Формы работы с родителями по театрализованной деятельности
Формы работы с родителями по театрализованной деятельности.
Поставить самим спектакль – это не только весело, но еще и модно. По всей стране идет настоящий бум любительских семейных театров. Необходимо поддерживать и развивать семейное театральное творчество с целью укрепления преемственности семейных традиций; повышения роли театрального искусства в эстетическом и нравственном воспитании порастающего поколения; повышения роли семьи в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения; развития коммуникабельности и решения психологических проблем, достижения лучшего взаимопонимания в семье, стимулирования семейных творческих связей. Приобщение детей к художественной литературе и к театру необходимо начинать с самого раннего возраста. Дома, как и в детском саду, можно использовать разные виды театра.
В нашей работе мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся:
Информационно-аналитические:
* анкетирование, опрос, почтовый ящик
(Проводятся с целью выявления интереса семьи к театру, желания заниматься им дома)
Наглядно-информационные:
*открытый показ театрализованной деятельности для родителей
(Родители видят итоги совместной деятельности);
* выпуск интерактивной стенгазеты
( Размещается информация о театральной жизни группы, успехах детей, конкурсах, рекомендации по развитию детей с фотографиями, продуктами индивидуального и коллективного детского творчества);
* выставки разных видов театров;
* фотовыставки («Театральные новости») ;
* мини-библиотеки
(Дают родителям необходимую литературу для изучения или рекомендуют то или иное издание);
* информационные папки;
* нетрадиционные дни открытых дверей.
Познавательные:
* практикумы
(Совместно с родителями решаются проблемные ситуации, присутствуют элементы тренинга);
* нетрадиционные родительские собрания
(Одна из самых эффективных познавательных форм работы с семьей, где родители делятся своим опытом);
* совместная работа по проекту;
* экскурсии;
*мастер-классы
( Взрослые и дети демонстрируют свои достижения в театрализованной области и обучают других);
Досуговые:
* совместные праздники, досуги, развлечения;
* театр выходного дня, семейный театр (конструктивная форма взаимодействия воспитателей с родителями);
* театральная неделя;
*музыкальная гостиная;
*участие родителей в конкурсах, выставках.
Трудовые или хозяйственные:
*изготовление кукол, декораций, костюмов
(При участии в изготовлении костюмов, оформлении зала, подготовке к театральным представлениям и т.д. устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей.)
Консультации для воспитателей по театральной деятельности консультация (младшая группа) по теме
Консультация для воспитателей.
Развитие образной речи
Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.
Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.
Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях:
- как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической),
- Восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений;
- Формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.
♦♦♦ Знакомство с произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, загадки, скороговорки).
Все эти направления являются важнейшими источниками развития выразительности образной детской речи.
Развитие образной речи должно проходить в единстве с развитием других качеств связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
Фонетическая сторона развития образности речи во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.
Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дета должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.
Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть
использованы на занятиях, можно выделить следующие:
1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен
сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница — посуда, в которой хранят
хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе; чайник — посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).
3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный
дом — очень большой дом, тот, который выше всех других домов).
4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?») т. е. Подбор антонимов, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
7. Составление предложений по опорным словам.
Мы предлагаем различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Весь лексический материал подобран по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие). Особое внимание необходимо уделить работе над однокоренными и сложными словами. Например: снегопад, листопад, звездопад, сенокос, самолёт и т. д.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое
значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании, Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др,)-Подчеркнем роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков, и их роль в построении связного высказывания. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.
В целом развитие всех сторон образности речи влияет на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в разных жанрах — сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках.
И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях
В развитии образной речи особую роль играют произведения изобразительного искусства, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи влияет на использование средств художественной выразительности в описании, повествовании, рассуждении. Можно также говорить о воздействии на развитие образной речи и других видов искусства (музыки, театра), которые по-своему влияют на творческие способности детей в области слова. Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональные впечатления детей, развивает их чувства и образную речь. Каждый вид искусства раскрывает перед ребенком новое содержание, развивает воображение, будит новые впечатления и ассоциации, помогает понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Можно использовать посещение музея,’ рассматривание картин и рассказывание на тему одной картины (жанровой, пейзажа, натюрморта, портрета), рассказывание по двум картинам на одну тему, но разных художников.
Прежде всего, развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.
Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству. Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важно подчеркнуть, что широкое понимание образности относится к культуре речи. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.