Наблюдение как основной метод экологического образования детей дошкольного возраста


Наблюдение как основной метод экологического образования детей дошкольного возраста

Наблюдение как основной метод экологического образования

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающей природе. В процессе экологического образования в дошкольном учреждении используются такие методы обучения как наглядные, практические, словесные. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов и т.д. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое, обонятельное и др.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Значение наблюдений. Метод наблюдения в экологическом образовании детей дошкольного возраста является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами и явлениями. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в процессе экологического образования приучает детей подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение природы так же является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Существуют следующие классификации наблюдений: 1. виды наблюдений по характеру познавательных задач; 2. виды наблюдений по длительности; 3. виды наблюдений по количеству детей. Виды наблюдений по характеру познавательных задач. 1. Анализирующие или распознающие наблюдения. Цель данных наблюдений – формирование у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств. 2. Наблюдение за ростом и развитием растений и животных, а так же изменениями в неживой природе. Цель данных наблюдений – формирование знаний об этапах роста и развития растений и животных, сезонных изменениях в природе. 3. Воссоздающие наблюдения. Цель данных наблюдений – формирование умения устанавливать (воссоздавать) целое явление или объект природы по отдельным его признакам (частям). Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод, узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу – какое животное прошло, и т.д. Виды наблюдений по длительности: 1. кратковременные; 2. длительные. Виды наблюдений по количеству детей: 1. фронтальные; 2. групповые; 3. индивидуальные. Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений: 1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. 2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. 3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. 4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности. 5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. 6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы о том, что увидели. 7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте или явлении природы. 8. В процессе наблюдения необходимо помнить о воспитании эмоционально-положительного и грамотного отношения к природе в целом. Подготовка к наблюдению. Воспитатель должен: – определить место наблюдения в системе предстоящей работы; – содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой; – выбирать объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия; – продумать организацию детей – как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним (покормить, поиграть и т.д.); – подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы (термометр, лупа, миски с кормом, водой для наблюдений за животными и т.д.). Руководство наблюдениями в разных возрастных группах. Младший возраст. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен. В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы. Например, неожиданно принести животное в группу или можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей, прежде всего, привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормление, игра), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие. Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. Например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т.д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т.д. Вопросы, задаваемые детям младшего возраста должны носить репродуктивный характер, т.е. обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на признаки, например: «Кто?, Что?, Какого цвета?, Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления котенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи – и после наблюдения спросить детей, что котенок больше всего любит есть. В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж. Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью. Средний возраст. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать». Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание. Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2-3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений. Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно, дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде. Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать воробья, и будем рисовать его». В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, на установление необходимых связей и отношений. Одним из важных приемов являются вопросы к детям. Для детей среднего дошкольного возраста они носят не только репродуктивный характер, т.е. вопросы, направленные на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? Задаются вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи – быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке? Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т.д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства. В средней группе начинают использовать рассказы из личного опыта детей. Например, воспитатель просит ребенка вспомнить, какого цвета кора у березы, как он помогает ухаживать за домашними животными (растениями), которые есть у него дома и т.д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать художественное слово – это загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам. Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными, поэтому в ходе наблюдения педагог, может предложить им выполнить несложные трудовые действия. У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы, Старший возраст. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий. Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, местообитание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель предлагает рассказать о внешнем виде объекта природы, при этом можно использовать модели. Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений. Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки? Организуя наблюдение необходимо стремиться к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Необходимо использовать загадки, стихи, интересные истории в процессе наблюдения, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни – стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным. Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности. Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т.д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Организация наблюдений на объектах экологической тропы

Михнева Валентина НиколаевнаЧуева Ирина ИвановнавоспитателиМБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Сказка»с. Морозово Губкинского района Белгородской области

Реализация образовательной области «познавательное развитие» посредством организации наблюдений на объектах экологической тропы

Дошкольное детство – самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек в нем – часть природы.

Рекламное сообщение

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Дети дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе. Одним из элементов экологической культуры является экологические представления – представления о растениях, животных, человеке как представители живого в мире природы; представления о потребностях конкретных растений, животных, людей в условиях среды; представления о различных средах обитания; представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; представления о росте и размножении живых существ; взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах (экосистемах). Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего ребенка мира является живая природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о живой природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности.

Интересной и достаточно новой формой организации общения, познавательного взаимодействия детей с миром природы и формирования экологических представлений можно рассматривать экологическую тропу, которая представляет собой специфический маршрут в мир природы (как на территории дошкольного образовательного учреждения, так и за его пределами).

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут на природе, позволяющий решать образовательные задачи. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Дети постоянно в той или в иной форме соприкасаются с природой. На тропе дети учатся высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, составлять описательный рассказ. Таким образом, познавая природу, у детей обогащается словарный запас. Воспитанники учатся выращивать растения, ухаживать за ними, осознают ценность жизни даже самого маленького насекомого. Учатся правилам поведения в природе, проявляют интерес к коллективной деятельности, воспитывается ответственное отношение к продуктам своего труда.

Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире, в процессе воспитательной работы на тропе, наблюдение красивых объектов пробуждает в детях стремление к художественно- творческой деятельности.

Таким образом, воспитательная работа на экологической тропе охватывает все образовательные области, что соответствует требованиям ФГОС.

Экологическая тропа нашего дошкольного учреждения создана на своей территории и представлена несколькими остановками или точками.

  1. Остановка «Рябина». Знакомим детей с рябиной – красной и черноплодной, развиваем познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках. Воспитываем бережное отношение к объектам живой природы. Дети учатся наблюдать за птицами, которые прилетают к кормушке в зимнее время года, определяют название птиц по внешнему виду.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • рассматривание и наблюдение за деревом и кустарником в разные времена года;
  • сравнение их между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена;
  • проведение исследований: измерение высоты, толщины деревьев;
  • продуктивная деятельность: «Ветка рябины», «Прилетели свиристели», «Рябиновые бусы»
  • экологические акции: посадка деревьев, выращивание саженцев из семян;
  • экологический проект «Рябина и рябинка – это один вид растения?
  • дидактические игры: «Детки на ветке», «Что где растет».
  1. Остановка «Зеленая аптека». Знакомим воспитанников с лекарственными растениями нашей местности: ромашка, подорожник, календула, мята, мелисса, иссоп, эхинацея, одуванчик, ревень, полынь, валериана, зверобой, котовник, тимьян, мать-и-мачеха и др. Дети узнают о лечебных свойствах растений, учатся правильно собирать и хранить лекарственное сырьё. В зимнее время из заготовленного лекарственного сырья завариваем фиточай.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • наблюдения за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев;
  • сбор растений для фиточая;
  • рассматривание иллюстраций и поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений;
  • труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме;
  • беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;
  • дидактические игры: «Мы – растения», «Чем полезна», «Чей листочек», «Угадай, что лечить», «Угадай по запаху» и т.д.

3.Остановка «Еловый ряд». Уточняем представление о ели, её красоте: стройность, пирамидальная форма, зелёный наряд. Учим определять возраст ели по рядам ветвей. Проводим мини-опрос «Что лучше: живая ель или искусственная для встречи нового года»

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
  • сравнение их между собой: ствол, ветки, иглы, кора, плоды, семена;
  • проведение исследований: измерение высоты, толщины деревьев, сравнение шишек весной и зимой, рисование;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия (ароматерапия);
  • беседы «Ёлкины иголки», «С кем ель дружит»;
  • наблюдение «Кто зимой приходит к елке» (по следам на снегу), сравнение иголок елки с другими хвойными деревьями», «Как летает паучишка»;
  • дидактические игры: «Чьи следы», «Ёлкины загадки», «Найди и покорми зимующих птиц»;
  • продуктивная деятельность: «Ели большие и маленькие», «Не коли нас елочка веточкой мохнатой», «Нарядная елка», «Поделки из шишек»,
  • чтение экологических сказок: «Паучок», «Жила- была елочка».

4.Остановка «Альпинарий». Знакомим с растениями альпинария: очиток, молодило, алиссум, эхинацея, портулак, колокольчик, гвоздика, шнитт-лук, аквилегия, овсяница, барвинок, лук шалот, молочай, ирис, примула; взаимосвязями растений с окружающей средой (солнце – свет, вода, тепло, почва), с насекомыми: бабочка, шмель, пчела; закрепляем правила поведения в природе.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов;
  • рассматривание и наблюдение за ростом растений в альпинарии в разные времена года;
  • наблюдения за альпийской горкой, как о сообществе растений и насекомых, которые не могут жить друг без друга: «Знакомство с растениями гор и их особенностями», «Для чего нужна почва», «Знакомство с минералами», «Бабочки и мотыльки», «Тля и божья коровка»
  • разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о насекомых;
  • игры: «Почему меня так назвали?», «Что растёт родном краю?», «Узнай растение». «Какие бывают растения?»;
  • продуктивная деятельность: «Цветущая клумба», «Божья коровка».
  1. Остановка «Липа». Развиваем познавательную активность детей в процессе формирования представлений о дереве – медоносе. Его внешнем виде, особенностях этого растения; о коре дерева и почему часто в русских народных сказках встречается липа. Обращаем внимание на то, что липа первая из всех деревьев на участке сбрасывает листву.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • рассматривание и наблюдение за деревом в разные времена года (особое внимание на цветение);
  • сравнение с другими деревьями: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена, рассматривание коры с помощью лупы;
  • проведение исследований: измерение толщины, высоты стволов деревьев;
  • дидактические игры: «Мы деревца», «Подари дереву подарок», «С какого дерева листок» «К названному дереву беги», «Следопыты», «Кто с кем дружит», «Если бы я был деревом»
  • выставки рисунков:«Чудо-дерево», «Цветущая липа», «Как весна украшает землю»
  1. Остановка «Кустарники». На этой точке высажены различные кустарники (сирень, облепиха, ирга, жасмин, смородина). Дети учатся отличать кустарники от деревьев, различать их по внешнему виду, запоминают название кустарников, знают лекарственные кустарники, чьи плоды используют для приготовления фиточая (смородина, жасмин).

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений;
  • беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов;
  • разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о кустарниках и насекомых;
  • трудовой десант «Помоги растениям» (прореживание веток с помощью взрослых, посадка черенков);
  • дидактические игры: «Загадай и отгадай», «С какой ветки детки?», «Свари компот», «Съедобное-несъедобное»; «Детки на ветке»;
  • продуктивная деятельность: «Цветущий май», «Заготовки на зиму», «Витамины на ветках».
  1. Остановка «Водоём». Знакомим с растениями водоема (камыш, водоросли, кувшинки и т.д.), пресмыкающимися, земноводными, насекомыми; развиваем у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, накапливать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (объектов природы, символов, условных заместителей, моделей). В водоем запустили карасей, лягушек. Это самая любимая и интересная точка для детей. Рядом с водоемом поставили макеты аиста, скамейку для наблюдений.

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • рассматривание и наблюдение за жизнью водоема в разные времена года;
  • беседы с детьми о водоеме, как о сообществе растений, насекомых, земноводных и птиц, которые не могут жить друг без друга;
  • разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок;
  • беседы с детьми о полезных свойствах растений, влаголюбивые растения и деревья (ива);
  • рисование на свежем воздухе: «Ивушка плакучая», «Лягушки-квакушки» и др.
  • организация экспериментальной и поисковой деятельности: «Таяние льда в воде», «Способность воды отражать окружающие предметы», «Тонет-плавает», «Почему лед на пруду трещит?» и др.
  • чтение экологических сказок: «Ивушка – ива», «Почему заплакала река?».
  1. Остановка «Берёза». Знакомим детей с символом России – березой, с ее характерными признаками. Их у нас несколько: разного возраста и разной толщиной ствола. Учим детей замечать изменения, происходящие с деревом в течении каждого времени года. Предлагаем высказать свое мнение: почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Дети исследуют кору, ветви. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?

Совместная деятельность воспитателя с детьми на этой точке:

  • определение связи в сообществе растений (наросты на стволах деревьев, а также травянистые растения, растущие в березовой роще);
  • наблюдения за березами разного возраста и разной толщины;
  • дидактические игры: «С какой ветки детки?», «Узнай растение», «Найди дерево по семенам», «Осенние листочки» и др.
  • беседы: «Как растения готовятся к зиме», «Растения тоже плачут», «Иней и изморозь», «Куда прячутся насекомые», «деревья как люди»;
  • развлечения: «Русская красавица – березка», «Мы вокруг березки встали в хоровод», «Путешествие с березовым листиком»;
  • продуктивная деятельность: «Белая береза», «Золотая осень», «Первые листочки»;
  • игра-пантомима «Люди и деревья».

В результате организации наблюдений на объектах экологической тропы у дошкольников развивается познавательная активность, любознательность стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Таким образом, экологическая тропа представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве объектов живой природы, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания об окружающем мире.

Список литературы:

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007, 489 с.
  2. Рыжова Н.А. Я и природа. – Москва, Линка-Пресс, 2001 г, 53с.
  3. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет. – Москва, Владос, 2001, 67с.
  4. Шишкина В. А. Прогулки в природу. Москва, Просвещение, 2003, 110с.

1. Наблюдение — это основной психологический метод иссле­дования, требующий планирования: определения цели наблюдения, разбивки ее на задачи, выделения критериев наблюдения, стандар­тизации полученных данных, их анализа. Виды наблюдения:

— за одним ребенком;

— за всеми детьми в группе;

— за поведением детей (ответ на вопрос «Что делают дети?»): за игрой, видами игр, выявление способностей в приобретении навыков и времени, затрачиваемого на это; за поведением в определенных ситуациях;

— за проявлением определенных проблемных реакций и др.

2. Значение наблюдательности в работе с дошкольниками и ро­дителями (новый взгляд на группу; смещение акцента с сиюминут­ного ухода за ребенком на его личность; развитие навыка активного слушания и наблюдения; отслеживание закономерностей взаимо­действия детей и родителей; отслеживание разницы в поведении детей с родителями и воспитателями, поиск причин и др. Многие родители интересуются, как реализуются способности и интересы их ребенка. Хорошо подкрепить любые замечания результатами на­блюдения).

3. Подготовка к наблюдению. Домашнее задание: «Запишите свои личные цели в отношении участия родителей в педагогическом про­цессе». Правила проведения наблюдения:

♦ обдумать, что собираетесь наблюдать;

♦ ценность наблюдений — в последовательности и полноте за­писей;

♦ для экономии времени заранее разграфить листы и снабдить их заголовками;

♦ запастись часами и всегда записывать время и дату наблюде­ния; фиксировать частоту повторяемости проблемы, продол­жительность, интенсивность реакции;

♦ всегда придерживаться строгого правила: давать только опи­сание происходившего, но не свою оценку этому!

4. Обмен записями и наблюдениями с родителями как проявле­ние умения работать с ними как со взрослыми, постоянно отвечаю­щими за детей. Эти записи — письменные документы о конкретных детях. Результаты дают информацию, которую можно уточнить, исправить, не согласиться с ней. Можно учиться друг у друга. От­крытость устраняет отчужденность, родители могут участвовать в наблюдениях, помогать воспитателям лучше понять ребенка.

Директивы в воспитании детей. Их психологическое значение

Поведение родителей бессознательно «выдает» их воспитатель­ные установки. В частности, их можно наблюдать в директивах, которые могут стать объектом внимательного изучения и помощи родителям (при необходимости) в коррекции поведения. Психоло­го-педагогическая работа требует осознанной фиксации фактов.

Как выглядят родительские установки в повседневной жизни? Возможно, в виде таких часто повторяющихся фраз, как: «Горюш­ко ты мое», «Глаза бы мои на тебя не глядели», «За что мне такое наказание?», «Что ты ведешь себя, как маленький?», «Когда же ты, наконец, поумнеешь?» и т.п. Почему так получается со взрос­лыми людьми, уже выросшими и переставшими быть детьми: вся­кий раз, когда нужно начать важное дело, оно откладывается на последний момент и выполняется либо без удовольствия, либо в страшной спешке; или человеку не составляет труда что-то сделать для другого, а себе он не в состоянии помочь; или человек трудо­любив, старателен, но в жизни чрезвычайно «невезуч»: все лопает­ся в последний момент как будто по независящим от него причи­нам; или во взаимоотношениях с другими человек постоянно ока­зывается в роли жертвы, которую все обманывают и бросают? И, наверно, всем знакомы люди, которые на работе постоянно жалу­ются на головную (другую) боль, а когда им предлагают помощь (отпускают домой, предлагают лекарства, совет врача), они отка­зываются, оставаясь при своем.

Это результат скрытого родительского «обучения», впервые опи­санного американскими психотерапевтами М. и Р. Гоулдингами и названного ими «родительскими директивами». Таких директив вы­делено 12, но каждая имеет не один вариант.

Любовь маленького ребенка к родителям всегда безусловна, ре­бенок не выдвигает родителям требования (по крайней мере, до определенного возраста, и то, возможно, научившись этому у са­мих родителей, по их примеру): «Я буду любить тебя, если ты…» Опознание скрытого родительского обучения в потоке обыденной жизни и понимание сути этого программирования может помочь родителям и педагогам скорректировать процесс воспитания и раз­вития ребенка, сделать его гармоничным.

Директивы отличаются от морали тем, что если последняя со­знательна, то к помощи первых родители прибегают потому что

а) их так воспитывали,

б) они не умеют по-другому управиться со своим ребенком. Поэтому избежать директив трудно, но зависи­мость от них не фатальна.

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

Любовь Николаевна Шаронова

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

Природа — это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы. Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами

Все мы – дети Природы. Всё начинается с детства. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.

4 Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, предоставляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус. Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней. Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка.

В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется такой метод, как наблюдение. Наблюдения проходят на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в уголке природы, в процессе экспериментально – опытнической деятельности, игровой деятельности.

5 Наблюдение целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами и явлениями неживой природы, которые постоянно находятся возле них.

9 Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей принесет желаемые результаты. Мир неживой природы станет неисчерпаемым источником знаний, если они будут поступать к ребенку через руки, труд, взаимоотношения с другими людьми, с природными явлениями, через чувства и переживания самого дошкольника.

Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, во время наблюдений научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а люди – частица этого мира. Дети способны видеть и понимать это многообразие. В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно «созерцают»

окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования.

Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного. Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.

Во время наблюдений воспитывается чувство любви к природе лишь тогда, когда взрослые знакомят ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывают их, показывают ему интересы жизни растений и животных, учат его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.

Наблюдая, ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы. Во время наблюдений дети учатся анализировать, делать выводы. На практике видно, что правильная организация наблюдения обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

Осенью дети наблюдают за изменениями, которые произошли в природе не только с цветами, но и с деревьями, отмечают, что птиц стало меньше (перелетные улетели в теплые края)

.
Наблюдая за листопадом, дети видят, что природа прекрасна во все времена года.
Организуя наблюдение с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении. Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение, на которое хочется смотреть и наблюдать, не отрывая взгляда. Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота – спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок научится понимать их состояние, а потом будет им «сочувствовать»

и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.

После наблюдений за растениями и животными дети начинают заботиться о них, у них формируются определенные трудовые навыки, формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. А главное формируется любовь и интерес к природе. «Любовь – это труд»

— считают сами дети, и каждый день с любовью
наблюдают и ухаживают за растениями. А уголок природы считают любимым местом отдыха в группе.
Требования к проведению наблюдения

Изучая метод наблюдения с методических позиций, ученые выделили ряд

требований, которые необходимо соблюдать при его организации

проведения.

1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными, носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

2. Для каждого частного, конкретного наблюдения следует отбирать

небольшой объем информации, поскольку представления об объектах и

явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в

процессе многократных «встреч»

с ними (в процессе использования

педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое

последующее наблюдение должно уточнять, закреплять,

конкретизировать, расширять полученные ранее знания.

3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их

взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех признаков и явлений,

которые они наблюдают.

4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную

активность.

5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами,

предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и

систематизироваться с помощью использования других методов работы

с детьми по экологическому воспитанию.

Виды наблюдений

Распознающее наблюдение. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы «Кто это?»

,
«Что это?»
,
«Каковы его основные свойства и признаки?»
.

Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок

обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной

деятельностью, либо, когда он знакомится с новым предметом или

явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система

исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает

информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и

мыслительные процессы и операции (анализ, сравнение)

. Но они также

опираются на чувственный опыт ребенка.

Длительные наблюдения за изменение и развитием предметов и явлений.

Данный вид наблюдений строится на основе использования различных

видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении.

Имеют место и такие психические познавательные процессы, как мышление

и речь. Причем, сколько ребенок должен проследить, установить

произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значения этих

процессов (восприятие, мышления и речи)

уравниваются. Определенное

значение приобретает и память.

Воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.

Кроме приведенной классификации предлагается по длительности

выделять эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько

минут, и длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько

дней или даже недель.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято

выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.

Ориентируясь на поставленные воспитателем цели, наблюдения бывают

эпизодическими (цель – первичное ознакомление с объектом наблюдения,

длительные (цель – установление причинно-следственных связей и

зависимостей)

итоговые (цель – обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).

В целях закрепления представлений о мире природы, полученные детьми

в ходе наблюдений, целесообразно использовать различные способы

фиксации наблюдаемого: календари природы и погоды, дневники

наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за

птицами, гербарии, детские рисунки и т. д. Фиксация наблюдаемого даст

детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту,

поможет поддержать их интерес и позволит подкрепить те чувства и эмоции,

которые ребенок испытал, пережил в процессе организуемых наблюдений

за миром природы.

Широко в практике работы дошкольных образовательных организаций

используется наглядный иллюстрированный материал, который стимулирует

познавательную активность детей, их интерес к явлениям природы; помогает

закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе

непосредственных наблюдений. С его помощью можно формировать у детей

представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в

данный момент (или в данной местности)
наблюдать невозможно. Кроме
того, в процессе использования наглядного иллюстрированного материала

дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе

(например, сезонные изменения в природе)

. Использование данного

материала способствует также обобщению и систематизации у детей

информации природоведческого содержания и характера.

Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

В результате дети начинают понимать,что:

— объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

— окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.

Поэтому, наблюдая и анализируя дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение.

Несложные опыты и экспериментирование

Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в детстве, когда ребенок знакомится с предметами и осваивает сенсорные эталоны. С помощью экспериментирования ему легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире, удовлетворить свою любознательность.

Цель: создание условий для развития у дошкольников исследовательской деятельности. Формирование и расширение представлений об объектах через практическое познание.

Задачи:

— знакомить детей с окружающим миром;

— формировать представления о предметах, их свойствах и качествах;

— развивать речь, память, внимание, мелкую моторику, координацию движений, сенсорное восприятие.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях)

. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Чтобы вовлечь дошкольников в экспериментальную деятельность,необходимы:

— совместная работа воспитателя и детей;

— помощь воспитателя;

— реальные практические действия детей;

— дробление одной процедуры (процесса)

на несколько мелких;

— работа по желанию детей.

Важные нюансы:

— Маленького ребенка надо обучить культуре проведения опыта.

— В процессе работы необходимо создавать проблемные ситуации, чтобы ребенок сам смог прийти к выводу и решить проблему (например, попытавшись слепить пирожки из сухого песка, он сделает вывод, что для этого песок нужно намочить); если ребенок затрудняется – помогите ему.

— Воспитатель ведет ребенка от простого к сложному, от ощущения к понятию, от конкретного к обобщению.

— Отношения ребенка и воспитателя строятся на основе сотрудничества, уважения личности и представлении малышу свободы развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.

— Занятия повторяются – для лучшего восприятия и осмысления.

— Способы проведения опытов: демонстрационные – исследование организует педагог, индивидуальные – опыт ставит каждый ребенок, и групповые. Самый эффективный способ – это когда дошкольник провел опыт самостоятельно.

— Важен не только опыт, но и связь результатов данной деятельности с повседневной жизнью, наблюдениями, трудом и использование их в играх.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель.

«Вода»

Знакомство с водой и ее свойствами. Прозрачная, но если ее окрасить, например в синий цвет, то становится синей; без вкуса, но если добавить соль, станет соленой, если положить сахар – сладкой; без запаха, но если капнуть, например валерианы, приобретает ее запах. Не имеет формы, но если ее налить в кувшин, приобретает форму кувшина.

Самостоятельная деятельность детей. Вылавливание шариков из воды (тонут или плавают, переливание из кувшина в кувшин, водяная мельница.

«Песок»

Исследование песка и его свойств. Сухой песок – сыпется (через сито, воронку, а влажный лепится и не сыпется через воронку; состоит из маленьких камешков – песчинок.

Самостоятельная деятельность детей. Рисование на песке, следы и отпечатки, «Веселые куличики»

,
«Найди игрушку»
,
«Песочная мельница»
и т. п.

«Твердый – мягкий»

Познакомить со свойствами камня и глины (камень – твердый, глина – мягкая, если стучать камнем – громкий звук, а глиной – тихий).

Самостоятельная деятельность детей. Постройка домика для черепашки из камней, сооружение дорожки из камней, сортировка камней; лепка шариков из глины и т. п.

«Воздух»

Знакомство со свойствами воздуха и его значением (дует ветерок, дуем на кораблик в воде, дуем через трубочку в воду – это воздух). Надуваем шарик, а затем выпускаем оттуда воздух – он дует на детей. Воздух везде вокруг нас, и мы им дышим.

Самостоятельная работа. Дети дуют на кораблик в воде, дуют через трубочку в воде, машут веером.Педагог помогает сделать вывод: воздух необходим человеку.

«Крупы»

Учить различать крупы и бобовые (манка, гречка, горох, фасоль, называть их. Рассказать, что можно из них приготовить.

Самостоятельная работа. Сортировка круп, игра «Найди игрушку в фасоли»

.

«Магнит»

Познакомить с магнитом и его свойствами (какие предметы магнитятся, а какие нет.

Самостоятельная деятельность детей. Поднять скрепку или какой – либо другой предмет со дна бутылки магнитом.

«Лупа»

Познакомить с лупой и ее свойствами. Лупа увеличивает предметы.

Самостоятельная деятельность детей. Работа с лупой.

Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.

Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]