Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении


Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении

Вера Резникова

Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении

В нашем детском саду уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог может стать достойным партнером в преодолении речевых нарушений у детей логопатов.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя – логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции)

речи и не речевых психических процессов и функций.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях,когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

• несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

• нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

• речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопедав рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Развитие звуковой стороны речи.

• Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

• Формирование связной речи.

• Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работапсихолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

• Развитие и коррекция высших психических функций.

. Активизация познавательной деятельности.

. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

. Развитие памяти, внимания, мышления.

. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

. Активизация отработанной лексики.

Считаем, что сотрудничество должно начинаться еще на начальном этапе, как только логопед и психолог изучили медицинские карты детей на момент комплектование логопедических групп.

На основании данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк. Педагог-психологобязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций: «охранной»

(разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку) и диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно). Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, можно
получить полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения.
После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.

Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог.

Например, обоснованным является систематизация заданий на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука.

Можно выделить такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

– родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи,позволяет решать ряд задач:

— Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;

— Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

— Обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;

— Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Логопед и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи, а коррекция высших психических функций этому способствует. Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

Педагог-психолог: Резникова В. А.

Консультация «ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»

«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя –логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и не речевых психических процессов и функций.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

· несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

· нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

· речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

· Развитие звуковой стороны речи.

· Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

· Формирование связной речи.

· Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

· Развитие и коррекция высших психических функций.

. Активизация познавательной деятельности.

. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

. Развитие памяти, внимания, мышления.

. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

. Активизация отработанной лексики.

Считаю, что сотрудничество должно начинаться еще на начальном этапе, как только логопед и психолог изучили медицинские карты детей на момент комплектование логопедических групп.

На основании данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк.

Педагог-психолог обязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций: «охранной» (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку) и диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно). Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, можно получить полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения.

После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.

Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог.

Например, обоснованным является систематизация заданий на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука.

Развивая умение находить лишний предмет, мы предлагаем детям следующее задание: повтори слова, найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее. Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений. Например, мы предлагаем детям послушать предложения, в которых слова перепутаны, и исправить ошибки, выделяя заданный звук. Также, в рамках занятия по развитию связной речи, логопед предлагает составить рассказ по серии сюжетных картинок, а психолог предлагает самим детям придумать окончание рассказа, преследуя тем самым свою цель по развитию воображения, образного мышления и т.д.

Таким образом, можно выделить такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

– родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи, позволяет решать ряд задач:

— Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;

— Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

— Обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;

— Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]