Статья «Современные технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Современные технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Г.П. Рубцова
e –mail
В статье описываются современные технологии по речевому развитию дошкольников, технологии ТРИЗ, мнемотехника, синквейн, ИКТ- технология. Применяя их в работе, педагоги развивают речь детей, дают новые знания, новые возможности самовыражения.
Педагоги, которые работают с детьми, отмечают, что с каждым годом растет число детей, имеющих отклонение в развитии речи. Один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка – это речь. Конечно, чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому, нам педагогам, необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности
Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.
Наша задача выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество, подобрать технологии, которые дают детям новые знания, новые возможности самовыражения, расширяют кругозор. Рассмотрим некоторые технологии, которые мы применяем в своей работе.
Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)
Особенность технологий заключается в простоте подачи материала и доходчивости. Ребёнок научится применять решения, встающих перед ним проблем, через сказки и бытовые ситуации. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает из игр и упражнений. Особенно интересен для детей мозговой штурм или коллективное решение проблем. Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты (нет не правильных суждений).
Одним из наиболее распространенных приемов развития речи ребенка, который мы используем в работе – является мнемотехника.
Мнемотехника —
это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов, которые облегчают детям поиск и запоминание слов. Мнемотаблицы, которые мы разработали, служат для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Синквейн
(стихотворение без рифмы из пяти строк)
Новая технология в развитии речи дошкольников, в которой отрабатываются знания о частях речи, о предложении, значительно активизируется словарный запас, совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.
Схема использования этой технологии заключается в следующем:
Дети подбирают: слова – предметы, дифференциация «живой» – «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
Слова – действия, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».
Слова – признаки к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова – признаки».
Грамматическое оформление предложения получается таким: «слова – предметы» + «слова – действия», «слова – предметы» + «слова – действия» + «слова – признаки».
Популярные и очень эффективные в наше время ИКТ
(Информационно — коммуникативные технологии)
позволяют нам объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию речи, сделать каждую деятельность нетрадиционной, яркой, насыщенной.
Подобранные компьютерные программы, иллюстративный и речевой материал, помогает при обучении детей составлению рассказов, пересказу произведений. С помощью компьютера мы можем не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером, как проигрывателем CD.
Во время обучения творческому рассказыванию можно использовать DVD диски. При проигрывании диска, мы можем продемонстрировать начало, середину или конец сказки, тем самым, побуждая детей к творчеству: придумыванию предшествующих или последующих события
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста, могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
Литература
1. Панфилова, М.А. Игротерапия общения.- М.:Просвещение, 2002.
2. Полянская, Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — М.: Детство-Пресс, 2010.
3. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.; Детство-Пресс, 2004.