Развивающая игровая среда в группе раннего возраста по ФГОС


Развивающая игровая среда в группе раннего возраста по ФГОС

Организация развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования (из опыта работы)

Инновационный характер ФГОС дошкольного образования выражается в таких понятиях, как социализация, индивидуализация развития и поддержки детской инициативы. Эти три стержневые задачи, вокруг решения которых выстраивается содержание современного дошкольного образования [1, с.4]. При организации развивающей игровой среды в нашей группе, куда ходят дети раннего возраста, мы учитывали ФГОС ДО и руководствовались положениями, которые описывают ситуацию развития ребёнка, включающие
три группы условий: – пространственно-временные (игровое пространство, игрушки, мебель), – социальные (система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми), – деятельностные (двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора). Согласно ФГОС ДО, развивающая среда – это определённым образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется обучение [1, с. 5]. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм. В нашей группе созданы условия для развития и обучения детей раннего возраста. При подборе игрушек учитывались педагогическая целесообразность, художественная приемлемость, возрастные интересы детей, гендерная специфика, безопасность, гигиеничность и пр. Игры и игрушки, имеющиеся в группе в достаточном количестве, дают детям возможность для проявления малой двигательной активности в группе, осуществления предметной и игровой деятельности, развития мелкой моторики на фоне эмоциональной составляющей взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Хотя в данной статье мы условно разделили дидактические материалы, используемые в работе с детьми, на отдельные центры, в педагогической практике один и тот же материал мы используем для решения разных образовательных задач, тем самым соблюдая принцип вариативности, интеграции и взаимодополнения. Большое внимание мы уделяем развитию двигательной активности, поэтому центр двигательной активности мы разделили на две части. В одной части расположены крупные спортивные модули, такие как горка, сухой бассейн, а в другой части имеется «дорожка здоровья», включающая массажные коврики. В центре двигательной активности находятся мячи разных размеров, кегли, гантели, флажки, кольца с разноцветными лентами, обручи. Имеются технические игрушки: поезд, грузовик, самосвал; автомобиль, игрушки-качалки, машины, на которых дети могут кататься самостоятельно. Характер предметной и игровой среды связан с цветом, формой, величиной, ориентировкой в пространстве и др. Поэтому в группе имеются пирамидки, стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм, большая напольная пирамидка, матрешки, наборы кубиков и объемных тел, игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки и др.), наборы объемных вкладышей, мозаики, рамки-вкладыши, пазлы, конструкторы. Для экспериментирования имеется специальный стол с поддоном, плавающие и тонущие предметы, пластические материалы (глина), трубочки для просовывания предметов. Имеющиеся в группе игрушки сделаны из материалов разного качества и разной плотности. Для создания эмоциональной составляющей взаимодействия со взрослыми и сверстниками имеются игрушки с секретами и сюрпризами, игрушки со световыми эффектами, «волшебный мешочек», мыльные пузыри, заводные игрушки, игрушки-забавы, перчаточные куклы, маски и т.д. В центре речевого развития имеются наборы предметных и сюжетных картин по разным темам. Для зрительного ориентира в группе сделана «карусель», на которой подвешиваются картинки. Эти картинки один раз в квартал меняются: по сезону и теме (игрушки, транспорт, новогодние украшения и т. д.). Для того чтобы ребенок мог уединиться, есть в группе кукольный уголок со стационарной и настольной кукольной мебелью, настольными наборами «кухня», игрушками-персонажами, куклами разных размеров в одежде, куклами-голышами, антропоморфными животными и т.д. Уголок ряженья оформлен в виде избушки, где есть зеркало, сундучок с кукольной одеждой. На плечиках висят разноцветные юбки, жилетки, косынки, рубашки, сумочки. Для развития слуха детей в музыкальном уголке расположены игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны), звуковые книжки, музыкальные игрушки, аудиосредства (магнитофон, аудиоматериалы с записями музыкальных произведений). Театральный центр представлен наборами кукол, сказочных персонажей, ширмой для кукольных спектаклей, костюмами, масками и др. Имеется магнитная доска, разные виды театра (бибабо, настольный, пальчиковый), аудиосредства. В группе имеются центр художественного творчества и книжный уголок. Все перечисленные игры и пособия размещены на полках, которые закреплены на уровне роста детей и доступны в использовании. Таким образом, при организации развивающей игровой среды на первый план мы ставили задачи психологического, эмоционального благополучия детей, обеспечения возможности общения, совместной деятельности взрослых и детей, двигательной активности. Мы считаем, что развивающая игровая среда в нашей группе соответствует требованиям ФГОС ДО. Литература: 1. Слепцова, И. Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования / И. Слепцова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С.4-8.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занимательной деятельности в детском саду. Младшая группа Планируемые результаты освоения программы в младшей группе по ФГОС Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Возрастные особенности детей 3-4 лет по ФГОС кратко

Похожие статьи:

Организация прогулки в младшей группе по ФГОС

Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада

Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе

Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе

Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа

Создание предметно-пространственной среды в группах раннего возрастаметодическая разработка

Данные методические рекомендации представляют собой рекомендации по созданию предметно — пространственной среды в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО. В них отражено как предметное содержание РППС, так и ошибки, которые возникают при создании РППС. Данные методические рекомендации могут использовать в своей работе педагогические работники, работающие в ГРВ.

Содержание

Введение

1. Требования к развивающей предметно – пространственной среде согласно ФГОС ДО.

2. Примерное содержание РППС в группе раннего возраста.

3. Организация работы с родителями по созданию РППС.

4. Общие ошибки при оформлении РППС в ГРВ.

5. Заключение

Список источников

Введение

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к условиям ДОО.

Одним из требований является требование к РППС.

Дело в том, что окружающая среда становится развивающей, если способствует решению образовательных задач возраста, направлена на реализацию социальной ситуации развития каждого ребенка. Поэтому, по мнению Н. Н. Поддьякова, С. Л. Новоселовой, Л. А. Парамоновой, В. А. Петровского предметно-развивающая среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально — культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

В ФГОС ДО к РППС предъявлено ряд требований,а именно:

— РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории прилегающей к Организации или находящемся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.

— РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста)

и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Также указывается,что РППС должна обеспечивать:

— реализацию различных образовательных программ;

— в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

— учет возрастных особенностей детей.

Все это мы учитывали при создании РППС в своей группе. Сотрудничество с родителями нам позволило реализовать все требования к РППС в группе. В результате чего, мы стали победителями муниципального смотра – конкурса «Организация РППС в ГРВ»

.

Данный факт подвигнул нас к написанию методических рекомендаций.

Целью методических рекомендаций стала: обобщение опыта по созданию РППС в ГРВ в соответствии с ФГОС ДО, распространение данного опыта среди педагогов, работников ДОУ города.

Данные методические рекомендации построены на основе использования технологий, при которых педагоги и родители получают необходимые знания и рефлексивные навыки в процессе педагогической деятельности, организованной как поисковая активность, как деятельность, направленная на решение различного рода ситуативных проблем и задач,которая должна:

• иметь практико-ориентированный характер и быть направленной на решение конкретных и реальных проблем, связанных с созданием развивающей предметно-пространственной среды в естественных условиях дошкольной образовательной организации;

• реализовывать установку на знания и практические умений, когда полученный результат определяет направление и характер следующих направлений работы.

1. Требования к развивающей предметно – пространственной среде согласно ФГОС

ДО

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

В нашей группе образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают реализацию конкретного содержания образовательных областей в различных видах деятельности, соответствующих возрасту воспитанников.Это:

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками,

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

— общение с взрослым,

— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

— самообслуживание,

— действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

— восприятие смысла сказки, музыки, стихов,

— рассматривание картинок,

— двигательная активность.

В связи с чем, в групповом помещении располагаются центры (зоны, уголки)

для разных видов активности:

-для движения, физических упражнений,

-для предметной деятельности (удобные открытые полки и ящики для игрушек,

— для игр с сенсорными материалами (специальные столики или тазики для игры с песком, водой, крупами, клеёнки для расстилания на полу,

— для рисования и другой продуктивной деятельности,

— для сюжетно-отобразительной игры (полки, шкафчики с сюжетно-образными игрушками, игрушечная мебель, детская кухня, машинки,

— желательно организовать в группе спокойное место для уединения (уголок со светлой ширмой, детская палатка)

.

Мы предоставили для детей раннего возраста все необходимое для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Среда очень насыщена и оформлена в основных четырех цветах (желтом, красном, синем, зеленом, что соответствует возрасту детей, основным образовательным задачам.

Трансформируемая мебель предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

— наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления)
предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативность среды предполагает:

— наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

— периодическую игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

2. Примерное содержание РППС в группе раннего возраста

РППС несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его. При построении развивающей среды для детей следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша. Работая с детьми раннего возраста необходимо относиться более осмысленно к созданию РППС, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. Группа – это наш второй «дом»

, — это должно быть главной идеей при
создании группы для малышей. Чтобы дети положительно – эмоционально реагировали на интерьер группы, старалась максимально приблизить его к домашнему. Также мы учитывали, что дети раннего возраста проходят, проживают адаптационный период к условиям детского сада. И среда не должна их «пугать своим глобализмом»
, неизвестностью. Поэтому все окружающие
предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям. Группу мы оформили в четырех основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый, учитывая возраст детей и образовательные задачи.
Учитывая принципы РППС у нас появились развивающие центры, помогающие нам решать образовательные задачи.

Центр физического развития.

Задачи:

— активизация интереса к движению;

— развитие умения управлять движениями;

— развитие двигательного творчества

— решение задач по ОО «Физическое развитие»

.

Предметное наполнение центра: физкультурный центр в группе оснащен физкультурным инвентарем, дидактическими играми по ОО «Физическое развитие.Центр включает следующий материал: обручи пластмассовые (малые, комплект разноцветных кеглей, гимнастические палки, кубики, ленты, флажки, мячи резиновые, напольные ориентиры, шапочки – маски для подвижных игр. Инвентарь используется для проведения утренней гимнастики и физкультурных занятий. Также имеются оздоровительные дорожки. Все оборудование доступно детям и безопасно, подобрано по количеству детей. Инвентарь меняется еженедельно или по необходимости, зависит от освоения его детьми.Подвижные игры: «Догони мяч»

,
«Передай мяч»
,
«Доползи до погремушки»
,
«Маленькие и большие»
.

Центр речевого развития и продуктивной деятельности.

Задачи:

— решение задач по ОО «Речевое развитие»

и ОО
«Художественно – эстетическое развитии»
;

— формировать у детей навыки слушания;

— умение бережно обращаться с книгой;

— расширять представление об окружающем;

— развивать интерес, внимание, любознательность.

Предметное наполнение центра: стеллаж для книг, стол и 2 стульчика. Книги подобраны согласно перечню рекомендованной литературы для детей раннего возраста (А. Барто «Бычок»

,
«Мячик»
,
«Слон»
, С. Маршак
«Тигренок»
, В. Сутеев
«Цыпленок и утенок»
, любимые книги детей – книжки-малышки, дидактические игры по речевому развитию, игры на развитие воздушной струи. Книги меняются еженедельно в зависимости от темы недели. В центре есть бумага для рисования, карандаши основных четырех цветов, пластилин, не липнущий к рукам и доски для работы с пластилином
(также четырех основных цветов)
.

Центр уединения.

Задача:

— решение задач по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

;

создать положительный эмоциональный климат;

— способствовать адаптации детей к условиям ДОУ.

Предметное наполнение центра: мягкие красивые подушки для отдыха, стул, телефон игрушечный, книги с картинками для рассматривания.

Центр уединения призван решать одну из главных задач стандарта дошкольного образования – создание благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое. Важно создать спокойную атмосферу.

Центр конструирования и сюжетно-отобразительной игры для мальчиков

Задача:

— задач по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

развитие памяти, мелкой моторики, мышления, усидчивости, творческих способностей;

— развитие наглядно – действенного мышления.

Предметное наполнение центра: грузовые, легковые автомобили маленького, среднего и большого размеров на веревочке (по количеству мальчиков, напольный гигантский конструктор и мягкие модули 4х цветов, строительный материал, качалка деревянная, набор кубиков среднего и большого размера. И все это в основных четырех цветах.

Центр сюжетно-отобразительной игры для девочек

Задача:

— решение задач по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

;

— развитие способности придумывать простой сюжет в условиях вымышленной ситуации;

— обогащение активного словарного запаса.

Роль является основным стержнем игры. В игре ребенок принимает на себя роль взрослого. Он соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит кукле обед; хвалит или ругает дочку; едут за продуктами; пьют с семьей чай за столом; гладят утюгом вещи и т. д.).

Предметное наполнение центра: комплект игровой мягкой мебели, игрушка со звуковыми эффектами и тактильными элементами на пластиковой основе, куклы-карапузы в одежде с гендерными признаками (по количеству девочек, посуда, коляски для куклы крупногабаритная, соразмерная росту ребенка, 2 кроватки с комплектом постельного белья, стол и 4 стула, утюги, гладильная доска, комплект кухонной посуды для игры с куклой, комплект столовой посуды для игры с куклами, тележка магазинная, холодильник и стиральная машинка. И тут тоже все в четырех основных цветах.

Задача:

— решение задач по ОО «Речевое развитие»

;

— приобщение детей к театральной культуре;

— развитие речи детей;

— развитие навыков общения и коллективного творчества.

В создании данного центра принимали участие и сами родители.

Предметное наполнение центра: зеркало (в рост ребенка, вязаный кукольный театр, шапочки – маски для театральных представлений, комплект элементов костюма для уголка ряженья, кукла перчаточная, подставка для перчаточных кукол, накидки, юбки, сарафаны, фартуки и сумки детям, ширма для кукольного театра настольная, деревянный театр, театр «Бибабо»

.

Центр музыкального развития

Задачи:

— решение задач по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

;

— вовлечение ребенка в мир музыки;

— развитие чувств восприятия музыкальных произведений;

— формирование интереса к музыке;

— знакомство с разными музыкальными инструментами.

Предметное наполнение центра: погремушки, музыкальные молоточки, колокольчики, бубны, барабан, металлофон, игрушки-шумелки.

Центр сенсомоторного развития

Задача:

— решение задач по ОО «Познавательное развитие»

— развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;

— расширение представлений детей о сенсорных эталонах

— развитие наглядно-действенного мышления.

Самый важный центр развития в ГРВ. Здесь дети учатся многому.

Предметное наполнение центра: пирамидка пластмассовая малая, пирамидка деревянная из 5 элементов, окрашенных в один из основных цветов, напольная пирамидка высотой не менее 30 см из 8 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов, деревянные игрушки с желобами для прокатывания шарика и звуковым эфектом, игрушка в виде зверюшки на колесиках с механизмом и скоростью движения, зависящей от силы механического воздействия, инерционная игрушка на колесиках в виде животного, механические заводные игрушки – забавы в виде животных и птиц, шнуровки простые, юла, молнии, пуговицы, матрешка пятикукольная, матрешка трехкукольная, неваляшка, «Лото»

, пазлы из 2-3 частей, наборы разрезных картинок, картинки – половинки, кубики
среднего и большого размера с изображением, дидактический набор из деревянных брусочкой разных размеров, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами («Сложи цветок»
,
«Сложи грибочки»
, прищепки, доска – основа с изображением в виде пазлов, доска с вкладышами, комплект настольно – печатных игр для
раннего возраста, фигурки животных.
Центр воды и песка

Задача:

— решение задач по ОО «Познавательное развитие»

— развитие мышления детей, любознательности;

— развивать познавательный интерес детей.

Это место, где мы проводим игры с водой и песком.

Предметное наполнение центра: емкость для воды, емкость с песком, ведерки, лейка пластмассовая детская 5 штук, песочные часы, фартуки, лопатки, различные формочки; рыбки, уточки средних размеров (резиновые, камешки (тяжелый — тонет, легкий — не тонет)

и игры с магнитными удочками для ловли рыбок, кораблик, тряпочки.

Тематическая стена

Задача:

— решение задач «Познавательное развитие»

— обогащение словарного запаса детей

— развитие представлений детей об окружающем мире.

Предметное наполнение центра: картинки меняющиеся в зависимости от темы недели.

Все возрастные центры подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Хоть отмечено, что центр направлен на решение задач по одной образовательной области, на самом деле с помощью данных центров можно решать образовательные задачи по всем образовательным областям, реализация, в том числе, принципа интеграции. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется.

3. Организация работы с родителями по созданию среды

Сотрудничество с родителями воспитанников в вопросах создания РППС, как равноправными партнерами образовательной деятельности в ДОУ, предполагает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы.

Мы использовали следующие формы работы:

— родительские собрания;

— индивидуальные консультации;

— мастер-класс;

— родительские вечера;

— круглые столы.

Мы заинтересовали всех родителей в работе нашей группы. Проводя родительские собрания, подробно рассказывали о тех задачах по развитию детей, которые нам необходимо решить в учебном году, объясняли, что только совместными усилиями сможем сделать жизнь ребенка в группе интересной, спокойной, комфортной. На родительских вечерах мы раскрывали возможности РППС в развитии детей, отмечали важность РППС в развитии каждого ребенка группы. Родители с большим удовольствием и увлечением участвовали во всех наших делах и начинаниях, они понимают, насколько необходимы совместные усилия по развитию детей. Вместе своими силами добились хорошего результата.

4. Общие ошибки при оформлении РППС в ГРВ

1. Наличие высоких шкафов и расположение материала на верхних полках.

2. Пирамидки и ряд пособий для сенсорного развития должны быть 4 основных цветов.

3. Пирамидки должны иметь от 2 до 4 деталей.

4. Разрезные картинки и кубики с картинками должны иметь от 2 до 4 деталей.

5. Игровое оборудование для сюжетно – отобразительных игр должно соответствовать возрасту и требованиям ООП.

6. При выборе наборов домашних и диких животных необходимо учитывать возраст, размер и окрас животных.

7. Необходимо отражать в РППС тематическое планирование.

8. Количество кукол и машин должно соответствовать количеству мальчиков и девочек.

9. Ряд пособий в физкультурных центрах должно быть по количеству детей в группе.

10. Необходимо при оформлении РППС учитывать все принципы ФГОС ДО.

11. Каждая деталь РППС должна нести образовательную функцию.

12. Согласно санитарным правилам в ГРВ должны быть пупсы, наличие кукол с волосами не допустимо.

Заключение

Подводя итог, хотелось отметить, что созданная РППС должна:

— иметь привлекательный вид;

— положительно влиять на эмоциональное состояние каждого ребенка;

— удовлетворять потребности каждого ребенка в познании окружающего мира;

— способствовать решению образовательных задач по всем образовательным областям, а значит по всем направлениям развития детей.

К цветовому оформлению группымы подошли очень критично: только четыре основных цвета во всем. Постарались критично подойти и к форме предметного содержания, к естественности игрушек – животных. Хотелось бы отметить условность разделения группы на центры, так необходимо соблюдение таких принципов как полифункциональности и вариативности.

Список источников

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. — № 5. — 2009.

2. Абузярова Л. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. — № 6. — 2004.

3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — №4. — 2007.

4. Доронова Т. Об эстетике оформления групповых помещений // Ребенок в детском саду. — №1. — 2008.

5. Кирьянова Р. Принципы построения развивающей среды в ДОУ // Дошкольное педагогика. — № 1. — 2005.

6. Короткова Н. Предметная развивающая среда // Ребенок в детском саду. — № 6. — 2008.

7. Марецкая Н. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях //Дошкольная педагогика. — № 3,5. -2005.

8. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 17 октября. №1155 – 2013. – М // Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

9. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. — № 4. — 2008.

10. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. — Спб.: ЭКСМО, 2008. — 292 с.

11. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Авторы сост.: Кольцова О. В., Шедько С. Н. — Тамбов, 2008.

РППС в группе раннего возраста в условиях ФГОСметодическая разработка по теме

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 г.о. Чапаевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад №19 «Колокольчик»

«РППС В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Воспитатель: Романова С.Н.

2018

Пояснительная записка

Предметно-пространственная среда группы организована в соответствии с принципами ФГОС ДО: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.

Созданы благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. РППС представлена центрами активности детей, направленные на всестороннее развитие детей раннего возраста согласно пяти образовательным направлениям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, изменяются по объему — сжимаются и расширяются, то есть имеют подвижные границы.

Среда организована так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Центры активности пополняются разнообразным материалом по изучаемой теме, в соответствии с комплексно-тематическим планированием, что позволяет детям находить общий интерес, обеспечивает свободное общение и сотрудничество детей и взрослого.

  1. Центр познавательной деятельности.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей в центре имеются игрушки и пособия различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Центр оснащен мозаикой крупной и средней, крупными пазлами, бусами, пирамидками, шнуровками и застежками, вкладышами, дидактическими играми. Для игр с песком подобраны совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки. В соответствии с комплексно-тематическим планированием, центр пополняется разнообразным материалом по изучаемой теме.

Также были изготовлены авторские дидактические игры «Наряди елку», «Волшебные превращения, многофункциональное пособие «Божья коровка».

  1. Центр социально-коммуникативного развития

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Организован уголок «Хозяюшка», который оборудован следующими атрибутами: кухня, микроволновая печь, телефон, сумочки, прихватки, фартуки четырех основных цветов, крупные, мелкие столовые, чайные сервизы, набор овощей, фруктов, муляжи сахара, чайных пакетов, конфет и др., кухонная утварь. Оборудована «Спальня», в которой имеются кроватками, шифоньер с одеждой по сезонам, кукольный горшок, мобильная гладильная доска, утюг, принадлежности для стирки белья.

Игровые уголки группы наполнены игровыми аналогами, позволяющими малышам в полной мере насладиться отобразительной игрой с почти «настоящими» предметами и освоить все действия.

Уголок «Ряженья» очень привлекателен для детей своими яркими, эстетичными атрибутами: зеркало, гардеробная, яркие бусы основных цветов (красные, зеленые, синие, желтые), накидки, юбки, сарафан, очки, браслеты,

Отдельно создан уголок для мальчиков в нем — инструменты для строительства, починки техники. Игровые уголки группы наполнены игровыми аналогами, позволяющими малышам в полной мере насладиться отобразительной игрой с почти «настоящими» предметами и освоить все действия.

Дети играют рядом, манипулируют игрушками-заменителями, формируют умения, которые пригодятся в следующем возрастном этапе. Неоформленные материалы, используемые как предметы — заместители (кусочки ткани, меха, поролона, шнуры, палочки и др.) хранятся в контейнере, который доступен для детей

  1. Центр речевого развития детей.

Имеет особое значение, так как в этом возрасте происходит активное формирование речи детей. В нем имеются: книжный уголок, где подобраны книги для чтения и самостоятельного рассматривания различной тематики: потешки, программные сказки в нескольких экземплярах, книги согласно теме недели. В уголке настольно-печатных и дидактических игр, находятся игры для самостоятельной деятельности детей, а так же дидактические пособия для совместной деятельности воспитателя с детьми. Также центр речевого развития оснащен ширмой малой и ширмой большой различными видами театра в том числе и авторскими.

Изготовлено панно «Времена года» и пособие для подгрупповой и индивидуальной работы «Волшебные коврики»,

  1. Центр художественно-эстетического развития

Созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками. В центре имеются различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик, говорящие куклы). Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей: листы бумаги и альбомы, гуашь, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, доска для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.

В музыкальном уголке находятся музыкальные инструменты: барабан, бубен, гармошка и др. Подобрана фонотека с записями классической и народной музыки, звуками природы, сказками, сборники с колыбельным и детскими песенками.

  1. Центр физической активности

Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. В центре расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, ленточки, платочки и др. В уголке имеется нетрадиционное оборудование: «Массажные дорожки» для босоножья, «волшебные веревочки» (для перешагивания, перепрыгивания, СРИ), атрибуты для выполнения ОРУ.

Такая организация предметно-пространственной среды группы раннего возраста рациональна, учитывает основные направления развития ребенка третьего года жизни и способствует его благоприятному развитию, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметно- пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в ранних возрастных группах

Построение развивающего пространства в ДОУ является закономерной необходимостью организации образовательной деятельности. Она необходима для удовлетворения потребностей и интересов детей в выполнении разных видов деятельности. Ее создание открывает возможности нахождения того занятия, которое интересно конкретному ребенку, помогает ему найти себя и установить взаимодействие с окружающими. При этом, ребенку дается и право самостоятельного выбора вида деятельности и способов ее реализации.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Построение предметно-развивающей среды групп раннего возраста опирается на специфические принципы, которые связаны с особенностями развития ребенка этого возраста.

Основными принципами организации предметно-развивающего пространства групп раннего возраста являются следующие:

  • Принцип широкого пространства. Ребенку должно хватать места для выполнения самых разнообразных движений и реализации игровой деятельности разного рода. Это обусловлено слабым развитие координации движений у детей раннего возраста. Потому, оборудование необходимо расставлять так, чтобы сохранять между ним широкое пространство для передвижения детей.
  • Принцип вариативности наполнения среды. Она должна включать большое количество различных предметов, объектов, информации, ориентированной на занятия детей и упрощение прохождения адаптационного периода в ДОУ.
  • Принцип яркости и насыщенности среды. Предполагается использование предметов, мебели и иных объектов, окрашенных в яркие цвета. Это создает положительный эмоциональный фон для ребенка раннего возраста и мотивирует его к деятельности в данной среде.
  • Принцип эстетичности оформления. Эстетика должна присутствовать во всем, начиная от стиля оформления, его единства и доходя до соответствия обстановки ее назначению.
  • Принцип трансформируемости среды. Он означает наличие возможности изменения пространства в соответствии с изменениями образовательной ситуации, интересов и потребностей детей, а также по мере освоения ими новых видов деятельности.
  • Принцип полифункциональности среды. Он означает наполнение ее такими объектами, которые могут быть вариативно использованы для достижения различных образовательных целей и задач. Объекты среды должны быть доступны для использования детьми в разных видах их активности.
  • Принцип стимулирования. Он означает, что среда должна быть построена так, чтобы стимулировать развитие детского восприятия, активизировать работу анализаторов и формировать основы сенсорного развития.
  • Принцип доступности. Он означает свободный доступ ребенка к среде и любым ее объектам: играм, игрушкам, материалам, используемым в детской деятельности. Данный принцип лежит в основе построения развивающей среды во всех возрастных группах.
  • Принцип безопасности среды. Вся мебель и объекты среды должны быть безопасными для использования детьми раннего возраста. А это предполагает исключение мелких предметов, острых углов, колющих объектов.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста 460 ₽ Реферат Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста 230 ₽ Контрольная работа Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]