Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников
В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: речь, развитие речи, современные игровые технологии, инновационные технологии.
The article describes modern gaming technologies and their use in the development of speech of preschool children.
Keywords: speech, speech development, modern gaming technology, innovative technology.
Одной из приоритетных задач в процессе обучения ребенка является формирование грамматически правильной, фонетически чистой речи и, конечно, развитие богатого словарного запаса. Важнейший показатель, который учитывают при выявлении готовности обучения ребенка к школе — это правильная речь. Именно она является залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Необходимо уделять должное внимание воспитанию и привитию правильной речи в дошкольном возрасте. Развивать грамотную речь у ребенка следует со среднего дошкольного возраста (4–5 лет).
На современном этапе дошкольного образования игровые технологии пользуются большим успехом у педагогов, в особенности в развитии речи дошкольников. Выбор данных технологий основан на том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что игра оказывает положительное влияние на процесс развития и обучения детей. Благодаря использованию игровых технологий в работе по развитию речи дошкольников процесс обучения становится более занимательным и интересным, следовательно, более эффективным.
Игра — вид деятельности в ситуациях, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Функции, которые выполняет игра: развлекательная, диагностическая, коммуникативная, терапевтическая, функция самореализации, функция коррекции, функция социализации.
Современные игровые технологии в развитии речи включают в себя объемную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Наиболее благоприятный период для применения и использования игровых технологий в процессе обучения — дошкольный возраст.
Современные игровые технологии в развитии речи включают в себя объемную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Наиболее благоприятный период для применения и использования игровых технологий в процессе обучения — дошкольный возраст. К игровым технологиям относятся: дидактические игры, театрализованные игры, пальчиковые игры, игровые приемы при заучивании стихотворений, игровые приемы при развитии звуковой культуры речи (ЗКР), игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
Рассмотрим более подробно каждую категорию игр.
Дидактические игры. Они являются основным видом игр, которые педагог использует в работе по развитию речи. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Существует несколько видов дидактических игр: игры с наглядным материалом, словесные игры, игры с предметами, настольно-печатные игры, специальные лексические упражнения.
Большинство задач речевого развития дошкольников реализовываются посредством театрализованной игры. Театрализованные игры разделяются на две основные группы — это режиссерские игры и игры — драматизации.
В игре — драматизации ребенок исполняет роль «артиста», соответственно сам придумывает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. К вербальным средствам выразительности в первую очередь относится речь, а к невербальным жесты, мимика и пантомимика. Существует несколько видов драматизации: игры — имитации образов животных, людей, героев литературных произведений, ролевые диалоги на основе текста, инсценировка литературного произведения, постановка спектакля по какому-либо произведению, игры — импровизации, в которых разыгрывается сюжет без предварительной подготовки.
В режиссерской игре главные роли «исполняют» игрушки, а ребенок — дошкольник организует деятельность в качестве режиссера. Пользуясь различными средствами выразительности, он озвучивает своих героев, вслух проговаривает действия, совершаемые с ними. В зависимости от используемого театра определяется вид режиссерской игры соответственно. Используются такие виды театра, как настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, кукольный театр, театр игрушек, театр теней и т. д.
Однимиз эффективных средств переключения ребенка — дошкольника с одного вида деятельности на другой являются пальчиковые игры. Проговаривание стихотворений в сопровождении с движениями рук делает речь детей более ритмичной, четкой, эмоциональной. Например:
Пальчик толстый и большой в сад за сливами пошел (шагаем указательным и средним пальцем).
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий!
Он сбивает сливы с ветки (делаем движение, как будто сбиваем).
Безымянный собирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает (мизинцем стучим по столу).
Игровые приемы при заучивании стихотворений. Рассказывая стихотворение, ребенок воспроизводит сюжет с помощью слов, мимики и жестов. При разучивании различных детских потешек, прибауток ребенок учится не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.
Игровые приемы при развитии звуковой культуры речи (ЗКР). Звуковая культура речи развивается благодаря четкому проговариванию чистоговорок и скороговорок. Произнося скороговорки, ребенок имеет возможность менять силу голоса, интонацию, которая может обозначать удивление, вопрос или испуг.
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков. Педагог, рассмотрев с ребятами картинки, например «Еж и ежата», предлагает выполнить задание: четко проговорить фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Благодаря данному упражнению ребенок — дошкольник осваивает интонацию вопроса, развивается чувство ритма. При вычленении звука при четком произношении ребенком слова или фразы он постепенно знакомится с терминами «звук» и «слово».
Нами было создано и разработано дидактическое пособие, которое представляет собой фетровую книгу «Развивайка». Она может быть использована в работе по развитию речи с детьми раннего, а также дошкольного возраста. Каждая страница имеет свой цвет (за основу взяты цвета радуги, на страницах расположены предметы, сшитые из фетра, которые соответствуют данному цвету, например, красный: помидор, клубника, божья коровка и т. д., зеленый: лягушка, трава, яблоко и т. д. При помощи данного пособия у ребенка появляется возможность познакомиться с основными цветами, цветами радуги, закрепить знания и цвете. При знакомстве с определенным цветом, малыш узнает, какие предметы бывают такого же цвета. Главным преимуществом данной книги является то, что в процессе обучения с ее помощью у ребенка развивается речь, он учится строить предложения, обогащается словарный запас, а так же развивается мелкая моторика рук, так как каждый предмет, который представлен в книжке, имеет свойство трансформироваться, «перемещаться» с одной страницы на другую с помощью специальных заклепок.
Мы можем сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Все дети проявляют активность, данный процесс активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас, сравнивать предметы по признакам и свойствам, систематизировать накопленные знания.
Литература:
- Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина. М.: Детство-Пресс, 2012 г.
- Тимофеева Е. Г. Консультация для педагогов «Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников». 2022 г.
Педсовет по развитию речи в ДОУ с использованием инновационных технологий
В ходе собрания разрабатываются задания на развитие речи с учетом нормативов ФГОС. Главная тема, которую обсуждает педсовет, речевое развитие детей через игровые технологии в ДОУ.
Педсовет в садике
Важно! Задача собрания педагогов – выявить имеющиеся проблемы и найти методы их решения.
Сценарий педсовета «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
Перед тем, как начнется новый учебный год в ДОУ, воспитатели и педагоги проводят мероприятие, в ходе которого определяется направление для дальнейшей образовательной работы. Сценарий следует заранее распечатать, чтобы не пропустить важные моменты.
Ход заседания:
- Вступление и общее слово воспитателя о развитии речи у ребят, посещающих садик.
- Аналитическая справка по итогам прошлого рабочего года.
- Какие методы и формы контроля используются в учреждении.
- Выдвижение предложений по улучшению ситуации.
Дополнительная информация! Результатом педсовета должны стать четкие, грамотно разработанные предложения, включающие в себя методы развития связной речи у дошкольников, календарное планирование и работу с родителями.
Вступительное слово «Работаем по ФГОС ДО»
В самом начале мероприятия один из организаторов произносит вступительное слово, главное назначение которого – обозначение проблемы, требующей решения.
Пример вступления:
«Очень хочется начать со слов Уважаемого Л.С. Выготского: «…интеллектуальное развитие ребенка и формирование его характера во многом зависит от формирования речи…». Мы работаем по ФГОС ДО, и сейчас главная наша задача – составить структурированный, грамотный план работы с детьми».
Речь воспитателя на совете
Лекция с использованием презентации о дополнительной профессиональной программе «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Образование детей – современный и инновационный проект, который находится в стадии доработки и поиска лучших решений. Главная задача педагогов после прослушивания лекции составить программу, применяя которую, можно развивать речь дошкольников.
Содержание лекции и презентации:
- основные положения программы образования в ДОУ: коммуникативные игры, цели и задачи, предложения;
- информация о технологии сенсорно-графических схем;
- итоги собрания.
Все представленные данные подкрепляются видеофайлами в презентации.
Практические рекомендации по использованию технологии сенсорно-графических схем при построении речевых высказываний у детей дошкольного возраста
Главная проблема, решаемая на совете – как использовать сенсорно-графические схемы. Развитый ребенок нуждается в дополнительном образовании, как и недоразвитый – в улучшении своих навыков. В этом отлично помогут современные технологии.
Сенсорно-графические схемы
Принцип использования схем:
- задействуются все виды памяти: зрительная, слуховая;
- после чтения текста из него выбирают несколько важных моментов-ориентиров;
- создается схема;
- с помощью рисунков ребенок пересказывает текст.
Занятия на постановку шипящих звуков у детей дошкольного возраста
В ходе занятий улучшается слог дошкольника, он учится лучше выражать свои мысли, речь становится связная, четкая.
Принятие или не принятие методик педагогическим коллективом
Современный детский сад осуществляет образовательную деятельность согласно нормам ФГОС, однако, когда идет совет, педагоги могут проголосовать «за» или «против» некоторых инноваций.
Важно! Решение принимается большинством голосов.
Задания по развитию речи для дошкольников
При улучшении речевых навыков детей 6-7 лет допускается применение современных технологий. Однако чаще всего используются стандартные задания на коррекцию звуков и улучшение произношения:
- Похожий звук. Педагог произносит слово, например «цапля» и ребенок ищет похожие слова, начинающиеся на «ц».
- Угадай слово. Воспитатель говорит: Что едет по земле и начинается на букву Т, а заканчивается на С?
- Назначение предмета. Что делают на стуле? Сидят. А за столом? Едят.
В каждом ДОУ имеется картотека с типовыми заданиями.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Подготовка ребенка к школе включает в себя формирование грамматического и лексического речевого строя. Педагогический совет решает, какие упражнения для этого лучше всего использовать.
В ходе занятий с использованием современного метода образования детей в возрасте 5-6 лет уделяется внимание умению ребенка подбирать синонимы и антонимы к слову, ярко выражать свои мысли, подкрепляя слова образами.
Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников
Образовательный процесс в детском саду начинается для детей 3-4 лет, но большее внимание грамматике уделяется в группах 4-5 лет и старше.
Структура работы следующая:
- лексика – изменение слов;
- образование слов;
- словоизменение.
Одного понимания речи ребенком недостаточно для правильного использования лексики. Наступает возраст, когда дети должны улавливать смысл и связи между словами и предложениями.
Развитие лексико грамматического строя речи у дошкольников
Педагоги отмечают актуальность развития речи у детей с ЗРР, которым требуется больше времени для того, чтобы начать связывать между собой слова и предложения по смыслу. К 4 годам норма слов – 2000.
Важно! Для развития речи воспитатель использует образовательный материал по темам: «посуда», «транспорт», «одежда», «животные», «части тела», «насекомые», «птицы».
Постановка звука Т
Карточки для развития речи
Деятельность в детском саду строится на игровой основе, когда познание окружающего мира происходит во время прогулок, по карточкам.
Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений
Младшая и старшая группа в детском саду выполняет следующие упражнения с целью развития дыхания:
- сдувание бумажных бабочек на веревке;
- медленный выдох на листья, собранные в парке;
- подметание – ребенок дует на метелку из бумаги.
Дошкольный период характеризуется тем, что у ребенка может возникнуть головокружение при активном выполнении дыхательных упражнений, поэтому нужно действовать постепенно.
Интонационная выразительность речи дошкольников
Развитие интонационной выразительности речи происходит во время групповых занятий. Ребенок должен уметь:
- замедлять и ускорять речи;
- выделять определенные слова голосом;
- говорить тише, чтобы обратить внимание на отдельные слова.
Подобные навыки приобретаются только с практикой и при выполнении заданий, предложенных воспитателем.