Эстетическое воспитание. Его цели и задачи.материал

Эстетическое воспитание (ЭВ) – неотъемлемая часть формирования, развития и становления личности. С первых лет жизни ребенок начинает изучать искусство, красоту, добродетель, многоликость окружающего мира, социума, поэтому именно в этом возрасте педагог должен уметь грамотно организовать процесс познания художественной сферы.

Для каждой возрастной группы водворяются четкие задачи. Программа обучения разрабатывается на основе научных данных, основное внимание фокусируется на разнообразных видах искусства с учетом модификации и прогрессирования каждого из них. Обучение новым навыкам выполняется поэтапно, при этом постепенно возрастают требования к знаниям учащихся.

Чем раньше воспроизводится эстетическое воздействие, тем больше шансов на его результативность. Формирование художественной культуры личности у дошкольников эффективно выполняется во время игровой деятельности. Дети начинают активно подражать эталонам культурного общения, а также поведения в социуме, последовательно развивается восприятие, принятие окружающего мира.

Помимо этого, у них появляется огромное желание наблюдать и создавать искусство/красоту, что по-другому называется творческой энергией. Благодаря данному явлению, проблеме актуализации эстетического воспитания уделяется особое внимание. Ведь только культурно обогащенные и целеустремленные люди способны оставить вклад в развитии всемирного искусства.

Культурная целостность индивида становится главным фактором для пробуждения желания преобразовать, украсить, модернизировать естественную и предметную среду, природу, общество, так как близость к жизни, это первостепенное обстоятельство для гармоничной жизни.

Цели эстетического воспитания

Главная цель – формирование эстетической культуры личности. У эстетически воспитанного ребенка складываются добродетельные, нравственные, духовные ценности; расширяются его познания о природе, обществе, сущности мира.

Различные художественные занятия развивают такие черты характера, как внимательность, настойчивость, дисциплинированность. Следовательно, к целям ЭВ также нужно отнести:

  • формирование целостной личности, способной открыто выражать свои мысли, высказываться, самовыражаться, сочувствовать и сопереживать в различных жизненных ситуациях;
  • развитие высоконравственного, гармонизированного, многогранного человека, отличающегося своей уникальностью от других индивидов.

Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания


В период художественного воспитания, формируются следующие эстетические компоненты, необходимые для общности и качественности процесса:

  • Восприятие – умение выделить в повседневной, культурной и общественной жизни эстетические особенности. В дальнейшем воспринятое, оценивается индивидом по личностным критериям, образовавшимся в результате получения эмоционального и интеллектуального опыта.
  • Чувства – проявление эмоций, которые появились вследствие взаимодействия с другим человеком, искусством, окружающей средой или социумом. Такие чувства способны вызвать наслаждение, радость, воодушевленность, печаль или отвращение. Они сопрягаются с более сложными интеллектуальными и эмоциональными процессами, а также отличаются своей глубиной, разнообразием, сложностью. Но, несмотря на это, такие стойкие эмоции всегда находятся в гармонии с разумом.
  • Интерес – устремленность личности к новым знаниям. Основной критерий эстетического интереса – наличие у индивида любимых произведений искусства, писателей, композиторов; книг, которые он часто перечитывает; присутствие целенаправленности в выборе жанра музыки, литературы.

Средства ↑

Средствами приобщения к прекрасному являются:

  • изобразительное искусство (живопись, скульптура);
  • драматургия (театр);
  • архитектура;
  • литература;
  • телевидение, СМИ;
  • музыка различных жанров;
  • природа.

К методам относятся:

  • личный пример;
  • беседы;
  • школьные уроки и занятия в детском саду, кружках, студиях;
  • экскурсии;
  • посещение театра, выставок, музеев, фестивалей;
  • утренники и вечера в школе и ДОУ.

Самым действенным из всех методов является личный пример учителя (родителя). Посредством его формируется тот идеал, который потом ложится в основу всего художественного сознания. Личный пример включает в себя: манеру поведения, общения, внешний вид и моральные качества.

Задачи эстетического воспитания

Осуществление перечисленных ранее целей не представляется без четкой постановки и выполнения ряда педагогических задач. Они в свою очередь делятся на две категории:

Первая группа – нацеленность на образование эстетического отношения у детей. При этом должны выполняться такие задачи, как:

  • формирование чувственной грани личности;
  • развитие способности видеть красоту и неповторимость в людях, предметах, природе, искусстве, обществе;
  • знакомство с основными эталонами, индивидуальными культурными качествами и проявлениями личности, а также поэтапный ввод новой терминологии в разговорный лексикон школьника;
  • понимание сущности прекрасного;
  • образование у обучающихся своебытных черт, представлений, рассуждений, понятий, которые играют изъясняющую роль в понимании всех эстетических компонентов;
  • эмоциональное развитие – умение давать адекватную реакцию (радость, смех, разочарование, согласие, т. д.) в любых ситуациях.

Формы и методы эстетического воспитания

Вторая группа – педагогические задачи заключаются в побуждении детей к художественно-эстетической деятельности, становлении и получении определенных навыков и способностей. Для приобщения школьников и дошкольников к искусству/культуре используются различные методы (к примеру, рисование, лепка, пение, танцы, чтение стихов). Кроме того, формируется желание привносить и применять полученные умения в реальной жизни. 

Цели и задачи

Цель эстетического воспитания проста и сложна одновременно: научить человека видеть прекрасное во всех его проявлениях, анализировать и оценивать увиденное, принимать активное участие в его создании.

Задачи воспитания эстетично развитой личности также многогранны. Их условно делят на 2 группы.

1 группа задач работает в таком направлении:

  • Формирует вкус, созидательное отношение к окружающей природе;
  • Развивает возможности чувствовать, слышать, видеть прекрасное в природе, искусстве, литературе, поступках людей;
  • Воспитывает потребность в созерцании красоты и отличный художественный вкус.

2 группа задач направлена на развитие умений создавать прекрасное в искусстве и повседневной жизни.

Только тесное взаимодействие этих задач позволит добиться высоких воспитательных результатов.

Содержание эстетического воспитания

Содержание ЭВ включает в себя формирование навыков, вкусов, потребностей, интересов, эталонов и оценок. В результате совместной формы художественной деятельности дети получают новые знания, которые помогают им понять сущность и многообразие окружающего мира.

Они учатся различать плохое от хорошего, безобразное от красивого, доброе от злого, комическое от трагического. На фоне усвоенной информации приходит понятие эстетической культуры, как наиболее многогранной, возвышенной области.

Дошкольники знакомятся с искусством с первых лет жизни, с помощью декоративно-прикладного зодчества, скульптуры, живописи, народного творчества. В детском саду дети начинают активно заниматься самостоятельной художественной деятельностью – рисуют, лепят из пластилина, вырезают поделки, поют, танцуют.

Воспитатель же должен обеспечить необходимые условия для комфортного и результативного выполнения задач, оказать поддержку, задать обучающимся правильное направление. Корректная программа, включающая в себя разнообразие форм ЭВ, гарантирует выполнение всех функций и всестороннее эстетическое развитие личности ребенка дошкольного и школьного возраста.

Под четким руководством педагога или взрослого дети должны понять главные критерии, которые служат оценкой в различии между плохим/хорошим, возвышенным/обычным, прекрасным/безобразным, чтобы затем применять полученный опыт в дальнейшей жизни.

Консультация «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников»

Анастасия Герасимова

Консультация «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников»

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

(Д. Б. Лихачёв)

Умение замечать красоту, любование предметами окружающей действительности появляются еще в раннем детстве. Но в этом возрасте это происходит непроизвольно, как что-то само собой разумеющееся. Важно не растерять этот интерес и научить ребенка видеть красоту в самых обычных предметах, учить наслаждаться красотой окружающего мира.

Современные дошкольники растут в мире цифровых технологий, и поэтому их художественно-эстетический вкус развивается во многом под влиянием этих технологий.

Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как непрерывный, социально контролируемый, органический процесс «вхождения»

ребёнка в социум в процессе освоения культурных средств под непосредственным руководством взрослого. На современном этапе
развития общества в условиях социально – экономических трансформаций изменяются не только структурные, но и содержательные характеристики культуры и образования, влияющие на художественно-эстетическое воспитание личности в период дошкольного детства. В дошкольном образовании остаётся нерешённым вопрос разработки педагогических программ по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, несмотря на многообразие исследований, посвящённых данной проблеме. Недостаточность разработок и использования в образовательном процессе ДОО программ для детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности влияет на качество воспитания эстетически развитого, творчески активного ребёнка-дошкольника.
Именно на этапе дошкольного развития происходит формирование основ личности, ее эстетическое и художественное развитие. Художественно-эстетическое воспитание выступает важнейшей частью процесса развития и формирования детей. За счет такого вида воспитания дошкольников: – происходит должное развитие эстетических оценок; – формирование у ребенка эстетического отношения к окружающему миру и всему обществу. Результатом таких мероприятий, как раз и выступает художественно-эстетическое развитие ребенка.

Художественно–эстетическое воспитание направлено на формирование у ребенка художественного вкуса, эстетических ценностей и творческого предпочтения, чувства красоты, знакомство с разными видами искусства. Дети должны научиться чувствовать искусство, передавать заложенный сюжет и эмоционально сопереживать происходящему.

Н. Варкки считает, что «педагогика определяет художественно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [2, с. 57]

Главная цель художественно– эстетического воспитания заключается в том, что «взрастить в человеке эстетическую культуру»

,включающую в себя:
восприятие – способность видеть прекрасное в любом его проявлении в природе, искусстве, межличностных отношениях; чувства – эмоциональная оценка прекрасного; потребности – желания и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного; вкус – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам; идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве [9, с. 35].
Вторая задача художественно–эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного восприятия таких социально–психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать значимые предметы и явления, наслаждаться ими» [8, с. 62]

Важным признаком художественно–эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности [7,с. 120].

Дошкольникам доступны все виды художественной деятельности: рисование, лепка, составление рассказов, придумывание стихов, пение. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Развитие художественных творческих способностей детей, в котором происходит возникновение замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, любят творить, мастерить, создавать что-то новое. С большим удовольствием дети постигают новое. Через художественно-эстетическое развитие дети познают мир, расширяют границы своего кругозора, знакомятся с народно-прикладным творчеством и культурой своего народа, а также других народов. Дети учатся сопереживать, эмоционально откликаться на увиденное или услышанное, учатся отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что художественно– эстетическое воспитание – важнейшая сторона личностного развития детей. Художественно–эстетическое воспитание предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление художественно–эстетических впечатлений и образов, пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги к осознанному творческому процессу, способность понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, воспитание видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.

Педагоги прививают детям эстетический вкус, умение познавать красоту мира. Главное делать это ненавязчиво. Педагог должен контролировать деятельность ребенка на том или ином занятии по художественно-эстетическому развитию, направлять его, подсказывать верные и возможные действия.

Одним из средств художественно–эстетического воспитания является среда, в которой ребенок живет и развивается. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, можно надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. С. А. Козлова, Т. А. Куликова отмечали, что с первых лет жизни ребенка важно и дома, и дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. [1]

Художественно–эстетическое воспитание предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление художественно– эстетических представлений и знаний и художественных образов. Художественно–эстетическое воспитание пробуждает первые шаги к осознанному творческому процессу, воспитывает грамотного зрителя, способного понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.

Список использованной литературы

1. Бутенко Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно эстетического развития детей дошкольного возраста: моногр.Москва: ВЛАДОС, 2012. 386 с.

2. Варкки Н.Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003 № 6 С. 57–67.

3. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду М.: Просвещение. 2001. 72 с.

4. Волынкин В. И. Художественно–эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов–н/Д: Феникс, 2007. 441 с.

5. Запорожец И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М. 2005.186 с.

6. Золотухина А. А., Чичканова Т. А. Художественное воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №15. С. 72–73.

7. Лихачев Б. Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4–е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт М, 2001. 607 с.

8. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Климова Н. А., Москва. 2003. 90 с

9. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: Советская педагогика, 2012. 344 c.

Рекомендации по нравственно-художественному развитию личности ↑

Методы отличаются в зависимости от возраста детей.

Детей дошкольного возраста

Принципы включает:

  • создание эстетики обстановки;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • занятия с воспитателем.

Эстетика обстановки в ДОУ включает в себя:

  • цветовое решение игровых комнат и классов;
  • использование живых растений;
  • оформление мебели, наглядных пособий;
  • поддержание порядка, чистоты.

Самостоятельная художественная деятельность должна быть реализована в виде уроков свободного творчества. На них ребенок имеет возможность выполнять задания, руководствуясь только собственным представлением. Такая форма работы развивает воображение, стимулирует зрительную память, учит оценивать конечный результат.

Занятия с воспитателем направлены на формирование эстетического вкуса, идеалов и критериев оценки прекрасного под руководством наставника.

Младших школьников

Поскольку школьник уже имеет анализировать и строить логически-смысловые цепочки, это необходимо использовать при эстетическом воспитании детей этой возрастной группы.

Мечтаешь вырастить из сына настоящего защитника? Узнай о гражданско-патриотическом воспитании. О ведущем методе экологического воспитания читай далее.

Как проходит внеклассное мероприятие по гендерному воспитанию? Узнай из статьи.

Основными методами работы по эстетическому воспитанию с учениками начальной школы являются:

  • школьные уроки;
  • классные часы;
  • тематические утренники и вечера;
  • экскурсии в парк, краеведческий музей;
  • конкурсы рисования, пения;
  • творческие домашние задания.

Подростков-старшеклассников

Эстетическое воспитание в этом возрасте является самым сложным для любого учителя, так как основные идеалы и критерии у ребенка к этому моменту уже сложились.

Работа с этой группой детей должна включать следующие методы:

  • открытые уроки;
  • беседы, дискуссии;
  • классный час;
  • экскурсии в музеи изобразительного искусства;
  • посещение театров (оперный, драматический), филармонии;
  • привлечение детей в секции и кружки (живописи, конструирования, сценического искусства, танцев);
  • литературные конкурсы на лучшее эссе, декламацию стихотворения;
  • сочинения на тему прекрасного, возвышенного, низменного.

Таким образом, эстетическое воспитание – это не одноразовое мероприятие. Оно должно начинаться с самого рождения ребенка в семье, подхватываться воспитателями детских садов, продолжаться в школе и университете и сопровождать человека всю его жизнь уже в форме самосовершенствования.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]