Консультация для воспитателей «Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта»


Методы работы с детьми

В ходе своей деятельности педагог приобщает детей к миру эстетики посредством ознакомления. Подойдут как предметы быта, так и произведения искусства. Большой силой воздействия обладают вещи, окружающие ребенка.

Это важно учитывать и создавать для детей гармоничное пространство. Оно должно быть оформлено в едином стиле, декорировано привлекательными вещами. Сенсорно ребенок оценивает окружающий мир, и каждая деталь откладывается в его сознании и памяти.

Поэтому педагог, как и родители, должен правильно подобрать интерьер, где каждая вещь имеет собственное место.

Оформление детского сада (комнаты)

Эстетическое воспитание начинается с приобщения ребенка к окружающему миру прекрасного. Привлекательную среду создают взрослые. При этом руководствоваться необходимо не только чувством прекрасного, но и требованиями к сохранению здоровья и безопасности ребенка.

Принципы создания эстетической обстановки:

  • Красота предметов должна сочетаться с их простотой и чистотой.
  • Обстановка должна сохранять практичность и целесообразность.
  • Зрительный контакт ребенка должен улавливать каждую деталь интерьера. Этому способствуют контрасты. Например, светлый подоконник украшают яркими вазонами с цветами (необязательно живые растения – это могут быть и поделки).
  • Детали обстановки образуют единый ансамбль.

В первую очередь при эстетическом оформлении комнаты уделяют предметам изобразительного искусства: картинам, поделкам. Детям должны нравиться изображения. Таким образом, у них появляется эмоциональная отзывчивость. На основании ФГОС, в подготовительной, средней и старшей группе должны присутствовать полотна с пейзажами.

Например:

  • «Золотая осень», Левитан.
  • «Грачи прилетели», Саврасов.
  • «Сирень», Кончаловский.

На одну комнату выбирают не более 3 произведений. Можно использовать 1, но большое. Самый простой способ обучения детей прекрасному – это проведение эстетических перемен в помещении.

Например, устраивают месяц, посвященный какому-нибудь художнику. Выбирают наиболее его яркие произведения и вывешивают в группе. Таким образом, получится регулярно менять пространство, попутно знакомя детей с полотнами.


Украшение детсада к Новому году также воспитывает чувство прекрасного

Ребят приобщают к красивому. Для этого их просят помочь в оформлении группы. Организовывают выставки, украшают помещение к праздникам. Например, к Новому году вырезают снежинки, раскрашивают шишки, а затем наряжают елку. Таким образом, детей окружают красивыми вещами.

Постепенно учат беречь предметы, следить за чистотой и ценить каждую деталь. Воспитатель ненавязчиво обращает внимание детей на порядок, просит выполнить элементарные трудовые задания. В конце обучения ребята уже самостоятельно поддерживают чистоту.

Специально организованная деятельность

Согласно ФГОС, с сентября по май включительно в дошкольных учреждениях проходит обучение. Педагоги при составлении плана работы с детьми трудятся над художественно-эстетическим воспитанием.


Экскурсии в музей или на выставку — еще один метод эстетического воспитания детей

Для этого в неделю выделяют несколько занятий, посвященных развитию именно этой области. Рисование, лепка, прослушивание музыкальных произведений – у педагога в копилке есть множество вариантов, как приобщить ребенка к миру прекрасного.

В условиях дошкольного учреждения используют наглядно-демонстрационные материалы. В старших группах воспитатели могут организовывать экскурсии. Например, посещать с детьми музеи, выставки.

Каждое занятие строят в соответствии с возрастом детей. Для этого руководствуются принципами ФГОС. По стандарту дают нагрузку, не увеличивают и не уменьшают продолжительность занятий.

Нерегламентированная деятельность

В свободное от занятий время педагог может организовать деятельность, не предусмотренную планом. В качестве дополнительных инструментов воздействия используют беседы, прогулки, общение. Если свободного времени много, то организовывают посиделки с созданием простых поделок.


Создание дымковских игрушек в детском саду должно сопровождаться рассказом об истории этих поделок

Важно заинтересовать детей, побудить их к творчеству. Например, перед созданием поделок можно прочитать об истории дымковских игрушек, показать несколько экземпляров в качестве примера. После этого приступить к работе.

Эстетическое развитие в семье

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

Цели и задачи

Цель художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру, которая состоит из ряда компонентов:

  1. Восприятие — умение ощущать прекрасное во всех его проявлениях.
  2. Чувства — умение эмоционально оценивать прекрасное.
  3. Потребности — стремление испытывать эстетические эмоции от восприятия прекрасного.
  4. Вкусы — способность проводить анализ прекрасного, опираясь на выработанные эстетические идеалы.
  5. Идеалы — личная оценка красоты природы, человека, культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают:

  • развитие гармоничной личности;
  • формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
  • помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
  • создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников.

Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах.

Средства эстетического воспитания:

  • живопись, скульптура;
  • театр, кинематограф;
  • архитектура (дизайн, зодчество);
  • художественная литература;
  • ТВ, пресса;
  • музыкальные композиции;
  • окружающий мир.

Методы эстетического воспитания:

  • личный пример и опыт;
  • разговорные формы;
  • занятия в рамках ДОУ;
  • экскурсии;

Основополагающим методом является личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.

Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.

Рекомендации для педагогов и воспитателей

Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Уроки рисования на тему «Летят самолеты» для средней группы

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]