Варианты композиций на основе темы
В программе по изобразительной деятельности для средней группы лепка грибов детям предлагается в октябре (ведь это такие же дары осени, как овощи и фрукты). Тему можно обозначить более конкретно, например, «Красавец-мухомор» или «Боровичок», сделав акцент на особенностях определённого гриба.
Можно предложить такую тему, как «Грибочки для ёжика» (белочки, лесных зверят). Конкретный образ животного воспитатель обыгрывает в мотивационной части занятия.
Кроме того, ребята могут лепить грибы на полянке. Это может быть индивидуальная (3–4 грибочка на травке) либо коллективная композиция. Во втором случае педагог готовит большую основу: это может быть лист картона формата А3, окрашенного в зелёный цвет, искусственная трава, мох и пр.
Полянку (основу для коллекттивной лепки) готовит воспитатель, используя картон, бумагу, искусственную траву и прочие материалы
Ещё один вариант темы – «Корзинка с грибами». Опять-таки обыграть её можно как индивидуальную и коллективную работу. Ребята могут слепить маленькие корзиночки, куда поместят свои грибочки (несколько штук), или же воспитатель заранее готовит корзину (например, из картонных полосок), а ребята складывают туда свои грибы.
Корзину каждый ребёнок лепит наиболее удобным способом
На занятии также можно одновременно лепить грибы и ягоды (дары леса). Например, на шляпке большого гриба или рядом с ним может лежать малина или веточка смородины из пластилина.
Конспект совместной деятельности в средней группе. Лепка «Грибы».
А кто еще живёт в лесу?
Давайте разомнём наши мальчики и поиграем в пальчиковую игру. «Соберу грибы» Пальчиковая игра «Соберу грибы Я корзину в лес беру, показывают удивление, разводят Там грибы я соберу. руки в стороны Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг! » Подосиновик, масленок, поочередно сгибают пальчики Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках, начиная Боровик, лисичка, груздь – с мизинца правой руки. Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, Все грибы несу с собой. А мухомор не понесу. Большой палец левой руки отстав- Пусть останется в лесу! Молодцы! Понравилась игра?
А теперь давайте рассмотрим их. Что есть у каждого гриба?
— Какие ножки у грибочков?
— А какая ножка у белого гриба?
— Посмотрите на шляпку, она какая?
Посмотрите ребята какие красивые грибы мы будем лепить сегодня из пластилина
Прежде, чем начать лепить, вспомним правила работы с пластилином.
— Для того, чтобы у нас получился гриб, сначала нужно слепить ножку, а потом шляпку.
— Как нам слепить ножку? Какими движениями ?
Только смотрите, чтобы колбаска была толстая и короткая, а не тонкая и длинная. А ножка то у нас с одной стороны потоньше, что нужно сделать? С одной стороны нужно взять тремя пальчиками – большим, указательным и средним и чуть-чуть оттянуть, немного сжимая пальчики. Этот прием называется оттягивание. Посмотрите, получилась ли у нас ножка с одной стороны толстая, а с другой потоньше.
-Теперь лепим шляпку. Какую форму имеет шляпка? Значит, как будем катать пластилин? У нас получился шарик для шляпки. Обратите внимание, что в серединке шляпка, выпуклая, у нее есть углубление для ножки, а ближе к краям она становится тонкой. Мы немного шарик сплющим, не сильно нажимая на ладони, и получим кружок. Здесь мы тоже будем использовать прием оттягивания. Какой приём лепки мы будем использовать .Как он называется? Теперь в серединку кружочка снизу ставим большой пальчик, а сверху двумя пальчиками указательным и средним начинаем потихонечку нажимать и одновременно оттягивать вниз пластилин. Посмотрите, у нас получилась шляпка круглая и выпуклая.
-Что теперь нужно сделать, чтобы получился гриб? (Соединить ножку и шляпку).Пододвигаем к себе тарелочку с пластилином
— начинайте сразу лепить. Сначала ножку, потом шляпку, . Кто сделает раньше, тихонечко можно взять еще пластилин и слепить еще грибочек. Разламывать и отщипывать кусочки от куска не надо. Работаем с целым куском.
Дети выполняют самостоятельно работу ,
под контролем воспитателя
В процессе работы ещё раз напоминаю, что с пластилином работать надо аккуратно, если кусочек пластилина упал на пол его нужно поднять.
Реализация индивидуального подхода при лепке грибов
Поскольку образ гриба в лепке можно воплощать с разной степенью сложности, эта тема очень подходит для реализации на занятии индивидуального подхода. Так, дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, могут более детально проработать поделку, обозначив у гриба «юбочку», прорисовав стекой насечки-пластинки.
То же самое касается и количества элементов композиции. В рамках темы «Грибы на полянке» кто-то сделает всего два грибочка, а кто-то — целую большую семейку.
При лепке грибов можно успешно применять индивидуальный подход
Художественно-эстетическое развитие — лепка. » Корзина с грибами»
29.08.2017 вторник (7-13)
Конспект занятия в старшей и подготовительной группах
на тему:
« Корзина с грибами»художественно-эстетическое развитие,Лепка.
Т. С. Комарова стр. 15
Цель:
упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приёмов лепки пальцами; закреплять умение лепить корзину; уточнить знание форм; воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Задачи:
Образовательная:
выявить навыки работы с пластилином; побуждать детей лепить корзину с грибами; закреплять умение классифицировать грибы (съедобные — несъедобные).
Развивающая:
развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов (углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки); развивать умение применять знакомые приёмы лепки (лепка предмета из отдельных частей, скатывание шарика, раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке, соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения); развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, память, творчество, мелкую моторику.
Воспитательная:
воспитывать аккуратность в работе с пластилином; воспитывать интерес к изобразительному искусству; воспитывать умение радоваться сделанной поделке.
Материалы к занятию:
доска для лепки; пластилин, стека.
Ход занятия:
Воспитатель:
«Ребята, давайте с вами закроем глазки и представьте лес, в котором тепло и солнечно, как летом. Послушайте, как поют птицы. Здесь растут высокие сосны, стройные березы, могучие дубы, журчат звонкие ручейки. Белочка прыгает с ветки на ветку. На полянках много ягод земляники, разных грибов. Представили?»
Дети:
ответы.
Воспитатель:
«Какие молодцы!!! А теперь откройте глазки. Вам понравилось в этом лесу?»
Дети:
ответы.
Воспитатель:
«Какой замечательный лес. Он наполнил вас хорошим настроением?»
Дети:
ответы.
Воспитатель:
«Ребята посмотрите на доску. Я для вас приготовила карточки с изображениями. Что на них изображено?»
Дети:
ответы (грибы).
Воспитатель:
«Какие из представленных грибов вы можете назвать?»
Дети:
ответы.
Воспитатель:
«Ребята как вы уже знаете грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?»
Дети:
ответы.
Воспитатель:
Ребята сейчас я вам расскажу о съедобных и не съедобных грибах.
БЕЛЫЙ ГРИБ
—
шляпка коричневая, круглая, ножка толстая. В глухом бору стоять привык Белый гриб растёт под ёлкой Любит прелые иголки. Загляни под ёлку смело Там растёт грибочек белый Крепок, вкусен и пригож Царь грибов собой хорош На толстой крепкой ножке я. Найти попробуйте меня.
ПОДБЕРЕЗОВИК
— растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета. Под берёзкой у дорожки Кто стоит на крепкой ножке? Он, в коричневом берете, Самый вкусный гриб на свете. Подберёзовик — крепыш. Соберём его малыш.
ПОДОСИНОВИК
— с красной шляпой, ножка высокая. Под осинкой притаился, Жёлтым листиком накрылся Гриб на крепкой ножке серой, В красной шляпке, загорелый. Подосиновик-малыш. Право, славненький, крепыш.
ЛИСИЧКИ
— желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Будто рыжие сестрички Прячутся грибы лисички Под горелой кочкой Там их много очень Леса чудные подарки Пригодятся для поджарки
ОПЯТА
— грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». А на стареньком пенёчке, И особенно в тенёчке, Аж семьёй растут грибочки – Дружно, как солдаты, Тянутся опята.
СЫРОЕЖКИ
— шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие. На полянке, вдоль дорожки Всюду встретится она, Сыроежка-гриб хороший Шляпка издали видна. Жёлтая и красная Сыроежка разная.
МУХОМОР
— самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку. Смотрит заинька в упор Вот так чудо мухомор! С красной шляпкой, С белой ножкой. У гриба красивый вид, Только жалко-ядовит!
Воспитатель:
Ребята скажите, а что нужно взять с собой в лес, чтобы собирать грибы?
Дети:
ответы (Корзину).
Воспитатель: «
Правильно ребята. Давайте мы с вами попробуем сделать корзину для грибов.»
Воспитатель поясняет как сделать корзину (для начала нам нужно взять кусок черного или коричневого пластилина и поделить его на две неравные части: меньшая часть пойдет на донце, а из большей части лепятся жгутики для стенок и ручки корзинки. Для изготовления донышка нам необходимо, скатать шарик. Затем сплющиваем его и получаем донышко. Для стенок корзины готовим 5 жгутиков. Изготовив укладываем их на донышко, накладывается первый слой колбаски, затем она накручивается по спирали слой за слоем. Сверху прикрепляется ручка. Для ручки корзины изготавливается один длинный жгутик и переплетается).
Воспитатель: «
А теперь ребята посмотрите ещё раз на грибы. Давайте повторим, из каких частей они состоят. Чем они похожи?»
Дети:
предполагаемые ответы (состоят из двух частей, шляпка, ножка).
Воспитатель: «
Правильно. А чем они отличаются?»
Дети
: предполагаемые ответы (размером, цвет шляпки).
Воспитатель:
«Правильно ребята. Теперь давайте слепим грибочки и положим их в корзину.»
Воспитатель поясняет как сделать грибы и помогает, корректирует действия детей, у которых что-то не получается (первым делом мы слепим ножку. Для этого нам надо скатать в столбик пластилин выбранного вами цвета, получится ножка у грибочка. Затем взять пластилин нужного вам цвета для шляпки. Скатать в шар и сплющить его между ладонями — получится шляпка для гриба. Теперь соединяем ножку с шляпкой, сглаживаем их между собой.)
Воспитатель:
«Вот ребята, получились у нас грибы. Давайте положим их в корзину.»
Похвалить ребят за аккуратность выполнения работы, выставить работы на подготовленное место.
Фотогалерея: работы воспитанников средней группы
Воспитатель раздаёт детям картон зелёного цвета произвольной формы с волнистыми краями (полянка), листья и травинки
Корзинку дети лепили из длинного жёлтого жгута пластилина
Каждый ребёнок может слепить произвольное количество грибов
Оригинальная идея — сделать большой пенёк из картона, на котором будут расти детские пластилиновые грибочки
Все грибы оформляются в коллективную композицию с использованием искусственной травки и аппликации
Грибочки дополнены пластилиновой корзинкой и сухими листьями
В средней группе ребята могут вполне реалистично изобразить мухомор, вылепив даже его характерную юбочку
Мухомор — красивый яркий гриб, который детям всегда нравится лепить
Мохнатый зелёный коврик идеально подходит для создания образа полянки
Яркая фантазийная композиция помещена на картонную подставку-полянку
Пластилиновые мухоморы можно поместить на настоящий мох
Занятия лепкой всегда увлекают дошкольников, особенно когда они мастерят знакомые предметы, которые можно наблюдать в природе или быту. Воспитанники средней группы уже создают более реалистичные образы грибов, уделяя внимание характерной цветовой гамме, форме, деталям. Ребята могут органично дополнить композицию подходящими элементами (травкой, корзинкой, ягодками). Главное — научить малышей конкретным приёмам лепки и вдохновить их на творчество.