Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото


История возникновения промысла

Жостово – подмосковная деревня. Именно там стало зарождаться искусство росписи более 200 лет назад. Прародителями этого направления стали мужчины из семьи Вишняковых. Отец и его сыновья занимались росписью декоративной посуды из папье-маше.

Они владели несколькими мастерскими, расположенными в ближайших от Жостово населённых пунктах:

  • Осташково;
  • Троицкое;
  • Хлебниково.

Постепенно Вишняковы развивали свой промысел и начали работать с деревянными изделиями. В их подмастерьях расписывали подносы, сахарницы, шкатулки. Украшали портсигары, чайницы и хлебницы.

К 1825 г. семья Вишняковых глубоко внедрила жостовское искусство в русский быт. Изделия, расписанные в их мастерских, стали узнаваемы по всей стране и имели высокий спрос. Однако мужчины не остановились на достигнутом и пытались расширять свой промысел всё больше. Они открыли ещё несколько мастерских в более дальних от Жостово сёлах.

Мастера, работающие с Вишняковыми, стали украшать не только бумажные и деревянные изделия. Они научились рисовать на железных подносах, поддонах и другой кухонной утвари. Подносы из металла получались особенно хорошо. Во-первых, изделия выглядели весьма симпатично, во-вторых, металл был защищен слоем краски, и посуда служила гораздо дольше. Новые мастерские появлялись на территории России до 1920 г. Мастера совершенствовали свои навыки, вносили в роспись новые элементы и мотивы.

В 1930 г. промысел Вишняковых столкнулся с трудностями. Советские ведомственные организации желали изменить жостовскую роспись, добавив в неё стандартные орнаменты и композиции, которые соответствовали требованиям коммунизма. Советские художники других направлений пытались сделать элементы росписи более натуралистичными и станковыми.

Мастера, занимающиеся жостовской росписью, были против этих нововведений. Они понимали, что таким образом искусство потеряет свою уникальность. Станет блеклым и ничем не примечательным. Преданность любимому делу и понимание уникальности этого направления, помогли ведущим художникам отстоять право жостовской росписи на существование. Искусство потерпело изменения, но совсем небольшие.

После тяжелого периода, традиционное творчество быстро было восстановлено и продолжало приобретать популярность. Мастера достигали новых высот. Их работы стали попадать на международные выставки. Вскоре жостовская роспись была признана исконно русским искусством.

В то время иметь в доме подносы и посуду, расписанную в этом стиле, было престижно. Русские старались покупать изделия в наборах, чтобы вся кухонная утварь составляла гармоничную композицию. Посуду дарили на праздники, в день свадьбы и на юбилеи.

Ближе к настоящему времени роспись все-таки потерпела небольшие изменения. Они были связаны с достижениями современности. На протяжении последних 60 лет производством расписной посуды занимается Жостовская фабрика, расположенная у истоков этого искусства.

Жостовская роспись (картинки с примерами расписной утвари можно рассмотреть далее в статье) несмотря на небольшие изменения в процессе изготовления продукции, фабрики стараются поддерживать традиции.

Рисунки на посуде мастера создают вручную. Машинное нанесение краски полностью отсутствует. Каждому расписному предмету присваивают уникальный номерной знак. Формы поддонов и подносов стали разнообразными.

Какими бывают подносы:

  • овальные;
  • круглые;
  • прямоугольные;
  • квадратные;
  • ромбовидные;
  • с высокими тонкими бортами;
  • с толстыми стенками;
  • с короткими бортами.


Сами изделия делают на станках. Часто мастера создают предметы уникальных форм. Они заказывают заготовки в цехах и у кузнецов. Форма изделия зависит от его функционала. Декоративные подносы обладают плавными формами, а те, что будут использованы для переноса еды и сервировки стола, создают удобными для мытья и использования в быту в целом. Поднос может быть оснащен ручками, а также петлями, за которые можно подвесить посуду на стену или в шкаф.

В настоящее время жостовская роспись остается популярной. Работы специалистов высоко ценятся и продолжают выставляться на международных выставках, а также на аукционах.

Особенности росписи

Жостовская роспись (картинки с фотографиями разной посуды помогут лучше рассмотреть традиционный орнамент) остается семейным промыслом. Часто родители начинают обучение детей в раннем возрасте. Зачастую они сами занимаются этим искусством. Юные мастера тратят несколько лет на обучение и только к совершеннолетию им становятся доступны все секреты создания традиционного рисунка. В последствии, профессионалы становятся наставниками для младшего поколения.


Роспись жостовских подносов производится только вручную с помощью беличьих кистей

Главные правила создания рисунка:

  • Процесс должен проходить только вручную. Никаких станковых способов нанесения краски на изделие быть не должно.
  • Для работы используют большие наборы художественных кистей. Ворс должен быть беличьим. Другими кистями получаются менее аккуратные и плавные мазки.
  • Рисунок создают масляными красками. Разбавлять краски можно только льняным маслом. Оно придает краскам мягкую текстуру, благодаря чему она ложиться на поверхность ровным слоем, без разводов.

Ещё 1 главная особенность – нанесение мазков слоями в определенной последовательности. Сначала мастер покрывает изделие черной краской. Затем приступает к рисованию цветочных мотивов, комбинируя яркие и пастельные оттенки. Благодаря такой технике нанесения краски, рисунок получается красивым, контрастным и притягивающим внимание.

Для украшения посуды художники используют традиционные композиции:

  • пучок полевых цветов;
  • букет из крупных соцветий;
  • разбросанные цветы;
  • венки из мелких цветов (используется для украшения круглых и овальных подносов);
  • 3 крупных цветка в центре изделия;
  • ветвь с цветами в углу;
  • цветочная рамка.

В конце работы мастер присваивает изделию номерной знаки и оставляет автограф в углу изображения. Эти элементы свидетельствуют о подлинности росписи. Красивые цветочные композиции превращают обыкновенные черные подносы в произведение искусства.

Изготовление подноса

Знаменитые подносы делают из листового железа, ковка проводится на механических прессах. Такие возможности связаны с современным этапом изготовления подносов. Прессы могут придать изделиям любую форму.

Популярные формы изготовления: круглая, овальная, гитарная, восьмиугольная, прямоугольная (сибирская), крылатая и комбинированная.

Как делают кованые подносы:

  • ручными ножницами мастер выкраивает скобку из 3-5 металлических карт;

  • с помощью молота и наковальни форму мастер выбивает и вытягивает;

  • край подноса закатывается, а чтобы изделие было прочнее, в нем делается проволочная закладка;

  • мастер выравнивает край молотком.

Затем художники приступают к росписи. Сюжет ее всегда будет эксклюзивным. Каждый фабричный кованый поднос имеет специальный номер, и качество изделия будет обязательно подтверждено сертификатом.

Если поднос делают с помощью штампа и пресс-форм, то в арсенале мастера 32 формы (начиная с А1, и далее по возрастанию). Подносы стандартной формы тоже расписываются вручную. Листы металла сначала кроят на нужного размера заготовки, потом идет вырубка и вытягивание изделия на электропрессе, и далее осуществляется закатка краев.


Заготовку подноса готовят по роспись

Далее идет не менее сложный этап – подготовка под роспись. И сегодня делают знаменитые жостовские подносы по устоявшемуся алгоритму: отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черновой эмали в несколько слоев (каждый слой следует просушить). И только после последующей зачистки начинается сама роспись.

К сожалению, случаи подделки жостовского подноса – не редкость. Подлинник всегда будет увесистым и не прогнется, если поставить на него тяжелую посуду. А еще настоящие подносы зеркальны, в них спокойно можно увидеть собственное отражение. Кривые линии и нечеткая прорисовка на подлинниках также невозможна.

Цвета жостовской росписи

Традиционно, для оформления разных частей рисунка, используются следующие оттенки:

ФонЧерный, серебристый, синий, красный, темно-зеленый.
ЦветыКрасный, оранжевый, розовый, желтый, голубой, синий.
ЛистьяЗеленый, светло-зеленый, жёлтый, белый, золотой.
Зооморфные элементыКоричневый, оранжевый, желтый, красный, белый, серый, синий.
Рамка (борта подноса, края посуды)Золотистый, серебряный, желтый, красный, черный.

После сложного периода в развитии росписи (1930 г.), яркие краски стали разбавлять пастельными оттенками. На цветах часто изображают блики белой краской. Зооморфные элементы стали выглядеть более реалистично, чем раньше. В целом роспись стала более разнообразной.

В последнее время (с 1970 г. до сегодняшних дней) популярным цветом для оформления фона стал оттенок «слоновая кость». На светлом, слегка бежевом фоне, яркие цветочные букеты сморятся не менее элегантно, чем на тёмном цвете. Светлый фон выглядит более мягким и придает посуде нежный, уютный характер.

Жостовская роспись, картинки, изображенные на посуде и другой кухонной утвари, благодаря широкому цветовому спектру привлекают внимание даже тех людей, которые не интересуются традиционным творчеством. Этот факт всегда был знаком того, что искусство действительно является уникальным и интересным.

Конспект занятия «Знакомство с жостовской росписью»

Татьяна Позднякова
Конспект занятия «Знакомство с жостовской росписью»

Конспект занятия для детей старшего возраста.

Знакомство с жостовской росписью.

Задачи: Познакомить детей с жостовской росписью. Предложить детям

этапы развития росписи. Рассказ об истории возникновения

жостовской росписи. Обратить внимание детей на то, что

основным мотивом жостовской росписи является букет на

черном лаковом фоне.

Материалы: подносы, альбомы, видео картинки.

Элементы и узоры жостовской росписи

Картинки, состоящие из элементов жостовской росписи, в ранний период выглядели чуть иначе. Линии были менее плавными. Цветов краски для создания рисунка использовалось меньше. На расписной посуде 1830-1900 гг. основными элементами выступали пейзажи, цветочные букеты и тройка лошадей.

В процессе развития творчества и появления новых художников, которые имели различные взгляды на искусство живописи, композиции стали меняться. На авторских работах новых мастеров стали появляться ландшафтные пейзажи, изображения водопадов, горные виды и замки с красивой, готической архитектурой.

Часто использовались сюжетные рисунки, которые отображали повседневную жизнь людей того времени. Например, можно найти снимки подносов и посуды, созданной в 1890-1900 гг. На них нарисованы дети, катающиеся на санях, упряжки с лошадьми и кучером, чаепитие с самоваром. Также были популярны изображения людей, плетущих лапти.

Позже главными композициями стали изображения цветочных букетов. Цветы могут быть разными: полевыми, садовыми, мелкими и крупными. В середине рисунка часто изображают крупные бутоны или раскрывшиеся соцветия. По краям рисуют цветы поменьше. Мелкие соцветия располагают между основными цветами, закрывая пустые пространства.

Роза – самый распространённый цветок, который изображают на рисунках жостовской росписи. Раскрытые лепестки выглядят ярко и необычно. Можно встретить изображение, где нарисованы розы в разной степени открытости цветка, от тугого бутона до полностью раскрытой и слегка увядающей розы.

Какие еще цветы можно увидеть на посуде, украшенной в стиле жостовской росписи:

  • красные маки;
  • желтые, красные и синий тюльпаны;
  • желтые и красные георгины;
  • розовые пионы;
  • белые мелкие ландыши;
  • желтые и сиреневые анютины глазки;
  • мелкие синие васильки;
  • светло-голубые подснежники.

Композиции не выглядят однотипными потому что художники вносят в них разнообразия, дорисовывая к букету ягодные грозди, фрукты и другие плоды. В итоге получаются красочные орнаменты.

С 1920 г. и до сегодняшнего дня, в жостовской росписи сохранились зооморфные мотивы и цельные изображения птиц и домашних животных. Эти рисунки выглядят весьма реалистично и хорошо сочетаются с цветочными узорами. Самый популярный вид птиц, который запечатлеют живописцы – павлин, или же жар-птица (феникс). Художник прорисовывает самые мелкие детали, перья, хохолки, торчавшие волоски. Часто длинный хвост изображают в виде цветочного ковра.

Если специалист выбрал менее реалистичное направление, то он рисует контур птицы и заполняет её крупными узорами произвольной формы. Чаще всего цвет таких рисунков желтый, а обводка и затемнение деталей выполняется оранжевой, либо красной краской.

Также популярны изображения петухов, жаворонков, хохлаток и соек. На темном фоне часто рисуют глухаря. Темно-синий цвет его перьев почти сливается с чёрным фоном, однако художники умело высветляют контуры птицы белой краской, от чего создаётся эффект, будто глухарь откуда-то из темноты. Из представителей животного мира, на рисунках можно заметить лошадей, оленей, медведей, реже котов и тигров.

Иногда на декоративной посуде можно встретить изображения рыб. Они не бывают реалистичными. Обычно контуры заполняют узорами, подбирая оттенки краски, сочетающиеся с основным цветочным орнаментом. Цветы при этом рисуют так, чтобы они напоминали водоросли. Рисуют длинные, вьющиеся стебли и мелкие соцветия тёмно-зеленого, желтого или красного цвета.

Сегодня технологии нанесения краски и состав материалов для рисования усовершенствованы, что позволяет живописцам украшать не только деревянную и металлическую посуду. Роспись можно выполнить на стекле, керамике и коже.

Краска не стирается и не откалывается. Поэтому подлинные изделия, выполнение известными мастерами стоят дорого. Сервизы, подносы и тарелки часто приобретают в качестве сувенира для юбиляров, а также их собирают в коллекции ценили антиквариата.

Техника создания узора

Жостовская роспись (картинки на разных поверхностях рисуют, используя одинаковую технику) создается в 9 этапов.

1 этап – замалёвка. Как он осуществляется:

  1. Поверхность посуды обезжиривают.
  2. Наносят грунтовку. Это специальный состав, который не позволит краскам скатываться и поможет закрепить их, чтобы рисунок не стирался.
  3. После сушки посуду окрашивают в тот цвет, который будет фоновым.
  4. Мастер подбирает эскиз. Затем делает отметки, чтобы рассмотреть несколько вариантов расположения рисунка на поверхности.
  5. Широкой кистью художник делает первые мазки. Он намечает положение крупных бутонов, листьев и лепестков. Часто в этот момент у мастера на столе сразу несколько работ. Он оформляет их одновременно.
  6. Набросок нужно закрепить. Для этого посуду кладут в сушильный шкаф. Минимальное время сушки – 12 ч. Дополнительное время, а также температура сушки зависит от материала, из которого изготовлен предмет.

Посуду вынимают из шкафа и остужают.


Далее начинается 2 этап – выправка. Художник прорисовывает формы крупных элементов более четко. Добавляет новые слои краски, делая набросок ярче.

Следующий, третий этап, называется «тенёжка». Как он осуществляется:

  1. Поверх наброска мастер наносит тонкие слои красок. Он разводит их маслом так, чтобы консистенция получилась полупрозрачной.
  2. Темные элементы рисунка прокрашивают более плотными цветами.
  3. Затемняют основана бутонов, выделяют тени между лепестками, смешивая краски на палитре.
  4. Тонкой кистью намечают положение прожилок на лепестках и листьях.
  5. Пририсовывают текстуру стеблей.


4 этап – прокладка. Художник использует пастельные тона. Он выделяет светлые части растений, накладывая более плотные слои краски.

5 этап – бликовка. Как он осуществляется:

  1. Используя широкую кисть и белую краску, мастер выделяет крупные блики.
  2. Мазки аккуратно растушёвывают. Они должны быть плавными, без четких контуров.
  3. Мелкой кистью выделяют светлые линии на краях лепестков, листьев и стеблях.
  4. Размашистыми кистями осторожно прорисовывают светлые прожилки. На кисть не давят. Только кончики ворса, смоченные в белой краске, касаются рисунка. Должны оставаться плавные, очень тонкие линии.


6 этап – чертёжка. Художник использует тонкую кисть и белую краску. Теперь он наносит четкие и яркие линии. Обводит по контуру все светлые участки рисунка. Выделяет края бутоны, кончики листьев и блики на ягодах.

7 этап – семенцовка. Используя желтую, оранжевую, свето-зелёную и белую краску, мастер прорисовывает тычинки, пестики и семена. Добавляет несколько мелких точек на фоне. Обычно они имитируют мелкие цветы.

8 этап – привязка. Это процесс «связывания» картинки в единое целое. Художник заполняет просветы между крупными деталями рисунка. Это могут быть точки, мелкие цветы, лепестки и крохотные листья. На все эти элементы также накладывают тени и высветляют блики.

Букеты, связанные в пучок, либо разбросанные цветы украшают тонкими травинками. Их рисуют светло-зелёным, темно-зелёным и желтым цветом. На светлом фоне трава может быть коричневой или темно-желтой. Живописец заполняет пустые пространства так, что трава образует легкую паутинку. Без этого этапа рисунки выглядели бы менее реалистично. Большие просветы между основными элементами приглушают привлекательность картинки.

Последний, 9 этап – оформление рамки. Рамку рисуют другие, специально обученные специалисты. В основном используют краску металлических цветов: золото, серебро, реже бронза. На светлом фоне нередко рисуют узоры черной или красной краской.

Орнаменты, которые используют для оформления бортов посуды – это силуэты листков и лепестков. Иногда это могут быть мелкие соцветия, а также переплетающиеся между собой линии и геометрические фигуры. Реже используют силуэты животных.

Рамка может быть многоуровневой, например: 1 круг состоит из линий, образующих ровные, идентичные друг другу петли. Следующий круг расположен под первым. Он состоит из четырехлистников. Последний круг – точки и мелкие цветы.

Жостовская роспись существует уже давно, и хотя искусство переживало трудные времена, оно мало изменилось, и поэтому его можно считать исконно русским ремеслом. Картинки помогут ценителям традиционного творчества научиться отличать подлинные фабричные работы от копий.

Автор статьи: Фролова Екатерина

Мастер-класс

Такой урок поможет самостоятельно освоить этот вид росписи. Мастер-класс можно использовать учителям, преподающим рисование детям. Рассмотрим, как выполнить жостовский рисунок поэтапно.

В качестве основного цветка композиции используют георгины. Эти цветы проще всего нарисовать новичкам и детям. Сначала делают набросок. На простом листе рисуют круг. После этого создают непосредственно цветок по технике двойного мазка. Для этого берут два оттенка. Лучше всего использовать красный и желтый.

Сначала кисть погружают в желтую гуашь. Излишки убирают о край емкости. На кончик кисти захватывают красную гуашь. После этого делают мазки на наброске в четырех точках – снизу, сверху, с одного и другого бока. Кисть держат таким образом, чтобы на лист сначала «лег» желтый оттенок, а кончик лепестка окрасился в красный тон.

Затем дорисовывают листочки по кругу. Когда краска заканчиваются, кисть снова погружают последовательно сначала в желтую, а потом в красную гуашь.

Когда первый круг полностью нарисован, выполняют второй ряд лепестков. Его делают внутри первого круга по такому же принципу. Затем делают лепестки в самом центре георгина. Цветок готов.

Можно дополнить композицию маками. Опять нужно сделать набросок. Для этого кисть погружают в желтую краску и на бумаге рисуют маленький круг. Это будет сердцевина цветка. После этого сверху и снизу красным тоном рисуют узкие листочки. К ним по бокам добавляют по одному штриху. Всего получается три полоски, которые соединяют в один листик в форме сердца.

По бокам наносят только две полоски на небольшом расстоянии друг от друга, которые соединяют полукругом. В центре листиков белой краской вырисовывают белые прожилки, а на сердцевине мака черным тоном делают семечки.

Из полевых цветов проще всего нарисовать ромашку. На листочке желтой краской рисуют сердцевину. Делают небольшой кружок, к которому потом пририсовывают лепестки. Здесь снова используют технику двойного мазка, но в этом случае берут белый и синий тон. Сначала кисть погружают в белую гуашь. Излишки краски убирают о края емкости. После этого кончик кисти погружают в синюю гуашь.

Сначала выполняют лепестки сверху, снизу, с одного и другого бока. Рисунок делают таким образом, чтобы ближе к центру лежал синий оттенок, а по краям лепестки были белыми. После этого лепестки дорисовывают по кругу, заполняя все пустое пространство.

Композиция не будет полной, если не добавить мелкие цветы. Это особенность жостовского подноса, сочетание больших и маленьких бутонов. Если занятие проводится по теме: «Жостовский рисунок 5 класс», лучше всего выбрать клевер. Детям не составит проблем нарисовать такой цветок.

Чтобы получить подходящий тон, на палитре смешивают два вида краски – оттенка фуксии и белила. В результате должен получиться нежно-розовый тон.

Полученную краску захватывают кистью, и рисуют ровный круг. Это основа клевера. После этого выписывают листики. Кисть обмакивают в краску цвета фуксии и последовательно выписывают ряды лепестков клевера:

  • на основании клевера делают мелкие штрихи;
  • выписывают второй ряд листиков, который должен находиться в центре цветка;
  • делают штрихи вверху клевера – это последний ярус лепестков.

После этого кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки краски снимают о бор емкости. Внизу клевера рисуют листики и ножку.

В букет включают незабудки. Чтобы нарисовать такие цветки, лучше всего использовать ватные палочки. Одни цветки делают белыми, другие – голубыми. Центр у всех незабудок – желтый.

Ватную палочку погружают в желтую гуашь. После этого на листке ставят много точек – это будет сердцевина незабудок. Между ними делают расстояние, чтобы нарисовать лепестки. Однако точки не рисуют слишком далеко, чтобы цветы объединить в единую композицию.

После этого берут другую ватную палочку и погружают в белую гуашь. По бокам сердцевины ставят пять точек, которые будут листиками. Затем рисуют незабудки голубым оттенком. Между цветками выписывают стебли и листики.

Далее переходят к написанию листиков. Сделать это сложнее, чем цветы. Для выписывания листиков нужно потренироваться, чтобы делать плавные, закругленные линии. Кистью двигают не спеша, по часовой стрелке.

Чтобы нарисовать листья, снова используют технику двойного мазка. Сначала кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки убирают о борт емкости. На кончик кисти захватывают желтую гуашь.

Рисуют длинные листочки. Для этого выписывают зигзаг на бумаге. Сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.

После этого переходят к рисованию листьев роз и георгинов. Для этого выполняют контур растения карандашом. После этого набросок заполняют зеленой краской. Сначала делают мазок в центре листочка, к которому добавляют мазки по бокам и так наполняют весь контур. Мазки наносят техникой «зигзаг»: сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.

Еще один вариант выписывания листьев – техника «запятая». Делают рисунок так – по бумаге ведут кончиком кисти, в затем всей кистью. Сначала делают мазок в центре. После этого по бокам выполняют еще два мазка.

В орнамент можно включить травку. Для этого кисточкой делают тонкие мазки в виде обычной запятой.

Когда техника рисования цветов освоена, переходят к рисованию жостовского подноса на бумаге. Для этого берут лист черного цвета и переносят на него композицию в такой последовательности:

  • в центр помещают георгины и маки;
  • цветы дополняют ромашками;
  • вписывают клевер и незабудки;
  • композицию «собирают» с помощью стеблей и листиков;
  • букет дополняют травой.

Завершающий этап создания подноса – выписывание орнамента. Для этого можно использовать любой узор. Это может быть простой вариант из точек и палочек или замысловатый, сложный рисунок.

Рисунок готов. Если его делали ученики, то они могут его подарить родителям. Например, маме на 8 марта.

Жостовская роспись – одна из самых красивых и простых техник, которую может освоить даже ученики начальной школы. Презентация из рисунков школьников зачастую украшает стенды учебного заведения. Такой рисунок можно выполнить с ребенком дома, чтобы он не только интересно провел время, но и познакомился с народным промыслом России.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]