Тематический контроль «Организация сюжетной игры»учебно-методический материал на тему


Тематический контроль «Организация сюжетной игры»учебно-методический материал на тему

План проведения тематического контроля по теме:

» Организация сюжетной игры»

Сроки: 10 – 21 апреля 2022 г.

Исполнители: заведующий Харчикова Е.Ж., зам.зав ВМР Стороженко Э.Я., старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Цель: определить эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить документацию педагогических работников по планированию и руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

2. Дать оценку работе педагогического коллектива по организации руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах.

3. Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации сюжетно-ролевой игры.

Вопросы, подлежащие проверке:

  1. Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей.
  1. Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей.
  1. Профессиональные знания и умения воспитателя в организации игровой деятельности детей.
  2. Оценка форм взаимодействия с родителями по проблеме игры.

Основные формы и методы контроля

  1. Наблюдение за педагогами
  2. Собеседование с воспитателями

Оценочный инструментарий

  1. Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей.
  2. Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей.
  3. Выявление уровня игровых знаний, умений и навыков у детей.

Заведующий МБДОУ

«Иланский детский сад № 50» Е.Ж. Харчикова

Итоговая справка о результатах

тематического контроля

Тема: «Организация сюжетной игры»

Тематическая проверка проходила с 10 по 21 апреля 2022 года согласно годового плана воспитательно-образовательной работы на 2016-2017 учебный год во всех возрастных группах.

Приказом по ДОУ №15 от 3 апреля 2022 года была создана комиссия в составе:

Харчикова Е.Ж.. — председатель комиссии, заведующий МБДОУ;

Гамолка С.Ю. — член комиссии, ст. воспитатель

Сторженко Э.Я. – член комиссии, зам.зав. ВМР

  1. Оценка руководства педагога игровой деятельностью детей показала:
  • Осуществляя руководство игровой деятельностью, педагоги используют приемы руководства игрой, педагогический такт, эмоциональный фактор.
  • Методика проведения игры соблюдается. Но итоги не подводятся и прошедшая игра не обсуждается, так же во всех группах не проводится предварительная работа перед игрой. В старшей группе, воспитатель Сухарькова Н.М., были ошибки в методике проведения игры: не было постановки задач и целей игры, проектирования развития игры, мало применялось приемов на развитие активности и привлечения к игре всех детей.
  • Взаимосвязь с другими видами деятельности осуществлялась частично.
  • Педагоги почти все в достаточной мере владеют особенностями организации сюжетной игры в каждой возрастной группе. Но если настольные игры широко применимы в нашем детском саду и популярны у педагогов, то в сюжетно-ролевые дети большей частью играют, предоставленные сами себе, а воспитатели следят в это время за дисциплиной, занимаясь своими делами.
  1. Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала:
  • Условия для игровой деятельности детей созданы во всех группах ДОУ. Игровые центры оборудованы всем необходимым, находятся в эстетичном состоянии, расположены и хранятся в доступном для использования детьми месте. Но нет разнообразия, изюминки в создании условий для ролевых игр.
  • Во всех группах педагоги развивают у детей чувство ответственности за сохранение игрушек и умение приводить их в порядок, соблюдать правила пользования игрушками.
  • Во всех группах родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для игровой деятельности: это и шитье специальной одежды для ролей, постели и одежды для кукол, и приобретение контейнеров для хранения атрибутики, и изготовление самих атрибутов для игр.
  • Сюжетно-ролевые игры планируются систематично во всех группах. Рекомендации по планированию необходимого количества игр, тематическом разнообразии, соответствии целей к играм относительно возрастных особенностей учитываются и выполняются педагогами.
  1. Оценка игровых знаний, умений и навыков у детей показала:
  • Уровень развития игровых качеств во всех группах соответствует возрасту. В младшей группе идет активное обучение детей умению придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. Навыки по самообслуживанию полностью не сформированы, дети не умеют самостоятельно прибирать используемые атрибуты, оборудование, игрушки после завершения игры. В старшей группе дети обыгрывают только один сюжет, введение дополнительного сюжета и ролей затрудняет развитие игры. Распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играет согласованно с ними или параллельно. Активно используются в этой группе предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. В подготовительной к школе группе дети умеют четко распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли, но без подсказок педагога сюжет игры не развивается, дети увлекаются одним игровым действие, представляющим для них интерес.
  • Во всех группах дети обладают чувством ответственности за выполнение полученной им роли, выполняют этические нормы поведения во время игры, соблюдают правила пользования игрушками, не умеют завершать игру.

По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

  • Уровень развития сюжетно-ролевой игры и работы в этом направлении педагогического коллектива можно оценить как средний. И условия для игры, и подготовленность педагогических кадров, и планирование, и сотрудничество с родителями — все эти направления требует пристального внимания и углубленной работы всего коллектива.
  • Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала, что условия созданы во всех группах ДОУ, но требуют разнообразия.
  • В основном игровые знания, умения и навыки у детей сформированы. Дети активно и с интересом играют, соблюдая правила.

Рекомендации:

  1. Совершенствовать условия игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания.
  1. Изучить теоретическую базу по организации сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС.
  1. Вовлечь родителей в организацию игрового процесса в ДОУ.

Заведующий МБДОУ

«Иланский детский сад № 50» Е.Ж. Харчикова

Зам.зав. ВМР Э.Я. Стороженко

Старший воспитатель С.Ю. Гамолка

Методическая работа в детском саду

Справка по результатам оперативного контроля. «Анализ создания развивающей предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевой игры»

Приказ № 17 от 12 февраля 2016г.
Автор работы: Вдовенко Светлана Петровна, старший воспитатель, детский сад №2 «Улыбка» рабочий посёлок Екатериновка Цель: анализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей и совершенствования развивающей среды в группах. Возрастные группы:
все возрастные группы детского сада
Отбор содержания контроля:
Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры. Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе. Анализ состояния игровой развивающей предметно-пространственной среды.
Сроки контроля
: 15 – 17 февраля 2016г. Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2015 – 2016 учебный год.
Состав комиссии:
заведующая ДОУ — Тарасова Т.Н. старший воспитатель — Вдовенко С.П.
Методы: анализ, наблюдение, выводы. Оперативный контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры. Деятельность педагогов была основана на рекомендациях примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» и методического пособия «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губановой. В пособии раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства. В ходе контроля были выявлены следующие результаты: Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности. В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатель меняет свое положение в игре: выполняет сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету. Так на пример во второй группе раннего возраста воспитатель Ермакова С.В. организовывала как индивидуальную «Оденем куклу Любу», так и совместную «День рождение Маргариты» сюжетно-ролевую игру. Ведущая роль во время игры принадлежала воспитателю, проблемные игровые ситуации создавала так, чтобы дети выполняли в игре поставленную задачу. Воспитатель младшей группы Будынкова М.Г., организуя игру «Больница», обозначила себя в роли доктора, постепенно воспитатель вовлекала в игру детей, предлагая им роли пациентов. Затем воспитатель предложила принять основную роль доктора ребёнку, в итоге дети выполняли роль и доктора, и пациента. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Больницу» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки. При этом воспитатель активизировала детей, находилась рядом. Наблюдая за игрой в средней группе, необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего количества ролей в игре. Воспитатель Ефремова Е.Н. поставила цель к более сложному ролевому поведению в игре «Больница». Предложив основную роль доктора ребёнку, воспитатель обозначила свою дополнительную роль пациента, затем она предложила «доктору» быть его медсестрой и помогать ему вести приём больных. Демонстрировала примеры ролевых диалогов и ролевых взаимодействий в игре, вовлекала детей в игру. Постепенно развернулась большая игра, в которой участвовали все дети. Воспитатель при этом также продолжала изменять свою игровую роль и обозначать новую для партнёров по игре, показывая детям примеры различного ролевого поведения в соответствии с разными ролями. Это были роли открывшейся аптеки, где можно купить выписанные доктором лекарства; возникла необходимость эти лекарства привезти в аптеку, поэтому появилась роль водителя автомобиля. Воспитатель разновозрастной группы Царенко Е.В. продолжала формировать у детей умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров по игре «Супермаркет». Основная роль также обозначена ребёнком, а дополнительные роли выполняла воспитатель. Здесь после некоторого парного ролевого взаимодействия «продавец — покупатель» возникла необходимость появления новых игровых ролей. Развивались новые события. При этом воспитатель как бы договаривалась с детьми о предстоящем изменении сюжета и появления новых ролей. В итоге дети продолжали играть самостоятельно. Воспитатель включалась в игру только тогда, когда это было необходимо. Воспитатель Аникина И.Г. организовала игру «Автобус», где постепенно в игру были вовлечены дети всей группы: шофёр, кассир, пассажиры, контролёр. Постепенно игра получила продолжение, пассажиры проголодались, и воспитатель предложила поиграть в игру «Кафе». В игре использовались различные атрибуты. В старшей и подготовительной к школе группах воспитатели стремись научить детей комбинировать в игре разнообразные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы. Так, воспитатель старшей группы Яковлева Ю.В. предложила детям отправиться в «Город мастеров». В игре были объединены события, происходящие в парикмахерской, магазине, на стройке, в больнице. Дети самостоятельно определяли для себя партнёров по игре и роли, развертывали ролевые взаимодействия и диалоги. Воспитатель обозначила свою роль, роль журналиста, который посещает все места города мастеров. Разворачивались разные ролевые диалоги. Они развивали речь детей, стимулировали к деятельности, помогали осуществлять ролевые взаимодействия. Игра продолжалась длительное время, прекратилась, когда родители стали забирать детей. Воспитатель подготовительной к школе группы Лисина Е.М. вместе с детьми организовала игру — лаборатория «Юные исследователи». Словесно обговаривалась тема игры, основные события; осуществлялось ролевое взаимодействие, обговаривались действия, характерные для персонажей. Воспитатель взяла на себя роль научного консультанта (наблюдала за игрой, по мере необходимости координировала), дети — роль юных ученых. Инициатива в игре была у детей (исследовали объекты живой природы), по окончанию игры они решили продолжить на следующий день исследовать неживую природу. В игре применялись предметы-заместители. В результате анализа организации сюжетно-ролевой игры отмечается заинтересованность каждого воспитателя, его стремление научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Все воспитатели использовали художественное слово в игре, различные атрибуты, но предварительная работа была проведена только в разновозрастной группе. Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы ежедневно. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей и появление в окружающей жизни новых понятий. В каждой группе создана развивающая предметно-пространственная среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала (особенно в разновозрастной группе). В ходе контроля ни в одной возрастной группе не было отмечено системы работы с родителями по организации игры. Выводы: • Сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. • Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют развивающую предметно-пространственную среду, изучают методическую литературу по организации игры. Рекомендации: 1. Воспитателям планировать сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастом детей, старшему воспитателю взять под наблюдение формулировку цели игровой деятельности, по необходимости организовать консультации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры. 2. Проводить предварительную работу перед обучением детей игровым действиям. Со старшими дошкольниками планировать подготовку и ремонт игровых атрибутов. 3. Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.

Рекомендуем посмотреть:

Картотека игр и опытов с водой во второй младшей группе детского сада Реализация образовательной области «Здоровье» в рамках ФГОС в детском саду Рассказывание в детском саду Спортивный праздник для детей 3-4 лет. Методическая разработка

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]