Методическая разработка для педагогов «Работа педагога – психолога ДОУ с воспитателями»


Методическая разработка для педагогов «Работа педагога – психолога ДОУ с воспитателями»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области — детский сад комбинированного вида «Лучик» п. Садовый

Педагог – психолог: Швенк Екатерина Валерьевна

Методическая разработка для педагогов

«Работа педагога – психолога ДОУ с воспитателями»

Цель:

повышение компетентности педагогов в области представления о работе педагога – психолога ДОУ с воспитателями.

Задачи:

• познакомить педагогов с теоретическими основами работы педагога – психолога ДОУ с воспитателями;

• познакомить педагогов с практическими основами работы педагога – психолога ДОУ с воспитателями;

• способствовать развитию интереса к взаимодействию воспитателя и педагога – психолога.

Место проведения:

музыкальный зал.

Время:

1ч.20 мин.

Необходимое оборудование:

магнитофон, запись: «Китайская традиционная музыка для медитации».

Раздаточный материал:

анкета «Стиль педагогического общения», памятки.

Подготовительная работа:

изучение литературы по работе педагога – психолога с сотрудниками ДОУ; подборка материала и изготовление памяток «Стили педагогического общения»; подборка музыки для практического упражнения «Мудрец из храма».

Ход собрания:

Для начала хотелось бы развеять, наверное, самый распространенный «миф» о психологах

. Большинство людей полагают, что слово
«психолог»
образуется от слова
«псих».
И это наталкивает их на совершенно неверный вывод: «если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные».
Уверяю вас это не так
. Педагог — психолог в детском саду работает с
нормальными
детьми и их индивидуальными
особенностями
, а не отклонениями. Так, к моему сожалению, происходит и с сотрудниками ДОУ, куда впервые приходит работать психолог. Как только заходит речь о проведении, каких – либо практикоориентированных мероприятиях (будь то диагностика, тренинговое занятие и т.д.) педагоги «впадают» в некоторую панику и с опаской относятся к такого рода встречам: а вдруг у них что – нибудь не так или на них будут ставить какие – либо опыты? Или другая крайность: некоторые педагоги воспринимают психолога как проверяющего, который может критиковать их работу. И такое представление очень осложняет взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Основная цель работы педагога – психолога в ДОУ – создание условий для полноценного развития и укрепления психологического здоровья детей.

Но только в здоровом коллективе можно создавать такие условия. Вот здесь и «выходит на сцену» психолог, который помогает воспитателям в «оздоровлении» коллектива.

Что это значит? Это оказание помощи в виде предоставления необходимой информации: диагностика (индивидуальная), консультирование (индивидуальное), рекомендации (общие, индивидуального характера), памятки, круглые столы, тренинги, семинары — практикумы.

Сегодня я хотела бы немного поближе познакомить вас с практической работой, которую я планирую провести в этом учебном году.

Взаимодействие педагогов с психологом происходит по 3 направлениям:

1. Диагностика

2. Консультирование

3. Психопрофилактика и просвещение.

Диагностика проводится для выявления: психологического климата в коллективе, оценки синдрома эмоционального выгорания, уровня развития креативных способностей и т.д.

Для наглядности я хотела бы вам предложить анкету на выявление стиля педагогического общения, которым вы руководствуетесь в образовательном процессе (см. Приложение № 1).

Это так же будет нашим первым небольшим знакомством (проводится анкетирование, подсчитываются результаты). По оглашении результатов педагогам раздаются памятки: «Стили педагогического общения».

В формате группового консультирования в этом учебном году вам будет предложена тематика: «Как помочь ребенку в период адаптации» (сентябрь). В индивидуальном: «Консультации по результатам диагностики психической готовности к школе» (апрель), а так же индивидуальные консультации в течение года по возникшим вопросам. Тематика вопросов, для индивидуальной консультации, может быть разнообразна: отношения между детьми в группе, помощь в построении отношений с «особым» ребенком, взаимоотношения с родителями, педагогами и т.д.

Что же подразумевается под психопрофилактикой и просвещением?

Как я уже говорила, главная цель работы психолога в ДОУ – развитие и укрепление психологического здоровья детей. Но психолог оказывается бессильным помочь ребенку, если не изменит отношения к нему педагогов. Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы с педагогическим коллективом. Ведь совершенно очевидным остается тот факт, что многие воспитатели не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка-дошкольника, испытывают трудности в работе с детьми, у которых отмечаются проблемы в психическом развитии. Поэтому с целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ и формирования потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития педагог-психолог может использовать разнообразные формы и методы работы (такие как семинары – практикумы, тренинги, лекции и т.д.). Так же в этот раздел работы входит выпуска памяток, разработка рекомендаций для воспитателей. Это и будет являться психопрофилактикой и просвещением.

Сейчас, с учетом длительного нахождения здесь, хотелось провести с вами одно из практических упражнений тренинга это упражнение будет направлено на снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление. Упражнение называется «Мудрец из храма» (см. Приложение № 2).

Уважаемые педагоги! На сегодня наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что полученная информация дала вам представление о нашей с вами совместной деятельности. Если у вас возникнут какие – либо вопросы – обращайтесь. Мои рабочие дни: понедельник, среда, пятница.

Приложение № 1

АНКЕТА «Стиль педагогического общения»

Уважаемые коллеги!

Для определения стиля вашего общения с воспитанниками предлагаем ответить на вопросы данной анкеты. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

А) делится с вами своими мыслями, чувствами

Б) говорит вам только то, что он сам захочет

В) оставляет свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:

А) доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение

Б) дети сами разберутся в своих проблемах

В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:

А) похвалите и всем детям покажете его работу

Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня

В) скажете ему «всегда бы так занимался».

4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

А) заставите его поздороваться

Б) не обратите на него внимание

В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:

А) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают

Б) помочь, подсказать, сделать замечание

В) заниматься своими делами (записи, подготовка)

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

А) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания

Б) эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать

В) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

А) ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать

Б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка

В) ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы относитесь к активности ребёнка:

А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие

Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание

В) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:

А) сказали бы «ну и не надо»

Б) заставили бы выполнить работу

В) предложили бы выполнить задание

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

А) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём

Б) если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет

В) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

Ключ к обработке:

Ответ Число баллов по номеру вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
В 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

ИТОГО:

25 – 30 очков

– тяготеет к демократическому стилю.

Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

20 – 24 очка

– преобладает авторитарный стиль.

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям — с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

10 – 19 очков

– характерен либеральный стиль.

Для либерального воспитателя характерны: безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным, требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Приложение № 2

Мудрец из храма

Цель:

снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление и диагностика актуального психического состояния.

Необходимое время:

40 минут.

Материалы:

спокойная музыка.

Подготовка:

Специальной подготовки не требуется

«…Сядьте удобнее. Вы чувствуете, как расслабляются ваши руки… ноги. Тепло как где – то в груди появляется тепло… Оно проходит по всему телу… Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали… Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него… Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ… Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата, запомните ее…

Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами…

Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг… и вновь переноситесь сюда, в эту комнату…»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Венгер Л.А., Агаева Е.Л., Бардина Р. И., Брофман В. В., Булычева А. И., Бурлакова И. А., Венгер Н. Б., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., РудовскаяИ.А., Холмовская В. В., Цеханская Л. И. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога. // Дошкольное образование. № 5 (101), 1-15 марта, 2003.

2. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издатель­ство «Речь», 2005. — 256 с.

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. «Работа педагога-психолога в ДОУ», — М.: Айрис-пресс, 2005

4. Электронный ресурс: https://psylist.net

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе

Гончарук Мария

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе

Педагог-психолог — это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и одно из них — это то, что данный специалист работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов -это основа их совместной деятельности.

Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период. Поэтому педагог-психолог обязан информировать педагогов о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Объяснить, особенно начинающим педагогам, что детская психология не является отраслью медицины, она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача педагога-психолога в работе с ребенком состоит в сопровождении воспитанников и их родителей, оказания своевременной помощи и поддержки.Для этого необходимо создание следующих условий:

• организация деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровождения ребенка;

• построение позитивного взаимодействия всех участников, совместное решение возникающих проблем;

• учет индивидуальных психологических, личностных, особенностей детей;

• обеспечение благополучия ребенка, его успешности, исключение стрессов;

• обеспечение преемственности с содержанием и формами совместного психолого-педагогического сопровождения;

• создание условий воспитания и развития качеств личности ребенка, отвечающих требованиям современного общества.

Следовательно, воспитатель понимает, что педагог-психолог — это помощник, соратник, а не контролер, что способствует созданию необходимой атмосферы доверия.

В модели сопровождения «педагог-психолог — воспитатель»

теряют всякий смысл вопросы типа: кто кому больше нужен? Или кто для кого
«поставляет»
информацию о ребенке:
воспитатель педагогу-психологу или педагог-психолог воспитателю?Вывод напрашивается сам за себя: без взаимного обмена информацией ни воспитатель, ни педагог-психолог не смогут грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.
С одной стороны, педагог-психолог нуждается в информации воспитателя, результатах его наблюдений и анализа характеристик деятельности и поведения дошкольника. Не обладая этими данными, ему трудно соотнести свои психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребенка, определиться в приоритетных направлениях работы с ним.

С другой стороны, воспитателю необходима информация педагога- психолога о внутренней «картине»

наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках и механизмах
(если таковые имеются)
существующих учебных и социально-психологических проблем. Без этой информации
воспитателю трудно построить грамотную программу собственных педагогических действий.
Ряд ученых, исследователей и практиков рассматривают взаимодействие педагога-психолога и воспитателястроить в нескольких следующих направлениях: профилактическом, диагностическом, коррекционном.

Профилактическое направление включает в себя:

1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий в группе.

2. Использование разнообразных наглядных информационных материалов.

3. Расширение знаний через чтение психолого-педагогической и специальной литературы.

4. Включение в деятельность консультативного диалога.

Диагностическое направление включает в себя:

1. Проведение бесед с детьми и педагогами.

2. Организация и проведение тестирования и анкетирования.

3. Проведение непосредственного наблюдения за детьми (включённого и не включённого)

.

Коррекционное направление включает в себя:

1. Разработка педагогом-психологом советов и методических рекомендаций воспитателю по различным возникающим вопросам, а в свою очередь воспитатель реализовывает рекомендации специалиста, осуществляет взаимодействие с семьей.

2. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ООП.

3. Организация и проведение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в русле режимных моментов (в утренние часы, на прогулках, в совместной деятельности, в вечернее время и т. п.) по формированию культуры здоровья, культуры жизнедеятельности, культурно-гигиенических навыков, развитию самостоятельности.

4. Реализация тренингов, игр-упражнений, ситуативных бесед и диалогов,различных видов гимнастик: артикуляционной, эмоционально-стимулирующей, зрительной [3; 4].

Исходя из вышеизложенного, опираясь на разработки и рекомендации ученых, исследователей, практиков можно представить следующие преимущества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе:

• осуществляется повышение эффективности психологической развивающей работы за счет ресурсов деятельности воспитателя:

• реализуется возможность создания целостной, непротиворечивой развивающей среды;

• насыщается образовательная среда психологическим содержанием.

Опишем необходимые качества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе:

• создание положительного эмоционального фона в группе;

• проведение систематической организованной работы;

• осуществление амплификации (обогащения)

детского развития.

При взаимодействии педагога-психолога и воспитателяна занятиях осуществляется:

• проигрывание различных практических ситуаций;

• включение игр, закрепляющих положительные эмоции от деятельности;

• использование разнообразных способов выполнения заданий;

• осуществление рефлексивных моментов;

• включение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий (зрительные и кинезиологические физминутки, правильная осанка и т. д.)

.

Таким образом, цель профессиональной деятельности педагога-психолога и воспитателя едина. Это — ребенок, условия его полноценного обучения, воспитания и развития. Средства и методы- различны. Однако их совместная деятельность объективно нуждается в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, так как только в этом случае применяемые технологии будут работать на изначально заданную цель.

Библиографический список:

1. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. (Психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). — М.: Гардарики, 2002. — 432 с.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48с

3. Одинокова Н. А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями// Детство,открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ»

, 2022. — С. 181185.

4. Система взаимодействия педагога-психолога с воспитателями, родителями и специалистами [Электронный ресурс]. — URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 20.04.19)

.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]