психолого-педагогические технологии педагога-психологарабочая программа на тему


РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Развивающая работа предполагает создание социально-психологических условий для нормального психологического развития воспитанников. Психокоррекционная работа предполагает психологическое сопровождение воспитанников, имеющих трудности в: освоении образовательной программы, поведении, социальной адаптации и личностном развитии.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в МБДОУ № 8 строится на основе комплексного подхода и начинается с диагностической и аналитической работы. Анализируются медицинские карты с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; информационные карты, заполненные педагогами, с целью выявления воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении. Педагогом-психологом проводится скрининговая диагностика воспитанников МБДОУ, анализируются её результаты, так же выявляются дети, нуждающихся в психологическом сопровождении. Если у воспитанника имеются комплексные нарушения в развитии: медицинские, психологические, логопедические, ребёнок направляется на ПМПк МБДОУ № 8, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Непосредственно коррекционно-развивающие занятия могут быть:

  • групповыми (фронтальными);
  • индивидуальными.

Групповые занятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Это занятия по профилактике социально-психологического климата в группе. Индивидуальные занятия проводятся также в групповых комнатах, в теплое время года занятия возможны в беседке во время прогулки.

Содержание и структура занятия варьируются в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия.

Для групповой коррекционно-развивающей работы в средних и старших группах применяются программы «Тропинка к своему Я». Автор данной программы — Хухлаева Ольга Владимировна— доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор. В подготовительной к школе группе проводятся групповые коррекционно-развивающие занятия по программе «Приключения будущих первоклассников» Куражевой Натальи Юрьевны, детского психолога и психотерапевта.

В своей работе педагог-психолог МБДОУ №8 использует элементы арт-терапии, руководствуясь технологиями М. В. Киселеваой, доцента кафедры «Консультативной психологии, психологии здоровья и развития» Санкт-Петербургского Института Практической Психологии и Социальной Работы.

Арт-терапия — комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением рисования, музыки, игровой терапии, сказкотерапии, танцевальной терапии, телесно-двигательной, песочной терапии. Данные методы обеспечивают поддержку ребенка с целью стимулирования его личностного роста и развития.

Постепенно происходит самопознание, самопринятие, самореализация, самоактуализация личности. Создаются необходимые условия для самовыражения и самопознания.

Различные способы изображения — самый доступный и привлекательный для ребенка вид творческой деятельности, при которой используются элементарные художественные средства и не требуется предыдущего опыта в рисовании. Не стоит беспокоиться относительно красоты произведений, танца или гармоничности звучания песни, данный вид искусства используется в целях освобождения, выражения, облегчения.

В работе педагога-психолога имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы не только с детьми, но и педагогическом коллективе:

∙негативная Я-концепция, дисгармоничная самооценка,

∙трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

∙чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

∙конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

В сентябре 2016 года проведена диагностика детей двух подготовительных к школе групп, использовалась экспресс-диагностика Павловой-Руденко для выявления у детей уровня готовности к школьному обучению. Обследовано 38 детей.

— Готовы к началу регулярного обучения – 59% детей.

— Условно готовы к началу обучения – 31% детей;

— Не готовы к началу регулярного обучения –10% детей.

После диагностики в течение учебного года проводились групповые занятия по программе Куражевой «Приключения будущих первоклассников» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников.

В период с октября по январь проведено по 17 групповых занятий в двух подготовительных группах. Занятия проводились 1 раз в неделю. Промежуточная диагностика в конце полугодия по методике Керна — Йерасика «школьная зрелость», показала:

— готовы к началу регулярного обучения – 67% детей;

— условно готовы к началу обучения – 28% детей;

— не готовы к началу регулярного обучения – 5% детей.

С начала учебного года по запросу родителей и воспитателей велась индивидуальная работа с детьми с повышенной тревожностью – 1 ребёнок, с агрессивными – 3 ребёнка; по развитию мелкой моторике — 2 ребёнка; детско-родительским отношениям – 5 детей; по повышении самооценки – 5 детей.

В рамках индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми использовались следующие программы: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Т.М. Граденко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке», Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми».

Промежуточная диагностика («Тест тревожности», проективная методика «Кактус» и «Несуществующее животное», методика «Лесенка») показали положительную динамику в психологических состояниях детей. Снизился уровень тревожности, агрессивности, самооценка повысилась. Воспитатели и родители отмечают положительные изменения в поведении детей.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду

Анастасия Водопьянова

Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду

Солнечногорский муниципальный район Московской области

Управление образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43»

Юридический адрес: 141500, Московская область, тел/факс 8(496)

26-4-49-31

Г. Солнечногорск, Микрорайон Рекинцо E-mail: sadik [email protected]

Разработал: педагог — психолог

МБДОУ № 43 ВодопьяноваА. С.

Работа педагога-психолога с родителями в детском саду

Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду.

Взаимодействие с родителями дошкольников — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, специалист планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в его личном профессиональном опыте и в опыте его коллег.

И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).

Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.

При этом личный профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что для наибольшей эффективности работу с родителями следует проводить поэтапно. При этом целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействияс семьей воспитанника:

1. Этап подготовительный.Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на детский сад, уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.

На этом этапе:

Педагог-психолог организует родительское собрание, на котором он знакомит родителей с основными задачами, направлениями и формами своей деятельности в детском саду, обозначает круг проблем и вопросов, находящихся в пределах его профессиональной компетенции.

• Проводит мини-анкетирование родителей по теме: «Каким я вижу взаимодействие с психологом»

.

• Подготавливает цикл встреч «Психологическая гостиная»

, где обсуждает с
родителями вопросы, связанные с адаптацией малыша к детскому саду; раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно — в период привыкания малыша к условиям детского сада; здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада.
•Осуществляет анкетирование по теме: «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»

, где определяется готовность его к
детскому саду и прогнозируется специфика и темпы его социальной адаптации.
• Встречается с родителями в индивидуальном порядке,организует беседу на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду»

, в ходе которой помогает
родителям определиться в последовательности их действий в этот важный для малыша период.
• Разрабатывает и вручает каждой из семей воспитанников детского сада раз в две недели памятки о развитии и воспитании детей.

2. Этап сотрудничества.Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.

На этом этапе:

• Оформляются информационные стенды.

• Организуются индивидуальные беседы.

• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.

• Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги.

Тематика встреч самая разнообразная:

«Особенности поведения детей 5-6 лет»

«Гиперактивный ребенок. Что делать?»

• «Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»

• «Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»

«Психологическая готовность дошкольника к школе»

«Семья на пороге школьной жизни»

«Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»

«Как справиться с кризисом 3-х лет?»

На этих встречах используются необычные приемы, например,такие как:

• моделирование и анализ тех ситуаций, в которых может оказаться ребенок; основная задача такого моделирования — научить родителей формировать навыки поведения у малыша;

• обсуждение на групповых встречах с родителями сходных проблемных ситуаций и поиск путей выхода их них;

• проведение ролевых игр, в ходе которых родители берут на себя роль ребенка, пытаясь понять, что чувствует ребенок в разных ситуациях и как он реагирует на взаимодействие со взрослыми;

• совместный анализ детских рисунков и адаптационных листов;

• проведение бесед в вопросно–ответной форме

Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.

Информационные стенды:

«Возрастные особенности детей 6-7 лет»

«Психологическая готовность к школе, ее компоненты»

«Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»

«Развиваем внимание»

«Развиваем мышление»

Памятки:

«Развитие зрительно-моторной координации. Игры»

«Как правильно сформировать самооценку у детей 6-7 лет?»

«Кризис 7 лет»

«Как помочь тревожному ребенку?»

«Готовим руку к письму»

«Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»

• «Тест для родителей «А я к школе готов?»

3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада.Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.

На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями.

4. Рефлексивно-аналитический этап. Задача данного этапа — подведение итогов взаимодействия. На этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями, проводится родительское собрание в группе детей 6 –7 лет по теме: «К школе я готов»

, на котором
родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения.
Итак, в процессе моей профессиональной практики сформировались некоторые убеждения, которые определяют особенности моей работы как специалиста в этом направлении.

1. Я убеждена, что необходим индивидуальный подход к каждой семье, так как все семьи и дети разные.

2. Большое значение в работе приобретает взаимное доверие между педагогом-психологом и родителями и эмоциональный контакт между ними. Именно доверительные тёплые отношения, сложившиеся на этапе первого взаимодействия, в последствии во многом определяют характер взаимоотношений родителей с детским садом в целом.

3. Практика показала, что интересными и эффективными приемами в работе с родителями являются: моделирование ситуаций, анализ детских работ, а так же участие родителей в деловых и ролевых играх.

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Психопрофилактическая работа педагога-психолога МБДОУ направленна на формирование у педагогов, воспитанников и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, а также, своевременное выявление и предупреждение таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Профилактическая работа с воспитанниками ДОУ направлена на развитие коммуникативных познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и социальную адаптацию детей.

Профилактическая работа с родителями и педагогами несёт просветительский характер. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов.

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост.

Диагностика детско-родительских отношений

В стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» такое направление, как диагностика детско-родительских отношений не выделяется, но я посчитала, что его нужно озвучить. Ведь работать с ребёнок мы должны в связке со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому нам очень важно понимать какие отношения складываются у ребёнка в его семье и как это может повлиять на его поведение и развитие.

  • Проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика направлена на диагностику эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.
  • Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). Данный тест направлен на изучение эмоциональных отношений ребёнка в семье.
  • Проективная методика Рене Желя. Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений
  • Детский апперцептивный тест (Children’sApperceptionTest – САТ) (Авторы: Леопольд и Соня Беллак)

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Психологическое просвещение – важная составляющая профилактического направления работы педагога-психолога. В современном обществе пока ещё недостаточно распространены психологические знания и умения, особенно уважение особенностей личности ребёнка. Так же, и в педагогических коллективах, и в семьях, возможны конфликты, в основе которых – неумение и нежелание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, прислушиваться друг к другу, понять. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит в виде лекций, бесед, семинаров, распространения печатных материалов, публикаций на сайте МБДОУ.

ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА

Экспертная деятельность – это особый способ изучения инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г.А.Мкртычян, 2002).

Основные направления экспертной работы в ДОУ:

  1. Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).
  2. Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
  3. Исследование эффективности усвоения образовательной программы воспитанниками.
  4. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка.
  5. Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]