Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста


Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста

 Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками. Играющих детей объединяет общая цель, общие переживания, которые способствуют формированию личности. В педагогическом процессе игра используется как наиболее эффективное средство для решения многих воспитательно-образовательных проблем. В игре протекает процесс развития и коррекции познавательных способностей, личностных качеств, пространственно-ориентировочных и временных ориентиров. Игра — это не способ извержения лишней энергии, а форма развития свободного проявления личности. Игра — это вид деятельности управляющий развитием, в котором формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям. [1, с.22]

Также игру мы можем рассматривать как основную форму самоутверждения и жизни дошкольников. В своих работах А. П. Усова подчеркивала важнейшую функцию игры, указывала на то, что игры дают возможность организовать не только определенный момент жизни, но и воспитывать самостоятельность, активизируют пассивных, дают возможность выступать в роли лидера, ведущего. Ребенок в игре получает определенный опыт, возможность применять его в своей деятельности, получает некоторые знания и умения, может выбирать тему игры и развертывать сюжет по данной теме, может выбирать партнеров, которым импонирует, по своему типу и темпераменту, тех, с кем ему приятно общаться.

Неоднократно приходилось наблюдать, как ребенок искренне воспринимает игру, как живет в игре, как плачет и не выходит из игры. Однако, для того, чтобы ребенок смог увлеченно и самостоятельно играть, ему надо помочь научиться играть, научиться воображать и фантазировать, манипулировать с игрушками, с предметами — заменителями. Как отмечал А. В. Запорожец ребенку младшего дошкольного возраста нужно помочь научиться некоторым способам игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты, научить подчиняться и соблюдать правилам выбранной игры. Если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы все условия (игрушки, материалы, предметы — заменители, с помощью которых дети могут реализовать эту потребность), то процесс игры становится осмысленным и интересным.

Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период адаптации детей младшего школьного возраста к условиям детского сада, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста перед педагогами стоят определенные задачи:

а) Снимать эмоциональное и мышечное напряжение, учить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональное состояние других;

б) Формировать навыки конструктивного общения с взрослыми и сверстниками, обучить способам успешного социального взаимодействия;

в) Корректировать личностные особенности с помощью стимуляции умственного, эмоционального и психомоторного развития ребенка в их единстве.

Эти задачи решаются через основной вид деятельности, через игровую деятельность дошкольника. Малышей необходимо вовлекать в игры, способствовать развитию сюжетов игр, которые отображают окружающую действительность и жизнь ребенка. В играх отображается то, что малыш знает, что ему дорого, развивается умение фантазировать и говорить. Дети учатся в соответствии с выбранной ролью, придумывать несложный сюжет, сооружать несложные постройки, самостоятельно подбирать игрушки по теме игры. [3, с.36]

В работе с детьми трех лет необходимо:

‒ одушевлять игровой персонаж, который на занятии будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре;

‒ использовать различные сюжеты для побуждения детей к более сложным способам построения игры, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению;

‒ осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и т. п.

В режиме дня дошкольника не так много времени для самостоятельной игровой деятельности, но дети играют постоянно, проигрывают все виды деятельности, проводимые в течение дня, как в детском саду, так и дома. Вначале с малышами используются уже известные сюжеты, например «понарошку» принести чай, пробуя на вкус «чай» предлагается его «остудить» будто он горячий, потом оказывается, что чай не сладкий — надо положить в чашку сахар… так завязывается сюжет с уже знакомыми действиями, которые ребенок с удовольствием неоднократно повторяет. С удовольствием проигрываются сюжеты с куклой — купание, одевание, поить чаем, заболела кукла, в последствие объединяются несколько сюжетов вместе, развивается ход игры, в котором педагог советует, направляет и подсказывает. Вначале во всех играх педагог принимает самое активное участие, постепенно передает ведущую роль детям, способствует воспитанию самостоятельности, умению самостоятельно строить сюжет и развивать его.

Педагог оказывает активное влияние на выбор темы игры различными способами, это может быть подбор определенных игрушек — совместно расставленная посуда по назначению (столовая, чайная), по цветовой гамме, по размеру, кукла с легко одевающейся и снимающейся одеждой может вызвать желание играть в «семью»; наличие различных видов строительного материала и фигурок животных может подтолкнуть к развитию сюжета построения загонов для животных, а если добавить различные машинки, то можно будет строить гаражи и т. д. Включить ребенка в игру, организованную взрослым значительно легче, чем научить его самостоятельно выбирать определенную тему и развивать сюжет. Путь формирования детской игры не должен лежать через назидание и подавление детской инициативы, игру нельзя заменять «действием по инструкции».

Наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего дошкольного возраста являются те, которые предполагают активную, вместе проигрываемую деятельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыражение ребенка — это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.

Фрадкина Ф. И. говорила: «Игре надо учить особенно в самом раннем детстве, — об этом следует заявить достаточно смело. Но учить можно по — разному. Нельзя построить эталон — образец, который получится в итоге развития сюжета, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то это не будет игрой — игра превратится в занятие». Детям-дошкольникам требуется время для «вхождения» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в противном случае это приводит к утомлению и взрывной ситуации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок смог ощутить радость от своей деятельности, и что немаловажно, от результата своей деятельности. А. П. Усова писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны…»

Чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным, рекомендуется играть с малышом буквально с момента рождения привлекая его внимание к окружающим предметам, учить его производить элементарные игровые действия «где ушки, ручки, глазки, носик, щечки?», путем показа действий с предметами, со временем подсказыванием сюжетов игр, далее ответов на детские вопросы, помощи в рисовании, возведении конструкций из кубиков.

Ушинский К. Д. писал «Игра для ребенка — не игра, а действительность, это универсальное и неотъемлемое право ребенка». У младших дошкольников в развитии детских игр огромную роль играет самостоятельное и организованное наблюдение за трудовой и бытовой деятельностью старших детей и взрослых. Обычно наблюдение строится таким образом, чтобы в центре внимания оказывался тот человек или объект, за котрым ведется наблюдение: в детский сад водитель привез продукты, дворник убирает территорию, медсестра проводит осмотр детей и т. д. Подобные наблюдения помогают перейти от игры с предметом к игре, в которой ребенок выполняет определенную роль. Детям необходимо показывать, как можно использовать в игре полученные знания, переводя на язык игры — выделять и распределять роли, уточнять свои действия согласно выбранной роли, подумать, какие игрушки и предметы нужны для этой игры, предлагается образец составления сюжета игры.

Непосредственная эмоциональность взрослого, доверительное отношение к детям, отношение к игрушкам как к партнерам помогает искренне увлечь ребенка, помогает погрузить детей в атмосферу игры, сосредоточиться на самом процессе игры. Дети должны чувствовать искреннее отношение взрослого к ним, тогда будет возможно не только правильное руководство игрой, но и найден путь к сердцу ребенка. Ни в коем случае нельзя допускать такую формулировку, как «Посмотрите внимательно, как я сейчас поиграю, а потом сами будете играть так же…». Если кто из детей остается совершенно равнодушным к происходящему, его необходимо вовлечь, предложить оказать посильную помощь, «покачать куклу, принести ей чай, проверить, не горячий — ли? Или привезти недостающие кирпичи для строительства гаража или замка.

Даже совсем маленькие дети замечают отношение взрослых и к игрушкам, и к детям, а потом копируют их, копируют жесты, слова, действия. Подражание становится игровым действием и постепенно перерастает в саму игру. Сюжет, заимствованный у воспитателя становится собственным, может расшириться и вырасти из сюжета — образца, могут добавиться другие игрушки, действия из личных отношений и опыта. Чем шире круг общения со старшими детьми и взрослыми, чем больше информации получает ребенок из внешнего мира, из окружающей его жизни тем насыщеннее игры ребенка, тем шире его активный словарь. В процессе самой игры можно уточнять и расширять полученные знания, усложнять содержание игры, развивать воображение, мышление, обогащать словарь.

У младших дошкольников преобладает конкретно — образное мышление, в самостоятельной игре ребенок берет на себя определенный образ, он представляет себя машиной, котенком, щенком, самолетом — больше всего его интересует внешняя сторона игровых действий, связь с замыслом игры не всегда прослеживается. Игрушка является организующим началом игры, играют маленькие дети игрушкой, так же игрушка может быть партнером, в активном действии с игрушкой развивается воображение. При виде игрушки у ребенка возникает желание манипулировать ею, возникает и замысел, и сюжет. Ребенок видит машинку — надо ехать куда — либо, видит кубики — надо погрузить кубики на машину и увезти их, видит чашку — надо сделать чай, видит куклу — надо напоить куклу чаем. В процессе игровой деятельности ребенка с игрушками и предметами проявляется воображение, фантазии, зачастую желаемое выдается за действительное. Детские фантазии могут возникать в определенных ситуациях. Малыши с удовольствием играют предметами — заменителями. (Как — то детям было предложено убрать кубики, один ребенок кубиков из карманов не вынул, а на вопрос: «Почему не убрал?» ответил — «Нету кубиков, это телефон и смартфон»). Дети могут переносить действия с одного предмета на другой.

Правильный подбор игрушек, соответствующий возрасту, а также грамотное расположение игрового материала в групповой комнате активизирует игровую деятельность, и способствует развитию самостоятельных игр. У детей младшего дошкольного возраста должны быть яркие, средние и крупные игрушки бытовой направленности (куклы, зайки, мишки которых удобно одевать и раздевать, кормить и укладывать спать, лечить и катать в коляске, должны быть игровые предметы быта: мебель, плита, утюги, планшеты, телефоны, предметы гигиены) и т. д. Они должны располагаться на уровне глаз детей по всей групповой комнате, зонально, чтобы дети могли играть, как индивидуально, так и маленькими подгруппами.

Малыши постепенно переходят от индивидуальных игр к играм «рядышком». У всех детей различное восприятие, внимание, память, мышление. На первых порах проводит педагог несложные коллективные игры «едем в автобусе на прогулку в лес» — в первой игре воспитатель берет роль водителя на себя, дети — пассажиры, в последующих играх роли могут распределяться «по очереди», малыши должны испытывать чувство удовольствия от игры и общения с другими детьми. Сюжет игры берется из повседневной жизни, должен быть хорошо знаком маленьким детям. Малышей привлекает доброта, активное участие, стремление принять или пригласить ребенка в свою игру. В своей работе педагог опирается на более активных детей, вовлекая в игру пассивных, «закрытых», уделяя больше внимания тем, кто хуже адаптируется в детском коллективе.

Педагог должен четко помнить, что уровень развития игровой деятельности ребенка соответствует уровню развития мыслительной деятельности, если малыш испытывает трудности в игровом общении, трудности в речевом общении, к нему необходимо более пристальное внимание. Основная задача педагога на этом этапе состоит в том, чтоб детей, которые достигли уровня «игры рядом», побуждать играть вместе, формировать и устанавливать дружеские контакты, добиваться согласия в игровых ситуациях, подчиняться определенным правилам игры, расширять активный словарь, обогащать младших школьников знаниями.

В конце концов, наступает момент, когда для полноценного умственного развития малыша становятся необходимыми систематизированные и обобщенные знания.

Формирование у маленьких детей игровой деятельности осуществляется следующим образом: а) обучение детей игровым способом воспроизводить действительность, воспроизводить знакомые действия; б) предложение сюжета игры, руководство игрой, которая возникает по предложению педагога и по инициативе детей. Из всех приемов категорически исключается любое принуждение. Игра должна способствовать положительным эмоциональным переживаниям, доставлять радость и удовлетворение, в игре ребенок самоутверждается и развивается.

Литература:

  1. А. В. Запорожец «Игра и развитие ребенка».
  2. А. П. Усова «Роль игры в развитии ребенка»
  3. Г. М. Лямина «Воспитание детей раннего возраста»
  4. Н. С. Новоселова «Игра дошкольника»
  5. Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду»
  6. Т. Б. Мазепина «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах»

Развитие игровой деятельности

Тема. Ведущая роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста

План:
1. Сюжетно — ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
2. Психологический анализ структуры сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства, рекомендации по развитию умения играть
3. Психолого-педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
  1. Роль воспитателя в развитии игры детей дошкольного возраста.
  1. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. внутренняя жизнь проявляется в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются в сюжетно-ролевой игре.

Ролевая игра

— это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и воспроизводят (или моделируют) действия взрослых и отношения между ними в специально созданных игровых, воображаемых условиях.

То есть, в ролевой игре удовлетворяется потребность быть похожим на взрослого. Ролевая игра — самый сложный вид деятельности, которому учится ребенок дошкольного возраста. Главной особенностью игры является наличие воображаемой ситуации.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных.

В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.

Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане.

Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.

Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к
творческому воображению
.

Общение

дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Основные задачи по развитию навыков общения у детей:

• формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях

• обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;

• развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;

• развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;

• развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;

• освоение моделей социального поведения в сюжетно – ролевой игре

Как показал Д.Б. Эльконин

, игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.

Сущность игрового перевоплощения: ребенок берет на себя роль другого человека, создает игровую ситуацию путем присвоение новых значений предметам и моделирует отношения между людьми. Эльконин: роль + замещение.

Роль игры в психическом развитии ребенка:

 дети познают свойства предметов и действия с ними, и отношения между людьми;

 формируются и развиваются отдельные психические процессы, изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру,

 развивается мотивационно-потребностная сфера, развивается произвольность психических функций,

 развивается способность к сопереживанию и формируются коллективистские качества, удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и

 развивается рефлексия (это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей).

 развивается воображение на основе внешней игровой деятельности у ребенка формируется умственный план действий (создание игровой ситуации, планирование сюжета, распределения ролей);

Таким образом, сюжетно-ролевая игра выступает ведущей деятельностью дошкольника и составляет условие его нормального психического и личностного развития.

2. Психологический анализ структуры сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства, рекомендации по развитию умения играть

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

сюжет, содержание, роли, правила, игровые действия, игровые и реальные отношения.

Сюжет

– область действительности, которая воспроизводится в игре (внешняя сторона игры) который ребенок берет из жизни (бытовой, общественный);

Содержание

– то, что воспроизводится в качестве центрального, характерного момента деятельности, отношений между взрослыми, их трудовой и общественной жизни

Роли

– образец социально-желаемых отношений, обобщенный эталон поведения.

Правила

определяются в процессе игры самими детьми;

Игровые действия

являются обязательными компонентами игры (могу быть выражены символически). Это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В процессе игры происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Однако данный перенос ограничен возможностями показа действия, так как подчиняется определенному правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Игровые и реальные отношения

Игровые отношения – отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли (дочка в игре слушает маму). Реальные отношения – отражают взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, возникают при распределении ролей, в процессе игры, если не выполняются правила, установленные самими детьми. К игровому материалу относятся игрушки, атрибуты роли, предметызаместители.

Уровни развития игровой деятельности.

Д.Б. Эльконин

выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры.

Первый уровень:

1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;

2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;

3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй уровень:

1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень:

1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает».

Четвертый уровень:

1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер;

3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;

4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

  1. Психолого-педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

Основные задачи, которые стоят при руководстве сюжетно-ролевыми играми:

1) развитие игры как деятельности;

2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба взаимопомощь и др. Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.

Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.

  1. Роль воспитателя в развитии игры детей дошкольного возраста.

Приемы руководства

играми детей могут быть условно разделены на
две группы:
приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой

осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д, то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей

Прямые приемы руководства

: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

Три этапа формирования сюжетно – ролевой игры:

На первом

этапе (1, 5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

На втором

этапе ( 3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.

На третьем

этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого педагог может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]