Что такое художественно-эстетическое развитие дошкольников


Художественное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника.

Важно! Стоит с раннего детства привить ребенку чувство прекрасного и научить разбираться в произведениях искусства.

Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства

Младший возраст детей делает их более восприимчивыми к изобразительному искусству, которое имеет прямое влияние на художественное воспитание. Художественное развитие, это способность оценивать произведения искусства, понимать их, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.

Малыши должны быть развиты

Дошкольников (желательно уже с 1 года) важно в качестве самообразования ознакомить со всеми видами изобразительного искусства:

  • Скульптура — работа, выполненная в объёме различными способами.
  • Живопись — выполненное красками на плоскости изображение.
  • Архитектура — создание зданий и сооружений.
  • Графика — изображение на плоскости без цвета, с использованием линий, штрихов, точек.
  • Декоративно-прикладное искусство — украшение чего-либо.

Дети любят картины

Также важно ознакомить с различными материалами, которых существует различное множество:

  • карандаши;
  • гелиевые ручки;
  • тушь и перо;
  • краски гуашь;
  • акварель;
  • масло;
  • акрил;
  • пастель масляная и сухая;
  • уголь;
  • сангина;
  • фломастеры;
  • бумага;
  • глина;
  • пластилин;
  • мрамор;
  • металлы;
  • стекло;
  • гипс и многие другие.

Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка

Художественное воспитание, это неотъемлемая часть воспитания человека. К условиям успешного развития изобразительной деятельности ребенка можно отнести:

  • Поддержка педагогом (при отсутствии давления на процесс).
  • Помощь в развитии фантазии дошкольника.
  • Свобода в использовании материалов для творчества.
  • Осведомлённость о существовании различных техник и материалов.
  • Содействие семьи в развитии ребенка (семья, как образец для подражания).

Малыши любят оформлять территорию садика

Эстетическое воспитание в условиях детского сада

Эстетическое воспитание призвано научить дошкольника:

  • видеть прекрасное вокруг;
  • понимать и ценить искусство;
  • тянуться к красоте.

Первое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.

Территория должна быть ухоженной, в летнее время посажены цветы, побелены бордюры, убран мусор. Помещение, где расположена группа, не должно быть захламлено, быть пёстрым или темным и мрачным.

Важно соблюсти гармонию в цвете, нужна эстетика в деталях. Необходима библиотека в каждой группе с красивыми иллюстрированными книгами. Большую пользу принесут, развешанные репродукции картин или иллюстрации.

Комплексы пальчиковой гимнастики для старшей группы

Не менее важно и созерцание природы. Этому дошкольника должен научить воспитатель на прогулках. Пример: обращать внимание на:

  • насекомых (прекрасных бабочек, трудолюбивых муравьёв, шустрых стрекоз);
  • росу на траве;
  • первые пожелтевшие листья;
  • красные гроздья рябины;
  • ранний приход зимы.

Обратите внимание! Все это тренирует ум детей, развивает их вкус, делает их более внимательными.

Проводим мастер-класс по художественно-эстетическому развитию

Будет полезен мастер-класс «Лебединая верность» (пальчиковое рисование).

Вид: практическое занятие.

Оборудование: плотная бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, стол.

Задача: познакомить дошкольников с новой техникой рисования, развить фантазию и креативность.

Продолжительность: один академический час.

Ход:

  • «Ребята, вы наверняка знаете про существование таких птиц, как лебеди. Они очень красивы и грациозны. Имеют гибкую, длинную шею. Бывают белого и чёрного цвета. Отличаются они тем, что создают пару на всю жизнь. И, если один лебедь погибает, то второй может умереть от тоски».
  • «Сегодня мы с вами нарисуем пару таких лебедей. Но рисовать самих птиц мы будем не кисточкой, а ладошками! Это такой изобразительный приём».
  • «Возьмите лист бумаги и положите его горизонтально».
  • «Простым карандашом наметьте фон, на котором у вас будут расположены лебеди (островок в воде, вода, трава, песчаный берег)».
  • «Далее большой кисточкой и красками заполните цветом фон».
  • «Лебедей изобразить нужно будет так: возьмите чёрную или белую гуашь».
  • «Поочерёдно нанесите плотным слоем краску на каждую ладошку по отдельности и отпечатайте ладошки так, чтобы головы лебедей (большие пальцы) тянулись друг к другу».
  • «Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижмите друг к другу. Посмотрите, какой классный рисунок получается».
  • «Мелкие делали можно доработать тонкой кистью или пальчиками. Посмотрите, какие необычные лебеди получились»!

Коллективное развитие приоритетнее

Что это такое?

В педагогике под художественно-эстетическим развитием дошкольника понимают формирование способности воспринимать красоту окружающего мира, так и развитие способности проявлять творческую активность.

Эти качества закладываются у ребенка уже в дошкольном возрасте.

Художественно-эстетическое развитие выполняет следующие задачи:

  • Развивает эмоциональную сферу внутреннего мира ребенка.
  • Помогает накапливать эстетические знания и эталоны.
  • Формирует умение наслаждаться эстетическими объектами, а так же высказывать собственное отношение к ним.
  • Развивает способности в творческой сфере.


Эти задачи достигаются разнообразными формами и видами эстетического развития.

С дошкольниками проводят беседы на темы о возвышенном и прекрасном.

Большую роль играет общение с природой, которая является неисчерпаемым источником красоты.

Кроме того, важно, как организовано пространство, в котором находятся дети, оно так же несет воспитательное значение.

Дошкольники непосредственно участвуют в разнообразной творческой деятельности – рисование, танцы, музыка, ремесло и т. д. В праздниках и играх дети воплощают художественные идеи, с которыми познакомились в процессе обучения.

Существуют разнообразные формы организации художественно-эстетического развития:

  • Игры.
  • Учебные занятия.
  • Выставки.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

ВАЖНО! Подбирать форму и вид занятия в художественно-эстетической сфере необходимо в соответствии с возрастом и интересами воспитанников. Следует учитывать цели, к которым стремится педагог.

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Организация уголка природы в детских садах по ФГОС

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: понятие, задачи и принципы

Татьяна

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: понятие, задачи и принципы

Эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно – образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей.

Эстетическое воспитание

– это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – музыкальная, изобразительная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является развитие у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский рассматривал эстетическое в поведении человека как форму проявления его нравственности. Границы между нравственным и эстетическим условны. Воспитывая эстетически, мы совершенствуем нравственные качества человека, его представления о добре и зле, долге и чести, совести, дружбе. В этом основное значение эстетического воспитания.

Еще в 70 годы ХХ века, в целом положительно оценивая систему эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, Н. И. Киященко отмечал, что сделана попытка поставить некоторые вопросы, без решения которых не может быть построена система воспитания и развития: сущность эстетического развития, его отличие от художественного, роль условий жизни и быта, соотношение между различными воспитательными средствами.

Весь круг выдвинутых автором вопросов находится в тесной зависимости между собой.

Что же принято сегодня понимать под художественным развитием, которое, моделируя разнообразные проявления жизни, способно через искусство ярко раскрывать эстетическую и духовную ценность?

М. С. Коган в книге «Человеческая теория ценностей»

определяет
художественное воспитание исходя из понимания художественной культуры. По его мнению, художественная культура это:
1) всеобщее пространство художественной деятельности, т. е. охватывает все ее разнообразные проявления – литературные, музыкальные, сценические и пластические, киноискусство и т. д. ;

2) художественная культура характеризуется общим для всего мира искусственно-художественным содержанием – определенным образом представлением о мире и человеке, а затем и творческим методом и художественным стилем, в котором эти представления воплощаются;

3) художественная культура представляет собой исторически изменчивый способ социальной организации всей художественной деятельности.

Исходя из такого понимания художественной культуры, художественное воспитание в широком смысле этого слова, представляет собой способ включения личности в художественную культуру общества.

Художественноевоспитание предполагает:

1) воспитание любви к искусству и художественного вкуса

2) развитие у ребенка определенных практических умений (рисовать, петь, представлять, танцевать)

3) сообщение ребенку определенных знаний в области теории и истории конкретного вида искусства.

Художественное воспитание

– целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей более широкое включение личности в художественную жизнь общества. Решение этой задачи имеет 2 уровня:

1. Приобщить личность к современному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм.

2. Приобщение личности к художественному наследию, к многообразию его исторических пластов, начиная с древнейших времен и включая художественную культуру всех народов мира.

Такая структура художественного воспитания объясняется тем, что великое искусство переживает время своего создания и входит как необходимый компонент в художественную культуру каждой новой эпохи; точно также искусство каждого народа принадлежит всему человечеству, органично входя в жизнь других народов.

Художественноевоспитание предполагает объединение трех направлений воспитательной деятельности:

1. Художественного воспитания в узком смысле слова, т. е. воспитание художественного вкуса как психологического механизма, способного обеспечить адекватное восприятие искусства и формирование художественного сознания – взглядов, позиций, идеалов.

2. Художественного образования, имеющего целью расширение знаний человека в области истории и теории искусства.

3. Художественного научения, призванного развивать способности к художественному творчеству в одной или нескольких областях искусства (независимо от того, станет ли человек профессионалом или любителем)

.

Эстетическое воспитание

понятие гораздо более широкое, чем воспитание художественное. Оно не ограничивается сферой искусства, а тем более каким-либо одним его видом, одной из возможных форм соответствующей деятельности. Эстетическая культура человека предполагает развитость всей его чувственной сферы («эстетическое»

значит
«чувственное»
, эмоционально откликающейся на многообразные явления природы и самые различные стороны действительности. Главным критерием тут служит наличие чувства прекрасного.

В эстетическом воспитании детей ведущая деятельность – художественная. Воспитание, в процессе которого осуществляется художественное развитие детей, имеет большие возможности, но процесс усвоения художественного опыта всегда индивидуален. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.

При этом под развитием мы будем понимать особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно предполагающий качественные преобразования.

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс. Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленное развитие в человеке эстетического отношения к действительности, «формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты».

Основными задачами эстетического воспитания в отечественной педагогике принято считать:

1. Воспитание и развитие у человека эстетического восприятия, эстетических чувств, эмоций, переживаний, воспитание эстетического вкуса, т. е. умения понимать прекрасное в жизни, в искусстве.

2. Эстетический вкус выражается в оценочном суждении. Он отражает определенный эстетический идеал, который свидетельствует о способности человека понимать сущность прекрасного.

3. Развитиеэстетического отношения к действительности: умение и стремление вносить красоту в окружающую жизнь

По мнению Ветлугиной Н. А. особое значение имеет формирование эстетического отношения к действительности, которое начинается уже в раннем детстве. В эстетическое отношение ребенка к окружающему входит его эмоциональный отклик на прекрасное, его творческая деятельность, стремление к оценке гармоничных сочетаний красок, звуков и т. д. А. А. Мелик-Пашаев эстетическое отношение определяет как особое восприятие и оценку окружающей жизни; как художественную практику детей; как адекватное восприятие произведений искусства.

Главным средством художественного воспитания является само искусство, опыт непосредственного общения с ним. Задача педагогов – организация этого опыта. Только тогда возникает эффект художественного воспитания, когда искусство обладает эстетической ценностью. Вот почему «художественное и эстетическое воспитание стянуты в один узел».[26,c.18] Поэтому правомерен термин «художественно-эстетическое воспитание«.

В дошкольном возрасте дети получают первые художественные впечатления, овладевают разными видами художественной деятельности. Характерная особенность трактовки эстетического воспитания в детском саду состоит в том, что это целенаправленный процесс, организованный в единую систему и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.

Н. А. Ветлугина в теории эстетического воспитания дошкольниковотмечает важность системного подхода и определяет его основные признаки:

а) целостность эстетического воспитания как подструктура всестороннего воспитания и развития;

б) определяющая роль задач воспитания обучения в эстетическом развитии ребенка;

в) совокупность всех средств воспитания и форм организации художественной деятельности ребенка при руководящей роли взрослого;

г) взаимовлияние частей этой подсистемы.

Каждый из перечисленных признаков имеет определенное место в процессе формирования личности.

Характеризуя системный подход в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, Н. А. Ветлугина пишет, что все компоненты эстетического воспитания тесно взаимосвязаны, хотя одни являются ведущими, определяющими, другие – более производными. Они воздействуют на личность каждого ребенка в целом, проходя сквозь призму его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей. Очень важно, указывает автор, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

В этой связи к перечисленным выше задачам системы эстетического воспитания следует отнести (по мнению И. Ф. Харламова)

и такие как:

– формирование эстетических потребностей в области искусства;

– овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности;

– приобщение детей к художественному творчеству, раскрытие их склонностей и способностей.

Система художественно-эстетического воспитания и развития является органичной частью общечеловеческого воспитания; в основе ее организации, как отмечает И. Ф. Харламов, лежат следующие основные принципы.

1. Принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества (его суть в том, что эстетические явления жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности). Эстетическое воспитание не ограничивается сферой искусства и тем более каким-либо одним его видом. Эстетическое воспитание должно происходить непрерывно и повсеместно в ходе приобретения знаний, в процессе научения навыкам любой деятельности, во всех контактах ребенка с окружающей средой.

2. Принцип единства художественного и общего психического развития (художественно-эстетическая деятельность обеспечивает интенсивное развитие воображения детей, их эмоциональной сферы, памяти, речи, мышления).

3. Принцип последовательности предполагает постоянное совершенствование эстетических чувств, вкусов, расширение эмоциональной сферы и т. п.

4. Принцип эстетизации всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения детей по законам красоты.

Названные принципы целесообразно дополнить теми, которые подчеркивают своеобразие художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников. В программе «Творчество», например, разработанной авторским коллективом под руководством А. И. Смоляр, художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников строится в соответствии с принципами: учета игрового опыта ребенка и его развития в игровой деятельности; природосообразности; создания художественно-творческого пространства; комплексности.

Все предпосылки художественно-эстетического развитиядетей тесно связаны с игрой: они ее создают и в ней создаются, развиваются и укрепляются. Художественный потенциал игрового опыта ребенка огромен, игровой опыт выступает основным фактором художественно-эстетического развития детей. Этому будет посвящен отдельный параграф в настоящей главе.

Принцип природосообразности предполагает учет природы ребенка и природы искусства (дошкольное детство самоценно, это один из самых важных этапов в жизни ребенка).

Принцип создания художественно-творческой среды через совместную эстетическую деятельность и деятельное общение. Описанию среды как фактору художественно-эстетического развития будет посвящен материал во второй главе нашей работы.

В художественно-эстетическом развитии комплексность понимается как единство разных видов деятельности,в котором соблюдаются следующие условия:

а) научно-обоснованное содержание и методы;

б) осуществление задач нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания и развития;

в) возникновение новых возможностей и путей художественного освоения действительности, обогащение детей различными способами передачи образного содержания, сознания поисковых ситуаций, формирование творческих способностей.

Принцип комплексности проявляется в том, что содержание работы с детьми строится в соответствии с единой целью (развитие эстетического отношения к миру, имеет одни психологическое предпосылки, общую направленность творческих заданий и игр, раскрывается через тематическое единство, выражается в методической стратегии проведения занятий. Процесс художественно-эстетического воспитания и развития ребенка (детей)

строится таким образом, что искусство становится основой жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.

Комплексность воспитания предполагает решение всех актуальных проблем системной организации художественно-эстетического воспитания и развития, в том числе и реализацию принципа преемственности как одного из основополагающих принципов в формировании и развитии системы воспитания подрастающего поколения. Совершенствованию преемственности в процессе художественно-эстетического воспитания способствует тесная связь между комплексом педагогических воздействий в ДОУ и в школе и процессом художественно-эстетического развития детей. Преемственность предусматривает использование наиболее эффективных форм, средств и методов художественно-эстетического воспитания; выявление новых форм, средств, при опоре на достигнутый уровень художественно-эстетического развития детей. Значимость данной проблемы сейчас особенно возрастает в связи с созданием экспериментальных программ по различным видам искусства (ИЗО, музыке, а также комплексных.

Итак, можно сделать некоторые выводы.

Эстетическое развитие – понятие гораздо более широкое, чем развитие художественное. Оно не ограничивается сферой искусства, а тем более каким-либо одним его видом, одной из возможных форм соответствующей деятельности.

Главным средством художественного развития является само искусство, опыт непосредственного общения с ним. Задача педагогов – организация этого опыта. Только тогда возникает эффект художественного развития, когда искусство обладает эстетической ценностью. Поэтому можно говорить о единстве художественного и эстетического развития.

Основными задачами художественно-эстетического развитияс нашей точки зрения являются:

развитие у человека эстетического восприятия;

развитие эстетического вкуса;

развитие эстетического отношения к действительности;

• воспитание любви к искусству и художественного вкуса;

развитие у ребенка определенных практических умений (рисовать, петь, представлять, танцевать)

;

• сообщение ребенку определенных знаний в области теории и истории конкретного вида искусства;

• широкое включение личности в художественную жизнь общества;

• приобщение личности к современному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм;

• приобщение личности к художественному наследию, к многообразию его исторических пластов.

Принципами художественно-эстетического развития дошкольников являются:

принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества;

принцип единства художественного и общего психического развития;

принцип последовательности;

принцип эстетизации всей детской жизни;

принцип учета игрового опыта ребенка и его развития в игровой деятельности;

принцип природосообразности;

принцип создания художественно-творческого пространства;

принцип комплексности.

Анализ литературы по возрастной психологии позволил нам выделить возрастные особенности, на которые необходимо опираться в опытной работе по художественно-эстетическому развитию детей.Они следующие: детский анимизм, повышенная впечатлительность и восприимчивость; нестандартность и не утраченная первичность восприятия; ориентирочно — исследовательский характер сенсорных процессов; достаточно развитая двигательная память; наглядно-образное мышление (как новообразование дошкольного возраста)

; начало возникновения творческого воображения; способность действовать осознанно и произвольно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]