Педагогические беседы и тематические консультации для родителей


Беседа с родителями.рабочая программа

«Организация беседы с родителями».

Беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребёнка, с другими членами семьи.

Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Особенности проведения бесед:

  • Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
  • Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей – существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.
  • Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями, но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога, что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребёнка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.
  • Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.

Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, что бы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.

  • Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
  • Если беседа возникла стихийно (обычно в этом случае её инициаторами бывают родители) и педагог не может уделить отцу или матери необходимое внимание, он договаривается о специальной встрече с родителями в удобное для них время. На эту беседу могут быть приглашены и другие родители, для которых, по мнению воспитателя, участие в беседе на данную тему полезно. Но при этом необходимо учитывать: если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, присутствие посторонних лиц нежелательно – обстановка беседы должна располагать к откровенности. И в том случае, когда беседа возникает по инициативе родителей, вызвана их вопросами, суждениями, предложениями, руководство беседой должен взять на себя воспитатель: он задает ей нужное направление, делает выводы.
  • Если инициатором беседы является педагог, он заранее продумывает, с чего начнет её, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Договариваясь с родителями о времени беседы, педагог сообщает её тему и просит подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Планируя тематику бесед, необходимо стремиться по возможности охватить все проблемные стороны воспитания детей.

Педагогическая беседа должны отвечать определенным требованиям:

  • прежде всего, это их конкретность и содержательность, родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания детей
  • беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам повышать чувство ответственности за воспитание детей.
  • важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность, но дружеский тон, в котором ведется беседа, не исключает предъявления воспитателем необходимых требований.

Чтобы добиться контакта с родителями в процессе беседы вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий:

  • Продумать место и время проведения беседы.
  • Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.
  • В процессе беседы ничто не должно отвлекать беседующих. Не должно быть посторонних лиц, присутствие которых может смущать родителей, хотя бывают случаи, когда воспитатель намеренно стремится привлечь внимание других родителей и вовлечь их в разговор.
  • Беседу лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.
  • Воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо применить в беседах, тогда, то отрицательное, что вынужден говорить о ребёнке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

Безусловно, в последующих беседах воспитатель должен выяснить, как реализованы его советы родителями, что изменилось в воспитании ребёнка.

Используя беседу как средство получения информации о воспитании ребёнка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация достаточно достоверна. Дело в том, что действительное поведение людей и их собственная оценка этого поведения могут не совпадать и даже вступать в противоречие, особенно когда даётся оценка семейным отношениям. Поэтому знания о характере воспитания ребёнка в семье, полученные в беседе, должны дополняться и уточняться при посещении семьи педагогом, его наблюдениями за взаимоотношениями родителей и ребёнка.

Материал для бесед с родителями дают педагогу наблюдения за ребёнком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребёнком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Доброжелательность педагога, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребёнка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребёнка в семье.

Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребёнка и влияния на характер этого воспитания.

Основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Основные требования к проведению беседы.

Подготовка к беседе:

  • Определить цель беседы. Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.
  • Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать. Распределите вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.
  • Определить вопросы, поддерживающие беседу. Исходя из потребностей, интересов собеседника.

Вступление в контакт с собеседником.

  • Вопросы, поддерживающие беседу. Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его.
  • Не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания. Если вы увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу исправить ошибку – будьте активно – внимательными.

Как правильно вести беседу.

  • Как лучше ставить вопросы? Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику.
  • Слушать внимательно и доверительно. Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.
  • Дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.
  • Не прерывать высказывания собеседника. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Основные моменты:

  • Дайте собеседнику возможность выговориться.
  • Выражайте Вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
  • Резюмируйте наиболее важные высказывания.
  • Не прерывайте собеседника.
  • Не противоречьте.
  • Задавайте вопросы.

Приемы взаимодействия с родителями.

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится работа с родителями. В общении неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • Сотрудничество, а не наставничество.

Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний не принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  • Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Интересная форма работы с родителями в детском саду «Встреча с умелым человеком»

Интересная форма работы с родителями в детском саду

«Встреча с умелым человеком»

В дошкольном детстве основной вид деятельности ребенка – игра. В игре дети познают себя и познают мир, примеряют разные социальные роли. Играя учатся общаться и контактировать друг с другом. Но как оказалось, не менее важным видом деятельности для ребенка является встреча с «умелым человеком».

Кто это такой и где его взять? Очень сложный вопрос, но на практике все оказалось очень просто. Работая по программе Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости», я очень была удивлена, что автор рассматривает каждого человека как «умелого в своем деле», «мастера своего направления». И ведь это действительно так, раньше я просто относилась к этим людям, как «мамочкам и папочкам», которые утром мне приводят ребят, а вечером забирают, но когда мы на родительском собрании заговорили о том, чем родители могут порадовать своих деток, оказалось, что практически каждый готов и может прийти в группу с интересным делом для ребенка. Бухгалтера отлично поют и рисуют, охранники великолепные рассказчики………Но об этом чуть позже……Давайте разберемся: «в чем же плюс присутствия взрослого в группе?».

Во первых,

это отличный вариант повысить самооценку ребенку и укрепить его позицию в группе. Ведь когда приходит мама и учит всех печь печенье, а ты ее главный помощник, то сверстники невольно ставят тебя выше и делают более значимым. Ведь это ты единственный договорился со своей мамой и привел ее в группу, а ответственная мамочка захватила с собой и миксер и блендер, все ингредиенты, венчик и посыпку, а по итогу собрала всех на вкусном чаепитии. Казалось блендер и прочие кухонные атрибуты – это те вещи, которые дома стоят в шкафу и кроме мамы никого не интересуют, но в группе они как волшебная палочка, которая заставляет обратить на себя внимание и замирает дух, глядя, как они работают. А когда дети вместе со своими мамами потом еще идут за рецептом и просят дома повторить, не это ли главная похвала?

Во вторых,

это отличная возможность, действительно, донести прелести каждой деятельности, потому как приходят родители, которые показывают самое любимое свое дело, дело в которое они вкладывают душу, а значит это особое отношение, которое не может не заметить ребенок. И ведь на самом деле, оказываясь перед детским коллективом и пытаясь презентовать что то, родители понимают, что это большая ответственность и стараются рассказать о своем умении как можно больше интересных фактов и подробностей, что дает возможность ребятам более расширенно узнать то или иное направление.

В третьих,

когда родители приходят в группу это очень ее сплочает, потому, что придя домой ребята рассказывают как сегодня «мама Ромы приходила и учила их чему-то». Но самое важное, поняв, что садик это не закрытое для родителей учреждение, детки начинают тянуть своих мам и пап на занятие, что определяет еще один плюс этой деятельности, ведь увидев своего ребенка в коллективе, его поведение и общение со сверстниками, тревожность многих мам сходит на нет, потому как многие мамы очень переживают за своих детей, в большинстве случаев напрасно. Поэтому можно сказать, что такой вид работы в дошкольном учреждении важен не только для детей, но и для педагога и родителей, потому как при подготовке к такому занятию педагогу приходиться очень тесно контактировать с родителем, ведь неподготовленного взрослого в детский коллектив допускать нельзя и все слова и фразы должны предварительно быть оговорены с воспитателем.

В четвертых,

важный момент в воспитании ребят это взаимоотношение с мужчинами, очень много уже написано о том, что большинство времени дети проводят под присмотром женщин, это мамы, бабушки, воспитатели, практически все учителя в школе, у некоторых ребят просто нет рядом пап и дедушек. Так вот приход в группу папы, это особенный момент, детки замирают, а то как папы общаются с ребятами стоит только позавидовать. Папы относятся к этой встрече не менее ответственно чем мамы и для изготовления ящика для лука, папочка однажды нанес столько инструментов, что даже я некоторые видела впервые. Мы пилили, стругали, вкручивали, зачищали, забивали гвозди……что самое интересное, на таких встречах даже самые отъявленные шалуны затихают, они очень меняются. На таких занятиях по другому смотришь не только на родителей, но и на ребят.

Конечно, хотелось бы отметить, что такие встречи должны быть максимально продуманы, должно пройти несколько встреч со взрослым перед тем, как родитель придет к ребятам в группу с «умелым делом». Педагог должен быть уверен, что он справится с дисциплиной в детском коллективе и сможет настроить ребят, в нужный момент сдержать их, ведь очень часто новые и интересные инструменты безумно хочется потрогать. Основные структурные части занятия, такие как организационный момент, физминутки, подведение итогов должны лежать на воспитателе, ведь пришедший взрослый не должен выполнять функции воспитателя, а лишь помочь раскрыть ту или иную деятельность и вызвать к ней интерес.

Я считаю, что эту форму работы с родителями могут использовать не только педагоги работающие по программе Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости», но она может пригодиться воспитателям, работающим по другим программам. Потому что воспитание детей будет эффективно только тогда, когда воспитатели и родители будут работать в тандеме.

Так же представляю несколько фотографий с одной такой встречи, приходил папа и показывал, как можно нарисовать кораблик. Встреча получилась для детей очень интересной. В результате все нарисовали замечательные корабли.



Статья на тему «Организация и проведение беседы с родятелями»

Организация беседы с родителями

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Особенности проведения бесед:

  • Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
  • Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей — существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.

Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями. Но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога, что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребенка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.

Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.

Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, что бы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет

.
В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.

  • Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
  • Если беседа возникла стихийно (обычно в этом случае ее инициаторами бывают родители) и педагог не может уделить отцу или матери необходимое внимание, он договаривается о специальной встрече с родителями в удобное для них время.

    На эту беседу могут быть приглашены и другие родители, для которых, по мнению воспитателя, участие в беседе на данную тему полезно. Но при этом необходимо учитывать: если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, присутствие посторонних лиц нежелательно — обстановка беседы должна располагать к откровенности. И
    в том случае, когда беседа возникает по инициативе родителей, вызвана их вопросами, суждениями, предложениями, руководство беседой должен взять на себя воспитатель: он задает ей нужное направление, делает выводы.

  • Если инициатором беседы является педагог, он заранее продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним.

    Договариваясь с родителями о времени беседы, педагог сообщает ее тему и просит подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Планируя тематику бесед, необходимо стремиться по возможности охватить все проблемные стороны воспитания детей.

Педагогическая беседа должны отвечать определенным

требованиям:

  • прежде всего, это их конкретность и содержательность,
    родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания детей
  • беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам повышать чувство ответственности за воспитание детей.
  • важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность, но дружеский тон, в котором ведется беседа, не исключает предъявления воспитателем необходимых требований.

Чтобы добиться контакта с родителями в процессе беседы вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий:

  • Продумать место и время проведения беседы.
  • Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.
  • В процессе беседы ничто не должно отвлекать беседующих.

    Не должно быт посторонних лиц, присутствие которых может смущать родителей хотя бывают случаи, когда воспитатель намеренно стремится привлечь внимание других родителей и вовлечь их в разговор.

  • Беседу лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.
  • Воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка.

    Эти факты обязательно надо применить в беседах, тогда то отрицательное, что вынужден говорить о ребенке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

Безусловно, в последующих беседах воспитатель должен выяснить, как реализованы его советы родителями, что изменилось в воспитании ребенка.

Используя беседу как средство получения информации о воспитании ребенка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация достаточно достоверна. Дело в том, что действительное поведение людей и их собственная оценка этого поведения могут не совпадать и даже вступать в противоречие, особенно когда дается оценка семейным отношениям. Поэтому знания о характере воспитания ребенка в семье, полученные в беседе, должны дополняться и уточняться при посещении семьи педагогом, его наблюдениями за взаимоотношениями родителей и ребенка.

Материал для бесед с родителями дают педагогу наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Доброжелательность педагога, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка в семье. Основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Основные требования к проведению беседы:
Подготовка к беседе:

  1. Определить цель беседы.

    Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

  1. Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать

    . Распределите вопросы в порядке их значимости.
    Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

  1. Определить вопросы, поддерживающие беседу.

    Исходя из потребностей, интересов собеседника.

Вступление в контакт с собеседником.

  1. Вопросы, поддерживающие беседу. Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его
  1. Не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания. Если вы увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу исправить ошибку – будьте активно-внимательными.

Как правильно вести беседу.

  1. Как лучше ставить вопросы

Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику

  1. Слушать внимательно и доверительно. Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации
  1. Дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.
  1. Не прерывать высказывания собеседника. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна. Основные моменты:
  • Дайте собеседнику возможность выговориться
  • Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
  • Резюмируйте наиболее важные высказывания
  • Не прерывайте собеседника
  • Не противоречьте
  • Задавайте вопросы

Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]