«Игры с правилами – виды, особенности использования в группе»
Традиционно, игра с правилами выступает в современной отечественной педагогике, как некий антагонист сюжетной игры. Большинство практических педагогов вполне справедливо считает, что сюжетная, или как ее часто называют, творческая игра – может иметь формы свободной и самостоятельной деятельности ребенка. Другое дело – игра с правилами. Этот тип игры представляют либо как организованную взрослым упорядоченную двигательную активность, в процессе которой дети не просто беспорядочно перемещаются, а подчиняются правилам, за исполнением которых следит педагог. Другая популярная форма игр с правилами в детском саду – игра детей с настольно-печатными играми, типа домино, лото и «гусек». Основное внимание во всех перечисленных играх всеми участниками, детьми и взрослым уделяется содержанию игры, ее сюжетной основе.
Игры с правилами представляют собой весьма обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но, как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами связано с ее специфическими характеристиками. Прежде всего, это развитие у детей самостоятельной нормативной регуляции поведения. При наличии правила (нормы), обязательной для всех участников, возникает необходимость в контроле за их выполнением. У детей, в самостоятельной деятельности создаются условия и возникает необходимость в реализации такого важного морального принципа, как справедливость.
Для игры с правилами характерны состязательные отношения между участниками. У ребенка появляется возможность самостоятельно выделить себя среди других детей, в соответствии с простыми и понятными ему критериями. Для развития ребенка важным является факт не только выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере ребенка очень важных качеств (стойкости, умения добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть отсутствие горячности при возникновении конфликта, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность. Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника — в игре. Важнейшую роль в развитии старших дошкольников играют те качества и психические процессы, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития воли в дошкольном детстве являются: формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности в волевому усилию, речевое планирование деятельности, побуждение взрослых и сверстников к исполнению собственных планов, произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения со взрослыми.
Игры для новогодней ночи
«Длина волны»
«Длина волны» — игра для общения и совместных размышлений.
Для чего: для общения — появятся новые темы, которые действительно интересно обсуждать.
Стоимость: 2890 ₽.
Количество человек: от 2.
Возраст: от 10 лет.
Сложность: 2 из 5.
Что нужно делать: разделиться на две команды, в каждой ведущий меняется раз в ход. Ход идёт около трёх минут. Ведущий получает карточку с двумя антонимами (например, слева — дешёвый, справа — дорогой) и устанавливает случайным — в том числе для себя — образом стрелку на шкале. Если стрелка легла слева по шкале — значит, ведущему нужно придумать дешёвую вещь и назвать её своей команде. Например, «доширак». Команда должна угадать, где именно лежала стрелка ведущего: слева или справа, и насколько далеко от края. В нашем случае доширак будет супердешёвой вещью, значит, команда должна поставить стрелку влево.
Игры выгоднее всего покупать картой с кэшбэком
Найти карты с высоким кэшбэком легче всего на Сравни.ру
«Кодовые имена»
«Кодовые имена» — детективная игра, в которой нужно угадывать ассоциации ведущих.
Для чего: подумать и пообщаться.
Стоимость: 1490 ₽.
Количество человек: от 2.
Возраст: от 10 лет.
Сложность: 3 из 5.
Что нужно делать: разделиться на две команды, в каждой ведущий меняется раз в ход. Ход идёт около 10 минут. Ведущие должны придумывать слова-ассоциации к нескольким карточкам своей команды. Команде нужно угадать, какие именно карточки (слова) имел в виду ведущий.
Совет
Если правила игры вас заинтересовали, но звучат очень сложно, поищите обзор настолки на YouTube. Там же часто выкладывают видео самого игрового процесса, где компания играет партию в популярную настолку и параллельно объясняет правила.
«Имаджинариум. Добро»
Рисунки для «Имаджинариум. Добро» готовили дети из детских домов и пациенты хосписов, каждые 100 ₽ с покупки этой версии игры идут в благотворительные фонды.
Для чего: пообщаться и проявить интеллект и воображение или просто занять детей.
Стоимость: 1499 ₽.
Количество человек: от 4.
Возраст: от 6 лет.
Сложность: 1 из 5.
Что нужно делать: озвучить такую ассоциацию со своей карточкой, которую поймут большинство игроков и угадают, к какой именно карточке она изначально относится. Рисунки специально сделаны так, чтобы не было однозначных интерпретаций.
«Твистер»
«Твистер» — простая, весёлая и недорогая игра.
Для чего: занять детей, встряхнуться и проявить чудеса гибкости и силы.
Стоимость: от 390 ₽.
Количество человек: от 2.
Возраст: от 4 лет.
Сложность: 1 из 5.
Что нужно делать: ведущему — крутить стрелку и командовать, на круги какого цвета ставить руку или ногу. Игрокам — слушаться ведущего и не упасть. Кто упал, тот проиграл.
«Экивоки»
«Экивоки» — несложная увлекательная игра, где можно объяснять слова не только жестами, но также через рисунки, данетки и вылепленные из пластилина фигурки.
Для чего: занять и себя, и детей, смеяться и общаться.
Стоимость: мини-версия — 590 ₽; полноценный набор — 1850 ₽. Упрощённая альтернатива — «Шарады», 105 ₽.
Количество человек: от 2.
Возраст: от 10 лет.
Сложность: 2 из 5.
Что нужно делать: объяснить или угадать слова, названия фильмов, брендов или поговорки. Объяснить нужно словами, жестами, рисунком или с помощью пластилина.
Совет
Любую игру можно купить с хорошей скидкой с рук, например на «Авито». Иногда на сайтах объявлений можно найти даже новые варианты — бывает, что кто-то получил игру в подарок, но поленился в ней разбираться, поэтому решил продать.
«Эмоциональный интеллект»
«Эмоциональный интеллект» — простая творческая игра для тех, кто хочет развить чувство эмпатии или просто повеселиться.
Для чего: потренировать актёрское мастерство, пережить разные эмоции и получить новые впечатления.
Стоимость: 1890 ₽.
Количество человек: от 2.
Возраст: от 7 лет.
Сложность: 1 из 5.
Что нужно делать: по механизму игра схожа с «Имаджинариумом», но она создаёт более оживлённую атмосферу. Ведущему нужно пережить эмоцию со своей карточки так, чтобы игроки угадали его карту среди нескольких других.
«500 злобных карт»
Эту игру создатели описывают как «злобную, пошлую и смешную».
Для чего: раскрепоститься, посмеяться с друзьями за застольем.
Стоимость: 1499 ₽.
Количество человек: от 3.
Возраст: от 18 лет.
Сложность: 1 из 5.
Что нужно делать: ведущий зачитывает предложение с пропуском нескольких слов, например «Как перестать полагаться на удачу и положиться на ___». Игроки из своих карточек выбирают лучший ответ и отдают ведущему. Тот зачитывает всё вслух и выбирает самый смешной вариант.
20 новогодних подарков для игры в Тайного Санту до 1500 ₽
Читать по теме
Где взять наряд на Новый год и сэкономить — 7 идей
Читать по теме
UNO или «Свинтус»
UNO — одна из лучших карточных игр, которая проверена годами.
Для чего: занять детей и развлечься самим.
Стоимость: от 199 ₽ или от 390 ₽.
Количество человек: от 2.
Возраст: от 5 лет.
Сложность: 2 из 5.
Что нужно делать: избавиться от своих карт быстрее, чем соперники. Карты все выкладывают по очереди, выбирают такую же по цвету или значению, что и предыдущая. Версия для продвинутых игроков в UNO или тех, кому он уже надоел, — «Свинтус» (стоит от 390 ₽). Основные правила те же, но есть дополнительные карты действий, которые усложняют игру. Например, после «тихохрюна» все должны молчать в течение одного хода, а после карты «откуда растут руки» — строить шалашики из карт на скорость.
«Шакал»
В игре «Шакал» одна партия не похожа на другую, потому что каждый раз игроки раскладывают поле в случайном порядке.
Для чего: занять детей и развлечься самим.
Стоимость: 1790 ₽.
Количество человек: 2–4.
Возраст: от 6 лет.
Сложность: 2 из 5.
Что нужно делать: добыть как можно больше монет. Где именно находятся монеты — никто не знает. Игровое поле каждый раз выкладывается в случайном порядке, карточки лежат рубашкой вверх. Пират сходит со своего корабля и открывает карточку, там может быть монета, стрелка, по которой надо продолжить движение, или даже людоед. Одно приключение, то есть одна партия, длится 40–60 минут. Если «Шакал» понравится, попробуйте похожую по механике игру — со случайным полем, но уже для пятерых участников — под названием «Зомби в доме». Она стоит немного дешевле — 1490 ₽.
«Природа» игры
Есть три, которые генетически заменяют друг друга и сосуществуют на протяжении всей жизни: Играть, учиться и работать. Они отличаются конечным результатом (продуктом деятельности), организацией, мотивационными особенностями.
Работа — это основной вид человеческой деятельности. Конечным результатом труда является создание социально значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок учителя.
Игра не производит социально значимого продукта. Именно в игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и это большая и непреходящая ценность.
В психическом развитии ребенка игра служит, прежде всего, средством совладания с миром взрослых. В нем ребенок усваивает объективный мир взрослых на достигнутом уровне психического развития. Игровая ситуация включает в себя замены (вместо людей — кукла), упрощения (например, разыгрывается внешняя сторона приема гостей). Таким образом, в игре реальность грубо имитируется, что впервые позволяет ребенку стать субъектом деятельности.
Игра свободно организована, не регулируется. Никто не может обязать ребенка играть в настольные игры с 10 до 11 часов, а после 11 часов — в дочки-матери. Игру можно организовать, но он сам должен принять это предложение. Это не означает, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Следует указать время сна, приема пищи, прогулок, игр и занятий. Но содержание игры, участие в ней ребенка, окончание игры трудно регулировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, сосуществуют, взаимопроникают. В детском саду ребенок-дошкольник не только играет, но и учится играть, рисовать. Школьник после уроков с удовольствием играет.
Игровые моменты успешно внедрены в организацию урока. Уроки с элементами игровых ситуаций увлекают ученика. Игра — это воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте мира на уроках географии, когда учащиеся рассказывают о том, что они «видят», основываясь на своем воображении. Студентам нравится принимать на себя игровые роли — на занятиях по иностранному языку: учителя, гида, продавца — в роли активного овладения языком.
Работник не только работает — он еще и учится (в вечерней школе, техникуме, колледже или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных играх.
Хотя деятельность не существует изолированно, на разных этапах жизни человека она имеет разное значение. До поступления ребенка в школу ведущим видом деятельности является игра.
Когда мы анализируем игру как деятельность, мы должны сначала проанализировать ее природу. В зарубежной психологической литературе широко используются теории игры, согласно которым игра ребенка высвобождает врожденную биологическую потребность в активности, которая присуща как животным, так и людям. Они пытаются связать развитие детской игры с соответствующими этапами в развитии человеческого общества. Интерес к игре в песке, рытью ям этапы выращивания хлеба, игре с животными — животноводство и т.д.
Игры по правилам широко распространены в жизни школьников и взрослых. Занимаясь спортом, разгадывая кроссворды и другие игры, требующие умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, повышает умственные и физические силы и получает эмоциональную разрядку.
Будучи основным видом деятельности дошкольников, игра не исключает других видов деятельности. В возрасте трех-четырех лет ребенка приобщают к самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5-6 лет в обязанности ребенка входит уход за домашними растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т.д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке и в игровой комнате.