Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.
Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.
Что нужно для игр?
Итак, мы будем играть:
- со складами (не путать со слогами)
Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:
- слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
- отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
- отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
- согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).
В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.
- со словами, написанными по складовому принципу.
Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.
Какие слова писать на карточках?
- короткие (первое время не больше 3-5 букв),
- простые (желательно, состоящие из часто используемых букв, Щ и Ъ пока подождут ),
- знакомые и интересные ребенку.
Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть также, как и со знакомыми игрушками.
Изучение букв.
Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.
Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).
В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.
Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:
Видишь хвостик на конце, Значит это буква Ц.
Буква Б как бегемот – У нее большой живот!
Г похожа на гуся — Изогнулась буква вся.
Д – высокий с крышей дом! В этом доме мы живем.
А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы!
В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.
Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.
Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют.
Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбуз\абрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафли\виноград — с буквой В и т.д.
Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).
Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.
Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.
Основные принципы игр
Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!
Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.
Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.
Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).
В каком возрасте начинать
Есть несколько мнений о том, в каком возрасте нужно начинать обучать ребенка читать бегло и осмысленно. Одни педагоги считают, что приступать к обучению малыша следует ещё до школы, другие — когда ребёнок пойдёт в 1 класс, а некоторые — ещё в более старшем возрасте.
В начале специалисты советуют научить читать ребенка по слогам.
По методике Зайцева, Домана, Монтессори
Оптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно.
По Вальдорфской школе
Для прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют.
Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции.
Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем.
Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме.
От простого к сложному
Тренировка по методике скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.
Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.
Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.
Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.
И только в этом случае техника быстрого чтения будет давать результаты.
Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.
Заучивание букв
Существуют разные точки зрения относительно того, правильно ли заучивать все буквы алфавита прежде, чем приступать к чтению. Автор оригинальной методики обучения грамоте Н.С. Жукова предостерегает от таких действий. Разработанный ею букварь построен так, что ребенок учит буквы постепенно. По мере увеличения количества знакомых букв слоги становятся разнообразнее и сложнее, а затем превращаются в слова.
Магнитная Азбука Жуковой
Родителям, решившим следовать одной из авторских методик обучения чтению, следует придерживаться рекомендаций их разработчиков. А у тех, кто решил научить ребёнка читать по-старинке, особого выбора нет. Им предстоит сначала вызубрить алфавит, а уж потом приступать к чтению. Показывать буквы ребенку целесообразно уже с двух–трех лет.
Оригинальный способ заучивания букв
Важный момент: согласные буквы с ребенком заучивают так, как они читаются в слове, – без призвука «э». Правильно произносить «р», а не «рэ» или «эр». Если этому правилу не следовать, слог «ра» ребенок станет читать как «рэа» или «эра».
Заучиванию букв способствует их визуализация. Кубики с буквами, магнитная азбука, интерактивный плакат с алфавитом – пригодиться любой вспомогательный инвентарь. Для начала ребёнка нужно научить быстро искать нужную букву среди предложенных. Позже с ним можно выкладывать букву из палочек или спичек, лепить ее из пластилина и, наконец, писать ее. Тем, кто путает буквы, правильно будет предложить ощупывать их объемные изображения с закрытыми глазами. Тактильные ощущения помогают запоминанию.
Надо следить за правильным произношением звуков
Совет: при заучивании гласных важно обращать внимание ребенка на схему звуковоспроизведения. Например «А» – рот широко открыт, «у» – губы трубочкой, «э» – рот растянут в стороны.
Дидактические игры для обучения чтению детей 5-7 лет
Дидактические игры и упражнения по обучению чтению.
Дидактические игры и упражнения по обучению чтению детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий.
Автор: Краенкова Нина Николаевна, педагог дополнительного образования ЦТ и Р г. Красноярск.Назначение работы: дидактические игры предназначены для детей старших и подготовительных групп детского сада, педагогов дополнительного образования, родителей. Цель: Создать у детей мотивацию к учению в школе. Задачи: 1.Развивать познавательную активность. 2.Закрепить знание букв и звуков. 3.Активизировать словарь 4.Воспитывать стремление достичь положительного результата. Описание работы: Современные информационные технологии позволяют сделать обучение чтению доступным и интерактивным. Ребенок не только видит яркие запоминающиеся образы, но и может активно взаимодействовать с обучающей программой. Данные игры направлены на создание у ребенка мотивации к учению в школе. В упражнениях — играх с буквами дети повторяют и закрепляют свое знание букв и звуков, запоминают написание печатных букв — их образ. Использование данных игр предполагает развитие у детей 5-7 лет логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, любознательности. Упражнения и игры по обучению чтению и запоминанию букв, строятся с учетом возрастных особенностей и имеют разный уровень сложности. Некоторые дети не могут с первого раза выполнить все задания. Задание, вызвавшее затруднение, можно пропустить и вернуться к нему позднее. Так же, данные игры позволяют определить то, что вызывает трудности у ребенка и индивидуально для него подобрать соответствующие материалы и упражнения. Ведь в дошкольном возрасте уровень развития ребенка часто зависит от того, кто, как и сколько занимается с ним. В упражнениях — играх с буквами и слогами несколько типов заданий. В заданиях используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не возникает затруднений с выполнением подобных заданий. Задания можно дополнять на усмотрение педагога.
Игра 1.
Вставь пропущенную букву и прочитай слова.
Игра 2.
Соедини слоги так, чтобы получилось слово, изображенное на картинке.
Игра 3.
Соедини стрелочками слоги и назови то, что получилось, одним словом.
Игра4.
Составь слова из букв.
Игра 5.
Составь из букв название двух цветков.
Игра 6.
Прочитай предложение, допиши слова.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника Когда ребёнок готов читать? Готов ли ребенок учиться читать? Почему ребенок не может научиться читать
Похожие статьи:
Игры на изучение алфавита для детей 4-5 лет
О роли игры в развитии детей дошкольного возраста
Функции дидактической игры для дошкольников
Тексты для чтения по слогам (для дошкольников и первоклассников)
Тексты для чтения по слогам (для дошколят и первоклашек)
ДРУ-ЗЬЯ
Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!
В ЛЕ-СУ
Ле-том в ле-су хо-ро-шо. Све-тит сол-нце, по-ют птич-ки, ра-ду-ю-тся все зве-ри. Вот ры-жая бел-ка.Она гры-зет ореш-ки. Вот о-лень, он щип-лет трав-ку и пьет во-ду из ру-чья. А это — зай-ка. Он пря-чет-ся под кус-том. Фи-лин спит, а ли-си-ца близ-ко. Где же ми-шка ко-со-ла-пый? Он объ-ел-ся ме-ду и от-ды-ха-ет.
Бо-тин-ки
Ут-ром Ви-тя с Ми-тей со-бра-лись в детс-кий сад. Вста-ви-ли о-ни но-ги в сво-и крас-ны-е бо-тин-ки, а за-шну-ро-вать по-ле-ни-лись.
— А-вось не по-те-ря-ют-ся! -ре-шил Ви-тя.
— До-е-дем , — сог-ла-сил-ся с бра-том Ми-тя.
Са-дят-ся о-ни с ма-мой в ав-то-бус. А ле-вый Ви-тин бо-ти-нок сго-во-рил-ся с пра-вым Ми-ти-ным, да о-ба и сос-ко-чи-ли с ног. Сос-ко-чи-ли и по-плы-ли по лу-же.
мол-чат Ви-тя с Ми-тей, толь-ко бо-сые но-ги под се-бя под-жи-ма-ют. В детс-ком са-ду все так и ах-ну-ли: у Ви-ти с Ми-тей два бо-тин-ка на че-ты-ре но-ги!.. Хо-ро-шо, у Пав-лу-ши за-пас-ны-е бо-тин-ки о-ка-за-лись, прав-да, зе-лё-ны-е. Так весь день и хо-ди-ли Ви-тя с Ми-тей, как кло-у-ны в цир-ке: од-на но-га в крас-ном бо-тин-ке, дру-га-я — в зе-лё-ном!
Повторяем букву «Ш»
Мы-ша-та Ти-ша и Гла-ша — ша-лу-ниш-ки. О-ни ша-ли-ли, ша-ри-ли по уг-лам, шур-ша-ли и наш-ли сыр, шпро-ты и лап-шу. Мы-ша-та ус-тро-и-ли пир.
Приг-ла-си-ли ли о-ни на пир кош-ку Мур-ку?
По-мощ-ни-ца.
Спле-ла бе-лоч-ка кор-зи-ну. Из и-во-вых пру-ти-ков спле-ла. Ни у ко-го та-кой в ле-су нет: лег-ка-я, проч-на-я, кра-си-ва-я.
Всё ле-то не рас-ста-ва-лась бе-лоч-ка с кор-зин-кой… То гри-бы при-не-сёт, то я-го-ды, то зёр-ныш-ки с по-ля.
Од-наж-ды да-же Сквор-чон-ка в тра-ве наш-ла. Вы-пал он из гнез-да, вот и по-те-рял-ся.
При-нес-ла бе-лоч-ка сквор-чон-ка до-мой и пря-мо в кор-зин-ке е-му до-мик ус-тро-и-ла.
Под са-мый Но-вый год при-гла-си-ла бе-лоч-ка дру-зей. Как у-ви-де-ли о-ни её у-го-щень-е так и ах-ну-ли: кто же те-бе бе-лоч-ка по-мо-гал?
— Кор-зи-на! Кор-зи-на! — за-кри-чал Сквор-чо-нок и за-пел так, слов-но нас-ту-пи-ла вес-на.
Что хо-тел ко-тик по-ка-зать ма-ме
—Ма-лень-кий ко-тик со-брал-ся на про-гул-ку. Он по-до-шел к Ма-ме Кош-ке , что-бы ска-зать ей об этом,но не-о-жи-дан-но про-из-нес:
— Ма-моч-ка, я те-бя люб-лю!
-Ка-ки-е за-ме-ча-тель-ны-е сло-ва! — об-ра-до-ва-лась Ма-ма Кош-ка. — Но бу-дет луч-ше, ес-ли ты по-ка-жешь, как ме-ня лю-бишь.
Ко-тик не знал, как по-ка-зать сво-ю лю-бовь. Он ре-шил, что сна-ча-ла по-мо-жет ма-ме смо-тать в клуб-ки шерсть, из ко-то-рой о-на вя-жет для не-го та-ки-ена-ряд-ны-е и теп-лые ве-щи! Клуб-ки по-лу-ча-лись боль-ши-ми, но он сов-сем не ус-тал!
По-том ко-тик взял-ся со-би-рать раз-бро-сан-ны-е по ком-на-те ку-би-ки,
как вдруг у-ви-дел в уг-лу са-мо-кат. Е-му в го-ло-ву приш-ла пре-крас-на-я и-де-я.
Сей-час он лов-ко про-ка-тит-ся на од-ной лап-ке и по-да-рит э-тот цир-ко-вой но-мер ма-ме!
Мыш-ки — ма-лыш-ки об-ра-дова-лись то-му, что ко-тик не по-шёл на про-гул-ку.
Им всег-да бы-ло скуч-но без не-го. А вмес-те о-ни ве-се-ло иг-ра-ли в кош-ки — мыш-ки и бе-га-ли по все-му до-му! Ма-лень-кий ко-тик иг-рал чест-но.
Он ни-ког-да не под-гля-ды-вал в щё-лоч-ку под плат-ком и не ку-сал мы-шек за хвос-ти-ки.
Ма-лень-кий ко-тик за-пы-хал-ся. Он пил све-же-е мо-ло-ко и ду-мал о том, что не зна-ет, как вы-пол-нить прось-бу Ма-мы Кош-ки. Не зна-ет, как по-ка-зать лю-бовь.
Но по-том ре-шил, что Ма-ма Кошка е-го о-бя-за-тель-но прос-тит, по-тому что прось-ба ее — слож-на-я, а он — толь-ко Ма-лень-кий ко-тик!
За-яц и че-ре-па-ха (сказка)
По-спо-ри-ли од-наж-ды за-яц и че-ре-па-ха, кто быст-ре-е лес-ну-ю по-ля-ну об-бе-жит. Че-ре-па-ха тро-ну-лась в путь, а за-яц ле-жит под кус-том, по-сме-и-ва-ет-ся: «Спе-ши, спе-ши, че-ре-па-ха, ве рав-но я те-бя об-го-ню». Но по-ка он так по-те-шал-ся, че-ре-па-ха – хоть и ти-хо шла – о-ка-за-лась у це-ли. Бро-сил-ся за-яц за не-ю, да позд-но. Бе-гать-то он у-мел, но не знал то-го, что, ле-жа на мес-те, и от че-ре-па-хи мож-но от-стать.
Че-ты-ре сест-ры
Жи-ли на све-те сёст-ры: Зи-ма, Вес-на, Ле-то и О-сень. Зи-ма бы-ла се-да-я, бе-ла –я. Вес-на бы-ла мо-ло-да-я, бе-ло-ли-ца–я, в зе-ле-ном на-ря-де, с го-лу-бы-ми гла-зами. Ле-то то-же в зе-ле-ном на-ря-де, за-го-ре-ло-е, за-го-ре-ло-е. А О-сень зла-то-во-ло-са-я, в крас-ной ша-ли. Пош-ли Зи-ма, Вес-на и Ле-то в гос-ти к О-се-ни. У не-ё на сто-ле и ГРУ-ши, и яб-ло-ки, и сли-вы, и ар-бу-зы, и ды-ни, и бе-лый кА-ра-вай, и па-ху-чий мёд. По-о-бе-да-ли сёст-ры и ста-ли бла-го-да-рить О-сень. О-сень и го-во-рит: Нет, э-то я долж-на вас бла-го-да-рить. Ты, Зи-ма, зем-лю сне-го-вым о-де-я-лом у-кры-ла, спря-та-ла от Де-да Мо-ро-за, ты, Вес-на, по-ле дож-дя-ми по-ли-ва-ла, ты, ле-то, яс-но-е сол-ныш-ко по-сы-ла-ло, что-бы всё со-зре-ло. Сест-ры и ра-ды: Все мы хо-ро-шо по-тру-ди-лись, что-бы лю-ди со-бра-ли бо-га-тый у-ро-жай.