Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста


Значение познавательно-речевого развития

Определение 1
Речь – это особая форма общения и взаимодействия между людьми, в процессе которой они обмениваются между собой мыслями, идеями, переживаниями и иной информацией, а также оказывают воздействие друг на друга.

Речь является ярким показателем развития ребенка. В том случае, если речь слабо развита, то она содержит ряд характерных погрешностей, таких как бедный словарный запас, не правильное построение предложений, неспособность логично связывать слова для выражения своих мыслей, дефекты в произношении, сбивчивый ритм речи и т.п.

Чем лучше развита у ребенка дошкольного возраста речь, тем успешнее будет обучение в школьные годы. Однако, не всегда речь ребенка в дошкольный период развита достаточно хорошо. Во многом это связано с тем, что были выбраны не эффективные методы и способы ее развития. В настоящее время доказано, что успеху развития речи ребенка дошкольника способствует организация одновременного познавательного развития с речевым. Достигается это посредством разнообразных видов деятельности: игровой, трудовой, учебно-познавательной, коммуникативной и т.д. Важным является и то, что в процессе деятельности ребенок должен активно выражать свои мысли, чувства, ощущения и т.д.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Речь, которая сопровождается познавательной деятельностью, делает ее более осознанной и целенаправленной. Задача воспитателя помочь ребенку достичь к концу дошкольного детства необходимой коммуникативной компетентности. Достигается это через правильно организованное познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. Важным условием является соблюдение следующих составляющих:

  • грамотная и правильная речь воспитателя;
  • формирование у детей представлений об окружающем мире и жизни в нем;
  • развитие у детей любознательности, активности и инициативности;
  • сенсорное воспитание;
  • разнообразная и богатая игровая деятельность.

Значимость познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста заключается в том, что в настоящее время все больше детей-дошкольников имеют проблемы в развитии речевой активности. Данные проблемы обусловлены следующими негативными факторами:

  1. Ухудшение физического и психического здоровья детей.
  2. Значительное снижение «живого» общения детей со сверстниками и взрослыми, в том числе и с родителями.
  3. Существенное снижение уровня речевой культуры в современном обществе.
  4. Недостаточное внимание со стороны взрослых (родителей, воспитателей) к речевому развитию детей.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста 430 ₽ Реферат Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста 220 ₽ Контрольная работа Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Развитие речи детей дошкольного возраста в познавательно исследовательской деятельности

автор: Ардатова Татьяна Николаевна

воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №88»

Развитие речи детей дошкольного возраста в познавательно исследовательской деятельности

Развитие речи детей дошкольного возраста в познавательно исследовательской деятельности

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.

Совершенствование познавательной деятельности дошкольников — одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему. Познавательно-исследовательская деятельность направлена на: развитие речи, получение новых знаний, их усвоение, овладение необходимыми умениями и навыками, появление навыка воспроизводить и применять полученные знания. У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые дети сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность и развивать речь ребёнка.

Экспериментирование в дошкольном возрасте имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Детское экспериментирование, как метод в педагогической работе, является высокоэффективным и незаменимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков и конечно развитию речи.

Дошкольники – прирожденные исследователи, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации способствует мыслительной деятельности и развивает речь детей.

Поэтому мы поставили цель: создание условий для развития речи дошкольников через познавательно исследовательскую деятельность. Определили задачи:

  1. способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
  2. развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать обобщения.
  3. развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  4. привлекать родителей к совместно — исследовательской, деятельности с детьми, способствующей речевой активности дошкольников.

При организации познавательно-речевого развития детей, я опираюсь на

следующие направления:

  1. совершенствование собственной речи. Речь педагога должна быть грамотной, а главное доходчивой и понятной детям.
  2. формирование представлений об окружающем мире.

В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно. Поэтому, образовательную деятельность, мы стараемся строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя исследователями. А для этого мы создаём проблемную ситуацию, в которой дети высказывают предположение о том, что они будут изучать в ходе деятельности. В беседе они открывают для себя новые знания, определяют правильность своих предположений, объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.

Следующее направление: развитие любознательности. Организуя деятельность, наблюдения, стараемся вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляем детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы. С целью закрепления представлений о взаимосвязях в природе, для ознакомления детей с объектами и явлениями природы регулярно проводим целевые прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы.

Игра, является одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Исследовательская деятельность проходит в свободной, практически

нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем формами.

Регулярно проводим наблюдения за объектами и явлениями природы, потом обсуждаем с детьми; рассматриваем иллюстрации в книгах с научным содержанием, детские энциклопедии; знакомимся с материалами детской мини-лаборатории.

Мы применяем следующие ситуации для развития речи в познавательно исследовательской деятельности дошкольников: реальные события, происходящие в данный период: 1) яркие природные явления (например: описание листопада, снегопада); 2) общественные события (например: предстоящий праздник); 3) специально созданные ситуации, (например, показ предметов с необычным эффектом или назначением «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»).

Такими предметами могут быть: магнит, коллекция каких-либо вещей, открытки, наклейки на определенную тему. Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к устойчивым интересам и рассуждениям (например, кто-то принес свою коллекцию наклеек, роботов, динозавров, сбор фишек и т. п.), организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Познавательно исследовательская деятельность – это один из самых, часто применяющихся методов в работе с детьми. (после игровой деятельности). Мы даже не всегда осознаём, как часто мы применяем познавательно исследовательскую деятельность в повседневной жизни. С самого утра, начиная с наблюдений в уголке природы, мы экспериментируем, исследуем, увеличиваем объём знаний, умений навыков, развиваем речь и познавательную активность. На каждом занятии мы что — то исследуем. Например, занятия по ИЗО. Вода для кисточек прозрачная, она не имеет цвета, но, когда мы промываем кисточку, она окрашивается.

Почему самолёты, сделанные из альбомных листов, летают хуже, чем из тетрадных? Наблюдения на прогулке: мороз, снег скрипит под ногами, оттепель, снег липкий. Поймать снежинку на варежку, рассмотреть. Можно вынести лупу. Затем, поймать снежинку на ладошку, что с ней произойдёт? Почему на варежке снежинка не тает, а на ладошке тает? Когда отчётливо видны следы на снегу? Почему зимой снег проваливается в сугробах, а ближе к весне нет? Когда и почему образуется наст? Почему появляются сосульки. Дети формулируют свои ответы, выстраивают предложения, высказывая свои мнения.

Чтобы поддерживать интерес детей мы провели ряд опытов. Вот некоторые из них:

  • Опыты с водой: вода очень интересный объект для изучения малышами. К сведению! Во время этих экспериментов мы обратили внимание детей на то, что вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Опыт «,Превращение снега в воду»

Принесли с улицы ведерко со снегом. Вспомнили о том, что происходит со снегом в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает — его становится

меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Познавательно-исследовательская деятельность развивает словарь при введении в речь детей обозначений новых явлений и предметов, их описаний. В результате тщательного проговаривания, заучивания, тренируются фонетические умения. Описания проводимой совместной деятельности помогают нам ввести в речь детей правильные грамматические формы, развивают коммуникативные навыки и разговорную речь.

Исследование на тему «Вулкан»

Дети просили рассказать им о вулканах, после того, когда мы прочитали книгу, Алдониной Риммы Петровны «Вулканы ужасные и манящие». Мы рассмотрели иллюстрации в книге, рассмотрели иллюстрации в энциклопедии «Почемучки», узнали много интересного. В группе есть макет вулкана, вместе с детьми мы выяснили что: «Вулкан похож на конус, из него извергается лава, вулканы бывают спящие, потухшие, действующие. Люди, которые занимаются изучением вулканов – называются вулканологами».

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Эти извержения мы с детьми наблюдали на слайдах: 1) лава, извергающаяся из вулкана, превращается в пемзу; 2) исследование в группе: «Пемза — это камень»; 3) материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.

Дети рассматривают внимательно камни и пемзу. Сравнивают их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Вопрос: дырочки пустые или в них что-то есть? (в отверстиях спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Опускаем кусочек пемзы в тазик с водой: есть ли пузырьки, пемза тонет или плавает? Почему?

Дети совместно с нами делают открытие: пемза — камень, в нем много отверстий, в них скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

В этом исследовании наглядно прослеживается, что Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, умения обобщать, и анализировать.

Опыт «Пар – это тоже вода».

Нагрели воду и увидели, как пар поднимается вверх. Накрыли сосуд крышкой, подняли крышку и показали, как пар превращается снова в капли и падает вниз.

Основное значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по — настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалоги нами используются для обсуждения детьми полученного нового опыта вовремя исследовательских занятий.

Опыты с бумагой

Казалось бы, что необычного может быть в бумаге? Дети видят ее каждый день, пользуются ею на занятиях ИЗО и делают из нее поделки и открытки. Но как они удивились, узнав про нее столько нового.

Опыт «Влияние воды на бумагу»

Мы взяли разные виды бумаги, которые есть под рукой: салфетки столовые; альбомный лист; обложку журнала; бумажные платочки; картон. Отрезали примерно равные по размеру кусочки и положили их в контейнер с небольшим количеством воды. Наглядно видно, что гофрированная бумага, салфетки, бумажные платочки, газета впитывают воду очень хорошо, а впоследствии и совсем расползаются в лотке. Картон, альбомный лист впитывают воду чуть хуже, так как являются более плотными.

После этого опыта мы связали свойство бумаги рваться с ее свойством быстро или медленно размокать в воде, дети очень быстро сделали вывод, что те виды бумаги, которые вода размачивает быстрее, и рвутся значительно легче. А вот обложка журнала, картон, обои рвутся сложнее. Делая выводы и формулируя свои ответы, дети учатся правильно строить предложения, активизируется словарь, развивается связная речь, совершенствуется грамматический строй речи.

Ну и сейчас мы будем создавать «огород на окне». Это тоже познавательно исследовательская деятельность. Почему мы всегда садим горох, или бобы? Потому что лучше всего проследить, как происходит процесс. Горошина очень твёрдая, сморщенная, дети трогают горошину, ощущают её на ощупь. Затем мы замачиваем для проращивания. Горошина набухает, становится гладкая, мягкая, а самое главное в ней очень хорошо виден росток. Дети всё это видят, понимают, как прорастает росточек. Потом мы его садим в землю и ждём всходы. Очень важно для развития речи в познавательно исследовательской деятельности использовать худ слово. Например, «На гряде морковь родится». Вырастут конфеты или нет? Почему? А откуда тогда берутся конфеты? Из чего их делают? А откуда берётся сахар? Шоколад?

Опыт с луком. (как растёт лук в тёмном и светлом месте)

Мы даже не всегда осознаём, как часто мы применяем познавательно исследовательскую деятельность в повседневной жизни. Очень важно развивать не только мыслительную деятельность ребёнка, но и не забывать про развитие речи.
Развитие речи детей дошкольного возраста в познавательно исследовательской деятельности

Цель и задачи познавательно-речевого развития

Ведущими целями познавательно-речевого развития являются:

  • Своевременное и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Приобщение ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям.
  • Формирование и развитие любознательности и творческого воображения, как основы познавательной активности ребенка.

Задачами познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, расширение и обогащение знаний об окружающем мире и природе.
  2. Привлечение родителей (опекунов) воспитанников к совместной с детьми деятельности (исследовательская, проектная, познавательная и т.д.).
  3. Способствование активизации речевой деятельности ребенка в повседневной и практической деятельности.
  4. Организация и совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ, направленной на познавательно-речевое развитие детей.

Замечание 1

Одним из важнейших направлений познавательно-речевого развития является своевременное и успешное овладение ребенком родным языком. Это связано с тем, что родная речь помогает ребенку познавать окружающий мир, получать необходимые умения и навыки, овладевать опытом практической деятельности.

Кроме того, развитие речи ребенка во многом связано с познанием окружающего мира, развития собственного познания и личности, понимания своего «Я» и его положения в этом мире. Существование ребенка в социуме способствует формированию речи, так как только через общение ребенок может продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]