Художественно-эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДОматериал


ДЕТСТВО-ГИД

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха. Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач: — развитие творческого потенциала ребенка; — развитие образного, ассоциативного мышления; — развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: — развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; — становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях; 2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

В рубрике «Художественно-эстетическое развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению. Для музыкальных руководителей создана отдельная рубрика — «Музыкальное развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Темы по самообразованию: художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством творческих проектов Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ручного труда ФГОС ДО: музыкальное развитие >

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ

нина труфанова

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Художественно-эстетическое развитие детейдошкольного возраста включает:

— опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

— опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, воз-никающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие»

. Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает
художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмо-циональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ»

происходит формирование основ
художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, кон-струировать, рисовать.

Одним из важнейших условий реализации системы художественно — эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для художественно-речевой,изобразительной и музыкальной деятельности: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.

При этом оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.

Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.

В уголках книг необходимо разместить:

детскую художественную и энциклопедическую литературу в со-ответствии с возрастом,

тематические альбомы,

книжки-самоделки,

портреты писателей,

подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.

Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо ре-гулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).

«говорящие книги»

В уголках театрализованной деятельности …

Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д.

ширма;

наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток)

для разыгрывания сказок;

театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головка-ми-насадками, разные маски, декорации)

;

персонажи с разным настроением;

материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);

готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные кос-тюмы;

атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины)

для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;

уголок ряженья

В уголках изобразительной деятельности….

-произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.)

игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др

Наглядно-дидактические пособия

Произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет

Бумага разного формата, разной формы, разного тона.

Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпо-чек, пластилина (стеки, доски для лепки)

Наличие цветной бумаги и картона

Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации

Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей

Место для сменных выставок произведений изоискусства

Альбомы- раскраски

Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

В уголках музыкальной деятельности….

Детские музыкальные инструменты

Магнитофон

В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы

Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.

Картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях

Электромузыкальные игрушки с наборами мелодий

Звуковые книжки и открытки

Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

Музыкально- дидактические игры

Музыкально- дидактические пособия

Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоцио-нальному настрою на весь день.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда должна спо-собствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Основным компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса.

Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детейв ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:

• Взаимодействие педагогов и детей

• Взаимодействия с семьями

• Сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды

Взаимодействие педагогов и детейосуществляется через следующие формы работы:

— НОД (непосредственно образовательная деятельность)

.Это занятия эстетического цикла: по изодеятельности, музыкальные, по ознакомлению с
художественной литературой. Но, самое главное, необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей)
. Это включение
художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. ….
— Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)

— Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)

.

Для того, чтобы развернулась самостоятельная деятельность, необходимы условия: насыщенная предметная среда, сформированность навыков и умений, мотивация ….

Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на ре-зультатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музы-кальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах.

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка -дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:

1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей,ко-торая осуществляется через:

родительские собрания и конференции,

консультации групповые и индивидуальные,

дни открытых дверей,

семинары-практикумы,

папки – передвижки и информационные листы для родителей,

тематические выставки, публикации в СМИ ….

2. Вовлечение семьи в образовательный процесс,организованный дошкольным учреждением:

участие в образовательном процессе (рассказывают о своих про-фессиях, увлечениях, показывают разные способы работы с раз-ными материалами и др. ,

участи в реализации проектов,

организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника

участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.

участие в театрализованных спектаклях ….

совместная организация выставок произведений искусства (деко-ративно-прикладного)

с целью обогащения
художественно-эстетических представлений детей
3. Помощь в создании материально-технических условий:

помощь в оформлении развивающей среды,

помощь в изготовлении декораций и пошиве костюмов,

организация совместных посиделок, посещений музеев, художественных выставок.

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитиюзависит от координации работы с другими учреждениями: школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой) проводятся взаимопосещения спектаклей между дошкольниками и школьниками, музыкально- тематические вечера, совместные выставки, праздники, викторины, литературные гостиные, экскурсии, мастер- классы.

Все участники педагогического процесса находятся и живут в опреде-ленном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей.

И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех пе-дагогических работников ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре)

. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области
художественно-эстетического развития.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования.

Художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

Художественно-творческая деятельность детей, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Как и обещала в предыдущей публикации, предлагаю вашему вниманию наши поделки к Великому празднику ПОБЕДЫ, которые мы с детьми выполнили.

Художественно-творческая деятельность детей второй младшей группы — аппликация «Вечная память героям» Цель: воспитывать у детей чувство глубокой благодарности к великому подвигу дедов и прадедов, подарившим своим потомкам победу в Великой.

Художественно-творческая деятельность. Конспект НОД во второй младшей группе (лепка) «Конфеты для друзей» Задачи: 1. Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями, лепить только на доске. Развивать.

Художественно-творческая деятельность по пластилинографии «Гроздья рябины» Дети моей группы любят лепить. С большим интересом создают простые формы. Меня давно занимают нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Художественно-творческая деятельность с детьми среднего возраста. Аппликация «За грибами в лес пойдём» Цель:развивать познавательное и творческое восприятие природы. Задачи:1. учить детей вырезать овал из прямоугольника. 2. Учить детей вырезать.

Художественно-творческая деятельность с детьми среднего возраста. Лепка «Фруктовый урожай» Цель:развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктов. Задачи:1. Учить.

Художественно-творческая деятельность с детьми средней группы. Аппликация с элементами рисования «Воробьи» Цель:воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам; продолжать воспитывать умение держать ножницы и действовать ими; учить вырезать.

Художественно-творческая деятельность с детьми средней группы. Аппликация «Весёлые лягушки» Тема:»Весёлые лягушки». Цель:развивать творческое воображение; продолжать воспитывать умение правильно держать ножницы и действовать ими;.

Художественно-творческая деятельность воспитателя с детьми средней группы. Лепка «Украсим ёлочку к празднику». Художественно-творческая деятельность воспитателя с детьми средней группы. Лепка «Украсим ёлочку к празднику». Выполнила воспитатель ГБДОУ.

Творческая композиция в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Моряки лихие Цель: Развивать фантазию, чёткость и выразительность действий, быстроту реакций в разных двигательных заданиях. Оснащение: Флажки на каждого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]