Методы работы с детьми
В ходе своей деятельности педагог приобщает детей к миру эстетики посредством ознакомления. Подойдут как предметы быта, так и произведения искусства. Большой силой воздействия обладают вещи, окружающие ребенка.
Это важно учитывать и создавать для детей гармоничное пространство. Оно должно быть оформлено в едином стиле, декорировано привлекательными вещами. Сенсорно ребенок оценивает окружающий мир, и каждая деталь откладывается в его сознании и памяти.
Поэтому педагог, как и родители, должен правильно подобрать интерьер, где каждая вещь имеет собственное место.
Оформление детского сада (комнаты)
Эстетическое воспитание начинается с приобщения ребенка к окружающему миру прекрасного. Привлекательную среду создают взрослые. При этом руководствоваться необходимо не только чувством прекрасного, но и требованиями к сохранению здоровья и безопасности ребенка.
Принципы создания эстетической обстановки:
- Красота предметов должна сочетаться с их простотой и чистотой.
- Обстановка должна сохранять практичность и целесообразность.
- Зрительный контакт ребенка должен улавливать каждую деталь интерьера. Этому способствуют контрасты. Например, светлый подоконник украшают яркими вазонами с цветами (необязательно живые растения – это могут быть и поделки).
- Детали обстановки образуют единый ансамбль.
В первую очередь при эстетическом оформлении комнаты уделяют предметам изобразительного искусства: картинам, поделкам. Детям должны нравиться изображения. Таким образом, у них появляется эмоциональная отзывчивость. На основании ФГОС, в подготовительной, средней и старшей группе должны присутствовать полотна с пейзажами.
Например:
- «Золотая осень», Левитан.
- «Грачи прилетели», Саврасов.
- «Сирень», Кончаловский.
На одну комнату выбирают не более 3 произведений. Можно использовать 1, но большое. Самый простой способ обучения детей прекрасному – это проведение эстетических перемен в помещении.
Например, устраивают месяц, посвященный какому-нибудь художнику. Выбирают наиболее его яркие произведения и вывешивают в группе. Таким образом, получится регулярно менять пространство, попутно знакомя детей с полотнами.
Украшение детсада к Новому году также воспитывает чувство прекрасного
Ребят приобщают к красивому. Для этого их просят помочь в оформлении группы. Организовывают выставки, украшают помещение к праздникам. Например, к Новому году вырезают снежинки, раскрашивают шишки, а затем наряжают елку. Таким образом, детей окружают красивыми вещами.
Постепенно учат беречь предметы, следить за чистотой и ценить каждую деталь. Воспитатель ненавязчиво обращает внимание детей на порядок, просит выполнить элементарные трудовые задания. В конце обучения ребята уже самостоятельно поддерживают чистоту.
Специально организованная деятельность
Согласно ФГОС, с сентября по май включительно в дошкольных учреждениях проходит обучение. Педагоги при составлении плана работы с детьми трудятся над художественно-эстетическим воспитанием.
Экскурсии в музей или на выставку — еще один метод эстетического воспитания детей
Для этого в неделю выделяют несколько занятий, посвященных развитию именно этой области. Рисование, лепка, прослушивание музыкальных произведений – у педагога в копилке есть множество вариантов, как приобщить ребенка к миру прекрасного.
В условиях дошкольного учреждения используют наглядно-демонстрационные материалы. В старших группах воспитатели могут организовывать экскурсии. Например, посещать с детьми музеи, выставки.
Каждое занятие строят в соответствии с возрастом детей. Для этого руководствуются принципами ФГОС. По стандарту дают нагрузку, не увеличивают и не уменьшают продолжительность занятий.
Нерегламентированная деятельность
В свободное от занятий время педагог может организовать деятельность, не предусмотренную планом. В качестве дополнительных инструментов воздействия используют беседы, прогулки, общение. Если свободного времени много, то организовывают посиделки с созданием простых поделок.
Создание дымковских игрушек в детском саду должно сопровождаться рассказом об истории этих поделок
Важно заинтересовать детей, побудить их к творчеству. Например, перед созданием поделок можно прочитать об истории дымковских игрушек, показать несколько экземпляров в качестве примера. После этого приступить к работе.
Эстетическое развитие в семье
Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.
Семейное эстетическое воспитание включает:
- Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
- Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
- Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
- Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
- Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
- Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.
Цели и задачи
Цель художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру, которая состоит из ряда компонентов:
- Восприятие — умение ощущать прекрасное во всех его проявлениях.
- Чувства — умение эмоционально оценивать прекрасное.
- Потребности — стремление испытывать эстетические эмоции от восприятия прекрасного.
- Вкусы — способность проводить анализ прекрасного, опираясь на выработанные эстетические идеалы.
- Идеалы — личная оценка красоты природы, человека, культуры.
Задачи эстетического воспитания дошкольников включают:
- развитие гармоничной личности;
- формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
- помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
- создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников.
Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах.
Средства эстетического воспитания:
- живопись, скульптура;
- театр, кинематограф;
- архитектура (дизайн, зодчество);
- художественная литература;
- ТВ, пресса;
- музыкальные композиции;
- окружающий мир.
Методы эстетического воспитания:
- личный пример и опыт;
- разговорные формы;
- занятия в рамках ДОУ;
- экскурсии;
Основополагающим методом является личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.
Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.
Рекомендации для педагогов и воспитателей
Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:
- Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
- Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
- Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).
Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.
Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.
Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):
- умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
- умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
- умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
- умение комбинировать ранее известные методы в новый.
Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.
Особенности развития технического творчества дошкольников
Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:
- Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
- Планировать свою деятельность.
- Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
- Выделять части и объединять их в целое.
- Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.
Уроки рисования на тему «Летят самолеты» для средней группы
Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.
Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.
Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:
- магнитные конструкторы;
- строительные наборы;
- различные кубики;
- блочные конструкторы;
- наборы для моделирования;
- конструкторы с суставным креплением;
- конструкторы с болтовым креплением.
Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников
Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.
К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:
- Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
- Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
- Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
- Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
- Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
- Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
- Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.
Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.