любовью у каждого ребенка пользуется, конечно же, сказка. С самого раннего возраста ребенок знакомится со сказкой, рассказанной мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства и переживания. В народных сказках заключено неоценимое по своей значимости содержание. Так, в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности – эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами и т.д. (например, ясный сокол, красна девица, стань передо мной, как лист перед травой). Сказка позволяет уточнять и расширять словарный запас детей, учит употреблять в речи частицы и предлоги, формирует у них практические навыки словообразования и словоизменения, учит употреблять в речи простые предложения. Все это является основой успешного развития связной речи ребенка с согласованием слов в предложении в роде, числе, падеже, времени.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач. Путешествие ребенка в мир сказки развивает детское воображение, фантазию, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса».

Таким образом, использование устного народного творчества при организации различных видов детской деятельности позволяет мне, как педагогу, решать задачи речевого развития детей младшего дошкольного возраста, делая сам процесс увлекательным и естественным для малышей. Но ни одна задача не может быть эффективно решена без участия родителей. Поэтому стараюсь донести до них важность использования народного искусства в общении в семье, развиваю и поддерживаю интерес к устному народному творчеству. Ведь только совместные усилия по созданию благоприятных условий для усвоения детьми доступного им языка народного творчества смогут оказать огромное воспитательное и развивающее воздействие на ребенка-дошкольника.

Список литературы

1. Большая книга русских народных сказок. — М.: Махаон, 2010. — 176 с.

2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 400 с.

3. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. — СПб.: Детство-Пресс, 2010. — 160 с.

4. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС

5. Дмитриева В. 1000 стихов, считалок, скороговорок, пословиц для чтения дома и в детском саду. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Сова, 2012. — 496 с.

6. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие. — М.: Флинта, 2002. — 320 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]