Семинар-практикум для воспитателей «Организация сюжетной игры в детском саду»
• сообщение любого нового факта во время игры.
Воспитатель-наблюдатель,
при необходимости
(старший дошкольный возраст
) помощник.
Задача — формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с другими участниками игры:
• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно);
• уместен вопрос перед началом игры;
• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво)
• прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации).
Создание развивающей предметно-игровой среды
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее насыщении. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте являются отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заместители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения.
Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заместители можно легко превратить в любой нужный для игры атрибут, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага – ее легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на ней узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая вещь ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик с бросовым материалом, а в нем различные коробочки, лоскутки ткани, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы предмет-заместитель напоминал изображаемый предмет общими контурами или каким-то типичным свойством, характерной деталью.
Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, который показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условную игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заместители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.
Семинар – практикум «Играйте вместе с детьми!»
Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!» |
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей;
Задачи:
- Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
- Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей
- Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
- Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Куда уходит детство».
Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.
1.Теоретическая часть.
Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка»
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов В. Сухомлинского:
Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.
Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность — приятные, добрые детские воспоминания.
— Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)
Психологическая разминка «Улыбка»
— Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.
Игра с мячом.
Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.
- В какую игру играли недавно с ребенком?
- Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
- Какие игры чаще играет ваш ребенок?
- При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
- Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
- Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
- Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
- Какие игрушки любимые у ребенка?
- Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
Игра — это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Это такие игры как «Магазин», «Гости» и т.д.
Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг с другом, к друзьям, к другим людям. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают взрослым: манере общаться с окружающими, их поступки. И все это они переносят в игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношений.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Однако без руководства взрослого даже старшие дошкольники не всегда умеют играть. В детском саду мы воспитатели играем с детьми. А дома может кто-то из старших членов семьи включиться в игру, и стать связывающим звеном между детьми, учить их играть вместе. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. К этой группе относятся театрализованные игры, которые очень нравятся детям, и они с большим удовольствием принимают активное участие в них
Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимоотношения.
. Театральные игрушки — куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.
— Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)
— Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость. Уважаемые родители, изготовьте всей семьей плоские фигуры из картона, других материалов это даст возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Музыкальные игрушки — погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
— Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
Вторая группа игр — игры с правилами. К ним относятся: дидактические, настольные, подвижные игры.
Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
Подвижные игры — разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
Игры: лото, домино, парные картинки и др. открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре (постоянно необходимо иметь под рукой кусочек меха, ткани, картона, проволоки, коробочки и др.).
Играя вместе с ребёнком, следить, пожалуйста, за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
- Практическая часть.
1.Игра-задание
Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда — жёлтого, никогда — синего.
- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
- Рассказываю о своих играх в детстве
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
— Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра — это самое интересное в жизни ребёнка.
- Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Игры в семье».
- Игра «Логический поезд».
Воспитатель.В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим необычный поезд. (Подходим к мольберту), посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем – то похожа на соседнею картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие. Или может что – то другое их объединяет, даже то чего не видно на картинке, а в жизни так бывает. (Картинки – вагончики соединяются между собой с помощью логической связи.)
Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому, что паровозик и елочка зеленого цвета. Как вы думаете, какую следующую картинку — вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на ели. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка. Цыпленок, потому, что он живет дома, рядом с человеком, как кошка. Солнышко, потому, что оно желтое как цыпленок. Шуба — она согревает, как солнышко, варежки – это тоже одежда и т.д.)
4.Упражнение «Я начну, а вы продолжите» — «Игра – это…»
Игра – это (весело, интересно, увлекательно …).
Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т.д
Любая игрушка должна быть какой?(ответы родителей)
- эстетичной;
- безопасной (в плане краски, качества материала);
- развивать;
- развлекать ребенка.
- Игры на кухне
— А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)
— Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)
(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)
- «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина — это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
- «Тесто»
Лепите все, что захочется.
- «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
- «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
- «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль
- «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
- «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
- «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
- «Сухие завтраки- колечки»
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки — бусы и браслеты.
6.Творческая работа родителей
— Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).
— Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!
3.Заключительная часть.
— Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».
Рефлексия:
- Впечатление от родительского собрания.
- Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).
Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей — ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра — главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!
Семинар-практикум для педагогов » Развивающие игры для познавательного развития дошкольников»
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 «Сказка»
Семинар-практикум
по игровой деятельности
«Использование развивающих игр для развития познавательных способностей дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
МДОУ комбинированного вида
д/с № 36
Бооль Ю.В.
14 марта 2022 г.
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка.… Для него игра – это самое серьёзное дело. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это Искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Василий Александрови Сухомлинский
- Игра, классификация игр.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребёнком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несёт в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определённые положительные чувства играющих детей.
Есть несколько классификаций игр, предлагаю Вашему вниманию одну из них:
– игры, возникающие по инициативе ребёнка, – самодеятельные игры;
– игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
– игры, идущие от исторически сложившихся традиций – этноса- народные игры, которые могут возникать по инициативе взрослого.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.
Так, в состав первого класса входят
: игра-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры, игры сюжетно-образовательные.
Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.
Второй класс игр
включает игры
обучающие и развивающие
(дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и
досуговые
, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные.
Воспитательное и развивающее значение
таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
- Развивающие игры. Структура развивающей игры.
Термин «развивающие игры»
был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр
Борисом Павловичем Никитиным.
Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.
Развивающая игра имеет определенную структуру
, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
В развивающей игре правила являются заданными
. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение развивающей задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Таким образом, развивающая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения.
В дошкольном возрасте особое значение уделяется развитию познавательных способностей детей.
К познавательным способностям относятся:
- Внимание
- восприятие
- память
- речь
- мышление
- воображение
- Практическая часть
Уважаемые педагоги, предлагаю вам сейчас немного отдохнуть и проявить свои творческие способности, также свойства внимании , памяти и других познавательных способностей. Для начала предлагаю вам выполнить ряд кинезиологических упражнений для активации полушарий головного мозга. Такие упражнения каждый день мы делаем с детьми подготовительной группы. ( Предлагается комплекс «Цыганочка»).
Теперь вы готовы к интеллектуальной разминке.
Цель:
интеллектуальная разминка.
Уважаемые педагоги предлагаю вам немного размяться и отгадасть загадки
- Болотная трава, которой легко порезаться.(осока)
- Катастрофа,случившаяся с автомобилем.(авария)
- Если 15 мая пришлось на пятницу, то какой день недели был 10 мая.( воскресенье)
- Если 30 февраля-вторник, то какой день недели будет 3марта?( в феврале нет 30 )
- Какая ветка не качается даже при сильном порыве ветра.(железнодорожная)
- Говорят,что когда она есть, ума не требуется. Что это?(сила).
- Нацепив на ноги ласты,под водой плывут гимнасты.(аквалангисты)
- Рыбкам маленький сачок сплел умелец- паучок.(мухам)
- Без какой буквы не существует воздушное пирожное?( безе- без «е»)
- Три девочки шли в школу под одним зонтом. Почему ни одна из них не промокла?(не было дождя).
- Когда мельник в мельнице без головы? (когда высунется в окно)
- Если б не было его, не сказал бы ничего.Что это? (язык)
- Как называется отрезок,соединяющий точку окружности с центром?( радиус).
Развивающие игры
, в которых ребёнку необходимо отгадывать
загадки
, любят все дети. Загадки расширяют кругозор,
развивают мышление
, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире.
Часто я практикую вариант, когда либо я, либо сами дети придумывают загадку. Здесь не только развивается воображение, но и мыслительные процессы- вычленение признаков предмета. К речевым играм добавляю игры со звуками или словами. Наиболее распространенная игра – назови слово на звук…. Или назови гриб, овощ и т.д..
Далее перечислю игры, которые использую в своей работе
- Игра «Танграм»
Танграм — старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют «геометрическими конструкторами», «головоломками из картона» или «разрезными головоломками».
С танграммом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот — составлять из элементов заданную модель, а самое главное — логически мыслить.
Я обычно предлагаю детям эту игру во второй половине дня или с утра, кто рано приходит. Для игры нужна концентрация внимания. Игра простая, но интересная, дети почти все справляются с игрой, с некоторыми занимаюсь индивидуально.
- Игры с обычными деревянными палочками и картами –схемами.
Предлагается ребенку карточка и набор палочек. Ему надо выложить рисунок по карточке, далее перевернуть карточку и воспроизвести рисунок по памяти. Здесь акцент делается на развитие мелкой моторики, на развитие пространственного восприятия и развитие памяти. Детям также нравится эта игра.
- Палочки Кюизенера.
Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера»
. Универсальный материал для
развития у детей
логико-математических
способностей
разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.
«Палочки Кюизенера»
– это набор счетных палочек, которые еще называют
«цветными палочками»
,
«цветными числами»
. В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает.
«Счетные палочки Кюизенера»
являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет
«через руки»
ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений
«больше – меньше»
,
«право – лево»
,
«между»
,
«длиннее»
,
«выше»
и многое другое. Набор
способствует развитию творчества
, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских
способностей
, мелкой моторики.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Приложение №1 ( варианты игр с палочками Кюизенера)
Педагоги могут применять палочки для работы с детьми и советовать родителям приобретать такое пособие.
- Логические блоки Дьенеша
На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша — эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей
к усвоению математики. Дидактическое пособие
«Логические блоки»
состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
Сначала предлагаются самые простые игры
:
• «Раздели фигуры (блоки)
»
(по цвету, или форме, или размеру, или толщине)
• «Найди фигуру (блоки)
»
(по цвету, форме, размеру, толщине)
• «Создай образ»
(по схеме)
Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов, «Домино»
.
Такие блоки я использую как в младшей группе ,так и подготовительной.
Варианты игр с блоками в приложении№2.
Ход семинара – практикума.
Уважаемые педагоги, тема нашего семинара сегодня «Игровая деятельность». Для начала давайте проведем разминку для активизации мыслительных процессов .
Проводится игра кинезиологическая « Цыганочка». Далее интеллектуальная разминка.
Цель:
интеллектуальная разминка.
Разминка направлена на тренировку простых мыслительных операций и на активизацию мыслительной деятельности.
Уважаемые педагоги предлагаю вам немного размяться и отгадасть загадки
Болотная трава, которой легко порезаться.(осока)
Катастрофа,случившаяся с автомобилем.(авария)
Если 15 мая пришлось на пятницу, то какой день недели был 10 мая.( воскресенье)
Если 30 февраля-вторник, то какой день недели будет 3марта?( в феврале нет 30 )
Какая ветка не качается даже при сильном порыве ветра.(железнодорожная)
Говорят,что когда она есть, ума не требуется. Что это?(сила).
Нацепив на ноги ласты,под водой плывут гимнасты.(аквалангисты)
Рыбкам маленький сачок сплел умелец- паучок.(мухам)
Без какой буквы не существует воздушное пирожное?( безе- без «е»)
Три девочки шли в школу под одним зонтом. Почему ни одна из них не промокла?(не было дождя).
Когда мельник в мельнице без головы? (когда высунется в окно)
Если б не было его, не сказал бы ничего.Что это? (язык)
Как называется отрезок,соединяющий точку окружности с центром?( радиус).
Теперь предлагаю вам опроовать игру « Танграм» ,если вы с ней не знакомы. ( предлагается набор игры и задание выложить узнаваемое изображение).
Благодарю всех за внимание и проявленные творческие способности.
Приложение №1
Игровые задачи цветных палочек
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал.
Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков.
И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игры и занятия с палочками Кюизенера
1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.
6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.
7. Раскладываем палочки по цвету, длине.
8. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»
9. «Положи столько же палочек, сколько и у меня».
10. «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).
11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение
и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.
13. Выложите перед ребенком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
15. «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной».
16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.
18. «Покажи палочку, чтобы она была не желтой».
19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»
20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».
22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 — белая, 2 — розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.
23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.
27. «Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».
28. «Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».
29. «Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?»
30. «Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».
31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.
32. «Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке». (Получится квадрат).
33. «Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной».
34. «С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет» (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
35.» С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?»
36. «С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?»
37. «У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет».
38. «Назови все палочки длиннее красной, короче синей», — и т.д.
39. «Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».
40. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.
41. «Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая», — и т.д.
42. «Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке».
43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)
44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.
47. «Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной».
48. «Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон».
49. «Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек»
50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?
51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше — ¼ или 2/4?
52. «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20».
53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).
54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую,» — и т.д.
55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой «а» или в квадрат.
56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.
Приложение №2
Игры с блоками Дьенеша
Приложение 2
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет
После первого знакомства с блоками Дьенеша (рассмотри, поиграй, сделай постройку) дети получают следующие задания:
Найди все фигуры такого же цвета (не такого же цвета), как эта (покажите, например жёлтую фигуру). Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
Дай мишке все синие фигуры, зайчику — жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Также можно все фигурки охарактеризовать по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д…).
Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д. Или выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Выложить три фигуры. Детям нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
Игра «Поиск»
Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера.
Игра «Змейка»
Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие:
Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине).
Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру,
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша для детей 5-7 лет
С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4.
Вопрос: где блоков больше и как их уравнять?
Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Дети должны подобрать недостающие блоки.
Детям предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
Один ребенок убирает в коробку только прямоугольные блоки, а второй все красные, затем первый убирает только тонкие фигуры, а второй – большие и т.д.
Распределить между двумя детьми за столом фигуры таким образом, чтобы одному достались все круглые, а второму все желтые блоки.
Блоки складываются в два или три обруча. На пересечении двух кругов будут находиться блоки с пересекающимися свойствами. Например, сложите в первый обруч треугольные блоки, во второй – красные, в третий – квадратные. Дети убеждаются, что красные треугольные блоки нужно расположить на пересечении первого и второго обруча.
Подобрать блоки по карточкам, где изображены их свойства:
цвет обозначается пятном
величина — силуэт домика (большой, маленький).
форма — контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Показать карточку с изображенным на ней одним свойством или несколькими. Например, если показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.
Игра «Найди клад»
Выкладываются 8 блоков, под одним из них ведущий (один из детей) прячет «клад» (монетку). Дети задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» — «нет», «Под красным?» — «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
Игра «Сколько?»
Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько…». За каждый правильный вопрос — фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.
Игра «Найди пару»
Материал: 2 комплекта карточек с символами свойств (без отрицания) 22 шт.
Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные — показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки… и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.
Игра «Садовники»
Блоки Дьенеша — прекрасный материал для замещения любых предметов. Пусть, например, мы решили поиграть в «садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории… Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).
Игра «Угощение для медвежат»
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.
Цель игры:
развитие умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам
понимание слов: «разные», «одинаковые»
подведение к пониманию отрицания свойств.
Описание игры:
1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата — сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры — отличие печенья по двум признакам — цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случаеиспользуются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
2 вариант с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.
Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх
Ребенок вынимает из стопки любую карточку
Находит «печенье» с таким же свойством
Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством
Угощает мишку
«Записывает», как угощал мишку. Ребенок выбрал. Например: выбрана карточка «большой» ребёнок выбрал логическую фигуру: большой, красный треугольник; второе печенье: маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.
В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша
В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых
В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.
Игра «Художники»
Материал: «Эскизы картин» — листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Цель игры:
развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
Описание игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) — выбирается тонкий блок, если деталь окрашена — толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
Игра «Этажи»
Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
Игра «Домино»
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
Игра «Делимся»
Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы». Усложняем игру – нужно разделить фигуры так, чтобы у кошечки были все синие детали, а у мышки – все треугольные.
Игра «Обобщенная цепочка».
На листе бумаги нарисовано несколько кругов, соединенных линиями. Требуется в каждый круг положить по фигурке из набора так, чтобы в кругах, соединенных линией, лежали фигуры, отличающиеся в точности одним признаком (а в кругах, не соединенных линией, неважно).
23