конспект на тему «Свойства воздуха»план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему


Краткосрочный проект «Воздух вокруг нас»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Звёздочка» города Зернограда

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПОЧЕМУЧКИ»

«Воздух вокруг нас»

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Почемучки» «Воздух вокруг нас»

Вид проекта:

краткосрочный, групповой.

Тип проекта

: информационно-исследовательский, познавательный.

Сроки реализации проекта:

1 месяц

Участники проекта:

воспитатели, дети, родители.

Возраст детей:

6 — 7 лет.

Актуальность

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.

Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Актуальность выбранной темы проекта еще и в том, что человек не бережет то, что имеет, ведь ежегодно в воздух выбрасывается более миллиона тонн вредных веществ, которые губительно сказываются на жизнь всего живого мира.

Проблема

У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Какое значение воздуха? Как воздух загрязняется? Как охранять воздух? Такие вопросы возникли у детей во время беседы о воздухе.

Поиск форм ответа на поставленные вопросы

1.Работа с методической и художественной литературой.

2.Разработка содержания деятельности и подготовка ресурсного обеспечения для проведения исследований, опытов, экспериментов с воздухом, дидактических игр, занятий.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.

Задачи проекта для детей

  1. Познакомить детей с понятием «воздух».
  2. Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, может двигаться, необходим всем живым для жизни.
  3. Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов.
  4. Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, невидимый, передает запах.
  5. Формировать желание находить способы решения проблемы.
  6. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Задачи для педагога

1. Подобрать и изучить методическую литературу и интернет – ресурсы по теме проекта.

2. Подобрать дидактические игры, опыты, конспекты НОД видеоматериалы о свойствах и применении воздуха.

3. Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контакта между работниками дошкольного учреждения и родителями.

4. Мотивировать родителей для участия в реализации проекта «Познакомьтесь – это воздух!»

Задачи для родителей:

1.Улучшить взаимопонимание со своим малышом. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, уверенность в собственных педагогических возможностях.

2.Стимулировать желание детей узнать новое о неживой природе.

3.Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении ребёнок-родитель.

Ожидаемые результаты:

  1. Повыситься уровень развития любознательности детей.
  2. Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах.
  3. Дети должны получить простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.
  4. Развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде.
  5. Повышение педагогической грамотности родителей. Привлечение родителей к сотрудничеству, приобретение знаний по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».

Предполагаемый результат

  • Представление опыта работы в виде презентации.
  • Организация фотовыставки «Воздух и мы».
  • Создание альбома «Воздух вокруг нас»
  • Организация группового музея «Воздух-невидимка»
  • Ролик «Воздух – нужен всем»

В результате реализации проекта дети будут знать

  • Где находится воздух.
  • Роль воздуха в жизни человека.
  • Роль воздуха в жизни животных.
  • Роль воздуха в жизни растений.
  • Для чего нужен воздух.
  • Свойства воздуха.
  • Способы очищения воздуха.
  • Правила юного исследователя.

В результате реализации проекта дети будут уметь

  • Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
  • Задавать вопросы, искать ответы.
  • Видеть проблему по определенной теме.
  • Формулировать цель, планировать задачи.
  • Выдвигать гипотезы и проверять их.
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
  • Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков.

Основные направления в работе

  • Работа с детьми.
  • Работа с родителями.
  • Работа с сотрудниками.
  • Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.

Механизм реализации проекта

  • Работа с детьми

    планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности.

  • Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД)
  • Экспериментальная деятельность дошкольников.
  • Поисково-исследовательская деятельность.
  • Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих, сюжетно-ролевых.
  • Организация трудовой деятельности.
  • Организация художественно-речевой деятельности.
  • Организация изобразительной деятельности.
  • Рассматривание картин, иллюстраций.
  • Организация прогулок и наблюдений.
  • Чтение художественных произведений.
  • Беседы.
  • Выставка детских рисунков.

План реализации проекта

  1. этап.
    Подготовительный
  • Составление проекта.
  • Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей,

умений и навыков исследовательской деятельности и творческого

проектирования.

  • Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников,
  • Создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей.
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
  • Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта.
  • Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
  • Разучивание игр.
  • Разучивание музыкального репертуара.
  • Использование информационно-коммуникативных технологий

Основной этап

Планирование работы с детьми

№ п/п Содержание работы Ресурсное обеспечение
1 Беседы, дидактические игры Беседы: «Как услышать воздух», «Носы нужны не только для красы», «Летающие семена».

Д/И: «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?».

Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.

2 Чтение художественной литературы С.Маршак «Мыльные пузыри», И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», С.Михалков «Три ветра», С.Жупанин «Нарисую ветер», Сказка «Южный ветерок» В.М. Гаршин; Сказка «Лягушка – путешественница» В. Катаев; русская народная сказка «Пузырь, лапоть и соломинка»

Стихи о воздухе и ветре (Приложение 1)

Загадки, пословицы и поговорки о воздухе. (Приложение 1)

Беседы «Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», «Носы нужны не только для красы», «Какую пользу приносит ветер?» (Приложение 4)

3 Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение за ветром.

Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д.

НОД «Воздух и его роль в жизни человека»

Игровые упражнения «Почувствуй воздух»,

«Отгадай запах» Наблюдение «Загадочные пузырьки».

Опыты: «Воздух», «Ветер – это движение воздуха», «Волшебная воронка», «Дырявая баночка», «Надувание воздушного шарика»,

«Что в пакете?», «Загадочные пузырьки».

«Надувание мыльных пузырей», «Пузырьки-спасатели», «Морской бой».

4 Игровая деятельность Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, вертушки, веера.

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на парусном корабле», «Полёт на самолёте», «Путешествие на воздушном шаре».

5 Художественно-эстетическая деятельность Рисование с помощью мыльных пузырьков.

Игры с различными конструкторами. Тема: «Самолёт»

Рисование «Какой он воздух?»

6 Взаимодействие с родителями: Консультации «Учите детей любить природу», «

Нам нужен чистый воздух»

«Оздоровление воздуха с помощью растений» -рекомендации родителям.

Работа с родителями:

  • Анкетирование.
  • Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.
  • Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания.
  • Составление кроссвордов.
  • Подбор художественного слова, загадок.
  • Выставка рисунков.
  • Выставка иллюстраций, фотографий.
  • Индивидуальные беседы.

Работа с сотрудниками:

  • Разработка методических материалов в рамках

Итоги проекта:

  • Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
  • Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно — научных наблюдений и экспериментов с детьми.
  • Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
  • Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».

Конспект оод в подготовительной группе тема “Свойства воздуха”

Конспект оод в подготовительной группе тема “Свойства воздуха “

Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах; формировать умения детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы, развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. Материал: Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички.

Ход

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию.

А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня, знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать, какой он по счету.

Рекламное сообщение

Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В» СОМ – НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О» ТАЗ – НАЗОВИТЕ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК – «З» ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д» ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У» ХОР– НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»

-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».

-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим) -А где есть воздух? (везде) -А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения). -А можно жить без воздуха? (ответы детей) -Почему? (ответы детей) – Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой).

Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей).

Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая). -Намокла ли салфетка? (нет, не намокла) -Что же помешало воде её намочить? (ответы детей – воздух в стакане) -А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей – пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет). Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек) Подыши одной ноздрей И к тебе придет покой. (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

-Как можно его обнаружить? (ответы) -А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать? Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).

А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица. Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный; Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)

3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать.

Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? ( Ветер, насос, и т.д.) Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух? -А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом. Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

4. Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет)

А где находится слой воды? (в нижней половине банки).

А где слой воздуха? (в верхней половине банки).

А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже, чем воздух, как бы мы не крутили банку.

Что это значит?

Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность.

Воздух легче воды. -Убедимся в этом еще раз.

На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.

-Что происходит?

Что вы видите?

Частички воздуха поднимаются на поверхность воды

Вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)

Физкультминутка

Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влевоВыходи гулять! «зовут»Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влевоКак тебя поймать? хлопки руками в разных местах Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на местеЧистого-пречистого воздуха найду! потирают руки

5. А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)

Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух.

Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой.

Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. – Что происходит?

Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха).

Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Здоровье человека зависит и от того как мы дышим, и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? – Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу. Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.

  1. Воздух занимает место
  2. Воздух легче воды.
  3. Воздух прозрачный, бесцветный;
  4. Воздух можно почувствовать кожей.
  5. Воздух можно услышать
  6. Воздух легче воды.
  7. Чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Рефлексия.

Урок №13 «Про воздух»

Кинопособие « Окружающий мир» 2класс

Тип урока:

комбинированный

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

— рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека;

-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;

-описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека;

— наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

-находить информацию об охране воды родного края.

Основные понятия

Воздух. Кислород. Углекислый газ. Азот.

Вопросы для обсуждения

Какие газы входят в состав воздуха? Какого га­за в воздухе больше всего?

СОСТАВ ВОЗДУХА

Воздух — это смесь газов: кислорода, углекислого газа, азота.

При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

СВОЙСТВА ВОЗДУХА

1.Воздух прозрачен или непрозрачен? Мы видим через него окружающие тела. Сравним: дверь, книга непрозрачны, через них не видно других предметов. Значит, воздух прозрачен.

2.Имеет ли воздух цвет?

Шкаф жёлтый, классная доска коричневая, комнатные растения зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета. Значит, воздух бесцветен.

3.Имеет ли воздух запах?

Мы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному.

В столовой, парикмахерской, аптеке частицы па­хучих веществ смешиваются с частицами возду­ха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не имеет запаха.

Практическая работа

Что происходит с воздухом при нагре­вании и охлаждении?

Опыт 1.

Цель опыта:

узнать, что происходит с возду­хом при нагревании.

Ход опыта.

Возьмём колбу с трубкой. Опус­тим трубку в воду. Заметим, что вода не вхо­дит в трубку — её «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пу­зырьки воздуха.

Вывод:

при нагревании воздух расширяется.

Опыт 2.

Цель опыта:

узнать, что происходит с возду­хом при охлаждении.

Ход опыта.

Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места.

Вывод:

при охлаждении воздух сжимается.

Вывод:

воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Презентация

Воздух PPT / 1002 Кб

Самостоятельная работа.

Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зелёным — то, что не загрязняет. Поясните своё решение.

Источники информации

:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 2класс Москва

«Просвещение» 2014

«Зачем
нуженвоздух?
Состав
исвойствавоздуха.
«Воздух
иегоохрана»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]