Особенности проведения занятий по аппликации в старшей группе
Аппликация — это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.
Старшие дошкольники создают свои работы в жанре аппликации как с помощью готовых шаблонов или трафаретов, так и самостоятельно, овладевая техническим мастерством работы с ножницами, клеем и бумагой, постепенно всё ярче проявляя свою фантазию в образах разноцветных композиций на бумаге. Для воспитанников старшей группы нет тематических ограничений в проведении занятий по аппликации. Это могут быть и литературные или сказочные сюжеты, праздничные открытки, изображения транспортных средств, городские пейзажи, композиции и т. д.
Виды аппликаций:
- предметная — моноизображение какого-либо объекта, например, дома, машины, дерева и т. д.
- сюжетная и пейзажная композиция — изобразительная форма повествования о каких-то событиях, объединённых общим сюжетом, например, движение машин по улицам города, строительство нового микрорайона, вечерний город и т. д.;
Композиции, которые передают развёрнутый сюжет и задействуют много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительная работа, связанная с вырезанием деталей, осуществляется в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети дружно компонуют целостную картинку на ватмане, развивая навыки коллективного сотрудничества и умения договариваться друг с другом. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность наклеивания деталей коллективной композиции, т. е. они должны понимать, что сначала заполняется второй план, а затем помещаются фигуры первого плана.
Сложные по исполнению аппликации, которые передают развёрнутый сюжет и задействуют много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно
Уровень развития образного мышления старших дошкольников позволяет включать в педагогическую деятельность задания, связанные с умением расшифровать простые схемы в процессе работы над аппликацией. Усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 20–25 минут. Умственные навыки анализа и синтеза делают возможным для ребёнка разнообразить и усложнить своё увлечение конструированием на плоскости, освоить симметричные приёмы вырезания. При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи.
Программные задачи:
- Пополнить знания о свойствах и характеристиках предметов. Продолжается обучение умению находить различные геометрические формы, различать квадрат и прямоугольник по признакам равенства и параллельности противоположных сторон, улавливать разницу между овалом и кругом. Для формирования понимания геометрических закономерностей занятие аппликацией, которая позволяет сравнивать и сопоставлять детали разной формы, размера и цвета, является незаменимым по эффективности практическим приёмом.
- Расширять диапазон цветового восприятия, т. е. не только правильно называть цвет, но и определять уровень интенсивности цвета (яркий, тусклый, светлый, тёмный), а также смешанные цвета и оттенки (голубой, розовый, фиолетовый и т. д.). Подобное совершенствование цветовой культуры позволит детям проявлять больше инициативности, свободы и самостоятельности в художественном творчестве, создавать более выразительные и колоритные образы.
- Развивать пространственное мышление. Дети 5–6 лет испытывают трудности в определении левой и правой стороны, а такой вид художественной деятельности, как аппликация будет способствовать формированию правильного представления о пространственных понятиях.
- Осваивать новые приёмы работы с ножницами, прежде всего, вырезание многочисленных одинаковых деталей из сложенной гармошкой продолговатой ленты (ленточная техника) и симметричного или парного вырезания из сложенного пополам листа бумаги.
Воспитанники старшей группы осваивают новые приёмы работы с ножницами
- В начале учебного года уделяется пристальное внимание развитию и закреплению навыка округлого вырезания, поскольку в средней группе дети только приступили к освоению этого нового технического приёма.
- Следующий шаг педагогической работы будет направлен в сторону освоения эффективного метода множественного вырезания.
- Наиболее сложной задачей будет являться обучение приёмам симметричного вырезания, поскольку детям тяжело осознать, что, вырезая половинку контура предмета или детали, можно получить цельное изображение.
- Основное содержание работ — предметное изображение, основанное на методе плоскостного конструирования.
Навыки, которые необходимо усовершенствовать и освоить:
- вырезать округлые силуэты;
- вырезать множество одинаковых элементов из бумаги, сложенной гармошкой;
- освоить приём симметричного или парного вырезания;
- самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей;
- развивать чувство цвета, приучать к аккуратности, воспитывать художественный вкус;
- создавать коллективные работы.
Технические приёмы, которые используются в работе со старшими дошкольниками.
Все нижеописанные навыки по силам освоить пятилетним детям при активной целенаправленной работе с ними воспитателей или родителей.
- Обрывная техника. Этот приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, мозаичной декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (домики, дым из трубы, облака, пушистый снег, кирпичная кладка, мостовая и т. д.).
Вот такую оригинальную аппликацию ребёнок может создать, используя оюрывную технику
- Мозаичное выполнение аппликации. Основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.
- Симметричная аппликация. Заготовка, подготовленная воспитателем, с изображением силуэта детали или предмета (машинка, дерево и т. д.) складывается пополам. Затем, придерживая сгиб сложенного листа, дети вырезают силуэт по контуру.
- Многослойная техника. При многослойной технике создания образа детали меньшего размера накладываются на детали большей величины (окошечки, двери, балконы, колонны на фасаде домов и т. д.).
- Ленточная аппликация. Такой способ очень практичен и удобен для быстрого получения множества одинаковых деталей для коллективной композиции (кирпичики, элементы забора, окна, колёса, облака). Продолговатый лист бумаги складывается гармошкой и вырезается необходимый контур.
- Силуэтная техника исполнения. Такой способ вырезания доступен детям, которые уверенно оперируют ножницами и достигли высокого уровня ручных умений. Воспитатель или ребёнок (это может быть несложный рисунок сказочного домика или современной машины) наносит контур образа на лист бумаги или очерчивает готовый трафарет, затем вырезает.
- Нетрадиционная — использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
Необычные домики из гороха и макаронных изделий
- Аппликации из салфеток. Салфетки дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение, заполняющее внутреннее пространство силуэта, или самостоятельный материал для создания аппликаций (сугробы, заснеженная крыша, кроны деревьев, пушистые облака и т. д.). В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.
- Аппликация из ткани. Особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами. В работе с детьми старшего дошкольного возраста лучше всего использовать этот материал как дополнение к основе, например, приклеив ткань-сетку к картону.
- Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика). Прекрасный материал для дополнения фона. Такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал.
ход нод аппликации дома на нашей улице старшая группа поэтапно
ход нод аппликации дома на нашей улице старшая группа поэтапно 22 июн 2015. Особое значение в старшей группе приобретает. Дома на нашей улице. 1. 1. старшей группы по разделу «Аппликация». Тема НОД. У утки не утенок, а… (утята). . Аппликация из осенних листьев для средней группы детского сада 22 июн 2015. Особое значение в старшей группе приобретает. Дома на нашей улице. 1. 1. старшей группы по разделу «Аппликация». Тема НОД. 19 фев 2015. Наша русская кровь. Конспект интегрированной НОД по рисованию и ознакомлению с. Консультация для родителей Развиваем малыша дома. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с. играх на улице 3. расширение и активизация словаря по теме 4. Лепка «Большая утка с утятами».. Аппликация «Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду» (коллективная работа) Ход занятия: Вос-ль: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку: Жёлтый одуванчик По двору идёт. Конспект НОД по аппликации в старшей группе « Голуби ». Гульцева Ольга Михайловна. 31 Мар 2015. 4 окт 2013. Аппликация (коллективная) Тема: «Наша улица» (старшая группа). ближайшей улице, наблюдение за строительством нового дома. Ход занятия.. . Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Галяминских Н.В. Развлечение в старшей группе на тему: «Осенние посиделки». НОД по аппликации в подготовительной группе компенсирующего вида по. . Экскурсии в библиотеку дома культуры Нового поселка.. Ход конспекта. Молодцы. Давайте подумаем, кто будет главным героем нашей сказки? 5 мар 2016. Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Строители строят дома». МАТЕРИАЛ: рисунки с изображение поэтапного строительства. Тема: Аппликация «Строители. Мы строим дом» Конспект НОД. Конструирование из строительного материала ТЕМА: Дома на нашей улице. 8 дек 2014. Образование аппликация в старшей группе.. видео НОД ИЗО ТРИЗ в средней группе Букет для воспитателя — Duration: 22:26. Татьяна. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА). . Дети самостоятельно подбирают краски и украшают уточку с утятами узором «солнышко». Галяминских Н.В. Развлечение в старшей группе на тему: «Осенние посиделки». НОД по аппликации в подготовительной группе компенсирующего вида по. . Экскурсии в библиотеку дома культуры Нового поселка.. Ход конспекта. Молодцы. Давайте подумаем, кто будет главным героем нашей сказки? Ход НОД ← Непосредственно — образовательная деятельность по аппликации в старшей группе НОД по аппликации в средней группе: Объемный ежик →. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы по теме «Дома на нашей улице » (аппликация). Ход НОД. В группе появляется щенок с перебинтованной лапой. Конспект занятия по аппликации Улицы моего городав старшей группе. Цель: создать условия для формирования у детей представления …Конспект НОД по аппликации для детей второй младшей группы «Дома на нашей улице». 8 дек 2014. Образование аппликация в старшей группе.. видео НОД ИЗО ТРИЗ в средней группе Букет для воспитателя — Duration: 22:26. Татьяна. 4 окт 2013. Аппликация (коллективная) Тема: «Наша улица» (старшая группа). ближайшей улице, наблюдение за строительством нового дома. Ход занятия.. . Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. НОД по аппликации. в старшей группе. Домик для собачки. Подготовила ХОД НОД. Здравствуйте! Давайте вместе с вами сейчас поднимем настроение себе и нашим гостям. 22 июн 2015. Особое значение в старшей группе приобретает. Дома на нашей улице. 1. 1. старшей группы по разделу «Аппликация». Тема НОД. Аппликация «Утка с утятами» Конспект занятия в средней группе по образовательной области художественно- эстетическое развитие (аппликация). Формы организации. Возрастные группы. Младшая (3 – 4 г.) Средняя (4 – 5 лет) Старшая (5 – 6 лет) 5 мар 2016. Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Строители строят дома». МАТЕРИАЛ: рисунки с изображение поэтапного строительства. Тема: Аппликация «Строители. Мы строим дом» Конспект НОД. Конструирование из строительного материала ТЕМА: Дома на нашей улице. «Дома на нашей улице». «Новогодняя поздравительная открытка для дома». «Красивые цветы». Конспект занятия в средней группе аппликация утка с утятами программа детство Kimyshka9977 я жду тебя.
учимся рисовать деда морозп тема недели зимующие птицы в средней группе топик по казахскому языку про магазин телеграмм на смартфон нокиа 5530 фармхимия беликов читать онлайн текст blue jeans верещагина т.п.симоненкова о.м.біляєва украінська мова 7 клас таблица по теме становление антидемократических фото татухи спаси и сохрани латинскими буквами футбольная команда страны 7 букв у.карамазаў дзяльба кабанчыка укажите часть россии в которой за последние 15 лет таня сделала покупку на 15 рублей краткая запись
Планирование занятий
В старшей группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по аппликации в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.
Схема занятия:
- Вводная часть — включает познавательную или игровую беседу мотивирующего характера, стимулирующую активность детей и настраивающую на работу с конкретным сюжетом (приблизительно 3–5 минут).
- Практическая часть — воспитатель объясняет и показывает последовательность и технические приёмы работы, обращает внимание детей на необходимость соблюдать осторожность во время работы с ножницами, аккуратно пользоваться клеем (3–5 минут).
- Самостоятельная работа детей (15–20 минут);
- Заключительная часть — дети рассматривают и обсуждают созданные ими аппликации или коллективную работу (3 минуты).
Беседу развивающего и познавательного характера имеет смысл начать с вопросов о названиях улиц, транспорте, можно провести небольшой интересный экскурс в историческое прошлое города, вспомнить о достопримечательностях и памятниках, которые являются визитной карточкой, символом родного города. Занятие будет интересным, если воспитатель продумает игровую линию сценария, взяв за основу один из популярных сказочных сюжетов: поэтическую сказку «Кошкин дом», приключения трёх поросят, мечту дядюшки Тыквы о домике из литературной сказки Джанни Родари о Чипполино, трогательную историю об освобождении родного города от захватчиков из пьесы Т.Г. Габбе «Город мастеров» и т. д.
Стихотворения и загадки, которые можно использовать на занятиях, посвящённым темам о доме или городе.
Я себе построю дом, Много места будет в нём! Будет в доме стол и печка. Я пущу в свой дом овечку. Петушка пущу в свой дом, Ну и курочку — при нём. И корову, и козляток, И лошадок — поросяток. Пса с котом — само собой, Веселее им со мной. Гусь мне нужен для порядка, Кто шалит — щипнёт за пятку. Будет филин с нами жить – Ночью домик сторожить… Но стал я что-то сомневаться: А мама с папой согласятся? (И. Столова) Я построил домик, Маленький домишко, Чтоб жила в нём мышка, Не ходила в норку. Но пришла улитка, Утащила домик И живёт в домишке, Вместо, вместо мышки. (К. Мельникова) | Вот квадратик, треугольник, Получился целый домик! Мы в него кота поселим, Вот ему будет веселье! Вот цветок на подоконник, Чайный столик на балконе. Рядом с домиком-гараж, Будочка и пёсик наш. Я видел в лесу Удивительный домик, Живёт в нём забавный Приветливый гномик. Из вафель в нём стены и Крыша в помадке – Чудесный оттенок, И дверь — шоколадка. Ступеньки крылечка – Ирис ароматный, Окошки сердечком – Красиво, приятно. В саду возле дома Кусты мармелада, Росинки из рома, Фонтан лимонада. Понравился очень Мне сказочный домик, Как жаль, что росточком Я выше, чем гномик. (Н. Шичаев) | Уродились грибочки Одного росточка, Стоят вдоль тропинки, Ровные спинки, Старый гриб ломается, Новый растёт. (Улица с домами) В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый. (Дом) Что на домике моем И важней всего и выше? Без чего и дом — не дом (Крыша) Весь день стоят на улице, прохожимулыбаются. Их служба начинается, когда ужесмеркается. (Фонари на улице) Я в дом любой тебя впущу, Стучишь — я рада стуку. Но одного я не прощу – Коль не подашь мне руку. (Дверь) |
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
- Обучение конструированию из кусочков ваты, ткани, листьев на картонной или бумажной основе, использование пластилина, дальнейшее совершенствование умений работать с ножницами, клеем и цветной бумагой.
- Развитие самостоятельности и творческой инициативности при определении сюжета или жанра (предметная картина, пейзаж) аппликации.
- Развитие умения слышать и понимать музыкальное или поэтическое сопровождение, которое звучит во время исполнения творческого задания. Такое интересное объединение различных способов эмоциональных и художественных инструментов воздействия нацелено на достижение всестороннего эстетического развития детей, формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.
Конспект занятия по аппликации на тему «Город Дружбы» (автор Л. Тимофеева)
Задачи:
- научить воспитанников вырезать несколько одинаковых деталей из полоски, сложенной гармошкой (окна дома, колёса для машин, полоски для пешеходного перехода);
- закреплять навыки симметричного вырезания (силуэты ёлочек, дома, крыши);
- освоение приёма силуэтного вырезания машин по трафарету;
- размещать окна на уровне одной линии;
- пробуждать познавательный интерес к окружающему миру, любовь к малой родине,;
- развивать умение согласованно работать в коллективе.
1. Вводная беседа. Небольшая подготовительная беседа об историческом прошлом и настоящем родного города или посёлка, целью которой будет проявление интереса к предстоящей работе. Можно использовать наглядный материал, например, фотографии или картинки, изображающие улицы, архитектурные достопримечательности родного города, которые будут легко узнаваемы детьми, и вызовут положительный эмоциональный настрой.
2. Практическая часть. Воспитатель обращает внимание детей на приготовленный заранее лист ватмана с некоторыми приклеенными и нарисованными деталями будущей композиции, например, дорога, один домик, дерево. Затем воспитатель предлагает детям закончить картину, дополнив её недостающими фигурами и силуэтами.
Каждая подгруппа детей выполняет своё задание для коллективной композиции
Дети разбиваются на подгруппы:
- первая – «строит» дома;
- вторая — вырезает машины;
- третья — отвечает за деревья, солнышко и облака.
Воспитатель объясняет и показывает приёмы и способ изготовления деталей аппликации.
– Задание для первой команды. От листа цветной бумаги отрезаем ленточку, складываем её в несколько раз, затем раскладываем и разрезаем по линиям сгиба, так получим окошки. Если лист сложить пополам и затем разрезать, то получатся стены домов. Прямоугольники, уголки которых сверху срезаются, превращаются в крыши.
– Теперь меня внимательно слушает вторая команда. На некоторых прямоугольниках нарисованы силуэты легковых и грузовых машин, их необходимо аккуратно вырезать, из квадратиков вырезать колёса, закруглив уголки.
– Третья команда, внимание! Зелёные прямоугольники, сложенные пополам и вырезанные по контуру обведённого трафарета станут симпатичными ёлочками, из прямоугольников коричневого цвета вам необходимо вырезать стволы деревьев. Голубые прямоугольники и жёлтый квадрат вы преобразите в облака и солнышко.
– Каждая команда старательно вырежет свои детали, а затем все вместе вы создадите свой «Дружный город» на ватмане. Приступайте к работе.
3. Дети самостоятельно работают. Воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости, контролирует работу с ножницами и клеем.
4. Подведение итогов.
– Сколько прекрасных домов на нашей улице, в них будут жить счастливые, дружные семьи, взрослые и дети. Все наши дома уютные, тёплые и гостеприимные. Вы большие молодцы!
Вот такая развёрнутая композиция получилась в результате дружной работы
Аппликация»Многоэтажные дома»
Тема: «Многоэтажные дома».
Программное содержание:
формировать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность, передавать в аппликации различные по высоте дома, закреплять умение разрезать полоску, сложенную в несколько раз, для окон дома, располагать окна на одном уровне. Закреплять знания детей о родном городе, о названиях улиц, на которой находится детский сад и на которой живут дети, развивать диалогическую речь детей; продолжать упражнять в аккуратном наклеивании, воспитание чувства композиции, интереса и любви к родному городу. Закреплять умение работать в коллективе.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им, а теперь улыбнёмся друг дружке.
Раздается стук в дверь. Воспитатель подходит к двери: «Кто там?»
-Посмотрите, нам почтальон принёс письмо от Лесовичка.
В: Давайте мы с вами прочтём его и узнаем, что нам пишет Лесовичёк.
Письмо от Лесовичка.
«Здравствуйте, ребята!
Мне хочется увидеть ваш город, но приехать я к вам не могу. Живу далеко в лесу и очень занят лесными делами. Пожалуйста, покажите мне свой город.
До свидания».
В: Ребята, а где мы живём?
Д: в городе Арзамасе.
В: Да, мы с вами живем в городе Арзамасе. Наш город большой и красивый. В нем много улиц.
В: Скажите, а на какой улице вы живете?
Ответы детей.
В:А вы знаете, на какой улице расположен детский сад?
Дети: На улице Володарской.
В: Наш детский сад очень красивый. В нем много детей и они все живут дружно. Они любят петь, танцевать, рисовать и играть. Наши дети любят заниматься.
В: Ребята, давайте отправим Лесовичку картинку про наш город.
— Посмотрите, на большом листе бумаги я нарисовала: дорогу, небо, посадила деревья, но на этой картинке чего-то не хватает, чтобы получилась настоящая улица города. Как вы думаете, чего не хватает? (Ответы детей)
.
Дети: Здесь не хватает домов.
В
: Правильно, нет домов
.
В нашем городе много домов и все они разные. А что есть у дома? (крыша, стены, окна, балконы, двери.) И сегодня мы попробуем себя в новой профессии.
Скажите, кто строит дом? Кто придумает проект дома? Кто красит стены?
Ответы детей.
В
: Садитесь, пожалуйста, на свои места, сегодня мы будем строителями.
А строительным материалом будет бумага, начнем мы с проекта дома. У нас есть полоска, что можно из нее сделать (окна), а как? Правильно, сложить несколько раз и разрезать. А большой прямоугольник — это сам дом, его стены. Его можно наклеить в длину, тогда в доме будет мало этажей, можно в высоту, тогда дом будет многоэтажным.
В. объясняет приемы выполнения работы:
Чтобы сделать дом:
- Берём большой прямоугольник и кладём его перед собой на стол.
- Берём один прямоугольник голубого (желтого) цвета. Прямоугольник складываем пополам уголок к уголку, а потом разглаживаем по линии сгиба, разворачиваем, разрезываем – это будет 2 окошка, так сделать с остальными голубыми прямоугольниками. Выкладываем их на большой прямоугольник.
- Берём прямоугольник коричневого цвета и срезаем у него углы с одной стороны – это будет крыша. Обрезки кладём обратно в тарелочку. Выкладываем крышу на большой прямоугольник.
- Намазываем каждую деталь клеем на клеёнке и клеим на свои места, где взяли.
В: приступайте к работе. Но, сначала давайте вспомним правила работы с ножницами.
1.Ножницы кладите кольцами к себе. 2. Следите за движением лезвий во время резания.3Не оставляете ножницы раскрытыми.4. Передавайте ножницы кольцами вперед. 5.Не машите ножницами, не подносите к лицу.6.Используйте ножницы по назначению.7. Храните ножницы всегда в определенном месте.
В ходе занятия воспитатель напоминает, как нужно работать с ножницами и клеем.
Техника безопасности при работе с клеем.
- С клеем обращайтесь осторожно.
- Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
- Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
- При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
- По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
Контролирует выполнение работы детьми, соблюдение необходимой цветовой гаммы, дает советы по созданию деталей рисунка.
В: тот, кто закончит строить дом, подойдет ко мне, и мы приклеим его к ватману. У нас получится целая улица.
В: вот какая красивая улица у нас получилась! Вы хорошо пофантазировали и эту улицу можно назвать улицей будущего. Она очень уютная, яркая. Вот и наш детский сад. На какой улице он находится? Правильно, на улице Володарской.
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать. Сто подряд!
Квадратными глазами друг на друга глядят.
В конце занятия воспитатель предлагает посмотреть детям на уже готовую картинку и обратить внимание, все ли дома получились ровными, аккуратными ,а также внимательно посмотреть все остальные.
В: Мы отправим фотографию нашей улицы Лесовичку, он увидит, какой красивый наш город. Я думаю, что наша улица ему понравится. Молодцы ребята. вы хорошо занимались и трудились, а теперь давайте приведем в порядок наши рабочие места.
Схемы и поэтапное описание выполнения аппликаций на тему домов на улице и машин, которые едут
«Заснеженный дом» — предметная аппликация
Материал: цветная бумага, карандаши, отходы в форме конфетти от работы дыроколом. Используется симметричная техника вырезания деталей (дом, крыша) со складыванием листа пополам и ленточная для оформления окна.
Весь объём работы дети выполняют самостоятельно, в том числе осуществляя выбор цветовых оттенков.
- Основой будет белый лист бумаги, на который ребёнок карандашами наносит фоновый рисунок, изображая небо и землю, разделённые линией горизонта.
Основу разрисовать карандашами
Вырезать квадрат (стена дома), треугольник (крышу), квадратики для окна и прямоугольник для трубы, затем приклеить на лист-основу.
Приклеить стену, крышу, окно и трубу
- Кружочек и остроугольные полоски изобразят солнышко с лучами.
Добавить солнышко
- Нанести клей на поверхность аппликации и насыпать конфетти, работа готова.
Приклеить конфетти
«Домик» – в технике оригами с элементами аппликации
- Приготовить квадратные заготовки из прямоугольного листа. Загнуть угол листа таким образом, чтобы короткая сторона легла вдоль длинной, завернуть оставшийся кусок, развернуть весь лист и отрезать «лишний» прямоугольник. Понадобятся два квадрата одного размера.
- Сложить два квадрата цветными сторонами наружу.
- Цветные квадраты сложить пополам (дети должны сказать, что это фигура прямоугольника), верхний цвет будет соответствовать крыше, а находящийся внутри — стене дома.
Сложить квадрат пополам
- Вновь сложить прямоугольник пополам по вертикале, затем развернуть, при этом будет видна линия сгиба.
Прямоугольник вновь сложить пополам
- К получившейся линии сгиба загнуть боковые стороны прямоугольника с обеих сторон — получится квадрат.
Загнуть боковые стороны так, что получится квадрат
- Развернуть сложенный квадрат так, чтобы сверху образовался треугольник (крыша).
Получившийся квадрат развернуть так, чтобы получилась крыша
- Домик готов, осталось вырезать и приклеить окна и трубу.
Готовый домик в технике оригами с элементами аппликации
«Зимний домик» в нетрадиционной технике
Аппликация может стать оригинальным подарком к Новому году.
Материалы: цветной картон тёмно-серого или тёмно-синего оттенка, ткань-сетка А 4, шаблон, вата, клей, восковые карандаши, пайетки.
Материалы для аппликации
Предваряем работу чтением стихотворений о зиме, это позволит создать творческое настроение. Дети выполняют всю работу самостоятельно.
- Распечатанный шаблон вырезать по контуру.
Вырезать шаблон
- Раскрасить домик цветными восковыми карандашами, выбирая произвольные оттенки.
Разукрасить восковыми карандашами
- Намазать клеем крышу домика, нанести вату.
Приклеить вату
- На лист картона приклеить ткань-сетку.
Подготовить основу
- На подготовленную основу приклеить домик. Аппликация готова.
Приклеить домик на основу
- Получившуюся открытку можно украсить пайетками (снежинки) или конфетти.
Готовая открытка
«Ночной город» — коллективная аппликация
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
Материал для работы
Основная техника — ленточная и парная для вырезания, накладная для наклеивания. Все детали для аппликации дети вырезают самостоятельно.
- Подобрать основу для работы. Лучше всего подойдёт картон чёрного или коричневого оттенка.
- Цветную бумагу разрезать на детали геометрической формы (треугольники, квадраты, прямоугольники) различного размера и цвета.
- Наклеить, начиная с середины листа-основы, большие и маленькие прямоугольники, квадраты (дома) и низкие или высокие треугольники (крыши).
Приклеить первый ряд геометрических домиков и крыш
- Отступить вниз и приступить к работе над вторым рядом домов, который наклеивается в аналогичном порядке.
Добавить второй ряд
- Последовательно пройти третий и четвёртый ряд, заполняя весь фон.
Последовательно заполнить весь фон
- Жёлтую бумагу разрезать на мелкие полоски прямоугольной, закруглённой и квадратной формы (окошки) и наклеить. Можно добавить звёздочки.
Добавить окошки и звёздочки
«Осенний город» — коллективная аппликация
Материал: ватман, цветная бумага, сухие листья, краски, небольшие картинки людей, клей, ножницы.
Материал для аппликации
Техника: симметричное и ленточное (лист, сложенный гармошкой) вырезание. Композиционный замысел дети реализуют самостоятельно, с вырезанием деталей также справляются самостоятельно. Объём работы можно распределить между детьми таким образом, когда один ребёнок готовит детали для домов, другой вырезает картинки людей из старых журналов, остальные готовят фоновый рисунок и детали для композиции, например, светофор, пешеходный переход, машинки, солнышко т. д.
- Нарисовать акварельными красками небо, траву, землю.
Нарисовать фон акварельными красками
- Вырезать геометрические детали (прямоугольники, треугольники, полоски, овалы, кружочки) разного цвета и размера для домов, «зебры», светофора, колёс машин, солнца.
- Приступить к заполнению второго плана картины, наклеивая дома, сухие листья (деревья).
Заполнить второй план
- Вырезать силуэты машин по трафарету, который заготовит воспитатель. Дополнить композицию деталями пешеходного перехода, светофора, приклеить машины.
Приклеить машины, светофор, пешеходный переход
- Приготовить волнообразной формы облака, приклеить солнце, облака и картинки людей, дорисовать птичек. Работа готова.
Добавить облака, солнышко, картинки людей
Видео: аппликация «Дом в снегу»
Конспект занятия Аппликация «Дом»
Тема: «Дом»
Программное содержание.
Обобщить представление детей о домах (их
сходстве и различии, форме и строении) учить создавать в аппликации образ многоэтажного дома. 3акреплять знания о предметах прямоугольной формы и различного
положения их в пространстве. Упражнять в составлении изображения из частей. Закреплять приемы аккуратного приклеивания Воспитывать интерес к аппликации
Материалы:
клей, кисти, салфетка, ножницы, клеенка, альбомного листа, прямоугольники цветной бумаги светлых тонов и полоски цветной бумаги для окон, дверей, крыши, кукла- мальчик.
Иоо: познавательное развитие; речевое развитие.
Ход нод
1. Ребята мы с вами вчера на прогулке рассматривали дома, которыенаходятся поблизости
А сейчас посмотрите на эти дома и скажите, кто в таких домах живет?
Ответ детей: (люди)
В: Посмотрите внимательно, и скажите, чем отличаются дома друг от друга?
Ответ детей:
В: Скажите, а в каком из этих домов живете вы? Как называются люди,
которые живут рядом с вами?
Ответ детей: (соседи).
В: Большие волшебные дома образуют целые улицы, каждая улица имеет своё на3вание, А на какой улице живете вы
Ответ детей :
В: Молодцы ребята ! А давайте мы с вами сделаем свой красивый многоэтажный дом?
В: Давайте вспомним, из каких частей состоит дом?
Ответ детей: (Стены, крыша, окна).
В: На какую геометрическую фигуру похожи стены дома?
- Ответ детей«СТРОИМ ДОМ #2»
Целый день тук да тук — Раздается звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят.
(Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем.
(Вращать кисти рук)
Физминутка.
Молотком и топором,
Строим новый дом.
В доме много этажей,
Много взрослых и детей.
В: Отдохнули. А сейчас усаживаемся на стульчики. Давайте с вами
рассмотрим схемы? С чего мы с вами начнем клеить дом?(стены, крыши,
окна, двери
Напоминаю об аккуратности.
В: Ребята, кто закончил выполнять свою работу, выкладываем свои дома на нашу новую улицу, и убираем своё рабочее место. Ребята, а сейчас давайте дадим название нашей новой улицы?(анализ работ)
Рассматривание дома. Ребята, давайте посмотрим, какой можно сделать дом из бумаги. Воспитатель показывает образец. Дети рассматривают образец, разделяя на составные части: крыша, окна, двери.
3. Объяснение и показ.
Воспитатель предлагает детям подумать, как из полоски нарезать окна, двери, крышу, в случае необходимости объяснить. Напоминает правила наклеивания: «Сначала наклеиваем прямоугольник – дом, затем разложим окна, крышу, двери. Клей набираем на всю кисть, затем лишнее убираем о край баночки. Намазываем полоску клеем (обязательно на клеёнке, начиная с середины, постепенно переходя к краям). Положим кисть, взяли полоску обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижать салфеткой, промокнув лишний клей».
4. Самостоятельная работа детей. Дети вырезают из полосок окна, дверь, срезают углы у крыши, выкладывают, наклеивают на лист. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно держали ножницами. В случае необходимости напоминает, поправляет положение пальчиков, держащих ножницы. Напоминает об аккуратном наклеивании. По окончании работы, воспитатель предлагает положить свои работы на стол — пусть они подсохнут.
5. Пальчиковая гимнастика: “Дом на горе”
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все старались и сделали красивые домики. Мальчик Ваня говорит, что он понял, что делать домики можно не только из кирпича, но и из бумаги и ему не терпится теперь самому сделать, он торопится домой, прощается, уходит. Ну а мы с вами поиграем:
На горе мы видим дом (все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: тук-тук-тук. (кулаками по столу)
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
6. Итог нод:
-чем мы сегодня делали?
-для кого делали домик?
-какой домик делали?
-вам понравилось делать домик?
Самоанализ НОД по аппликации в старшей группе
Тема: «Галстук для папы» Занятие осуществлялось на основании конспекта. Конспект составила самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста. Форма организации – подгруппа детей. На занятии решались следующие цели и задачи: Образовательные. Расширение кругозора детей о значимости праздника День защитника Отечества, активизация и расширение словаря (за счет приобретения новых слов: галстук, атрибут, аксессуар). Закрепление знаний геометрических фигур, совершенствование навыков наклеивания и умения работать с ножницами. Здоровьесберегающие. Обеспечить двигательную активность детей, используя здоровьесберегающие технологии (позы: сидя, стоя физкультминутка, слежение за правильной осанкой детей во время работы). Воспитательные. Воспитывать интерес к аппликации, вызвать положительные эмоции, интерес, радость, желание своими руками сделать приятный подарок папе, учить самооценке своей работы. Для реализации каждой задачи, мною подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной и практической деятельности. Пособия представлены в нужном размере, количестве, эстетически оформлены. В ходе занятия детям предлагались разнообразные виды деятельности (познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная). Структура занятия состоит из трех частей, все они взаимосвязаны одной темой. Первая часть занятия состоялась из психологического тренинга: настрой на позитивное настроение; чтение художественного слова (стихи детей); рассуждение детей какой подарок подарить папе. Были использованы различные методы и приемы (наглядный – для привлечения внимания детей, словесный – вопросы детям, беседа для активизации словаря, повторение, обобщение). Вторая часть – основная. Проблемный вопрос: «Что изготовим в подарок для папы?». Показ – объяснение процесса самой продуктивной деятельности. Развивать умения создавать эстетическое оформление галстука при работе методами аппликации. Третья часть – заключительная. Папам решили подарить галстук, а детям смайлики. При анализе НОД с детьми обсудили, что им понравилось, с чем они справились, какое у них эмоциональное настроение после выполнения всех заданий, что им запомнилось, и что они расскажут родителям при встрече. Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей старшего дошкольного возраста. Воздушно-тепловой режим был соблюден. Занятия статичное, но включает положение детей сидя, стоя и физическая разминка. Я считаю, что с поставленными программными задачами, в ходе занятия дети справились. Усвоили и закрепили навыки вырезывания и наклеивания, а самое главное приобрели новые знания, что такое галстук, чем он является в одежде.